Валютный контроль: полезная информация для

Валютный контроль: полезная информация для

Валютный контроль: отменить или реформировать?

В 2018 году было озвучено предложение по ликвидации валютного контроля, о чем мы писали ранее. Данная позиция сохраняется и на сегодняшний день. Так, эксперты в ходе прошедшего на прошлой неделе круглого стола в ТПП РФ отметили, что избыточные требования валютного контроля и жесткие меры административной ответственности за их несоблюдение являются основными барьерами при экспорте.

Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ Антонина Левашенко выделила негативные последствия избыточного валютного контроля:

  • репатриация – возврат резидентом денежных средств в Россию, уплаченных нерезиденту за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы или неоказанные услуги (подп. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее – Закон № 173-ФЗ), препятствует развитию внешнеторговой деятельности и создает нагрузку на экспортеров;
  • повышение риска финансовых потерь юридическими лицами из-за невозврата валютной выручки (от 75% до 100% штрафа от суммы сделки);
  • лишение бюджета России дополнительных налоговых поступлений и стимулирование ведения бизнеса через иностранные оффшорные компании;
  • невозможность использования электронных денежных средств для расчетов в коммерческих отношениях, в том числе трансграничных.

Кроме того, эксперт добавила, что проблемы с репатриацией возникают, в частности, у строительных компаний. По ее словам, проблема заключается в конвертации местной валюты, подлежащей переводу на счета в Россию, после оплаты нерезидентами местных расходов в период строительства.

В связи с этим Антонина Левашенко предложила отменить валютный контроль. Однако до этого рекомендовала принять ряд мер по совершенствованию системы противодействия отмыванию денег в международной торговле. В качестве примера она указала необходимость развития международного взаимодействия таможенных органов и ПФР, а также разработку руководства Росфинмониторинга и ФТС России для банков с целью минимизации рисков отмывания денег на основе стандартов ФАТФ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

По словам Антонины Левашенко, необходимо перейти на новые механизмы получения информации по зарубежным счетам, а именно: исключить из Закона № 173-ФЗ нормы, обязывающие резидентов уведомлять и отчитываться по зарубежным счетам, и перенести их в Налоговый кодекс. В настоящий момент Банк России и Правительство РФ являются органами валютного регулирования (ст. 5 Закона № 173-ФЗ), поэтому предложение эксперта заключается в передаче функции по контролю за зарубежными счетами в компетенцию ФНС России. В этом случае налоговые органы будут давать разъяснения, обмениваться информацией с зарубежными органами, а достичь этого возможно посредством расширения договоренностей об обмене информацией и поэтапной отмены отчетности с теми странами, где такой обмен уже существует.

В свою очередь, следует отметить, что основным требованием в сфере валютного контроля является своевременное получение валютных средств на банковский счет согласно заключенному между резидентами и нерезидентами договору при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ). Директор по вопросам регулирования в сфере ВЭД компании «Российский экспортный центр» Михаил Антипов дополнил, что на практике необходимо объяснить банку происхождение валютной выручки и в случае нарушения понести административную (ст. 15.25 КоАП) или даже уголовную ответственность (ст. 193 Уголовного кодекса).

При этом административная ответственность предусмотрена за:

  • осуществление незаконных валютных операций, например, проведение расчетов между резидентом и нерезидентом по внешнеторговому договору путем перевода денег на расчетный счет последнего, минуя счет в уполномоченном банке, в котором был открыт паспорт сделки. Ответственность для граждан, ИП, юрлиц может быть в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, а для должностных лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);
  • нарушение месячного срока представления резидентом уведомления об открытии или закрытии счета или об изменении его реквизитов, а также за нарушение формы указанного уведомления. Для граждан штраф составит от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). При этом за непредставление уведомления штраф может вырасти для граждан до 5 тыс. руб., должностных лиц – до 50 тыс. руб., а юрлиц – до 1 млн руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
  • несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, непредставление или представление позже срока отчетов о движении средств по счетам в банках, нарушение порядка представления документов и информации, подтверждающих осуществление валютных операций, правил оформления паспортов сделок следует наложение штрафа на граждан в размере до 3 тыс. руб., должностных лиц – до 5 тыс. руб., юрлиц – до 50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Кроме того, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение резидентами сроков, установленных контрактом, по репатриации денежных средств за поставленные товары, оказанные работы или услуги и за невыполнение обязанности по возврату денежных средств в Россию, уплаченных нерезидентам за товары, услуги и работы, которые не ввезены и не оказаны (ч. 4-5 ст. 15.25 КоАП РФ). Законодатель также поставил размер назначаемого административного штрафа за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в зависимость от количества дней просрочки: до 10 дней, от 10 до 30 дней, свыше 30 дней соответственно (ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

В случае уклонения лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях в крупном размере, ему может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет (ст. 193 УК РФ). При этом крупным размером в данном случае признается сумма, превышающая 9 млн руб. Если сумма валюты, которая не возвращена в Россию, меньше, то данное деяние будет квалифицироваться по нормам административного права.

Михаил Антипов предложил изменения в КоАП РФ, которые уменьшат количество административных правонарушений:

  • разрешить зачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более, чем на 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки на счет в зарубежном банке при условии ее перевода на счет в уполномоченном банке в течение 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки в российских рублях на счет в зарубежном банке (от 10% в 2020 году до 100% в 2024 году);
  • установить мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока на 30 дней;
  • установить мораторий на штраф за непредставление отчетности о валютных операциях на 90 дней.

Кроме того, он предложил исключить ст. 193 из УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за уклонение лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях.

Эксперты отметили, что существующий валютный контроль создает излишнее обременение для российских предпринимателей и экспортеров. При этом в работе круглого стола приняли участие представители Минфина России и Банка России, которые сообщили, что примут к рассмотрению предложения экспертов в части разработки мер, направленных на либерализацию ответственности за нарушение требований валютного законодательства в России.

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.

Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.

В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные. Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах. На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

В середине 2022 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики. Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль при ВЭД

валютный контроль

Документы участника ВЭД

Валютный контроль – это процесс наблюдения за участниками валютных операций со стороны банковских организаций с целью соблюдения валютного законодательства страны.

Валютный контроль обязателен при получении денег от заграничных контрагентов или переводе денег им в другую страну. Прохождение валютного контроля является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности (ВЭД) компании.

Кто осуществляет валютный контроль?

По закону валютным контролем занимаются банковские организации. Для этого банки запрашивают у контрагентов необходимую информацию:

  • Сведения о сделке
  • Сканы всех необходимых документов подтверждающих сделку

Цель проверки валютных операций – убедиться в том, что компании ведут добросовестную деятельность, не мошенничают, не нарушают законы.

Валютный контроль. Виды

  • Обычный валютный контроль. Требуется полный пакет документов: договора, акты, накладные
  • Упрощенный валютный контроль. Требуется предоставить информацию о сделке. Документы не нужны.

Документы для валютного контроля

Как правило, банки запрашивают следующие документы:

  • Договор с иностранным контрагентом (импортный контракт);
  • Справка банка о подтверждающих документах;
  • Подтверждение о списании денег с транзитного счета;
  • Документы, подтверждающие выполненный заказ (акт, таможенная декларация).

В зависимости от банка, список требуемых документов для валютного контроля может различаться. Некоторые банки просят меньшее количество документов, так как готовят и заполняют большую часть бумаг самостоятельно.

Список необходимых документов также может меняться в зависимости от текста договора и типа сделки.

Уникальный номер контракта

При экспортных сделках свыше 6 000 000 рублей и импортных закупках свыше 3 000 000 необходимо получить у банка уникальный номер контракта.

Упрощенный валютный контроль

Для чего удобен: разовые, небольшие сделки, тестовые поставки.

Условие упрощенного контроля (на 01.2020)

  • сумма всех платежей по одной сделке не должна превышать 200 000 (двести тысяч) рублей. Данная сумма в документах называется «лимитом».

Если разделить поставку на несколько сделок до 200 000 рублей и на каждую поставку заключить отдельный договор, то это подпадает под условия упрощенного контроля

Информация для банка при упрощенном контроле

  • название контрагента с которым заключен договор;
  • страна контрагента;
  • номер и дата договора;
  • реквизиты счета;
  • сумма и валюта сделки;
  • вид сделки: импорт, экспорт, займ, услуги;
  • типа оплаты: предоплата, пост оплата.

Способ предоставления данной информации в банк не регламентирован, поэтому это можно сделать любым удобным для вас и банка способом: электронная почта, чат, распечатки и т. д.

Типичные ошибки в договоре

Для выполнения обязательств перед центральным банком, банки осуществляющие валютный контроль, как правило, проверяют договор на ошибки, касающиеся валютного контроля (банк не указывает на орфографические ошибки или на невыгодные условия сделки).

Банк сам определяет как сообщить клиенту об ошибке. Рекомендуем отправить банку договор на проверку без подписи, до оплаты по сделке. Банк может отказаться проверять договор, но может и проверить.

Валютный контроль при ВЭД

Если в ходе внешнеэкономической деятельности ее участники совершают операции с валютой, к ним применяются меры валютного контроля со стороны банковских организаций. Такой контроль необходим, чтобы гарантировать соблюдение требований валютного законодательства. Он применяется, если организация получает от заграничных контрагентов денежные средства или переводит средства контрагентам за рубеж. В России его порядок регулируется ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также инструкциями, указаниями ЦБ РФ и рядом дополнительных документов.

Валютный контроль

Кто и как контролирует валютные операции?

Контролировать сделки с использованием валюты могут только банковские организации со статусом агентов валютного контроля. Они запрашивают у участников внешнеэкономической деятельности информацию о сделке и сканированные копии подтверждающих ее документов. Сведения проверяются, чтобы подтвердить добросовестное ведение деятельности, исключить мошенничество или нарушение законов.

При упрощенной процедуре организации достаточно предоставить сведения о сделке в виде стандартного отчета. Если применяется обычный контроль, дополнительно предоставляются подтверждающие документы:

  • внешнеэкономический контракт;
  • банковская справка, подтверждающая выполнение платежей или списание средств со счета (сумма транзакций должна соответствовать сумме контракта);
  • документы, подтверждающие выполнение поставки или заказа (таможенная декларация, акт, накладные).

Точный перечень документов устанавливает банк. Некоторые банковские организации готовят часть сведений самостоятельно. В этом случае могут не требоваться документы, связанные с проведением транзакций.

Когда нужен уникальный номер контракта?

Крупные внешнеэкономические сделки контролируются отдельно. Уникальный номер контракта запрашивается у банка, если сумма превышает 6 млн. руб. при экспорте или 3 млн. руб. при импорте. В этом случае между участниками сделки заключается валютный договор, который регистрируется в отдельной базе. Данные о договоре передаются в Центробанк РФ, а его уникальный номер используется сначала при таможенном оформлении, а после него при прохождении валютного контроля.

Как применяется упрощенный контроль?

Пройти проверку по упрощенной процедуре можно при условии, что сумма платежей не превышает 200 тыс. рублей. Если общая сумма больше, для прохождения упрощенного контроля в рамках одной поставки можно заключить несколько сделок на сумму до 200 тыс. руб. каждая (с заключением отдельного договора на каждую из них). По каждой из таких сделок банку предоставляют следующую информацию:

  • данные о контрагенте, с которым заключается контракт (название, страна);
  • дата заключения контракта и его номер;
  • сведения о платежах: валюта и общая сумма сделки, реквизиты счета и способ оплаты (оплата после поставки или предоплата);
  • тип сделки (оказание услуг, импорт, экспорт, заем).

Такие сведения удобно предоставлять в виде типового отчета, но организации могут делать это любым удобным способом, направляя информацию в произвольной форме по электронной почте, предоставляя ее в виде распечаток, передавая как обращение при работе в системе Клиент-Банк.

Валютный контроль

Что именно проверяет агент валютного контроля?

Банковская организация проверит параметры выполненной транзакции (дата, сумма, реквизиты) и их соответствие условиям договора. При этом в положениях договора, связанных с валютным контролем, не должно быть ошибок, он должен соответствовать общим требованиям:

  • указана дата заключения договора;
  • объект указан и описан четко, подробно (понятно, что именно является предметом сделки);
  • указана валюта и сумма сделки;
  • указаны сроки оплаты, поставки, выполнения заказа;
  • реквизиты сторон заполнены правильно и полностью.

«СТТ Логистика» оказывает услуги по аутсорсингу ВЭД и обеспечивает полное решение связанных с нею задач, включая выполнение валютных операций и прохождение соответствующего контроля.

Читайте также  Штраф за самовольное подключение к системам
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector