Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре Описание

Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре Описание

Порядок обращения граждан, организаций в органы прокуратуры и сроки рассмотрения обращений

Порядок приема и рассмотрения обращений в органах прокуратуры регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 56-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также инструкцией по делопроизводству в органах и учреждения прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными.

Обратиться в прокуратуру можно в письменной форме, устной форме на личном приеме, а также в форме электронного документа.

В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение (рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах), заявление (просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц) и жалоба (просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц).

В письменном обращении или обращении в форме электронного документа необходимо указать следующее:

1) наименование органа, в который направляется обращение, либо ФИО или должность лица, к которому адресовано обращение;

2) свои фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии);

3) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в обращении в форме электронного документа указывается адрес электронной почты);

4) суть предложения, заявления или жалобы.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в органы прокуратуры и разрешаются, как правило, в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней.

Ответ по существу обращения не дается, если в нем отсутствуют достаточные для разрешения вопроса сведения, а также если текст обращения не позволяет определить суть содержащегося в нем предложения, заявления или жалобы. Гражданин, направивший обращение, информируется об этом в течение 7 дней со дня регистрации обращения.

Кроме того, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ на обращение не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ; п. 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161).

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Гарбус, отбывающий наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 19 (часть 2), 24 (часть 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации статью 10 «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений» Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и пункт 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, которые, по его мнению, препятствуют осужденному, не имеющему своего представителя, а также денежных средств, позволяющих воспользоваться услугами адвоката, в реализации права на ознакомление с материалами проверки, проведенной органами прокуратуры по обращению заявителя в порядке статьи 413 УПК Российской Федерации, что лишает его права на обжалование в суд этих материалов.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Сластилов оспаривает конституционность положений статей 136 «Оставление искового заявления без движения» и 334 «Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора» ГПК Российской Федерации, положений статей 95 «Восстановление пропущенного процессуального срока», 320 «Содержание кассационных жалобы, представления» и 321 «Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положений статей 333.19 «Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями», 333.20 «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям», 333.35 «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций» и 333.36 «Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям» Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений статей 5 «Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора» и 10 «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений» Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно статье 10 названного Федерального закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Пименов оспаривает конституционность пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Калинин оспаривает конституционность статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», определяющей порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3.2 и 3.4 Инструкции, указав на их противоречие части 1 статьи 1, части 2 статьи 4, частям 1, 2 статьи 15, статье 18, части 1 статьи 45, части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзацу первому пункта 2 статьи 1, статье 3, пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 2 статьи 1, статье 3, пункту 4 статьи 5, части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и нарушение оспариваемыми нормами его прав как заявителя на рассмотрение обращений в установленном порядке. Нарушение своих прав О. усматривает в том, что на основании оспариваемых пунктов 3.2 и 3.4 Инструкции при рассмотрении его обращения сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации неправомерно передали обращение в нижестоящую прокуратуру.

Гражданин О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3.2 и 3.4 Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 1, части 2 статьи 4, частям 1, 2 статьи 15, статье 18, части 1 статьи 45, части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации; абзацу первому пункта 2 статьи 1, статье 3, пункту 5 статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»; части 2 статьи 1, статье 3, пункту 4 статьи 5, части 6 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и нарушают права заявителя на рассмотрение его обращений в установленном порядке.

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

9.2. В случае установления временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации оказавшими воспрепятствование осуществлению временной администрацией ее функций должностными лицами кредитной организации или иными лицами, действующими по их поручению, руководитель временной администрации вправе в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472) обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований закона. В этом случае временная администрация информирует Банк России, в том числе территориальное учреждение Банка России, об указанном обращении.

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

1.1. Органы военной прокуратуры при рассмотрении обращений и приеме граждан руководствуются федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иным федеральным законодательством и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

В случае установления Временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами банка или иными лицами, действующими по их поручению, воспрепятствовавших осуществлению Временной администрацией ее функций, Представитель Агентства вправе, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований закона. В этом случае Временная администрация информирует Банк России, в том числе территориальное учреждение Банка России, об указанном обращении.

1.1. Организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и настоящим Приказом.

<*> Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472).

36. В случае увольнения осужденного с прежнего места работы инспекция в тридцатидневный срок с момента получения сообщения об увольнении осужденного:

10.2. В случае установления временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами кредитной организации, оказавшими воспрепятствование осуществлению временной администрацией ее функций, руководитель временной администрации вправе в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472) самостоятельно обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации. В этом случае временная администрация информирует Банк России, в том числе территориальное учреждение Банка России об указанном обращении.

Генпрокуратура обновила порядок рассмотрения жалоб на действия следователей и дознавателей

Генеральная прокуратура опубликовала Приказ от 24 августа № 487 о порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Ранее действующий Приказ генпрокурора от 1 ноября 2011 г. № 373 признан утратившим силу.

Как указано, документ направлен на обеспечение исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач.

Действовавший ранее порядок касался жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Теперь же он касается также начальника подразделения дознания и начальника органа дознания. Предусматривается, что жалобы на действия и решения данных должностных лиц необходимо проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования (п. 2 и п. 7 приказа). Ранее по их указанию проверкой могли заниматься другие должностные лица органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией.

Адвокат АП Республики Башкортостан Николай Герасимов считает, что внесение данных пунктов является вполне закономерным и логичным, так как реализация должностными лицами органов дознания и следствия своих полномочий, установленных уголовно-процессуальным законом, имеет свою существенную специфику, в связи с чем надзор за ней должны осуществлять именно сотрудники прокуратуры, постоянно взаимодействующие с данной сферой.

Так же, как и ранее, в порядке отмечается, что по результатам рассмотрения жалобы выносится соответствующее постановление, в котором излагаются краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. Однако в Приказе № 373 подчеркивалось, что при вынесении постановления необходимо руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, положениями Постановления КС РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П и Определения КС РФ от 25 января 2005 г. № 42-О. В новом же приказе данное разъяснение отсутствует, вместо этого указано, что выносить такое постановление необходимо путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются (п. 8 документа).

Изменился и порядок действий при удовлетворении жалобы на нарушение органом дознания разумного срока уголовного судопроизводства. Так, в п. 9 приказа предусматривается, что необходимо давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий для ускорения производства по уголовному делу, а также обеспечить строгий контроль за их исполнением до истечения срока дознания.

В документе появилось разъяснение, касающееся порядка обжалования участником уголовного судопроизводства постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке ст. 124 УПК. «При этом у нижестоящего прокурора истребовать мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые копии актов прокурорского реагирования и процессуальных документов, подтверждающих либо опровергающих доводы заявителя, а в случае необходимости – материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела», – указано в приказе. Кроме того, подчеркивается необходимость решения вопроса о персональной ответственности в случае выявления факта ненадлежащего рассмотрения жалобы (п. 10).

Адвокат АБ «Забейда и партнеры» Николай Яшин отметил, что нововведение о необходимости истребования мотивированного заключения об обоснованности доводов заявителя фактически исполнялось всегда, только ранее прокурором готовилось заключение о законности и обоснованности обжалуемого участником уголовного процесса решения следователя или дознавателя.

Адвокат «Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных» Андрей Федорков указал, что полномочие вышестоящего прокурора решать вопрос о персональной ответственности нижестоящего прокурора в случае выявления факта ненадлежащего рассмотрения им жалобы в порядке ст. 124 УПК является значимым новшеством.

Приказом особо отмечается важность проверки доводов о нарушениях прав участников уголовного судопроизводства, которые обратились в судебные инстанции, в том числе международные. В документе указано, что при выявлении нарушений нужно принимать исчерпывающие меры по их восстановлению (п. 11).

По мнению Андрея Федоркова, данное изменение является положительным и отчасти может быть связано с передачей Генеральной прокуратуре полномочий на представление интересов государства при рассмотрении жалоб в ЕСПЧ.

Николай Герасимов считает, что новый приказ Генпрокуратуры не претерпел большого количества изменений по сравнению с предыдущим. «Как и прежде, по моему мнению, он содержит лишь общие принципы осуществления сотрудниками прокуратуры различных уровней надзорной деятельности в данной области и во многом повторяет положения УПК», –выразил адвокат. В то же время он отметил, что несколько положительных, как представляется, нововведений все-таки имеют место.

По мнению Николая Герасимова, в новый порядок рассмотрения жалоб так и не вошли некоторые весьма важные положения. Например, как и ранее, не предусматривается запрет на передачу жалобы, поданной в порядке ст. 124 УПК в прокуратуру на действия (бездействия), решения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, на рассмотрение руководителю должностного лица, принявшего обжалуемое решение, отметил адвокат. По его мнению, работники прокуратуры явно злоупотребляют данной возможностью и нередко жалобы на следователей направляются на рассмотрение руководителю следственного органа. «В итоге имеет место ситуация, при которой, во-первых, совершенно необоснованно затягиваются сроки рассмотрения жалобы по существу; во-вторых, ответ на жалобу нередко, по моему мнению, готовит само должностное лицо, действия которого обжалуются, несмотря на то, что подписывает его руководитель; в-третьих, заявитель фактически лишается права, установленного законом, а именно – рассмотрения его жалобы именно прокурором, а не иным лицом», – поделился Николай Герасимов.

Николай Яшин подчеркнул, что в большинстве своем сохранились все те же декларативные нормы о необходимости внимательного и принципиального рассмотрения жалоб, поданных в порядке ст. 124 УПК РФ, и привлечения к строгой ответственности должностных лиц нижестоящей прокуратуры за ненадлежащее рассмотрение жалобы участника уголовного процесса. Разница лишь в том, что были несколько расширены некоторые положения ранее действовавшего приказа, уточнил адвокат.

Читайте также  На какие машины распространяется система Платон

По мнению Николая Яшина, декларативность положений приказа выражается в том, что сама Генпрокуратура РФ рассматривает жалобы, поданные в порядке ст. 124 УПК, по уголовным делам, за производством предварительного следствия которых она непосредственно надзирает, без вынесения постановления об отказе или удовлетворении жалобы и с нарушением трехсуточного срока их рассмотрения.

Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов также отметил, что новый документ ничего существенного в существующий порядок рассмотрения жалоб не добавил. При этом он подчеркнул, что зачастую предшествующий приказ не соблюдался, а процессуальные жалобы в подавляющем большинстве до настоящего времени рассматриваются как обращения обычных граждан, без соблюдения процессуальных сроков и вынесения требуемого постановления.

Игорь Бушманов указал, что данная негативная практика сложилась достаточно давно и, безусловно, нарушает права на своевременную защиту и требует искоренения. «Надеюсь, что новые веяния в Генпрокуратуре исправят такую ситуацию в положительную сторону. Хотя, к сожалению, мало в это верится», – резюмировал Игорь Бушманов.

Андрей Федорков обратил внимание, что судить о том, повлияет ли, насколько существенно и в какую сторону новый порядок на рассмотрение жалоб, следует только спустя некоторое время, когда сформируется определенный объем практики, связанной с рассмотрением жалоб в соответствии с новым приказом.

«Если Генеральная прокуратура будет контролировать соблюдение требований своего приказа, есть вероятность, что ситуация с рассмотрением жалоб улучшится, главным образом, в части усиления контроля за полной и всесторонней проверкой доводов заявителя и принятием эффективных мер реагирования при выявлении нарушений в деятельности органов предварительного расследования», – заключил адвокат.

Прокурор разберется: как подать жалобу в прокуратуру?

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

  • жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
  • жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
  • жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
  • жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
  • жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
  • жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..

Требования к составлению жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

  • наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
  • ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
  • изложение существа вопроса;
  • личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:

  • описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
  • суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
  • описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
  • при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
  • требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.

Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?

Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):

  • либо обращение двух и более лиц;
  • либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.

То есть, принципиальных отличий всего 2:

  1. Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
  2. Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.

Можно ли направить жалобу анонимно?

Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.

Как подать жалобу в прокуратуру?

Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:

  1. Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
    • лично в подразделение прокуратуры;
    • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • телеграфом;
    • средствами факсимильной связи.
  2. Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
  3. По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.

Порядок и сроки рассмотрения

В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:

  1. Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
  2. Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
  3. Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
  4. Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
  5. Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
  6. Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.

Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.

Когда жалоба остается без ответа?

По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:

  • отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
  • отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
  • невозможность определить суть жалобы;
  • содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
  • нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
  • наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
  • жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.

Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector