Статья 34643 (НК РФ) Налогового кодекса РФ Общие

Статья 34643 (НК РФ) Налогового кодекса РФ Общие

Статья 343 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога по добытым полезным ископаемым, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по добытому углю и углеводородному сырью (за исключением полезных ископаемых, налоговая база при добыче которых в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 338 настоящего Кодекса определяется как их стоимость) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

2. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому, если настоящей статьей не установлен иной порядок исчисления налога. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии с настоящей статьей по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

3. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

4. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.1 настоящего Кодекса, сумма налога по углю исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча угля, как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы, уменьшенное на величину указанного налогового вычета.

5. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.2 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей по итогам налогового периода по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, добытой на участках недр, указанных в пунктах 3 и 3.1 статьи 343.2 настоящего Кодекса, уменьшается на сумму указанного налогового вычета. При превышении определенной за налоговый период суммы налогового вычета по участкам недр, указанным в пунктах 3 и 3.1 статьи 343.2 настоящего Кодекса, над суммой налога, исчисленной по этим участкам недр в соответствии с настоящей статьей по итогам этого налогового периода, сумма налогового вычета принимается равной сумме налога, исчисленной по этим участкам недр.

6. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.3 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей по итогам налогового периода по газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытому на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море, уменьшается на величину указанного налогового вычета.

7. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.4 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей по итогам налогового периода по газовому конденсату из всех видов месторождений углеводородного сырья, уменьшается на сумму указанного налогового вычета.

Комментарии к ст. 343 НК РФ

Как следует из норм статей 341, 343 и 344 НК РФ, сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода, признаваемого календарным месяцем, и подлежит уплате по итогам налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При исчислении суммы НДПИ за соответствующий налоговый период в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого за этот период следует включать сумму НДПИ, исчисленную за предыдущий налоговый период (см., например, письмо Минфина России от 23.07.2009 N 03-06-05-01/49).

Статья 343 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога по добытым полезным ископаемым, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по добытому углю и углеводородному сырью (за исключением полезных ископаемых, налоговая база при добыче которых в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 338 настоящего Кодекса определяется как их стоимость) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

2. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому, если настоящей статьей не установлен иной порядок исчисления налога. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии с настоящей статьей по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

3. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

4. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.1 настоящего Кодекса, сумма налога по углю исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча угля, как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы, уменьшенное на величину указанного налогового вычета.

5. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.2 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей по итогам налогового периода по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, добытой на участках недр, указанных в пунктах 3 и 3.1 статьи 343.2 настоящего Кодекса, уменьшается на сумму указанного налогового вычета. При превышении определенной за налоговый период суммы налогового вычета по участкам недр, указанным в пунктах 3 и 3.1 статьи 343.2 настоящего Кодекса, над суммой налога, исчисленной по этим участкам недр в соответствии с настоящей статьей по итогам этого налогового периода, сумма налогового вычета принимается равной сумме налога, исчисленной по этим участкам недр.

6. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.3 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей по итогам налогового периода по газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытому на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море, уменьшается на величину указанного налогового вычета.

7. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.4 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей по итогам налогового периода по газовому конденсату из всех видов месторождений углеводородного сырья, уменьшается на сумму указанного налогового вычета.

Комментарий к Ст. 343 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи сумма НДПИ равна процентной доле налоговой базы, соответствующей налоговой ставке. При этом сумма налога на добычу полезных ископаемых по добытому углю и углеводородному сырью определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы, что закреплено в абзаце втором пункта 1 комментируемой статьи.

Данная норма не распространяется на те добытые полезные ископаемые, налоговая база по которым определяется как их стоимость. Такие полезные ископаемые закреплены в подпункте 2 пункта 2 статьи 338 НК РФ.

Обращаем внимание, что абзац второй пункта 1 статьи 343 НК РФ действует в редакции Закона N 268-ФЗ, которая вступила в силу с 1 января 2014 года.

Пункт 2 статьи 343 НК РФ устанавливает порядок исчисления НДПИ.

НДПИ подлежит исчислению по итогам каждого налогового периода и в отношении каждого добытого налогоплательщиком полезного ископаемого. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование налогоплательщику НДПИ.

На основании статьи 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии с настоящей статьей по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

В письме ФНС России от 16.04.2013 N ЕД-4-3/7001@ разъяснено, что уплата НДПИ производится в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого находится участок недр, предоставленный налогоплательщику в пользование и по месту нахождения которого этот недропользователь поставлен на учет в качестве налогоплательщика НДПИ.

Необходимо разъяснить вопрос исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в случае, если налогоплательщику принадлежит несколько участков недр на территории одного субъекта Российской Федерации и на всех них осуществляет добычу полезных ископаемых. Обратимся к позиции официальных органов.

В письме Минфина России от 12.12.2013 N 03-06-05-01/54697 относительно рассматриваемой ситуации разъяснено следующее: в целях оптимизации администрирования налога на добычу полезных ископаемых до урегулирования в законодательстве о налогах и сборах вопроса уплаты НДПИ полагаем, что данный налог уплачивается на территории муниципального образования, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет в качестве налогоплательщика НДПИ, а в налоговой декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС России от 16.12.2011 N ММВ-7-3/928@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронном виде и порядка ее заполнения», по строке 020 разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» указывается код административно-территориального образования (ОКАТО) того же муниципального образования.

Вместе с тем вопрос зачисления доходов от НДПИ в бюджеты различных уровней Российской Федерации является предметом правового регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации. В частности, в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, распределение поступлений осуществляется между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации и коду ОКАТО.

Пункт 3 статьи 343 НК РФ устанавливает правила исчисления суммы НДПИ по тем полезным ископаемым, которые были добыты за пределами территории РФ. В отношении таких полезных ископаемых сумма налога подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся налогоплательщиками НДПИ.

Пункт 4 комментируемой статьи регулирует порядок исчисления суммы НДПИ в случае, если налогоплательщик применяет вычет, установленный статьей 343.1 НК РФ. В таком случае сумма налога по углю исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча угля, как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы, уменьшенное на величину указанного налогового вычета.

В письме ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4306 разъяснено, что налогоплательщик может по своему выбору либо уменьшить начисленную по добытому углю сумму НДПИ на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (налоговый вычет), либо учесть эти расходы при исчислении налога на прибыль. Выбранный налогоплательщиком порядок признания данных расходов в обязательном порядке отражается в учетной политике. Учет расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, при исчислении налога на прибыль, осуществляется в соответствии с порядком такого учета, установленным и регулируемым нормами главы 25 НК РФ.

В силу положений пункта 4 статьи 343 и статьи 343.1 НК РФ налогоплательщик вправе установить в учетной политике перечень видов расходов отдельно по каждому конкретному участку недр. После закрепления в учетной политике налогоплательщика тех или иных видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, их совокупность, в соответствии с положениями статьи 343.1 НК РФ, признается налоговым вычетом.

Пункт 5 комментируемой статьи регулирует порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых в случае применения налогоплательщиком налогового вычета по НДПИ, предусмотренного статьей 343.2 НК РФ. В таком случае сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с комментируемой статьей по итогам налогового периода по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, добытой на участках недр, указанных в пункте 2 или 3 статьи 343.2 НК РФ, уменьшается на величину указанного налогового вычета.

При превышении определенной за налоговый период суммы налогового вычета по участкам недр, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 343.2 НК РФ, над суммой налога, исчисленной по этим участкам недр в соответствии с настоящей статьей по итогам этого налогового периода, размер налогового вычета принимается равным сумме налога, исчисленной по этим участкам недр.

В письме Минфина России от 15.05.2012 N 03-06-06-01/17 разъяснено, что сумма НДПИ, исчисленная с учетом налогового вычета в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, должна уплачиваться в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположен участок недр, пропорционально объемам полезного ископаемого, добытого на данном участке недр.

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 НК РФ

Статья 3 НК РФ закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

конституционном принципе всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

принципе равного налогообложения, провозглашающем общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

принципе соразмерности налогов, устанавливающем прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 ст. 3 НК РФ устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ, — конституционный принцип, который не допускает нарушения конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

Налоговый кодекс РФ провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 ст. 3 НК РФ состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающей принцип, не допускающий установления дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 же ст. 3 НК РФ устанавливает же один из принципов налоговой политики Российской Федерации — принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного Налоговым кодексом РФ, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 НК РФ закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 ст. 3 НК РФ. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 ст. 3 НК РФ имеет обратную силу.

Читайте также  Статья 34650 (НК РФ) Налогового кодекса РФ

Налогоплательщики могут применять п. 7 ст. 3 НК РФ для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 НК РФ. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 НК РФ.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

Понятие налоговой базы по НДС (комментарий к статье 153 НК РФ)

Статья 153 НК РФ содержит вводные нормы по отношению к группе статей, определяющих порядок исчисления базы обложения налогом на добавленную стоимость. Это статьи: 154 “Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)”; ст. 155 “Особенности определения налоговой базы при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии)”; ст. 156 “Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров”; ст. 157 “Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налогов при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи”; ст. 158 “Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса”; ст. 159 “Порядок определения налоговой базы при совершении операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления”; ст. 160 “Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации”; ст. 161 “Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами” и ст. 162 “Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)”.

Цель ст. 153 НК — определить понятие налоговой базы для НДС. Введение в главу “Налог на добавленную стоимость” статьи, определяющей порядок расчета налоговой базы, определяется действием ст. 17 НК РФ, согласно которой любой налог Российской Федерации считается установленным лишь в том случае, когда определены так называемые элементы налогообложения, в том числе налоговая база.

Общее определение налоговой базы дается в ст. 53 НК РФ, согласно п. 1 которой налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 54 НК РФ, налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.

Не давая какого-либо специального определения налоговой базы для целей НДС, ст. 153 НК в п. 1 устанавливает три общих правила ее определения: 1) при реализации товаров (работ, услуг), 2) при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, 3) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно НК, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с комментируемой нами 21 главой НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии со специальными нормами главы 21 НК РФ.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с комментируемой главой НК и таможенным законодательством Российской Федерации.

Специальным правилом НК РФ устанавливается, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ, при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Данное правило, предваряя содержание норм ст. 162 НК РФ, является очень важной новацией гл. 21 НК. Если в соответствии с предписаниями законодательства о НДС, действовавшими до вступления в силу части второй НК, доходы, получаемые организацией в связи с реализацией товаров (работ, услуг) четко разделялись на выручку от реализации (т. е. непосредственно цену договора поставки, подряда) и прочие внереализационные доходы (например, проценты по векселю, которым погашалось задолженность за реализованные товары, работы, услуги), то согласно нормам гл. 21 НК РФ, налогооблагаемую базу по НДС составляют все доходы организации продавца, связанные с реализацией товаров (работ, услуг). При этом особенности определения налогооблагаемой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) устанавливаются ст. 162 НК РФ (см. ниже).

Здесь следует особо отметить, что определяемая налоговым законодательством связь между ценой договора на реализацию товаров (работ, услуг) и дополнительными по отношению к ней доходами продавца очень часто носит чисто формальный юридический характер. При этом изменение гражданско-правовой трактовки конкретных операций, например, посредством выбора вида договора, их оформляющего, способно в ряде случаев этот характер изменить. Ниже, при комментировании соответствующих статей НК, мы вернемся к вопросам договорной политики, связанным с уплатой НДС.

Отдельным предписанием п. 2 ст. 152 вводится уточнение, согласно которому доходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. Так, например, реализация партии товаров может положительно повлиять на деловую репутацию фирмы, и с чисто экономической точки зрения данный эффект можно считать доходом организации. Однако с позиции налогового законодательства данный доход невозможно оценить в деньгах, и, следовательно, он не увеличивает базу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ, при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщиков в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Трактовка данного предписания требует определения таких терминов как:

— дата реализации товаров (работ, услуг), и

— дата осуществления расходов.

Понятие выручки специально не определяется НК РФ. Однако косвенное определение выручки дается как общими нормами части 1 НК РФ, так и специальными нормами о НДС гл. 21 кодекса.

Определяя в ст. 146 операции по реализации товаров (работ, услуг) как объект обложения налогом на добавленную стоимость, НК РФ фактически косвенно определяет понятие выручки как выражение цены договора на реализацию товаров (работ, услуг), исчисляемой для целей налогообложения в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ, согласно которой за исключением случаев, оговариваемых специальными правилами НК, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. При этом, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

В ситуациях определяемых п. 3 ст. 153 НК РФ, выражением цены договора является определенная сумма в иностранной валюте, получаемая (причитающаяся к получению) продавцом товаров (работ, услуг).

Признание выручки полученной для целей налогообложения определяется датой реализации товаров (работ, услуг).

Согласно общему определению п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, специально предусмотренных НК РФ, — передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом для другого лица — на безвозмездной основе. При этом п. 2 ст. 39 НК специально устанавливает, что место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью 2 НК РФ.

Ст. 167 НК РФ устанавливается, что момент фактической реализации товаров, работ или услуг или “дата реализации товаров (работ, услуг)” для целей обложения НДС определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком “учетной политики для целей налогообложения”.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, в целях применения норм главы 21 НК дата реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения . определяется:

1. для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанностей по уплате налога по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из следующих дат:

— день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

— день оплаты товаров (работ, услуг);

2. для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанностей по уплате налога по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).

Соответственно, в зависимости от выбора в учетной политике для целей налогообложения в качестве “момента реализации” “отгрузки” или “оплаты” товаров (работ, услуг) выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ либо на дату перехода к покупателю права собственности на реализованные товары (дату выполнения работ, оказания услуг) — “момент реализации”, “отгрузка” (в случае получения аванса — на дату фактического получения денежных средств; либо на дату оплаты покупателем цены реализованных ему товаров (работ, услуг) — момент реализации — “оплата”.

Понятия “расходы” и “дата фактического осуществления расходов” не определяются ни Налоговым кодексом, ни каким-либо иным нормативным актом системы налогового законодательства. В этом случае, ориентируясь на специально устанавливаемую НК связь между налоговым и бухгалтерским законодательством (см., например, п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК, определяющий обязанность налогоплательщиков “представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке. бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”), следует пользоваться определениями этих терминов, которые дают бухгалтерские нормативные акты.

Понятия “расходы” и “дата фактического осуществления расходов” или “дата признания расходов” в системе бухгалтерского законодательства определяются Положением о бухгалтерском учете ПБУ 10/99 “Расходы организации” (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Согласно п. 2 ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала в этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества. В соответствии с п. 16 ПБУ “Расходы организации”, расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиям законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

— сумма расхода может быть определена;

— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Применимость данных положений бухгалтерского законодательства при трактовке предписаний налоговых нормативных актов подтверждается и практикой действия законодательства о налоге на прибыль и, в частности, Положения о составе затрат… (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552). Предписание этого документа относительно конкретных расходов организации фактически применяются на практике после отражения соответствующих расходов в бухгалтерском учете организации — налогоплательщика.

Статья 3. Налогового кодекса РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарии к ст. 3 НК РФ

В статье 3 НК РФ закреплены основные, руководящие начала налогового законодательства таким образом, что все остальные положения НК РФ им должны соответствовать.

Применение налогового законодательства по аналогии противоречит положениям статьи 3 НК РФ.

Приведенная в пункте 7 статьи 3 НК РФ норма позволяет судить о том, что в налоговых правоотношениях закреплен принцип добросовестности налогоплательщика и обоснованной налоговой выгоды.

В связи с этим на практике возникает проблема «недобросовестности» налогоплательщиков и признания налоговой выгоды необоснованной.

По данному вопросу следует руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector