Юридический и фактический адрес организации

Юридический и фактический адрес организации

Юридический и фактический адрес организации

ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.

Юридический и фактический адреса организации

В ГК РФ не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации. Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций. Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом . Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах . В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его уставе. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса . В целях формирования единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе № 129-ФЗ отсутствует требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных документах. Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения (п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ) о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность (ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ), установленную законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.
Пример: Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует, что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ. В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат. Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица. Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Также в дополнение хотелось бы отметить, что совпадение юридического адреса с фактическим играет не маловажную роль и для эмитентов. По уже сформированной практике добросовестные акционерные общества избегают серьезных штрафных санкций от органов ФСФР РФ.

Юрист ООО « Мегаполис-Консалтинг»
Беленичева Анна Борисовна

Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.’Площадь Восстания’ Обратная связь

Разница между юридическим и фактическим адресом

Фирмы и учреждения могут вести свою деятельность, используя 2 адреса — юридический и фактический. Что представляют собой данные координаты?

Что такое юридический адрес?

Под юридическим адресом фирмы понимается тот, что указан в ее учредительных документах и одновременно зафиксирован в государственных реестрах.

Интересно, что в законодательстве РФ термин, который звучит как «юридический адрес», официально не определен. Но в деловой практике он употребляется регулярно — в том числе и при взаимодействии частных предприятий с государственными органами.

В Гражданском кодексе РФ есть другое понятие — «место государственной регистрации юридического лица», которому соответствует адрес фирмы в том городе, где она была зарегистрирована в ФНС. В процессе приспособления данной нормы закона к деловой практике сформировался термин «юридический адрес».

Следует отметить, что при государственной регистрации юрлица его учредителем может указываться собственный, домашний адрес — но только в том случае, если деятельность компании не связана с производством либо с организацией работы в формате офиса. Но чаще всего юридический адрес указывается тот, что соответствует специализированному помещению, которое арендовано или куплено учредителем.

Что такое фактический адрес?

Фактический адрес — тот, что отражает реальное месторасположение организации. Как правило, используется в официальном документообороте — при осуществлении фирмой обмена письмами с контрагентами, клиентами, государственными органами.

Фактический адрес может совпадать с юридическим. Однако, как показывают отдельные статистические исследования, в некоторых отраслях бизнеса количество российских фирм, работающих по фактическому адресу, который не совпадает с юридическим, составляет порядка 80 %.

При этом крайне желательно, чтобы подобного положения дел не наблюдалось. Дело в том, что при обнаружении факта несовпадения юридического и фактического адреса организации ФНС (например, получив декларации одного и того же юрлица с разных адресов) может наложить на нее штраф — как на налогоплательщика, не предоставившего сведений об открытии обособленного подразделения. Что логично — если фирма ведет переписку с разных адресов, то у нее, скорее всего, есть филиалы.

Более того, не считая штрафа за непредоставление в ФНС сведений об открытии нового подразделения, на фирму могут быть наложены такие санкции, как закрытие расчетного счета и даже ликвидация по решению арбитража.

Сравнение

Главное отличие юридического адреса от фактического в том, что первый регистрируется официально в государственных реестрах, а также фиксируется в учредительных документах фирмы. В свою очередь, фактический адрес фирма указывать где-либо не обязана, однако крайне желательно, чтобы она обеспечивала совпадение его с юридическим.

Определив то, в чем разница между юридическим и фактическим адресом, зафиксируем основные моменты в таблице.

Юридический и фактический адрес – зачем нужны и чем отличаются

Что такое юридический и фактический адрес, чем они отличаются между собой и что будет при их несовпадении? Выясняем все тонкости данного понятия, определяем последствия и находим пути решения вопроса «прописки» организации.

Открытие и дальнейшая работа компании невозможна без «прописки». Без нее невозможно создать даже малое ООО с одним учредителем. И хотя понятие «юридический адрес» не отражено в законе, регистрация в налоговой не допускается.

Что значит фактический адрес и как понимать «юридический»?

Правовой регламент не указывает, что юрадес входит в число обязательных реквизитов. Напротив, в законе «О регистрации…» есть положение о том, что учредительная документация должна содержать только место реального нахождения субъекта бизнеса. По сути, фактический адрес организации важнее, но налоговики следят, чтобы они оба соответствовали друг другу.

Под юридическим адресом подразумевают место, где располагается действующий исполнительный орган. Этот атрибут указывается при регистрации, он обязательно вносится в государственный реестр, также отражается в Уставе. Это определение равнозначно для коммерческих субъектов абсолютно всех правовых форм. Например, если вы занимаетесь выпечкой хлеба на семейном мини предприятии или владеете крупным производителем металлопроката нахождение юридического адреса и ведение деятельности по нему – прямая обязанность.

Адрес можно получить:

  • При аренде здания или офисного помещения под бизнес.
  • При покупке юридического адреса для регистрации ООО
  • Непосредственно при регистрации на адрес собственника фирмы.

Это чаще всего решает проблему отсутствия собственного помещения, но не стоит забывать, что налоговики могут признать адрес недействительным:

  • Если собственник не подтверждает, что предоставлял гарантийное письмо.
  • Указанное помещение отсутствует в здании.
  • Была предоставлена аренда фактического адреса тем, у кого такового права нет.
  • Владелец не дал согласия передавать объект по субаренде.
  • Учредитель или владелец организации не живет по данному месту.
  • Поданы документы на учет по адресу с отметкой «массовой регистрации».
  • Адрес относится к категории «призрачных» – то есть на бумаге он есть, а по факту там расположено ветхое здание или вовсе руины, непригодные к использованию.
  • Вы используете условные почтовые адреса, которые были присвоены зданиям незавершенного строительства или же «отказные» – регистрировать по которым налоговая отказала ранее.

Если все сведения об адресе могут быть проверены и в дальнейшем доказаны, то отказ в регистрации не последует.

Фактический адрес – место, где компания непосредственно ведет бизнес. Это понятие не отражено в законе, но активно используется в деловом обиходе. Его еще называют иначе – почтовый адрес, и он равнозначен фактическому.

В отличие от юридического, фактический адрес компании не указывается в документах для регистрации в налоговой службе, он может не быть отражен в Уставе, но быть местом постоянного «обитания» организации. Используется он и для получения корреспонденции. Такое решение оправданно, когда владельцу удобнее обмениваться письмами – так он будет уверен, что ни одно важное письмо не потеряется и будет своевременно обработано.

Если фактический адрес и юридический адрес организации разнятся, то крайне важно, чтобы об этом знали все партнеры – кредиторы, контрагенты, клиенты для своевременного обмена информацией. Так вы сохраните все существующие деловые связи и не понесете серьезные репутационные потери.

Конечно, фактический адрес должен совпадать с юридическим, чтобы у налоговой службы не возникало лишних вопросов, они не проявляли пристального внимания. Ведь практика показывает, что даже у добросовестных организаций инспектор может найти нарушения, допущенные по незнанию, либо введении нового правового регламента. И тогда не миновать штрафов или вовсе закрытия.

Как налоговики узнают, что юридический и фактический адрес ООО отличаются?

Конечно, налоговики не нагрянут к вам без предупреждения, что вы даже не успеете «причесаться». Но узнать о расхождении адресов не составляет труда. Так, если ими будет направлено письмо, а оно вскоре вернется с отметкой «адресат отсутствует», либо «возвращено в виду истечения срока хранения», то это будет своего рода спусковым крючком.

Кстати, не обязательно, чтобы такой корреспонденцией были «весточки» от налоговой. Нередко не доходят письма от прочих государственных структур клиентов, контрагентов. И тогда они могут сообщить в инспекцию.

Так, какой адрес указывать юридический или фактический? Естественно, с партнерами, с кем сложились доверительные отношения, подобного предательства ожидать не нужно. И такой доверительный круг лиц всегда легко проинформировать о своем точном территориальном положении.

Что будет при несовпадении адресов

Крайне желательно, чтобы юридический и фактический адрес компании были полностью аналогичны друг другу. Если выяснится, что работаете в одном месте, а регистрация в другом, то возможны плачевные последствия – от легких неприятностей до серьезных санкций:

  • Расчетный счет блокируют или совсем закроют. В соответствии с правовым регламентом, кредитная организация обязана действовать в рамках закона против отмывания незаконных доходов. В рамках этого, если юридический и фактический адрес предприятия не соответствует, клиента не удается идентифицировать. С чистой совестью банк заблокирует все операции, застрахует себя от неприятностей. Вам потом придется собирать документы, объясняться, тратить нервы и время на разблокировку счета. Кстати, если думаете, что можно оставить заблокированный расчетник и открыть в новом банке, то спешим вас расстроить – по негласному правилу информация распространяется по внутренним каналам, а потому отказывают и в остальных финансовых учреждениях.
  • Потеряется важная корреспонденция от ИФНС. Налогоплательщик несет ответственность за получение писем. При этом по закону, отправленный на фактический адрес юридического лица конверт уже на шестой день считается полученным адресатом. И никого не волнуют особенности работы Почты, а также другие проблемы.
  • Последует штраф. При нарушении требований постановки на учет могут наложить немалую сумму административки. А это не только потеря средств, но и времени.
  • Компанию ликвидируют. Если вы не получили первоначальное письмо на фактический юр адрес, а потом не ответили на повторный запрос по месту регистрации, то через время налоговики обращаются в суд. Суть требований заявления только одна – ликвидировать ООО.

Более того, чтобы перестраховаться инспекция может руководствоваться и положениями письма №03-02-07/1/12946 финансового министерства. По нему организации могут инкриминировать нарушение и посерьезнее – непредоставление документов по установленному сроку. А это уже гораздо большая сумма – двести тысяч.

Что делать, если налоговая «поймала»?

Как в любом другом регионе, так и в Москве, фактический адрес и юридический адрес – часто не одно и тоже. Но некоторые работают как ни в чем не бывало, а другие попадают по санкции от инспекторов.

Если это произошло, вы не получили письмо, то сначала вам направят запрос для дачи объяснений по регистрации.

  • В течение месяца необходимо дать мотивированный ответ, почему корреспонденция не доходит.
  • Далее подаете сведения в налоговую.
  • После меняете Устав.
  • Даете ответ в инспекцию – что проблема устранена.
  • Теперь вопрос можно считать решенным.

Читайте также  Компенсация при увольнении директору по
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector