Уведомление о вызове налогоплательщика для дачи

Уведомление о вызове налогоплательщика для дачи

Ответ недели: вызов налогоплательщика в инспекцию

Может ли ИФНС требовать пояснения и вызывать налогоплательщика неоднократно по одним и тем же контрагентам и за один и тот же период?

Сообщаю Вам следующее:

Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения. В Налоговом кодексе РФ не закреплено сколько раз имеют право налоговые органы вызывать налогоплательщика для дачи пояснений.

В случае повторного вызова в налоговые орган по уведомлению, предусмотренному п.п. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ в отношении одних и тех же контрагентов, налоговые органы вправе уточнить сведения по имеющимся у них сомнениям, т.е. при возникновении дополнительных вопросов, не исследованных при первоначальном допросе.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Готовое решение КонсультантПлюс, 01.02.2021

Уведомление о вызове налогоплательщика в инспекцию

Инспекция может вызвать вас по любым «налоговым» вопросам, но чаще всего это происходит для дачи пояснений.

Инспекция направит вам уведомление, в котором она должна подробно описать цель, а также куда и когда нужно подойти.

За неявку вас могут привлечь к ответственности.

Оглавление:

  1. В каких случаях инспекция может вызвать налогоплательщика

Инспекция может вызвать вас по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов, например (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837):

  • чтобы получить пояснения вне налоговых проверок. Например, вызывают на «зарплатные» комиссии по легализации налоговой базы или базы по страховым взносам (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064);
  • чтобы получить пояснения в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в ваших отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.

Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения.

Рекомендуем не игнорировать такие уведомления, даже если основания для вызова вам кажутся недостаточными. За неявку грозит административная ответственность.

  1. Как инспекция передает уведомление о вызове

Уведомление о вызове инспекция может передать вам (п. 4 ст. 31 НК РФ):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • через МФЦ.

Если вы обязаны подавать декларацию (расчет) в электронной форме, то уведомление вам передадут только по ТКС (п. 4 ст. 31 НК РФ). В этом случае направьте в инспекцию квитанцию о его приеме в течение шести рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Если это не сделать, то инспекция заблокирует ваши банковские счета и переводы электронных денег (пп. 2 п. 3, пп. 2 п. 11 ст. 76 НК РФ).

  1. Что делать налогоплательщику при вызове в инспекцию

В уведомлении инспекция должна указать, в частности, основания для вызова. Из них вам должно быть понятно, для чего вас вызывают (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Поэтому в первую очередь надо ознакомиться с основаниями для вызова. Если у вас есть какие-то вопросы, то рекомендуем позвонить в инспекцию и уточнить их.

Если вас вызывают для дачи каких-либо пояснений, то заранее подготовьте ваше обоснование. Кроме того, вы можете взять с собой копии документов, которые подтверждают ваши слова.

Например, если инспекция вызывает вас на «зарплатную» комиссию и напирает на то, что заработные платы в вашей организации ниже уровня по отрасли, то вы можете обосновать это тем, что у вас свои особенности деятельности, некоторые сотрудники по трудовому договору работают на полставки (если это действительно так).

В зависимости от цели вызова решите, кто будет представлять вас. Целесообразно направить сотрудника, который знает ситуацию и сможет грамотно представить ваши интересы. Если это будет уполномоченный представитель, например бухгалтер или юрист, то ему нужно оформить доверенность и в ней прописать его полномочия (п. п. 1, 3 ст. 29 НК РФ).

См. также: Доверенность организации на представление ее интересов в налоговых органах

Если вызывают финансового специалиста, то рекомендуем направить вместе с ним вашего юриста. Он поможет с правовыми вопросами, который могут возникнуть в ходе встречи. Так вы сможете обезопасить вашу организацию.

Если в назначенное время вы не можете явиться в инспекцию по уважительным причинам, например из-за отпуска вызываемых должностных лиц, то можете письменно попросить перенести день вызова. Обязательно укажите уважительные причины.

Однако перенос встречи будет на усмотрении инспекции. Она не обязана переносить время вызова. Это не закреплено НК РФ.

Кто может явиться в инспекцию, если вызывают конкретное лицо

Нередко инспекция указывает в уведомлении, кому конкретно явиться для дачи пояснений. Например, генеральному директору или главному бухгалтеру.

Однако налоговому органу дано право вызывать только налогоплательщика, который, в свою очередь, может участвовать в налоговых отношениях через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 26, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). И для данного случая исключений нет.

Поэтому в инспекцию может пойти ваш представитель, даже если в самом уведомлении указано другое должностное лицо организации (п. п. 1, 3 ст. 29 НК РФ). Для этого выдайте ему доверенность и подробно пропишите его полномочия.

См. также: Доверенность организации на представление ее интересов в налоговых органах

Однако, если конкретное должностное лицо вашей организации вызвали на допрос в качестве свидетеля, заменить его другим представителем нельзя (пп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ).

  1. Ответственность за неявку в инспекцию

За неявку должностное лицо организации (индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности. Это рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

За это нарушение могут назначить штраф от 2 000 руб. до 4 000 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

Вызов в ИФНС: как себя вести

В соответствии со статьей 90 НК РФ, налоговые инспекторы могут пригласить физическое лицо в качестве свидетеля. Это вовсе не обязательно работник компании, по поводу которой ИФНС ведет контрольное мероприятие. Указанная норма закона дает право вызывать абсолютно любое физическое лицо, которое может обладать значимой для ИФНС информацией.

Первое, что нужно запомнить — инспекция обязана прислать повестку. В ней должно указываться, кому следует явиться на беседу. Инспектор не может просто позвонить в компанию и попросить кого-нибудь прийти — это не считается официальным приглашением и может быть проигнорировано.

Кроме того, налогоплательщика могут пригласить в ИФНС для дачи пояснений по вопросу уплаты налогов. Это может быть просто приглашение к инспектору, а может быть налоговая комиссия.

Позвать в ИФНС могут кого угодно. Затребовать пояснения специалисты инспекции могут в отношении любых налоговых вопросов, в том числе:

  • пониженная налоговая нагрузка;
  • задолженности по уплате налогов;
  • занижение налоговой базы;
  • фальсификация отчетности.

При любом подобном нарушении налогоплательщик получит требование представить пояснения. Что касается комиссий, то они могут быть по НДФЛ либо страховым взносам. Налогоплательщику должно быть направлено уведомление по форме из приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Обратите внимание! Если при вызове свидетеля в ФНС должно явиться именно то лицо, которое указано в повестке, то на дачю пояснений по вопросам налогов можно направить любого представителя организации.

Комиссии по НДФЛ проводятся по случаю:

  • наличия у субъекта задолженности по налогу;
  • слишком низкая нагрузка по НДФЛ у предпринимателя (за себя);
  • снижение поступлений по налогу у налогового агента — более чем на 10% ниже среднего по отрасли;
  • слишком большой профессиональный налоговый вычет у ИП — 95% и больше;
  • недекларирование физическим лицом, не являющимся ИП, полученных им доходов.

Комиссия по страховым взносам состоится, если:

  • у субъекта задолженность;
  • имеет место снижение объема поступивших взносов при неизменном количестве работников ;
  • имеет место снижение количества работников в отчетном периоде на 30% и больше.

Как вести себя свидетелю

Вне зависимости от того, располагает ли физическое лицо необходимой ИФНС информацией, явиться в инспекцию необходимо. Вместе с тем заставить человека прийти насильно и дать свидетельские показания нельзя. Таким образом, если он не захочет делиться с инспекторами информацией, они вряд ли смогут на него как-то повлиять. Никакая мера ответственности ему за это не грозит.

Направляясь на беседу в ИФНС, следует помнить:

  1. В соответствии со статьей 51 Конституции РФ, человек не обязан свидетельствовать против себя и близких родственников, включая супругов. В таком случае он может просто не давать показания.
  2. В соответствии со статьей 48 Конституции, гражданин имеет право на юридическую помощь. Этим правом целесообразно воспользоваться, если есть подозрение, что результат беседы может стать для налогоплательщика неблагоприятным.

К тому же есть список лиц, которых инспекторы не могут привлекать:

  1. Лица, которые не могут правильно воспринимать обстоятельства. Это малолетние дети, а также взрослые с физическими или психическими недостатками.
  2. Лица, которые обладают нужной ИФНС информацией в силу своей профессиональной деятельности при том, что такие сведения составляют профессиональную тайну.

Часто возникает вопрос, что будет, если не явлиться на вызов инспекции в качестве свидетеля. В статье 128 НК РФ установлено, что в этом случае свидетель может быть привлечен к ответственности — придется заплатить небольшой штраф. Но это лишь в том случае, если у свидетеля не было уважительных причин.

Что считается уважительной причиной? Точно об этом в законе не сказано. Это может быть, например, отъезд в командировку или болезнь. Если об уважительной причине известно заранее, об этом нужно уведомить ИФНС.

Читайте также  Транспортный налог Рязанская область 2020-2022

Прежде чем пригласить на комиссию, ИФНС направит налогоплательщику информационное письмо. В нем будет изложена суть претензий инспекции, в отношении которых планируется получить поясния налогоплательщика.

Также в письме будет содержаться информация о том, как урегулировать вопросы задолженности, не дожидаясь проверки. Под урегулированием понимается уплата всех долгов и подача уточненных деклараций — все это нужно сделать в течение 10 дней после получения письма. Опаздывать нельзя, иначе придется давать пояснения.

Собираясь на комиссию, необходимо заранее изучить все претензии налогового органа, подготовить ответы на возможные вопросы и запастись подтверждающими документами.

Например, если суть претензии налоговиков заключается в пониженном уровне заработной платы в организации, то обосновать это обстоятельство можно следующими аргументами:

  • привлечены низкоквалифицированные кадры;
  • работник трудится неполный день;
  • в компании сложности, над решением которых руководство работает (указать, что заработная плата будет поднята при первой возможности).

Обратите внимание! Даже если вам нечего сказать, на комиссию все равно необходимо идти. Можно не давать никаких показаний — ответственности за это не последует.

Ещё материалы по теме

Чек-лист: ждёт ли Вас налоговая проверка

Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ

Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ
ФНС объяснила частую подачу уточнённых налоговых деклараций

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС

Последнее

Статус самозанятого: ограничения для плательщиков НПД

Статус самозанятого: ограничения для плательщиков НПД

Выбор системы налогообложения: какие запреты и ограничения для самозанятых установлены законом. Ограничения по доходу, видам деятельности и не только.

Единый налоговый платёж для ИП и юрлиц в 2022 году

По ФЗ от 29.11.2021 № 379-ФЗ о едином налоговом платеже юрлица и ИП смогут одним платёжным поручением платить налоги, сборы, взносы, штрафы и пени. Такой механизм будет действовать с 01.07.22 по 31.12.22.

Форма РСВ с 2022 года и учёт коронавирусных расходов

Форма РСВ с 2022 года и учёт коронавирусных расходов

Учёт расходов на профилактику коронавируса: на вакцинацию от COVID-19, анализы и не только. Новые формы отчётности с 2022 года: форма РСВ, декларация по налогу на прибыль.

Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика вместо повестки — в чем разница?

Налоговое уведомление о вызове для дачи пояснений в налоговый орган

По сравнению с вызовом налогоплательщика на основании статьи 90 Налогового кодекса, вызов по 31-ой статье трактуется гораздо шире. Поводов для такого малоприятного приглашения может быть множество, постараемся рассмотреть основные из них в нашей сегодняшней статье.

Так как для вызова на допрос по повестке оснований не всегда достаточно, то используется 31-ая статья НК РФ. Хотя процедура практически та же, что и допрос, и проходит в формате «Вопрос — Ответ». Зачастую даже оформляется протокол допроса, несмотря на то, что налогоплательщик вызывается уведомлением, а не повесткой. Иногда в документе инспекторы фразу «Протокол допроса» просто меняют на «Протокол опроса», остальная же часть остается той же формы.

Но небольшое отличие все-таки присутствует. И это как раз таки основание вызова. Наша юридическая практика показала, что по повестке чаще всего вызывают при проведении камеральных или выездных проверок. В то время как уведомление присылают еще до начала налоговой проверки, дабы обсудить с налогоплательщиком вопрос доначислений.

Дело в том, что с каждым годом количество выездных проверок снижается, хотя объем поступлений в бюджет только растет. Налоговые органы поняли, что вместо долговременных проверок и последующих судов гораздо эффективнее работает предварительная встреча с налогоплательщиком. С ним сразу обсуждаются проблемные поставщики или заказчики, установленные в ходе налогового мониторинга.

Представителям организаций, которых вызвали уведомлением, предлагается оплатить налоги по взаимоотношениям с тем или иным контрагентом. В противном случае инспекция предупреждает о возможной выездной проверке.

Неудивительно, что бизнесменами такое давление воспринимается как угроза. Мало кто желает, чтобы налоговики в ходе выездной копались во всех документах компании. Потому, даже если операции реальны, а контрагент добросовестный, многие предпочитают исключить его из состава расходов, увеличивая при этом налогооблагаемую базу.

Причины вызова по статье 31 НК РФ

В принципе темой для обсуждения могут стать любые налоги, которые обязана уплачивать организация — НДФЛ, налог на имущество, НДПИ, налог на прибыль и другие, но чаще всего разговор идет об НДС.

Но в нашей практике не единожды встречались ситуации, когда статья 31 НК РФ стала основанием для вызова учредителей недавно открытого юридического лица, а также только-только зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей.

Конечно, в отношении нового бизнеса ни о какой налоговой проверке еще не может идти речи. Просто ФНС перестраховывалась и пыталась отсеять номинальные фирмы-однодневки сразу на этапе регистрации. Если с вами вдруг произошло подобное, то мы подготовили целую статью о том, какие вопросы задают в налоговой инспекции при открытии ООО или ИП.

Не редко собирается целая комиссия из налоговиков разного ранга. А задаваемые ими вопросы могут касаться низкой налоговой нагрузки по сравнению с аналогичными компаниями в отрасли, структуры и динамики налоговых поступлений, рентабельности активов организации и других важных для ИФНС критериев. Потому внимательно прочтите полученное уведомление, чтобы хотя бы примерно знать к каким вопросам готовиться.

Как выглядит уведомление о вызове налогоплательщика

Вот типовая форма данного документа.

Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговую ст 31 НК РФ

На этом образце видно, что в отличие от той же повестки, в уведомлении хоть и не красноречиво, но все-таки указана причина, по которой инспектор желает видеть налогоплательщика.

Тут же мы видим отсылку к подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, который гласит буквально следующее:

Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. | пп.4 п.1 ст.31 НК РФ

Чаще всего таким извещением вызывают либо генерального директора предприятия, либо главного бухгалтера, потому что обсуждаемые вопросы касаются исключительно финансово-хозяйственной деятельности.

Что делать после получения уведомления?

Вот алгоритм действий для подготовки похода в налоговую по статье 31 НК РФ:

  1. Созвониться с инспектором по телефону, указанному в уведомлении, уточнив детали предстоящей встречи;
  2. Спросить его, можно ли ответить письменно пояснениями и отправить ответ по ТКС без личной явки;
  3. Подготовить все документы, относящиеся к сделке и начислению налогов по ней;
  4. Изучить их, освежив в памяти все детали, чтобы «не плавать» при разговоре с инспектором, иначе у него может сложиться впечатление, что сделка фиктивная;
  5. Необязательно идти в одиночку, можно взять с собою другого сотрудника, который сможет подробнее рассказать по теме уведомления (бухгалтера, финансового директора, менеджера, заключавшего договор и др.)

Положительным моментом во всей этой истории является то, что в НК РФ предусмотрен штраф за неявку в налоговую только для свидетеля. При этом налогоплательщик, вызываемый уведомлением, по закону не признается налоговым свидетелем. Соответственно, на него не распространяются упомянутые санкции.

Тем не менее, во избежание дальнейших проблем с ФНС, рекомендуем заранее обсудить с инспектором невозможность явиться на встречу. Поводом для неявки могут быть те же уважительные причины, которые мы уже обсуждали ранее в этой статье. В противном случае, в нарушение пп.7 п.1 ст.23 НК РФ, такое поведение сотрудники налоговой могут расценивать как препятствование законной деятельности должностных лиц.

В общем и целом, зачастую получение уведомления о вызове в инспекцию даже менее приятная неожиданность нежели повестка из налоговой. Его можно получить при любом вопросе, возникшем у фискальной службы.

(уже проголосовало: 2, средняя оценка 5,00 из 5 )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector