Учет земельного участка в бухгалтерском учете

Учет земельного участка в бухгалтерском учете

Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения

Жукунова А. Л.

Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить земельный налог? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.

Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Кроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды). Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. — (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Покупка земельных участков в «1С:Бухгалтерии 8»

Одним из ключевых направлений развития «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 является ее упрощение. Начиная с версии 3.0.65 в программе стало проще зарегистрировать приобретение земельного участка. Теперь для отражения данной операции в учете предусмотрен специальный документ «Приобретение земельных участков».

Казалось бы, с основными средствами в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 уже давно все понятно и просто, зачем еще что-то упрощать? Но учет земельных участков в качестве ОС имеет некоторые особенности.

Примечание
Об упрощении учета основных средств в «1С:Бухгалтерии 8» см. в статье «Упрощение учета основных средств в «1С:Бухгалтерии 8″».

Земельные участки: особенности учета

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу и передаются в собственность покупателя по договору купли-продажи недвижимого имущества (ст. 130, п. 1 ст. 549 ГК РФ). Оформляется такая передача передаточным актом (п. 1 ст. 556 ГК РФ). Переход права собственности на земельный участок к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ, п. 1 ст. 551 ГК РФ). За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается государственная пошлина (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если земельный участок соответствует критериям, поименованным в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее — ПБУ 6/01), то он принимается организацией к учету в качестве основных средств по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение земельного участка (п. 8 ПБУ 6/01). Государственная пошлина включается в первоначальную стоимость земельного участка, если она уплачена до принятия земельного участка на учет в качестве объекта основных средств (п. 14 ПБУ 6/01). При этом субъекты малого предпринимательства могут включать пошлину и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта ОС, в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 8.1 ПБУ 6/01).

Дожидаться государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, чтобы принять его к учету в качестве объекта основных средств, совсем не обязательно (п. 4 ПБУ 6/01, п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Если пошлина уплачивается уже после принятия земельного участка на учет, то затраты на ее уплату могут учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов, в зависимости от назначения использования земельного участка (п.п. 4, 5, 7, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» — ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

shutterstock_388274659.jpg

Для целей налогообложения прибыли государственная пошлина включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно в момент начисления (пп. 1 и пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/33).

Земельные участки не подлежат амортизации ни в бухгалтерском учете, ни для целей налогообложения прибыли (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 256 НК РФ). Расходы на приобретение земельного участка можно будет учесть только при его дальнейшей реализации (п. п. 11, 16, 19 ПБУ 10/99, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Операции по реализации земельных участков не признаются объектами обложения НДС на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Соответственно, у покупателя не возникает права на вычет налога.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которых введен земельный налог, являются объектами налогообложения (п. 1 ст. 389 НК РФ). Обязанность по уплате земельного налога возникает у покупателя с момента перехода к нему права собственности, то есть с момента государственной регистрации права на земельный участок (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций земельные участки не признаются (п. 1 ст. 374 НК РФ).

1С:ИТС

О земельных участках, признаваемых объектом обложения земельным налогом, и об исчислении налога см. в справочнике «Земельный налог» раздела «Налоги и взносы».

Упрощение принятия к учету земельных участков в «1С:Бухгалтерии 8»

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) затраты по приобретению организацией земельных участков учитываются на субсчете 08.01 «Приобретение земельных участков».

В «1С:Бухгалтерии 8» аналитический учет затрат на приобретение земельных участков и затрат на приобретение объектов основных средств отличается (используются разные субконто). Поэтому до недавнего времени приобретение и принятие к учету земельных участков в программе можно было оформить только документами Поступление (акт, накладная) с видом операции Объекты строительства и Принятие к учету ОС с видом операции Объекты строительства (вид операции Оборудование для земельных участков не годится). Такая особенность иногда смущала пользователей.

Начиная с версии 3.0.65 «1С:Бухгалтерии 8» в учете земельных участков произошли изменения:

1. К счету 08.01 добавлены субсчета третьего порядка:

  • 08.01.1 «Приобретение земельных участков с доп. расходами»;
  • 08.01.2 «Приобретение земельных участков без доп. расходов».

2. В документе Поступление (акт, накладная) появился новый вид операции Приобретение земельных участков.

Субсчет 08.01.1 «Приобретение земельных участков с доп. расходами» предназначен для учета затрат по приобретению организацией земельных участков, в том числе с учетом возможных дополнительных расходов, включаемых в первоначальную стоимость объектов. Аналитический учет ведется по приобретаемым участкам (субконто Объекты строительства) и видам затрат (субконто Статьи затрат). Каждый приобретаемый земельный участок отражается в справочнике Объекты строительства.

Проводки с использованием субсчета 08.01.1 формируются автоматически при записи документов:

  • Поступление (акт накладная) с видом операции Объекты строительства;
  • Поступление доп. расходов;
  • Принятие к учету ОС с видом операции Объекты строительства.

Таким образом, субсчет 08.01.1 является «преемником» счета 08.01, использующегося в предыдущих версиях программы, и применяется в «традиционных» сценариях работы с земельными участками.

Субсчет 08.01.2 «Приобретение земельных участков без доп. расходов» предназначен для учета затрат по приобретению организацией земельных участков, не требующих отражения дополнительных расходов на их приобретение. Аналитический учет по счету ведется по земельным участкам (субконто Основные средства). Каждый земельный участок — элемент справочника Основные средства. Проводки с использованием этого субсчета формируются в программе автоматически при записи документа Поступление (акт, накладная) с новым видом операции Приобретение земельных участков.

Быстрый доступ к данному виду документа поступления осуществляется из раздела ОС и НМА по гиперссылке Приобретение земельных участков.

Вид операции Приобретение земельных участков предназначен для одновременного отражения поступления и принятия к учету земельных участков, первоначальная стоимость которых формируется без дополнительных расходов на их приобретение (например, без учета уплаченной государственной пошлины).

Форма документа Приобретение земельных участков максимально упрощена, поскольку для земельных участков не требуется указывать способ отражения расходов по амортизации, амортизационную группу, срок службы, ставку НДС и счет-фактуру от поставщика. В табличной части нужно указать лишь наименование приобретенного объекта и его стоимость (рис. 1).

Для быстрого ввода нового объекта достаточно ввести название земельного участка в соответствующее поле и выбрать команду Создать:. При этом справочник Основные средства не открывается, но автоматически заполняются реквизиты:

Реквизит

Значение

«Группа учета ОС»

«Местонахождение» и «МОЛ»

Подставляются значения, указанные в шапке документа

«Порядок погашения стоимости»

«Стоимость не погашается» — для целей бухгалтерского учета

«Порядок включения стоимости в состав расходов»

Подставляется значение «Стоимость не включается в расходы» — для целей налогового учета

По умолчанию в поле Счет учета табличной части документа указан счет 01.01 «Основные средства в организации». Если документы на регистрацию права собственности еще не оформлены, то в поле Счет учета следует указать счет 01.08 «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы».

После проведения документа формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 08.01.2 Кредит 60.01 и Дебет 01.08 Кредит 08.01.2 — на стоимость приобретенных земельных участков.

Для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт.

Если организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом «доходы минус расходы», то вводятся записи в специальные регистры для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету документ также формирует записи в периодические регистры сведений подсистемы учета ОС, отражающие информацию о земельном участке.

Напоминаем, что в целях расчета земельного налога для отражения сведений о государственной регистрации земельных участков и снятии их с регистрационного учета предназначен регистр сведений Регистрация земельных участков. Доступ к указанному регистру осуществляется как из карточки основного средства (гиперссылка Поставить на учет), так и из раздела Главное (Налоги и отчеты — Земельный налог — Регистрация земельных участков).

Расчет и начисление земельного налога автоматически выполняются в конце отчетного периода регламентной операцией с видом Расчет земельного налога, входящей в обработку Закрытие месяца.

В бухгалтерском учете земельный участок, учитываемый на счете 01.08, после получения правоустанавливающих документов должен учитываться на счете 01.01. Для этого следует воспользоваться документом Операция (раздел Операции — Операции, введенные вручную) и ввести бухгалтерскую проводку:

Читайте также  Приказ о надбавке к заработной плате Образец и бланк

Дебет 01.01 Кредит 01.08 — на первоначальную стоимость объекта.

Для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствующие суммы должны быть введены в ресурсы Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 быстро отразить приобретение и принятие к учету земельного участка без включения допрасходов

1С:ИТС

Об операциях с земельными участками в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».

Учет земельных участков по-новому: что и как нужно поменять в 2020 году

Практически у каждого учреждения в пользовании есть земельные участки – как минимум, те, на которых расположены закрепленные за учреждением здания. А еще есть земли, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченным органом власти или органом местного самоуправления в оборот, например, при передаче их по договору аренды. Такие земельные участки тоже являются объектом учета. А значит, изменения, предусмотренные обновленными Инструкциями № 157н, № 162н, № 174н и № 183н в порядке учета земельных участков, касаются всех этих органов и учреждений (Приказ Минфина России от 14 сентября 2020 № 198н (зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2020 г.), Приказ Минфина России от 28.10.2020 N 246н (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2020 г.), Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 253н (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2020 г.), Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 256н (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2020 г.).

Подчеркнем: все эти нововведения нужно внедрить уже сейчас в учете 2020 года. Условно разделим их на четыре блока:

Учет увеличения / уменьшения кадастровой стоимости земли – новыми проводками

Начиная с 2020 года отражение в учете изменения стоимости ранее принятых к бухгалтерскому/ бюджетному) учету земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости, следует отражать по-новому.

Было до 2020 года

Начиная с 2020 года

0 103 11 330
0 103 91 330

способом «Красное сторно»

Увеличение балансовой (кадастровой) стоимости земельного участка в составе государственной (муниципальной) казны

Уменьшение балансовой (кадастровой) стоимости земельного участка в составе государственной (муниципальной) казны

способом «Красное сторно»

Причем изменения заключаются не только в отмене способа «Красное сторно» при отражении в учете уменьшения кадастровой стоимости земли. Кстати, о максимальном сокращении использования метода «Красное сторно» мы рассказывали в новостной ленте накануне. Но вернемся к учету земли. Как можно заметить, для отражения в учете корректировки стоимости земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости уже в 2020 году следует применять счет 0 401 10 176 вместо ранее используемого счета 0 401 10 199.

Разделение земельного участка – через выбытие

Положения Инструкции № 162н, № 174н и № 183н дополнены корреспонденцией счетов для ситуации, когда в результате раздела одного земельного участка в его прежних границах образуются «новые» земельные участки с присвоением новых кадастровых номеров при наличии на них права постоянного (бессрочного) пользования:

Отражается выбытие разделенного земельного участка и списание ранее начисленного убытка от обесценения земли (при наличии)

Одновременно отражается принятие к учету вновь образовавшихся земельных участков, а также убытка от обесценения земли (при наличии)

Такая схема проводок похожа на отражение в учете реклассификации имущества, но в данном случае это именно выбытие одного земельного участка и постановка на учет новых объектов. В отличие от реклассификации, в результате которой стоимости выбывающих и принятых к учету объектов имущества не изменяются, в данном случае балансовая (кадастровая) стоимость выбывшего земельного участка может отличаться от балансовой (кадастровой) стоимости вновь образовавшихся в результате раздела земельных участков, в таком случае на счете 0 401 10 172 формируется разница между балансовыми (кадастровыми) стоимостями. Напоминаем, что согласно п. 71 Инструкции № 157н земельные участки учитываются по их кадастровой стоимости, а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, – в условной оценке, один квадратный метр – 1 рубль.

Принятие к учету земли, собственность на которую не была разграничена

В бюджетном учете земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот, отражаются уполномоченным органом на счете 1 103 13 000 «Прочие непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждения» (п. 16 Инструкции № 162н).

Теперь в новой редакции Инструкции № 162н содержатся корреспонденции по дальнейшему отражению операций с таким земельным участком по факту регистрации права собственности:

Отражается выбытие земельного участка, который ранее был вовлечен уполномоченным органом в хозяйственный оборот без разграничения права собственности

Одновременно отражается принятие указанного участка земли в состав имущества казны по кадастровой стоимости

Например, земельный участок, по которому собственность не разграничена, вовлечен уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот – сдан в аренду. В период его нахождения в аренде осуществлена регистрация права собственности на данный земельный участок. До окончания срока действия договора аренды земельный участок продолжает учитываться на счете 1 103 13 000, но после окончания срока действия договора аренды его следует списать со счета 1 103 13 000 и принять в состав имущества казны по кадастровой стоимости. Причем балансовые (кадастровые) стоимости выбывшего и принятого к учету земельного участка также могут отличаться.

Сервитут – доходы будущих периодов

Урегулировано отражение доходов бюджетов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) – в учете начисляются доходы будущих периодов:

Начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям на всю сумму платежей, указанных в соглашении

Списание суммы остатка предстоящих доходов при досрочном расторжении соглашения по предоставлению права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) на момент расторжения соглашения

Обратите внимание, что в соответствии с положениями подп. 3 ст. 39.25 Земельного кодекса и ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса в случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты. Такие поступления не относятся к доходам автономных и бюджетных учреждений, начисление доходов производится уполномоченным органом, наделенным полномочиями администратора доходов соответствующего бюджета от такого вида поступлений.

Еще одно важное изменение, касающееся сервитута, – п. 77 Инструкции № 157 изложен в новой редакции. Если раньше согласно данному пункту платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право использования объекта непроизведенных активов, относились в состав расходов текущего финансового года, то в новой редакции такое положение исключено. Следовательно, исполнение обязательства учреждения по оплате за предоставленный сервитут следует отражать в составе расходов будущих периодов в части сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, и относить на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся.

Как быстро отразить приобретение и принятие к учету земельного участка

Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.65.72.

Для одновременного отражения поступления и принятия к учету земельных участков без включения в их стоимость дополнительных расходов предназначен документ Поступление (акт, накладная) с видом операции Земельные участки. Быстрый доступ к данному виду документа поступления осуществляется из раздела ОС и НМА по гиперссылке Приобретение земельных участков.

Форма документа Приобретение земельных участков максимально упрощена, поскольку для земельных участков не требуется указывать способ отражения расходов по амортизации, амортизационную группу, срок службы, ставку НДС и счет-фактуру от поставщика. В табличной части нужно указать лишь наименование приобретенного объекта и его стоимость.

Для быстрого ввода нового объекта достаточно ввести название земельного участка в соответствующее поле и выбрать команду Создать:. При этом справочник Основные средства не открывается, но автоматически заполняются реквизиты:

  • Группа учета ОС (подставляется значение Земельные участки);
  • Местонахождение и МОЛ (подставляются значения, указанные в шапке документа);
  • Порядок погашения стоимости (подставляется значение Стоимость не погашается — для целей бухгалтерского учета);
  • Порядок включения стоимости в состав расходов (подставляется значение Стоимость не включается в расходы – для целей налогового учета).

После проведения документа формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 08.01.2 Кредит 60.01 и Дебет 01.01 Кредит 08.01.2 — на стоимость приобретенных земельных участков.

Для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт.

Если организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом «доходи минус расходы», то вводятся записи в специальные регистры для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету документ также формирует записи в периодические регистры сведений подсистемы учета ОС, отражающие информацию о земельном участке.

Помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету документ также формирует записи в периодические регистры сведений, отражающие информацию об основном средстве.

В целях расчета земельного налога для отражения сведений о государственной регистрации земельных участков и снятии их с регистрационного учета предназначен регистр сведений Регистрация земельных участков. Доступ к указанному регистру осуществляется как из карточки основного средства (гиперссылка Поставить на учет), так и из раздела Главное (Налоги и отчеты — Земельный налогРегистрация земельный участков).

Расчет и начисление земельного налога автоматически выполняется в конце отчетного периода регламентной операцией с видом Расчет земельного налога, входящей в обработку Закрытие месяца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector