Статус сироты в России-2022: кому дается и до какого

Статус сироты в России-2022: кому дается и до какого

Статус сироты в России-2022: кому дается и до какого

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

дополнительные гарантии по социальной поддержке — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей: чем схожи и чем отличаются эти категории?

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории — сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

в школе

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Законопроект о сертификатах на жильё для сирот доработают к марту

Законодательную инициативу, которая предполагает выдачу жилищных сертификатов повзрослевшим детям-сиротам, могут отправить в Правительство в марте 2022 года. Об этом рассказала директор Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Лариса Фальковская на круглом столе в Совете Федерации 13 декабря.

Напомним, что в начале 2020 года Минпросвещения внесло в кабмин законопроект, по которому людям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полагается государственный жилищный сертификат на покупку жилья.

После согласительной комиссии, которая прошла в октябре, законопроект был возвращён в Минпросвещения на доработку со сроком внесения в Правительство в марте 2022 года, сообщила глава департамента.

«Работа над законопроектом у нас продолжается. Мы получили замечания со стороны государственно-правового управления Администрации Президента. Замечания касаются вопросов защиты от отчуждения тех жилых помещений, которые будут приобретены в рамках сертификата как дополнительной формы поддержки в получении жилья детьми-сиротами и лицами из их числа», — сказала Фальковская.

По её словам, законопроект установит, какие именно категории могли бы воспользоваться сертификатом. По предварительным расчётам, такое право могли бы получить 64 тысячи человек.

Председатель подкомитета по гражданскому праву и семейному праву Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина рассказала, что с инициативой ввести сертификаты выступило большое количество регионов.

Читайте также:

Так, правительство Хабаровского края предложило внести поправки в законодательство поправки, которые позволили бы регионам выдавать сертификаты повзрослевшим детям-сиротам при определённых условиях, например, если они социализированы, имеют семью, трудоустроены и так далее. Предложение поддержали 35 регионов.

1141

Интересное за неделю

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.

Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления. Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.

В каких случаях обеспечить сироту жильем — обязанность местных властей

На заметку: Права сирот на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (п. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Но регионы нередко делегируют государственные полномочия по обеспечению этих граждан жильем органам МСУ.

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе сохранять право собственности на жилое помещение или право пользования им. Если у такого ребенка жилья нет, он имеет право его получить (абз. 4 п. 1 ст. 155.3 СК). Жилые помещения в этом случае предоставляются из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК).

Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены в Законе № 159-ФЗ. Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями.

На заметку: Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста

Орган МСУ должен обеспечить гражданина жильем, если он:

  • имеет статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
  • достиг возраста 18 лет;
  • не является нанимателем по договору социального найма или собственником жилого помещения либо занимает по договору социального найма или по праву собственности жилье, проживание в котором признано невозможным;
  • подал в орган опеки заявление о том, что нуждается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы.

Тех, кто соответствует всем перечисленным критериям, местная администрация должна внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Обеспечивайте граждан из списка жилыми помещениями по договорам найма. Такой документ имеет ограниченный срок действия — пять лет. Договор найма можно продлить на тот же срок неограниченное количество раз, если гражданину понадобится помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления обстоятельств, которые указывают на наличие такой ситуации, устанавливает регион. При отсутствии таких обстоятельств по окончании срока договора жилье поступает в бессрочное пользование владельца (п. 6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

На заметку

Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Частые ошибки, из-за которых местные администрации проигрывают суды

Теперь рассмотрим пять типичных ошибок, которые муниципалитеты допускают в работе по обеспечению сирот жильем.

Ошибка 1. Сироте пообещали предоставить жилье в порядке очереди

Квартира положена сироте по достижении возраста 18 лет, а не когда до него дойдет очередь

Предоставить жилье сироте нужно, когда ему исполнится 18 лет. Если человек находился в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, выделите жилье, когда срок пребывания сироты в этой организации закончится. Если сирота получал профессиональное образование или проходил военную службу по призыву, обеспечьте его жильем после окончания обучения или службы. Сироте, который отбывал наказание в исправительном учреждении, надо предоставить жилье после освобождения (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Поставить сироту в очередь вместе с другими нуждающимися в жилье — ошибка. Это подтвердил Верховный суд.

ПРИМЕР 1. Сироту включили в список детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Хотя гражданину исполнилось 18 лет, жильем его не обеспечили. Сирота обратился в суд с иском к органу власти.

Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он пришел к выводу, что у истца есть право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но такое право должно быть реализовано в порядке очередности. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились. Но Верховный суд отменил их постановления и направил дело на новое рассмотрение.

Верховный суд указал, что федеральное и региональное законодательство очередность реализации права сирот на жилые помещения не предусматривает. Когда нижестоящие суды вынесли решения с формулировкой «в порядке очередности», они нарушили право истца на обеспечение жильем (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.12.2020 № 16-КГ20-25-К4).

Ошибка 2. Предоставили сироте помещение в аварийном доме

Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру. Например, нельзя выделить такому гражданину квартиру в аварийном доме.

Документ: Президиум Верховного суда включил этот кейс в пункт 10 своего обзора судебной практики от 23.12.2020 (далее — Обзор)

ПРИМЕР 2. Дети-сироты получили помещения в доме, признанном аварийным. В их интересах в суд обратился прокурор. Он потребовал от органа власти предоставить сиротам другие жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие требованиям законодательства, санитарным и техническим нормам.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление прокурора. Их поддержал и Верховный суд. Он указал, что предоставленные сиротам жилые помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. Суд возложил на орган власти обязанность предоставить этим гражданам жилье, пригодное для проживания.

Ошибка 3. Отказали сироте, который временно живет у родственников

Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании — нарушение.

Документ: Решение в пользу сироты, временно проживающего у родственницы, — в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 02.10.2018 № 41-КГ18-36

ПРИМЕР 3. Сирота проживал вместе со своей сестрой в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. На этом основании местная администрация отказала ему в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация указала на то, что у матери и отца сироты в собственности были земельные участки. Как наследник первой очереди, он имеет возможность наследовать это имущество.

Суд первой инстанции признал отказ незаконным. Сирота не владел жилым помещением по договору найма или по праву собственности, не имел иного права пользования им. Поэтому истец не утратил право на предоставление жилого помещения по договору найма.

Читайте также  Медицинская комиссия ребенку на усыновление для

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении иска. Истец вселен в квартиру его сестры в качестве члена семьи и имеет равное с ней право пользования квартирой. На истца приходится общая площадь жилого помещения, которая больше учетной нормы, установленной в городе. Суд также указал на право истца наследовать земельные участки после смерти его родителей.

Верховный суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, если не являются:

  • собственниками жилья;
  • нанимателями по договору социального найма;
  • членами семьи такого нанимателя.

Это правило установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Право на получение недвижимости как у сироты у истца осталось. То, что он наследник земельного участка, в данном случае неважно.

Ошибка 4. Неправомерно исключили сироту из списка

Исключить сироту из списка тех, кого муниципалитет должен обеспечить жильем, можно только в пяти случаях.

1. Сироте предоставили жилое помещение в собственность или по договору социального найма.

2. Гражданин утратил основания для предоставления благоустроенного жилого помещения.

3. Гражданина включили в список в другом регионе или муниципалитете в связи со сменой места жительства.

4. Сирота больше не является гражданином России.

5. Сирота умер или был объявлен умершим.

Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда.

Документ: Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный суд описал в пункте 4 Обзора

ПРИМЕР4. Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.

Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы. Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении (подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Общая площадь предоставленной по договору мены квартиры в расчете на каждого из проживающих в ней собственников по-прежнему меньше учетной нормы. Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением.

Ошибка 5. После смерти сироты отказали его семье в праве заключить договор социального найма

Жилье сироте выделяют временно по договору найма. Этот человек вправе жить в предоставленном помещении вместе с семьей. В случае смерти сироты члены его семьи вправе требовать, чтобы муниципалитет заключил с ними договор социального найма.

ПРИМЕР 5. Администрация района предоставила женщине как ребенку-сироте квартиру по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В договор были включены не только сама женщина, но и ее супруг, а также двое их несовершеннолетних детей. Через год женщина умерла. Вдовец обратился в местную администрацию. Он попросил заключить с ним и его несовершеннолетними детьми договор социального найма занимаемого жилого помещения. Но администрация такой договор не заключила. Вдовец обратился с иском в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Но суд апелляционной инстанции поддержал вдовца.

Сирота со своей семьей проживала в предоставленной квартире, несла расходы по оплате ЖКУ. Включив детей и супруга в договор найма, она при жизни определила квартиру в качестве их постоянного места жительства и признавала за ними право пользования квартирой.

После смерти сироты члены ее семьи сохранили право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда. А после истечения срока договора они приобрели право на заключение договора социального найма в отношении такого помещения (ч. 3, 4 ст. 109.1 ЖК).

Какие есть льготы для сирот после 23 лет?

Льготы для сирот после 23 лет преимущественно ориентированы на натуральную форму помощи. Указанный возрастной порог считается переломным и лишает осиротевших детей социальных выплат, если речь не идет о наличии одновременно еще и статуса инвалида.

Кто получает статус

Кто получает статус сиротыДети, лишившиеся родителей по воле судьбы или случая, попадают под государственную защиту и признаются слабо защищенными категориями граждан, поскольку значительно возрастает риск нарушения их гражданских, конституционных и иных прав действиями третьих лиц.

Закон устанавливает основания, при наличии которых ребенок получает статус сироты или считается оставшимся без попечения родителей. Указанные категории несколько отличаются, но по большому счету влекут одни и те же правовые преференции и льготы.

Осиротевшими признаются дети, чьи законные представители (родители):

  1. Скончались;
  2. Погибли;
  3. По вердикту суда объявлены умершими;
  4. Пропали без вести;

Оставшимся без попечения родителей считается ребенок, чьи законные представители:

  • Утратили родительские права;
  • Имеют опасное заболевание, препятствующее совместному проживанию с ребенком;
  • В результате медицинского освидетельствования признаны недееспособными;
  • Имеют проблемы с законом и находятся в розыске;
  • Пребывают в местах лишения свободы.

Чтобы обеспечить ребенку должное развитие и правильную социальную среду, после закрепления за ним статуса сироты, ему (одно из перечисленных):

  1. назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
  2. направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.

Дети младшего возраста и не достигшие совершеннолетия, имея статус сироты, получают государственные преференции:

    или пособия по утрате кормильца (последнее только при наличии у погибших(его) родителя(ей) страхового стажа);
  • льготное питание при учебном заведении;
  • право на помощь в натуральном виде: одежда, обувь, канцелярские принадлежности, необходимое оборудование;
  • решение жилищных проблем (предоставление места в общежитии при ВУЗе, выделение социального жилья для постоянного проживания, помощь в оплате арендуемой жилплощади);
  • предоставление бюджетного места или квоты при получении среднего или высшего образования;
  • выплата единовременного пособия в размере до 24 тыс. рублей;
  • бесплатное пользование муниципальным общественным транспортом;
  • выделение путевок в летний лагерь или на санаторно-курортное лечение (при наличии каких-либо заболеваний);
  • повышенные стипендиальные выплаты (величина стипендии осиротевших детей может быть выше базовой на 50%).
  • Возможность получения 100% заработной платы в период прохождения практики на производстве, которая обязательна по программе профильного обучения.

Максимальный период предоставления большинства из указанных льгот – до наступления совершеннолетия ребенка-сироты, однако есть исключительные основания, наличие которых продлевает срок действия преференций – если осиротевшее лицо после окончания школы начинает профильное обучение по очной форме и не достигло 23-летнего возраста.

Льготы после 23 лет

О том, как получить льготы сироте после 23 лет повествует федеральный закон, специально ориентированный на меры социальной поддержки и предоставление гарантий для осиротевших детей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Даже после достижения 23-летнего возраста список льгот, действующий в отношении сирот, достаточно обширен и представлен следующими преференциями:

Обеспечение жильем на безвозмездных началах

Обеспечение жильем сирот на безвозмездных началахДети, содержавшиеся в специализированных учреждениях или пребывавшие на попечении у близких родственников и не имеющие собственного жилого помещения, имеют право на получение жилья от государства.

Как правило, после достижения возраста 14 лет осиротевшего ребенка зачисляют в очередь на получение жилплощади из резервов муниципалитета или федерации. Однако происходит это только при соблюдении главного правила – отсутствие в собственности ребенка какой-либо пригодной для проживания жилой недвижимости.

На практике встречаются случаи, когда ввиду юридической неграмотности и слабой работы компетентных государственных органов по разъяснению сиротам их государственных гарантий и мер социальной поддержки, указанные носители льгот вообще не подозревают о возможности стать собственниками квартиры или дома в качестве безвозмездной помощи, поэтому самостоятельно не предпринимают никаких действий и заблаговременно не подают заявление о постановке на соответствующий учет.

Закон указывает, что для получения собственного недвижимого объекта из жилфонда государства, осиротевший ребенок должен быть поставлен на учет в период до 23 летнего возраста.

Однако права детей сирот на получение жилья после 23 лет могут быть оспорены в судебном порядке и восстановлены при наличии уважительных причин:

  • Опекуны или попечители осиротевшего ребенка своевременно не предприняли мер по постановке своего подопечного на учет;
  • Представители уполномоченного государственного органа самовольно сняли сироту с учета при отсутствии на то законных оснований;
  • Сотрудники органа опеки и попечительства пренебрегали обязанностями по разъяснению сиротам их прав в области жилищного законодательства, ввиду чего ребенок абсолютно не знал о полагающихся преференциях;
  • Сирота находился на службе по контракту на отдаленных территориях;
  • Носитель льготы пребывал на длительном стационарном лечении или по состоянию здоровья физически не мог обратиться в компетентный гос. орган, ввиду чего пропустил допустимый для постановки на учет срок.

Все вышеперечисленные основания восстановления прав на выделение жилья ребенку-сироте старше 23 лет должны объективно свидетельствовать о том, что:

  1. Лицо не знало о своих правах или физически не могло ими воспользоваться;
  2. Органы публичной власти не исполнили свой долг и не уведомили о наличии у ребенка преференции;
  3. Ребенок не имеет собственной жилплощади;
  4. Опекуны и попечители полностью бездействовали и препятствовали получению жилого объекта.

Согласно правоприменительной практике, дети-сироты старше 23 лет, упустившие возможность встать на учет в период, установленный законом, все же могут претендовать на государственную квартиру/дом, если будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по одному из следующих оснований:

  • Проживание в квартире с лицом, имеющим опасное хроническое заболевание;
  • Жилплощадь не соответствует нормам проживания: не соблюдено количество квадратных метров на каждого сожителя; нарушены санитарные нормы; жилье признано ветхим или аварийным.

Выделение сироте жилплощади возможно при предоставлении следующего объема бумаг:

  1. Паспорт;
  2. Справка, подтверждающая статус сироты;
  3. Свидетельство о браке (при наличии);
  4. Заявление о постановке на учет;
  5. Заявление о выделении из соответствующего жилфонда квартиры на имя сироты;
  6. Справка, указывающая на количество членов семьи;
  7. Документы, подтверждающие отсутствие в собственности какого-либо жилого объекта или его несоответствие действующим жилищным нормам;
  8. Документы, подтверждающие наличие уважительных оснований пропуска срока постановки на учет до наступления 23 лет:
  • Медицинские выписки и эпикризы о болезни;
  • Акты, приказы, контракты, указывающие на прохождение службы в ВС РФ;
  • Иная доказательственная база, подтверждающая препятствование в постановке на учет/бездействие сотрудников органов соц. защиты или попечителей.

Бюджетное место в магистратуре

Бюджетное место в магистратуреЕсли осиротевший ребенок, окончивший специалитет или бакалавриат, решает продолжить научную деятельность в магистратуре, он может претендовать на бюджетное место и после достижения возрастного порога в 23 года.

Гранит науки в магистратуре будет бесплатным, если студент со статусом сирота сумеет успешно пройти вступительные экзаменационные задания и набрать минимальное количество баллов, требуемое для зачисления на обусловленный поток образовательного учреждения.

Трудоустройство

В случае поступления сироты в штат сотрудников муниципального или частного коммерческого предприятия сразу после окончания профильного учебного заведения, государство готово обеспечить его некоторыми необходимыми вещами, перечисленными в специальном правительственном перечне, но только на период трудоустройства.

Если гражданин из указанной категории льготников не может самостоятельно найти место работы, он вправе обратиться в центр занятости населения, который поспособствует розыску подходящего трудового поприща в соответствии с профпригодностью сироты или обеспечит его пособием по безработице.

Льготный проезд

Освоение профессии в учебном заведении может происходить более длительный период, когда ребенок-сирота уже станет старше 23 лет. На этот случай меры социальной поддержки гарантируют детям, оставшимся без внимания и попечения родителей, право на бесплатный проезд общественным транспортом из числа муниципальных перевозчиков.

Если профильное образовательное учреждение находится вдали от места постоянного проживания осиротевшего студента, то единожды в год он вправе получить компенсацию затрат на проезд в оба конца пути.

Пользование коммерческим транспортом – такси и маршрутные автобусы, осуществляется сиротой из собственных финансовых резервов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector