Задачи комиссии по легализации заработной платы

Задачи комиссии по легализации заработной платы

Легализация заработной платы в 2021 году: ждите вызов на зарплатные комиссии

Легализация заработной платы в 2021 году: ждите вызов на зарплатные комиссииВ целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли.

Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей.

Таким образом, комиссии по легализации зарплаты призваны узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.

Зачастую комиссия по оплате труда грозит работодателям, у которых трудятся мигранты или сотрудники, «официально» получающие неоправданно маленькие зарплаты, и которые занижают и недоплачивают «зарплатные налоги» за своих сотрудников.

Далее в статье мы детально рассмотрим процесс проведения «зарплатных» комиссий по легализации зарплаты в администрации и налоговой, а также расскажем, к чему должны подготовиться юридические лица и их руководители, получив вызов на комиссию по легализации заработной платы.

Для более удобного перемещения по статье вы можете воспользоваться навигацией по странице:

Кто проводит комиссии по заработной плате

В России есть «зарплатные» комиссии по оплате труда, наделенные правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной персоналу заработной платы.

  • налоговая инспекция;
  • государственные органы на местах;
  • Государственная инспекция труда.

По большей части комиссии по труду и заработной плате располагаются при администрациях районов для узаконивания зарплаты и защиты прав работников компаний, расположенных на территории того или иного района. Однако бывает, что проводят зарплатные комиссии в налоговой или ИФНС.

Задачи комиссии по легализации заработной платы

Ключевая задача комиссии по зп состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.

Зарплатные комиссии выявляют сведения о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках выплат.

Такие ситуации разбираются в рамках заседаний Комиссии по вопросам оплаты труда, куда приглашаются представители организаций, замеченных в подобных нарушениях.

Помимо этого, межведомственная комиссия по заработной плате активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, предоставляя данные в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию и органы внутренних дел, а также профсоюзами сотрудников и органами статистики.

Ежеквартально межведомственная комиссия по легализации заработной платы проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда.

На Комиссию по зарплате преимущественно приглашают руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего установленного в регионе размера.

Нередко в качестве основу берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ.

Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника.

Получили вызов на комиссию по заработной плате – что делать?

Несмотря на то, что комиссия по зарплате в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать.

Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания.

Работодатель, отправляющийся на комиссии по легализации зарплаты, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики.

Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов Комиссии по оплате труда были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии.

Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В частности, можно указать на ранний этап развития организации либо отсутствие прибыли.

Временные осложнения, в числе которых могут быть уменьшение сбыта, изменений потребностей рынка, сокращение финансирования, вызванного, например, финансовым кризисом, тоже можно считать вероятной причиной выплаты заниженной заработной платы, которая будет выглядеть правдоподобно в глазах комиссии по вопросам оплаты труда.

В качестве самой распространенной причины низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки.

Это является гарантией трудоустройства на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам получать дополнительный доход. Кроме того, для персонала также может предусматриваться особая система выплаты премий, зависящая от итогов работы и, например, объемов продаж.

Важно отметить и то, что на заседание зарплатной комиссии в ФНС, в налоговую и в администрацию не приглашают персонал предприятий, поскольку выслушиваются только «версии» руководства.

Другими словами, вызов на комиссию по заработной плате приходит только руководителю, сами сотрудники никак не участвуют в заседаниях комиссии по зп и не предоставляют никаких сведений членам комиссии.

Итоги работы комиссии по заработной плате

В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол по легализации заработной платы.

По результатам заседания комиссии руководству компаний должно быть направлено предложение о том, чтобы поднять заработную плату сотрудникам, а также о том, чтобы руководитель представил отчет об этом впоследствии.

В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии по труду и заработной плате носят характер рекомендаций, то есть исполнять их вовсе не обязательно.

Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии по зп могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании.

В целях легализации заработной платы в 2021 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника.

В каждом отдельном случае она может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для руководителей и индивидуальных предпринимателей она составит от одной до пяти тысяч рублей).

Зачастую зарплатные комиссии при администрациях районов имеют налаженные связи с районными прокуратурами города. Кроме того, государственные органы учитывают информацию комиссий по труду и заработной плате при районных администрациях при рассмотрении инвестиционных предложений и размещении государственных заказов в сфере недвижимости.

Специалисты советуют исполнять решения зарплатной комиссии поэтапно, попеременно повышая уровень оплаты труда специалистов, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей.

Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юр. лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности.

Как избежать вызов на комиссию по легализации заработной платы?

Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии по зарплате в налоговой, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД.

Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату.

Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание комиссии по легализации серой заработной платы.

Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.

Если вы будите соблюдать приведенные правила ваша организация никогда не получит вызов на зарплатную комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой или администрации района.

Что делать, если я не хочу повышать зарплату до среднеотраслевого уровня, но хочу избежать комиссию по зп?

Единственная возможность не повышать зарплату до среднего уровня и легально сократить расход на зарплатных налогах – это вывести сотрудников из штата своей компании и оформить их в штат другой компании по договору аутстаффинга.

По большей части среднеотраслевой уровень оплаты труда сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговую компания, значительно ниже, чем на предприятиях, а значит ни более низкая зарплата за те же работы, ни сокращенные зарплатные налоги не вызовут подозрение у комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы.

При этом работодатель не только снижает расходы на зарплату, но и избавляет себя от необходимости посещать комиссии по заработной плате, а также навсегда избавляется от проверок миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих государственных органов.

Пожалуйста, оцените нашу статью, если она была вам полезна, или поделитесь с друзьями информацией о зарплатных комиссиях и легализации заработной платы сотрудников.

Приложение N 2. Положение о межведомственной комиссии по легализации заработной платы и трудовых отношений

1.1. Настоящее Положение о межведомственной комиссии по легализации заработной платы и трудовых отношений (далее — Положение) определяет задачи, компетенцию и порядок организации деятельности межведомственной комиссии по реализации мероприятий, направленных на повышение и легализацию заработной платы, своевременную ее выплату в Пичаевском районе (далее — Комиссия).

1.2. Деятельность Комиссии направлена на разработку рекомендаций по вопросам легализации заработной платы, недопущения задержек выплаты, проведения на территории района единой государственной политики по обеспечению защиты прав граждан, соблюдению законодательства об оплате труда, выявления и пресечения фактов выплаты заработной платы в «конвертах», обеспечения системного подхода в вопросах экономической и налоговой политики.

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области, муниципальными правовыми актами администрации района, а также настоящим Положением.

2. Задачи Комиссии

2.1. Основной целью Комиссии является определение приоритетных направлений по обеспечению защиты трудовых прав граждан в части своевременной и полной выплаты заработной платы, легализации доходов физических лиц.

2.2. Основными задачами Комиссии являются:

— организация взаимодействия заинтересованных органов государственной власти, органов муниципальной власти района, организаций независимо от их организационно-правовых форм по решению вопросам согласованных действий за соблюдением трудового законодательства, при решении вопросов, связанных с обеспечением своевременной и в полном размере выплаты заработной платы;

— определение эффективных методов воздействия на работодателей в части увеличения заработной платы;

— достижение целевых индикаторов установленных Региональным и Территориальным соглашениями между органами государственной и муниципальной власти, объединениями работодателей и профсоюзами;

— выявление фактов сокрытия реально выплачиваемой заработной платы;

— мониторинг рынка труда и своевременности выплаты заработной платы на территории района, динамики заработной платы и своевременного поступления отчислений от заработной платы;

— анализ сведений о работодателях, имеющих задолженность по оплате труда и осуществляющих выплаты ниже установленного минимального размера оплаты труда;

— освещение через средства массовой информации трудовых отношений и негативных последствий выплаты «теневой» части заработной платы.

3. Компетенция Комиссии

3.1. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:

3.1.1. осуществляет координацию и обеспечение эффективности взаимодействия администрации района, органов государственной власти, организаций независимо от их организационно-правовых форм по реализации мер, направленных на увеличение заработной платы и преодоление негативных явлений на рынке труда;

3.1.2. разрабатывает предложения, направленные на легализацию трудовых отношений, сокращение задолженности по заработной плате и снижение уровня безработицы на территории района.

3.2. Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач и осуществления своих функций вправе:

3.2.1 вносить предложения главе Пичаевского района по реализации мероприятий, направленных на увеличение заработной платы в бюджетной сфере экономики и улучшение положения в сфере занятости;

3.2.2 образовывать рабочие группы для подготовки материалов к заседаниям Комиссии, проектов решений Комиссии в пределах своей компетенции;

3.2.3 участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов администрации района в пределах своей компетенции;

3.2.4 привлекать для участия в деятельности рабочих групп Комиссии представителей государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных и налоговых органов, организаций, осуществляющих деятельность на территории района;

3.2.5 запрашивать материалы, необходимые для осуществления деятельности Комиссии;

3.2.6. по фактам нарушения законодательства Российской Федерации и законов Тамбовской области направлять материалы в уполномоченные органы для принятия мер;

3.2.7. заслушивать (по согласованию) руководителей организаций независимо от форм собственности отчеты по вопросам регулирования трудовых отношений и мероприятий, направленных на легализацию зарплаты, увеличения заработной платы, не допущению задолженности;

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.2.6 организовывать, проводить совещания, конференции, дискуссии и другие мероприятия.

4. Организация деятельности Комиссии

4.1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 месяца.

4.2. В состав Комиссии могут входит представители администрации района, налоговых и правоохранительных органов, органов государственной власти, органов организаций независимо от их организационно-правовых форм.

4.3. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, членов комиссии (далее — члены комиссии). Состав Комиссии утверждается постановлением администрации района.

4.4. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании Комиссии присутствуют не менее половины членов комиссии.

4.5. Работой Комиссии руководит председатель комиссии, а при его отсутствии — заместитель председателя комиссии.

4.6. Дата, время, место проведения заседания комиссии определяется председателем комиссии. Члены комиссии должны быть проинформированы о дате, времени, месте проведения и о повестке очередного заседания комиссии не позднее, чем за 3 дня до даты его проведения.

4.7. Председатель комиссии:

4.7.1 руководит деятельностью комиссии и обеспечивает планирование работы Комиссии;

4.7.2 вносит предложения в повестку заседания комиссии, утверждает план работы комиссии;

4.7.3 председательствует на заседаниях комиссии;

4.7.4 подписывает протоколы заседания комиссии;

4.7.5 дает поручения членам комиссии по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии;

4.7.6 информирует членов комиссии о документах и материалах, поступивших на комиссию;

4.7.7 обладает правом решающего голоса на заседаниях комиссии.

4.8. Решения комиссии принимаются путем голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председатель комиссии.

4.9. Решения комиссии имеют рекомендательный характер, оформляются протоколами, которые подписываются председателем и ответственным секретарем комиссии.

4.10. В протоколе заседания комиссии указываются вопросы, рассматриваемые на заседании, окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Члены комиссии, не согласные с решением комиссии, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе заседания комиссии делается соответствующая запись.

Член комиссии, отсутствующий на заседании комиссии, вправе представить письменно свое мнение по вопросам повестки заседания комиссии, которое оглашается на заседании и приобщается к протоколу заседания комиссии.

<< Приложение
N 1. Состав районной межведомственной комиссии по легализации заработной платы и трудовых отношений
Содержание
Постановление администрации Пичаевского района Тамбовской области от 7 февраля 2013 г. N 149 «Об утверждении состава.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Зарплатная комиссия в ИФНС

Борьба с нелегальными выплатами зарплат идет не первый год. Из-за того, что НДФЛ поступает в местный бюджет, в авангарде выступает межведомственная комиссия по заработной плате, куда входят представители различных органов, в том числе прокуратуры.

Вызывают на комиссию по заработной плате, что делать?

Стратегия и порядок действий зависит от того, что желает узнать от вас комиссия по заработной плате. Порой самые угрожающие тексты требуют наименьшего напряжения и подготовки. Рассмотрим несколько вариантов уведомлений, которые рассылает налоговая комиссия по зарплате.

  • Уведомление содержит перечень нестандартных документов

Проще всего провести подготовку, если в уведомлении о вызове налогоплательщика, плательщика взносов или налогового агента (далее – Уведомление) указан конкретный перечень документов, например:

  • штатное расписание с указанием ФИО сотрудников, ИНН, должности и заработной платы;
  • пояснение по легализации заработной платы.

Даже такие далекие от стандартизированных документов запросы позволяют осуществить подготовку к заседанию комиссии по легализации заработной платы. Не стоит спорить с инспекторами и объяснять существенные различия между такими документами, как:

  • штатное расписание;
  • штатная расстановка.

Сделайте фантазийный документ, затребованный налоговиками на основе документов, которые есть, например, в 1С: ЗУП. Ваша цель при этом – показать трудовой распорядок ваших работников, кто из них:

  • трудоустроен у вас на полной ставке;
  • работает только половину времени;
  • занимает 0,2 или 0,3, а может и вовсе 0,1 ставки.

Сложнее всего сформировать требуемое, когда основная часть работников, например:

  • применяет надомный труд;
  • имеет формулировку в трудовом договоре о неполном рабочем дне с гибким графиком и обязанностью отработать не менее определенного количества часов в неделю.

Так, если часов будет очень мало, например, 8 в неделю, то сложно проставить даже 0,1 ставки. В таком случае лучше сообщить в объяснительной, что ваше штатное расписание не предусматривает требуемых строк, и вы можете предоставить помимо него штатную расстановку работников, куда дополнительно включите ИНН своих работников.

Также объяснительная может содержать описание устройства вашего бизнеса, который по объективным причинам суммарно имеет большое количество сотрудников. При этом отработанное ими и оплаченное вами рабочее время вполне соответствует минимальному размеру оплаты труда вашего региона.

Внимание!

Никогда не ссылайтесь на федеральный МРОТ, он существует только для бюджетников (если вы не оформляли отказ от регионального соглашения по «минималке»).

  • Уведомление содержит перечень стандартизированных документов

Комиссия по легализации заработной платы может запросить достаточно большое количество документов. Например, так:

Перечень документов

Так как времени на подготовку дают достаточно, используйте его для сверки платежей, чтобы хотя бы к уплате НДФЛ и страховых взносов не было вопросов. Таким образом вы покажете, что готовы к сотрудничеству и диалогу.

Если по любым расчетам выходит, что ваш среднестатистический работник получает меньше регионального минимума, то проблемы могут быть не только с налоговой, но и с прокуратурой. В этом случае в инспекцию правильнее предоставить не действующее штатное расписание, а хотя бы с 1-го числа месяца, следующего за датой заседания комиссии по выплате заработной платы. Естественно, оклады (тарифные ставки) необходимо рассчитать, исходя из региональной минимальной заработной платы.

  • В уведомлении упомянута среднеотраслевая заработная плата

Если комиссия по вопросам легализации настаивает на том, чтобы ФОТ соответствовал не просто региональному уровню, а среднеотраслевому, то вполне уместен торг. По сути, если в уведомлении упомянут среднеотраслевой уровень зарплат, то бессмысленно готовить заранее штатное расписание с увеличенными окладами менее продекларированного налоговиками размера.

Вначале необходимо понять, что налоговики хотят включить в протокол по легализации заработной платы. Как правило, для инспекторов важно отразить хоть какую-то положительную динамику, причиной которой стал вызов компании «на ковер».

Например, постоянно следим за тем, чтобы зарплаты в компании не выбивались из среднеотраслевых показателей, и своевременно вносим корректировки.

  • Уведомление связано с ликвидацией задолженности

Если компания допускает просрочку НДФЛ и страховых взносов, то уведомление придет уже от комиссии по ликвидации задолженности. Причем налоговики будут спрашивать не только о погашении задолженности, но и рассмотрят под лупой средний размер оплаты труда по вашей компании.

Тексты уведомлений в этом случае носят особо устрашающий характер. Вас попросят пояснить:

Перечень пояснений

Как правило, оплата задолженности или пояснение с указанием точных сроков ее погашения и описанием мер, предпринимаемых компанией, превращает упомянутый «прожиточный» минимум в региональный МРОТ. Если компания будет упорствовать, то налоговики начнут:

  • шантажировать опасностями, которые вытекают из выплат «теневой зарплаты»;
  • настаивать на необходимости среднеотраслевого размера выплат.

Принимая на аутсорсинг расчет заработной платы , мы внимательно следим за тем, чтобы ни при каких обстоятельствах не возникало задолженности по зарплатным налогам. При этом наши специалисты плотно взаимодействуют с ИФНС в ходе обслуживания. Мы готовим документы (пояснения) и отправляем их в инспекцию. При необходимости защищаем подготовленные нами пояснения и представляем интересы нашего клиента в ИФНС.

  • Вызов связан с задолженностью по заработной плате

Задолженность по зарплате – самый худший случай, так как к решению вопроса, кроме налоговой, будет подключена трудовая инспекция, а также прокуратура. Вызов на комиссию по задолженности по заработной плате – предвестник уголовной ответственности руководителя компании.

Использование такого достаточно неформального и относительно мягкого инструмента, как комиссия, в ситуации, где применим Уголовный кодекс, можно объяснить лишь:

  • отсутствием жалоб работников;
  • сдачей нулевой «зарплатной» отчетности при наличии движений по расчетному счету.

Такое положение дел можно объяснить лишь, если работники компании – сплошь ее учредители и получают дивиденды. Ведь даже при вынужденном простое работники должны получать свою среднюю зарплату.

Читайте также  Какие пособия положены при рождении второго

Помимо настоящей статьи рекомендуем вам ознакомиться и с другими нашими материалами:

В указанных материалах рассматриваемой теме посвящены отдельные разделы.

Как отвечать на вопросы налоговиков?

Любая налоговая комиссия и, особенно, межведомственная комиссия по заработной плате – это прежде всего психологическое давление. Причем такой метод воздействия на компании налоговики считают очень действенным, поэтому активно практикуют его с целью собрать больше денег в бюджет.

Подчас вызов на комиссию связан с небрежностью бухгалтера, опоздавшего с оплатой взносов, однако и в этом случае чаще всего на комиссию вызывают именно генерального директора. На человека, далекого от бухгалтерии, легче «воздействовать» с элементами запугивания.

Отметим, что штатные главбухи как правило пасуют перед налоговой и убеждают директора не перечить, а исполнять все «пожелания» ИФНС.

Между тем отвечать на вопросы налоговиков можно так, чтобы отстоять интересы компании, если уровень зарплат и перечисленных в бюджет «зарплатных» налогов обусловлен объективными обстоятельствами, а выполнение «пожеланий» приведет компанию к банкротству.

Однако каждая ситуация настолько уникальна, что готовый рецепт дать сложно. В идеале интересы компании на комиссии по вопросам легализации должен представлять и защищать опытный эксперт в области налогообложения и налогового права.

Такой подход поможет изменить ситуацию в корне. Так, у нас в компании есть специальные люди, которые умеют общаться с налоговой, не бояться ее и найдут убедительные контраргументы на претензии ИФНС. И это не рассказы о:

  • неполном рабочем дне ваших сотрудников;
  • договорах подряда (в этом случае в принципе можно в конечном итоге навлечь на себя трудовую инспекцию, которая переквалифицирует такие договоры в трудовые).

Например, в зависимости от обстоятельств наши специалисты поясняют невозможность повышения зарплаты в текущем моменте из-за:

  • сезонности спроса;
  • конкретных злостных неплательщиков-покупателей;
  • других объективных обстоятельств, в которых нет и намека на какие-либо нелегальные схемы.

Нас не смутят вопросы о личных тратах ваших сотрудников в сопоставлении с их зарплатой. На это у нас заготовлена стандартная «конституционная» фраза о невмешательстве компании в частную жизнь ее работников. И, самое главное, – мы знаем, как подготовить документы так, чтобы соблюсти интересы компании, но в то же время налоговики могли отчитаться о «результативности» итогов комиссии.

Кого вызовут на комиссию по легализации налоговой базы

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2019 г.

В первом полугодии 2019 г. более 582 млн руб. поступило в бюджет и внебюджетные фонды по результатам работы комиссии по легализации заработной платы. Из них 360 млн руб. взносов на страхование работников и 144 млн руб. НДФЛ поступило в бюджет за счет увеличения зарплаты работников, сообщила ФНС на официальном сайте. Эти цифры наглядно показывают, насколько эффективны комиссии.

Зачем проводят комиссии

Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

Итак, комиссия проводится для выявления:

недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;

выплаты «теневой» заработной платы;

нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;

нарушения сроков оплаты страховых взносов;

оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.

Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;

Управлением ФНС в субъекте РФ;

так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

Этапы комиссии

Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;

2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;

3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);

4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

5) проведение заседания комиссии;

6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;

7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.

Кого проверяют

Все начинается с той информации, которая имеется в налоговом органе. Инспекция производит финансово-хозяйственный анализ показателей налогоплательщиков и выявляет кандидатов для вызова на заседание комиссии.

Кто привлекает внимание?

ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).

Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.

ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.

ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).

Физические лица, не задекларировавшие доходы.

Плательщики страховых взносов:

имеющие не оплаченную задолженность;

уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);

снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);

плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).

Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.

Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.

Анализ деятельности выбранных плательщиков

Следующие источники информации используются налоговыми органами при анализе деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на этапе подготовки к заседанию комиссии:

информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», СОУН);

информация, полученная в рамках статьи 93.1 НК РФ;

информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;

сведения, полученные от банков, государственных фондов (ПФР и ФСС), правоохранительных органов, лицензирующих органов, таможенных органов, Роструда и т.д.;

жалобы, заявления юридических и физических лиц;

информация, полученная от сотрудников, акционеров организаций;

информация из иных источников.

По каждому из указанных выше «подозреваемых» налогоплательщиков налоговый орган проанализирует следующие показатели:

расчет налоговой нагрузки в зависимости от применяемой системы налогообложения;

выявление аналогичных налогоплательщиков, расчет их налоговой нагрузки;

выявление налогоплательщиков с максимальной налоговой нагрузкой;

сравнение налоговой нагрузки проверяемого налогоплательщика с налоговой нагрузкой аналогичного налогоплательщика и налогоплательщика с максимальной нагрузкой. В случае отсутствия таковых – сравнение со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки.

Затем действия налогового органа зависят от того, что выявлено при сравнении. Если ваши показатели в рамках среднеотраслевых или сопоставимы с показателями аналогичного налогоплательщика, то претензии налогового органа снимаются. Если же установлен факт низкого уровня налоговой нагрузки, то дальше налоговый орган анализирует финансовые потоки. Для этого:

проводится анализ банковских выписок;

выстраивается схема движения средств, составляется схема ведения бизнеса;

анализируются сделки, в том числе для выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

Информирование отобранных налогоплательщиков

Налоговый орган обязан сообщить о том, что он выявил в ходе подготовки к заседанию комиссии. То есть в адрес налогоплательщика направляется информационное письмо, в котором инспекция указывает на установленные факты, отклонения, противоречия, а также предлагает самостоятельно исправить выявленные нарушения. Такое информационное письмо должно быть направлено налогоплательщику за 1 месяц до планируемого проведения заседания комиссии. Срок, который налоговый орган дает для уточнения отчетности, погашения недоимки – 10 рабочих дней со дня получения информационного письма. Если прошло 10 дней, а отчетность не уточнена, недоимка не оплачена, то налоговый орган вызывает на комиссию.

Проведение заседания комиссии

Вызов на комиссию оформляется уведомлением, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. При получении уведомления есть несколько вариантов, как можно отреагировать:

1. Проигнорировать.

Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;

на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

2. Не прийти по уважительным причинам.

У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.

3. Собственно, явиться.

По результатам заседания комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогового органа и срок на их устранение. Срок на устранение – 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности на заседании. В случае неисполнения рекомендаций налоговый орган передает дело налогоплательщика в отдел предпроверочного анализа для дальнейшего включения в план выездных проверок.

Важно помнить, что налоговый орган предоставляет возможность исправления зафиксированных нарушений как до заседания комиссии, так и после того, как оно пройдет. И только уклонение от комиссии или неисполнение требований инспекции может повлечь за собой выездную налоговую проверку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector