Утилизация основных средств Учет драгоценных

Утилизация основных средств Учет драгоценных

Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств?

О.Я. Решетова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

ВОПРОС

Основные средства баланса списываются до уничтожения или после?

В случае признания ОС утратившим статус актива следует списать его с соответствующего счета 101.00 на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении».

Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения).

С забалансового счета 02 списывайте имущество на основании согласованного и утвержденного акта после реализации мероприятий, которые в нем предусмотрены (уничтожение).

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с положениями СГС «Основные средства», если основное средство утратило статус актива, оно подлежит списанию со счета 101.00 на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» (пункт 8 СГС «Основные средства»).

Основанием для списания такого имущества является решение комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов или инвентаризационной комиссии. Решение комиссии могут зафиксировать в акте списания или акте о результатах инвентаризации (Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

С забалансового счета 02 списывайте имущество на основании согласованного и утвержденного акта после реализации мероприятий, которые в нем предусмотрены (утилизации, уничтожения).

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

2. В каком случае неиспользуемые основные средства списываются с баланса

Неиспользуемые основные средства подлежат списанию с баланса в случае выбытия из эксплуатации в результате принятия решения о списании.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

Выбытие (списание) с балансового учета основных средств осуществляют на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из следующих условий (п. п. 47, 48 Федерального стандарта N 256н):

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2019 N 02-07-10/42823, от 22.05.2019 N 02-06-10/36983).

2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете списание основных средств при ликвидации (демонтаже, утилизации)

Списывайте основное средство с балансового учета по его балансовой стоимости вместе с суммой накопленной амортизации и убытком от обесценения (при наличии) (п. п. 25, 43 Федерального стандарта N 257н, п. 51 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н). Если вы понесли расходы на ликвидацию (демонтаж, утилизацию), то не забудьте отразить в учете и их тоже.

Чтобы списать основные средства в бухгалтерском (бюджетном) учете, сформируйте следующие записи:

Порядок утилизации основных средств (нюансы)

Каков порядок списания стоимости объектов при утилизации основных средств?

Прекращение эксплуатации активов, ранее признанных в качестве объектов основных средств, в том числе в случаях, когда компания предполагает изменение способа получения от объектов будущих экономических выгод (например, при разборке и продаже демонтированных частей по цене возможной реализации), диктует компании требования:

  • по списанию их остаточной стоимости;
  • по квалификации, оценке и признанию нового объекта с измененным целевым назначением использования;
  • по отражению финансового результата от такой операции.

В любом случае первым шагом для переквалификации объекта должен быть приказ руководителя о списании и возможном направлении дальнейшего использования объекта.

Важно! С 2022 года вводится в действие новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ПБУ 6/01 утратит силу. Как отражать в бухгалтерском учете ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств при применении ФСБУ 6/2020, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Готовое решение.

Как учесть извлеченные при утилизации ценности?

Материальные ценности (МЦ), полученные при утилизации основных средств, могут быть направлены:

  • на продажу.

В этом случае они отражаются в составе оборотных активов в форме бухгалтерского баланса и классифицируются в качестве товаров или материалов с выделением их в особый подкласс, например «МЦ, полученные при утилизации»;

  • на использование в обычной деятельности компании в качестве МПЗ.

Тогда такие ценности отражаются в составе оборотных активов в балансе, но классифицируются в составе аналогичного класса МПЗ, находящегося у компании.

Каковы стоимость и момент признания ценностей от утилизации?

С 2021 года учет МПЗ, в том числе полученных от утилизации ОС, ведется в соответствии с новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу.

Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 при признании МПЗ в бухучете их оценивают по фактической себестоимости. Для запасов, получаемых в результате выбытия ОС, эту себестоимость определяют по наименьшей из следующих величин (п. 16 ФСБУ 5/2019):

  • стоимости, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в обычном операционном цикле;
  • сумме остаточной стоимости списываемого объекта ОС (его выбывающей части) и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объекта, извлечением ценностей, приведением их в состояние, необходимое для потребления (использования, продажи).

При этом ТМЦ, оставшиеся от выбытия ОС, принимаются к бухучету в качестве запасов на дату выполнения двух условий (п. 5 ФСБУ 5/2019):

  • затраты, понесенные в связи с формированием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод;
  • определена величина понесенных затрат или приравненная к ней величина.

Узнать, как формирование себестоимости оставшихся от утилизации основных средств ТМЦ зависит от того, самортизировано ОС или нет, а также посмотреть схему бухгалтерских проводок по принятию к учету таких запасов можно в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Как происходит утилизация основных средств, см. на примере списания компьютерной техники в материале «Порядок списания компьютерной техники (нюансы)».

Итоги

С 2021 года учет МПЗ, полученных от утилизации ОС, ведется по правилам нового ФСБУ 5/2019. А с 2022 года в соответствии с новым стандартом нужно будет производить и само списание ОС.

Порядок учета драгоценных металлов, входящих в состав основных средств

Автономные учреждения, использующие в своей деятельности оборудование, инструменты, приборы и прочие объекты основных средств, в состав которых входят драгоценные металлы, обязаны вести учет таких металлов и проводить в установленные сроки их инвентаризацию. За нарушение обязательных требований к учету, хранению драгметаллов и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации предусмотрена административная ответственность по ст. 15.47 КоАП РФ. В статье рассмотрим, как правильно организовать и вести учет драгметаллов, входящих в состав объектов ОС.

Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.

Порядок обращения драгоценных металлов регулируется:

Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);

Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

Если в документации необходимые сведения отсутствуют (например, если поступает устаревшее отечественное и импортное оборудование), можно поступить следующим образом:

запросить информацию у организаций, разработчиков, изготовителей;

создать специальную комиссию, которая на основе аналогов и собственных расчетов определит содержание конкретных драгметаллов и их количество.

Для документального оформления поступления объектов в учреждение и для дальнейшего их учета в составе основных средств применяются следующие документы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1]:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) либо акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Информация о драгоценных металлах (наименование, единица измерения, количество, масса), содержащихся в основных средствах (их деталях), отражается в разд. 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и разд. 5 инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в графах 7 – 11 поля «Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. п.)».

Как правило, данные о содержании драгметаллов в основных средствах, указанные при поступлении объектов, являются примерными. Достоверную информацию о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основного средства можно узнать только после его списания, разборки и аффинажа.

Учет драгметаллов при списании объектов ОС.

Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.

Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):

в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;

в отношении остального имущества – самостоятельно.

Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.

При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).

При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.

Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).

Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).

В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства»[2], п. 51 Инструкции № 157н[3] списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).

Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»[4]).

Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.

Передача лома драгметаллов на аффинаж.

Аффинаж драгоценных металлов – осуществляемая специализированными организациями деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством (абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431[5] расчеты с учреждениями – сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими организациями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгметаллов и оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При передаче лома и отходов на аффинаж право собственности на них аффинажной организации не переходит. Эту операцию следует отражать в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение материалов со сменой материально ответственного лица учреждения на аффинажную организацию на основании оформленного первичного документа: требования-накладной (ф. 0504204) либо накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома основных средств аффинажная организация представляет учреждению акт аффинажа (паспорт) с указанием фактического количества драгметаллов, извлеченных из лома.

Бухгалтерия учреждения сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с паспортными данными аффинажной организации и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгметаллах делаются на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции № 231н).

Далее на основании акта аффинажа автономное учреждение отражает операции по списанию с учета стоимости фактически выделенного драгметалла и начислению дохода от его реализации.

В силу порядков № 85н[6] и 209н[7] такие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

В автономном учреждении при ликвидации и демонтаже устаревшего оборудования (научных приборов) получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 15 г. Балансовая стоимость оборудования равна 500 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 60 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 12,5 г золота на сумму 50 000 руб.

Бухгалтерский и налоговый учёт утилизации отходов

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

В процессе производства товаров и услуг, выполнения работ неизбежно образование отходов. Их состав определяется видом деятельности фирмы. Правила обращения с производственными отходами определены ФЗ-89 от 24/06/98 г. Производственные отходы – это ТМЦ, полученные в процессе переработки начального сырья, утратившие свои потребительские свойства, непригодные в дальнейшем для использования по назначению. Одним из этапов обращения с ними является утилизация.

Законодательное регулирование

Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.

Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.

Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.

Возвратные отходы могут быть утилизированы непосредственно. ФЗ-89 определяет утилизацию отходов как их использование в производстве продукции, услуг, осуществлении работ. При этом в учетных целях отходами не признаются остатки материалов, которые сохранили все свои потребительские свойства и передаются в другие подразделения, цеха (ст. 254-6 НК РФ).

Порядок утилизации

Собственник может пойти двумя путями.

  1. Поручить вывоз и дальнейшую утилизацию специализированной фирме. Для этого понадобятся учетные данные по объемам отходов, зафиксированные в документах. Опасные отходы (ст. 4.1 ФЗ-89) требуют наличия лицензии на утилизацию.
  2. Самостоятельно учитывать отходы и принимать решение об их утилизации, например, о передаче отходов в производство.

ВАЖНО! Образец договора об утилизации отходов производства от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Чтобы иметь основания для отражения утилизации в БУ и НУ, необходимо создать внутреннюю комиссию по списанию отходов. В нее включаются технические специалисты, сотрудники экономической службы, руководитель. Комиссия определяет ТМЦ, подлежащие утилизации. Решение комиссии оформляется актом.

Бухгалтерский учет

В связи с многообразием видов отходов и способов их утилизации могут применяться различные схемы проводок и учета. Остановимся на наиболее существенных моментах БУ отходов у первоначального собственника и у фирмы, работающей в сфере утилизации.

У собственника

Контроль за движением возвратных отходов и их утилизацией начинается у собственника с построения детального аналитического учета: по видам продукции, местам возникновения отходов, информации о качественном и количественном их составе. Для подсчета образовавшихся отходов используют фактические замеры, взвешивания либо применяют расчетный метод по нормам на единицу продукции.

При утилизации путем продажи возвратных отходов на сторону могут формироваться проводки:

  • Дт 10/6 Кт 20, 23 – оприходованы из производства отходы;
  • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирована выручка от продажи возвратных отходов;
  • Дт 91/НДС Кт 68/НДС – начислен налог с выручки;
  • Дт 91/2 Кт 10/6 – списана с/стоимость возвратных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получена оплата;
  • Дт 90/9 Кт 99 – получена прибыль от продажи возвратных отходов.
Читайте также  Гарантийный ремонт: прием товара, сроки, обжалование

Собственник может утилизировать отходы, передав их в производство внутри своей организации.
Для этого используется проводка, обратная приведенной выше: Дт 20,23 Кт 10/6 – передача отходов в производство.

В специализированной фирме

Расходы по утилизации здесь относятся к обычным видам деятельности согласно ПБУ 10/99. Расходы признаются в БУ согласно п. 18 указанного документа, в зависимости от того, применяется кассовый метод признания доходов или нет.

Если возвратные отходы приобретены для использования в собственном производстве, применяется счет 10.

  • Дт 10 Кт 60, 76 – оприходовано вторичное сырье от поставщика;
  • Дт 60, 76 Кт 50, 51 – оплата поставщику за вторичное сырье.

Если приобретение было сделано для дальнейшей перепродажи, сырье выступает как товар (41).

Пусть организация использует общую систему НО. Проводки при реализации будут такими:

  • Дт 62 Кт 90/1 – выручка с продажи;
  • Дт 90/НДС Кт 68/НДС – начислен НДС с продажи;
  • Дт 90/2 Кт 41 – списана с/стоимость проданных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получены деньги за реализованное сырье;
  • Дт 90/9 Кт 99 – прибыль от перепродажи сырья.

Нередки случаи, когда фирма заключает с организацией, сетью торговых точек договор безвозмездной передачи отходов, мусора, например, использованной бумажной, деревянной тары в целях переработки своими силами. Условия договора могут предусматривать оплату со стороны контрагентов. В подобных случаях ключевым будет счет 98/2 – «доходы будущих периодов, безвозмездные поступления».

  • Дт 10, 15 Кт 98/2 – безвозмездное поступление ТМЦ, в рыночной (договорной) оценке;
  • Дт 20, 23 Кт 10 – сырье отправлено в переработку;
  • Дт 98/2 Кт 91/1 – внереализационный доход от безвозмездного поступления ТМЦ;
  • Дт 76 Кт 90/1, 91/1 – услуги по переработке, отражена выручка от реализации (работ);
  • Дт 90/НДС, 91/НДС Кт 68/НДС – начисление НДС на услуги по переработке;
  • Дт 50, 51 Кт 76 – оплата услуг переработки;
  • Дт 40, 43 Кт 20, 23 – выпуск готовой продукции, результат утилизации отходов.

Утилизация может оформляться такими первичными документами:

  • акт приема-передачи;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • товарная накладная;
  • отчет о переработке;
  • акт выполненных работ;
  • требование-накладная;
  • лимитно-заборная карта.

При утилизации отходов с помощью специализированной фирмы заключается договор (об утилизации, о переработке отходов).

Кстати говоря! При переработке давальческого сырья давалец является собственником образовавшихся отходов. Возвратные отходы либо уменьшают своей стоимостью стоимость исходного, переданного для переработки, сырья, либо снижают стоимость услуг переработчика.

Налоговый учет

Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

С текущего года операции по утилизации металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27/11/18 г.). Налоговым агентом здесь будет не продавец, а покупатель, т.е. сторонняя организация, специализированная фирма-переработчик. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель – налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенку», и иные спецрежимы – исчислять и перечислять налог в бюджет он все равно обязан. Агентские обязанности возложены и на тех покупателей, кто имеет освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислить налог только в том случае, если реализует отходы физлицу или в договоре с покупателем отходов не прописал НДС, будучи его плательщиком.

В целях НУ для включения в расчеты по налогу на прибыль возвратные отходы:

  • оцениваются по рыночным ценам (ценам возможной реализации) при утилизации путем продажи;
  • по заниженной, по сравнению с исходными ТМЦ, цене, если утилизированы передачей в производство.

В последнем случае учитывается, что выход продукции будет занижен, а расход вторичного сырья – выше обычной нормы (по ст. 254-6, 40 НК РФ, письмо №03-03-06/4/49 Минфина от 26/04/10 г. и др).

Для налогоплательщика это прежде всего означает возможность уменьшить затраты по налогу на прибыль на рыночную стоимость вторичных отходов.

Безвозмездное поступление отходов — внереализационный доход. Его надо признать при списании отходов в производство для переработки.

Тезисно

Учет утилизации отходов, как бухгалтерский, так и налоговый, связан с выбором способа утилизации: утилизируются отходы на месте или передаются на сторону. Передача на сторону может иметь возмездный и безвозмездный характер. В БУ для учета применяют стандартные счета и проводки для реализации продукции и передачи ТМЦ в производство.

При безвозмездной передаче на сторону используется счет 98/2. В НУ все операции, связанные с реализацией отходов, в том числе и безвозмездной, облагаются НДС. С этого года НДС облагается также утилизация макулатуры и металлолома. Налоговым агентом выступает не продавец, а покупатель.

В целях учета налога на прибыль отходы и операции с ними оцениваются по правилам ст. 254 НК РФ.

Общие положения

Согласно пункту 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Для любого государства драгоценные металлы и камни являются стратегическим сырьем, что обуславливает необходимость надлежащего учета и контроля за их использованием.

Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении.

Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством РФ.

При учете драгоценных металлов и драгоценных камней бухгалтеру следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгметаллах).
  2. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее — Правила учета и хранения).
  3. Положение о Российской государственной пробирной палате при Минфине России от 29.05.1998 № 91.
  4. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Утверждена приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н (далее — Инструкция № 68н).
  5. Инструкция о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Утверждена приказом Минфина России от 15.10.1999 № 68н (далее — Инструкция о ревизии).

Драгоценные материалы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, ломе и отходах производства и потребления.

В данной статье мы рассмотрим порядок учета драгоценных металлов (далее — драгметаллов) в основных средствах, поскольку он касается абсолютного большинства организаций.

Организация учета драгоценных металлов

На балансах практически всех организаций числятся объекты основных средств, которые содержат драгметаллы (компьютеры, телевизоры, аудио- и видеотехника и т. п.).

Драгоценные металлы, содержащиеся в составе основных средств, не требуют обособленного отражения в бухгалтерском учете, так как они не являются самостоятельными инвентарными объектами. Для учета их поступления и выбытия должен быть организован оперативный учет.

При организации ведения такого учета следует руководствоваться Инструкцией № 68н.

В пункте 1.8 данной Инструкции сказано, что организации обязаны:

  • вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
  • осуществлять хранение драгметаллов в соответствии с требованиями законодательства;
  • обеспечивать удаление лома и отходов драгметаллов из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации;
  • беспрепятственно допускать к проверке представителей органов государственного контроля, представлять им необходимую документацию.

В статье 22 Закона о драгметаллах сказано, что лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности.

Учет поступления драгметаллов

При оприходовании основных средств, содержащих драгметаллы, в акте приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) и в инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6) необходимо в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указать наименование, номенклатурный номер, единицу измерения, количество и массу драгметаллов в поступивших объектах основных средств.

Вышеуказанный раздел заполняется на основании сведений о содержании драгметаллов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации и т.п.), либо, при отсутствии этих сведений (например, в импортном оборудовании, устаревшем отечественном оборудовании) по данным изготовителей или комиссионно — на основе аналогов и расчетов.

В отдельных случаях (когда комиссионно определить содержание драгметаллов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгметаллов или аналогов) в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

Драгметаллы, входящие в состав эксплуатируемых основных средств, независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах.

Учет выбытия драгметаллов

При передаче основных средств другим организациям и при продаже составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). При этом отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование и массу находящихся в этих изделиях драгметаллов, а также метод определения содержания в них драгметаллов.

Ликвидация основных средств оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), в разделе которого «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должны быть указаны наименование и количество драгметаллов, содержащихся в списываемых объектах. Эти данные фиксируются или из формы ОС-1 и ОС-6, либо определяются комиссией, составляющей акт о ликвидации. Полученные драгметаллы приходуются по рыночной стоимости.

Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы»

Драгметаллы, полученные при списании основных средств, передаются на склад по накладной.

Собранные лом и отходы могут реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. При этом на передачу драгметаллов обычно выписывается накладная, а сам процесс продажи отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке.

Обороты по реализации лома драгметаллов согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ НДС не облагаются.

Отходы драгоценных камней, непригодные к дальнейшему использованию, могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.

Учет драгметаллов на складе

Учет драгметаллов в местах хранения осуществляется в соответствующих учетных регистрах (карточках складского учета, книгах сортового учета, журналах и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку.

Книги или журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, и скреплены печатью. Такие же требования предъявляются к учетным регистрам при использовании автоматизированных форм учета.

Записи в регистры по учету драгметаллов осуществляются на основании документов по их поступлению и выбытию (накладных, актов на списание и т.п.).

Инвентаризация драгметаллов

Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также находящихся на хранении на складе, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно.

Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях, а также в ломе и отходах обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п.

Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых междуведомственных формах № инв.-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях», и № инв.-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».

Ответственность за нарушение порядка учета драгметаллов

В статье 28 Закона о драгметаллах говорится, что органы государственного контроля вправе проверять бухгалтерские документы, содержащие сведения о получении и расходовании драгметаллов, их лома и отходов, а также принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством. Таким органом контроля является Российская государственная пробирная палата при Минфине России.

В пункте 1 Инструкции о ревизии сказано, что вышеуказанная палата осуществляет контроль за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Сотрудники Пробирной палаты могут проверять порядок и сроки инвентаризации драгметаллов, правильность отражения в учете результатов инвентаризации, полноту постановки на учет драгметаллов в составе основных средств.

Выявив нарушения, контролер составляет протокол, на основании которого должностные лица могут быть оштрафованы.

В пункте 7.2 Инструкции № 68н сказано, что должностные лица организаций, не обеспечившие соблюдение или допустившие нарушения установленных правил учета и хранения драгметаллов, или изделий, их содержащих, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

В статье 19.14 КОАП, в частности говорится, что нарушение установленных правил учета и хранения драгметаллов или изделий, их содержащих, влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ.

За нарушение порядка ведения учета операций с драгметаллами организация несет и налоговую ответственность.

Отсутствие учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, можно рассматривать как несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей, что влечет согласно статье 120 НК РФ наложение штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, неоприходование лома и отходов, содержащих драгметаллы, в результате ликвидации основных средств приводит к занижению прибыли и недоплате налога на прибыль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector