Жилищные права граждан РФ: Право на жилище

Жилищные права граждан РФ: Право на жилище

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гласит: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года»).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Право на жилище входит в состав социальных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей, интересов человека

Жилищный Кодекс РФ, вступивший в действие с 1 марта 2005 г, является основным законом, который помогает гражданам реализовывать жилищные права, а в случае необходимости — защищать их.

Правовые принципы регулирования жилищных отношений, отнесенные ст. 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства, основаны на положениях Конституции РФ.

Таковыми являются: необходимость обеспечения условий для реализации права на жилище, безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав, обеспечения их судебной защиты и восстановления в случае нарушения, обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению, признание в качестве общего правила равенства участников жилищных отношений.

Жилищным кодексом РФ прежде всего закреплено право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий содействуют осуществлению гражданами права на жилище, создают необходимые условия для удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Например, малоимущие и иные предусмотренные законом определенные категории граждан (участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, дети-сироты, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и т. д.) имеют право на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату. Жилье предоставляется из государственного и муниципального жилищного фонда. Площадь жилья должна быть не менее установленной законом нормы. Малоимущим гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг государство предоставляет субсидии. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве. В силу ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Законом запрещено размещение в жилых помещениях промышленных производств. Согласно ст. 17 ЖК РФ при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования. В соответствии со ст. ст. 86-89 ЖК РФ при выселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения им предоставляется благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение по договору социального найма, равнозначное площади ранее занимаемому.

Принцип неприкосновенности жилища обусловлен ст. 25 Конституции РФ, содержание которой воспроизведено в ст. 3 Жилищного кодекса РФ. Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних лиц для законно проживающих в помещении граждан.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом РФ и иными федеральными законами. Данный принцип действует в отношении граждан, владеющих жилищем на законном основании. Гражданин, вселившийся в жилое помещение без правоустанавливающих документов, выселяется из данного жилого помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения.

Законодателем закреплено право граждан на свободное установление и реализацию жилищных прав на основе жилищного законодательства или договора. Права, возникающие из договора, также подлежат защите, как и права, возникающие из требований закона. При этом осуществление жилищных прав граждан не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. Ограничение жилищных прав возможно только на основе федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение основывается на п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Положение Жилищного кодекса РФ о праве граждан на свободный выбор жилого помещения для проживания в пределах Российской Федерации конкретизирует ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, в соответствии с которой, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Жилищное законодательство исходит из необходимости восстановления нарушенных прав в случае их нарушения.

В Жилищном Кодексе РФ содержится немало норм, конкретизирующих общие положения о защите субъективных прав, предусматривающих меры, направленные на восстановление права в случае его нарушения.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения либо наниматель жилого помещения, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние. В силу ст. 35 ЖК РФ при прекращении у гражданина права пользования жилым помещением он подлежит выселению из жилого помещения по решению суда.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Жилищные споры подведомственны суду. В силу ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Например, прокурор района обратился с иском в суд в интересах Л., ветерана Великой Отечественной войны, к органу местного самоуправления, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании распоряжения Главы администрации района об отказе Л. в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о постановке его на учет для улучшения жилищных условий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на социальную поддержку, в том числе путем предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма во внеочередном порядке. Ветеран проживал в квартире, собственником которой он не являлся, другого жилья на каком-либо праве, как установлено судом, он не имел. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга, на государственные органы возложена обязанность о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения в виде однокомнатной квартиры не менее 36 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, расположенной в пределах г. Екатеринбурга.

Решением Серовского районного суда удовлетворен иск прокурора в интересах семьи Б. о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, равноценного по общей площади ранее занимаемому.

В соответствии с актом межведомственной комиссии жилой дом признан непригодным для проживания. Состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов оценивалось как недопустимое. Дом не включен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению на территории городского округа в 2014-2017 г.г., в связи с чем расселение жильцов не планировалось. Поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном прядке. Судом восстановлены нарушенные жилищные права граждан.

Право гражданина России на жилье

Обеспечение граждан России доступным жильем – одна из важнейших задач нашего государства. Ее решение позволит преодолеть многие экономические проблемы, снять социальную напряженность, стимулировать развитие строительной отрасли и смежных производств.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Генеральная Ассамблея ООН подробнее , устанавливает, что каждый имеет право на жилище, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи.

Конституционная гарантия

Статья $40$ Конституции России гарантирует гражданам нашей страны право на жилище. Оно может быть реализовано в результате осуществления органами государственной и муниципальной власти следующих мер:

  1. развитие и охрана государственного и общественного жилищного фонда;
  2. содействие кооперативному и индивидуальному жилищному строительству;
  3. справедливое распределение жилой площади между нуждающимися гражданами;
  4. препятствие неконтролируемому росту стоимости коммунальных услуг;
  5. развитие рынка недвижимости и строительной индустрии.

Таким образом, государство приняло на себя обязанность по созданию условий для реализации права граждан на жилище.

В содержание данного права входят следующие полномочия:

  1. использование имеющегося жилья;
  2. получение помещений в домах государственного или муниципального фонда в установленном законом порядке;
  3. приобретение жилья в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в долевом строительстве.

Между гражданами России, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой, возникают общерегулятивные правоотношения, одной из составляющих частей которых является конституционное субъективное право граждан на жилище.

Ни один член общества не может обходиться без места, предназначенного для проживания, воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, общения и творчества. Признание права каждого гражданина на жилище позволяет обеспечить физическое и психическое здоровье населения, человеческое достоинство и приемлемое качество жизни в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Право на жилище относится к числу социально-экономических прав и носит многоаспектный характер. Оно тесно связано с решением демографической проблемы, ведь дети должны быть обеспечены всем необходимым для их воспитания и развития. И в первую очередь, речь идет о благоустроенном жилье.

Понятие жилища: правовой аспект

Действующее в России законодательство не проводит четкого разграничения между понятиями: «жилище» и «жилое помещение». Они тождественны и могут пониматься как в широком, так и в узком значении.

В широком смысле, под жилищем подразумевается любое помещение, которое граждане используют для временного или постоянного проживания.

В узком смысле, речь идет только о помещении, которое официально признано жилым.

Эта двойственность и возможность для разночтений часто приводит к различным спорам, в том числе и судебным разбирательствам. Например, о признании дачного домика местом постоянного проживания и, как следствие, официальной регистрации данного факта.

В юридической науке термин «жилище» обычно означает особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей. Это могут быть: жилой дом, квартира или комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, санузел, прихожая, коридор).

Жилое помещение должно соответствовать следующим основным требованиям:

  1. пригодность для постоянного проживания;
  2. постановка на государственный учет в жилищном фонде.

Остальные помещения, временные и приспособленные для жилья строения, номера гостиниц и комнаты в санаториях действующее законодательство к жилым не относит.

Жилищные права граждан России

Право гражданина России на жилище не следует связывать лишь с обеспечением людей благоустроенными домами или квартирами. Данное понятие гораздо шире, оно включает в себя ряд других полномочий и возможностей, гарантированных членам общества Конституцией России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и Жилищным кодексом РФ.

Граждане нашей страны имеют право:

  1. на неприкосновенность жилища;
  2. на свободное передвижение и выбор места жительства;
  3. на осуществление профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности в своем жилище, если при этом не нарушаются законные интересы соседей и других лиц;
  4. на обязательное предоставление жилья в случае выселения из занимаемого помещения, что возможно только на основании соответствующего судебного решения.

Жилищный кодекс РФ предусматривает только судебный порядок выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений, это дополнительная гарантия защиты прав россиян. Органы государственной власти или местного самоуправления, должностные лица различного уровня не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с лишением граждан их конституционного права на жилище.

Основания и порядок выселения людей из их домов и квартир определяются действующим законодательством.

Статья $3$ Жилищного кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жилищное право Жилищная политика Российской Федерации подробнее , устанавливающая принцип недопустимости произвольного лишения граждан их жилища, утверждает также, что какие-либо ограничения жилищных прав россиян возможны лишь на основании федерального законодательства. В том числе, речь идет и о возможности пользоваться коммунальными услугами, которой люди не могут быть лишены по произвольному решению органов власти субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее или администраций муниципалитетов.

Гарантированное Конституцией России право граждан на жилище ставит вне закона случаи выселения людей из занимаемых ими помещений без предоставления другого жилья. Даже если конкретный человек утратил право пользования домом или квартирой в результате различных обстоятельств (например, задолжал банку платежи по кредиту), произвел самовольную перепланировку жилого помещения, организовал в квартире промышленное производство, то по закону его и членов семьи никак нельзя выселять «на улицу». Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить гражданам, оказавшимся в таких обстоятельствах, менее комфортное жилье из социального фонда.

Статья 40 Конституции России

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Ст. 40 Конституции Российской Федерации

Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Комментируемая статья устанавливает основные начала регулирования правоотношений в жилищной сфере.

Читайте также  ГОСТ Р 52189-2003 Мука пшеничная

Обеспечение условий для реализации права на жилище осуществляется в соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ. Данная статья предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Жилищные права малоимущих граждан обеспечиваются путем предоставления им муниципальных жилых помещений по договору социального найма.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему.

От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст. 40 Конституции РФ конкретно не содержит такой юридической формулы:

  • стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда;
  • улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда;
  • обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

Часть 3 ст. 40 закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения «в общем котле» для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье в подведомственном жилищном фонде.

Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья.

Необходимо самому заработать на приобретение, строительство или коммерческий найм квартиры (жилого дома), причем без ограничения площади.

Время новоселья будет определяться не низкими критериями нуждаемости в улучшении жилищных условий, действовавшими на протяжении многих десятилетий, не многими годами ожидания в очереди на получение жилья в домах названных фондов, не решением об обеспечении жильем органов управления и профкома по месту работы, а доходами гражданина, материальной возможностью позволить себе купить, построить или арендовать жилье.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохранится режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, как и прежде, будет осуществляться без оплаты строительной стоимости жилья.

При этом обеспечение указанных лиц жильем на таких условиях возможно неоднократно.

В Конституции не перечислены, естественно, все, для кого сохранится планово-распределительная система выделения жилья: это должны предусматривать федеральные законы и законы субъектов Федерации, как действующие, так и будущие.

Так, ст. 9 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма.

Статьей 10 Закона на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного фонда, площадь выделяется в порядке очередности, с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право социального найма независимо от площади занимаемого жилого помещения.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Помимо государственного и муниципального и жилищных фондов по ст. 40 Конституции в его состав входит и та часть частного жилищного фонда, где проживают на условиях найма социально незащищенные граждане.

Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным ст. 40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации.

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Вступила в силу часть вторая ГК РФ, которая регулирует жилищные отношения. Действуют правительственные постановления Российской Федерации о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг, Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления, ни судебно-прокурорскими органами, ни хозяйствующими субъектами, ни должностными лицами или работниками предприятий, учреждений и организаций, ни арендатором или нанимателем, ни собственником жилого дома или квартиры, ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами, ни иными гражданами.

Ограничение жилищных прав, как и других, возможно в исключительных случаях, предусмотренных Конституцией (ст. 55), и лишь в силу федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (см. ст. 46). Гражданин вправе обратиться и в Конституционный Суд, если полагает, что имеет место неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции Российской Федерации затрагивающий его жилищные права закон.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, они вправе требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

P.S. По мнению Абрамовой А. И. такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы было закрепление прежними конституциями монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, созданных за годы социализма.

Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа второстепенное место. Он господствовал лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации — другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать.

Специалист считает, что личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом. Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата.

Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления.

Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было.

Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю (см. ст. 8 и ст. 9).

Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector