Решение суда о признании безвестно отсутствующим по

Решение суда о признании безвестно отсутствующим по

Статья 279 ГПК РФ. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (действующая редакция)

1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 279 ГПК РФ

1. Положения комментируемой статьи по своей сути являются не процессуальными, поскольку не устанавливают особенности вынесения решения по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, а носят материально-правовой характер, придавая решению суда значение юридического факта, преобразующего материально-правовые отношения и влекущего за собой необходимость совершения юридически значимых действий.

Учитывая отсутствие в комментируемой норме специальных указаний о порядке вынесения судебного решения по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, особенностей его содержания, можно сделать однозначный вывод, что такие решения выносятся по общим правилам, предусмотренным гл. 16 ГПК РФ. Решение суда по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим принимается именем Российской Федерации в совещательной комнате единолично судьей, рассматривающим дело. Выносимое по делу решение должно быть законным и обоснованным, базироваться только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как любое другое решение, решение по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим излагается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается судьей. Во вводной части такого решения должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, заинтересованные лица, другие лица, участвующие в деле, их представители, требование о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим. В описательной и мотивировочной части решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда либо о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, либо об отказе в удовлетворении такого заявления.

При этом вопреки логике изложения нормативного материала отдельные требования к содержанию решения по делу об объявлении гражданина умершим содержатся в нормах гражданского законодательства. Так, в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ суд, вынося решение об объявлении гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, умершим, может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Кроме того, с 1 сентября 2016 г. согласно Федеральному закону от 30 марта 2016 г. N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» суду будет предоставлено право определять не только день предполагаемой гибели гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, но и указывать момент его предполагаемой гибели, если имеется возможность такой момент установить. Такая позиция законодателя обусловлена необходимостью совершенствования законодательства о наследовании, поскольку в случаях смерти граждан в один и тот же день при наличии возможности установить момент смерти каждого из них один из этих граждан будет считаться умершим ранее, что даст другому возможность унаследовать за первым.

2. Правовые последствия принятия судом решения по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим зависят от заявленных требований. Так, если судом принимается решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то наступают одни последствия (ч. 1 комментируемой статьи), если суд принял решение об объявлении гражданина умершим — другие (ч. 2 комментируемой статьи). При этом законодатель не акцентирует внимание правоприменителя на «статусе» судебного решения. Из содержания комментируемой статьи неясно, наступают ли указанные в ч. ч. 1 и 2 правовые последствия после вступления решения в законную силу, или же еще не вступившее в законную силу решение является основанием для совершения указанных действий. Как представляется, исходя из положений ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Учитывая, что комментируемой нормой не предусмотрено немедленное исполнение решения, представляется возможным предположить, что в комментируемой статье речь идет о решениях суда, вступивших в законную силу.

3. Исходя из положений ст. 43 ГК РФ признание гражданина безвестно отсутствующим не является основанием для прекращения его имущественных прав, интересы безвестно отсутствующего по управлению имуществом должны представлять органы опеки и попечительства. Ввиду того что целью признания гражданина безвестно отсутствующим является сохранение имущества безвестно отсутствующего, уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству исходя из состава имущества, принадлежащего пропавшему лицу, судом решается вопрос о необходимости передачи такого имущества в доверительное управление, который находит свое окончательное разрешение в судебном решении, где должно быть указано, что имущество передается в доверительное управление лицу, назначенному органом опеки и попечительства в качестве доверительного управляющего. На основании судебного решения, как это следует из положений ч. 1 комментируемой статьи, имущество лица, признанного безвестно отсутствующим, передается лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом. По договору доверительного управления имуществом орган опеки и попечительства передает лицу, назначенному доверительным управляющим, имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Следует отметить, что договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества.

Наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, передаче имущества такого гражданина в доверительное управление лицу, назначенному органом опеки и попечительства в качестве доверительного управляющего, наличие заключенного между органом опеки и попечительства и доверительным управляющим договора доверительного управления позволяют осуществить фактическую передачу имущества доверительному управляющему. Доверительный управляющий обязан принять имущество лица, признанного судом безвестно отсутствующим, по описи от лиц, осуществлявших его хранение. Опись имущества составляется органом опеки и попечительства в двух экземплярах в присутствии доверительного управляющего, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также иных заинтересованных лиц. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Следует иметь в виду, что передача имущества в доверительное управление не влечет переход права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах лица, признанного судом безвестно отсутствующим, но с учетом ограничений, установленных ст. ст. 19, 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве». Так, органы опеки и попечительства дают доверительным управляющим разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Имущество лица, признанного судом безвестно отсутствующим, не подлежит передаче взаем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости). Недвижимое имущество, принадлежащее лицу, признанному судом безвестно отсутствующим, не подлежит отчуждению, за исключением случаев, определенных законом. Для заключения в установленных законом случаях сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего лицу, признанному судом безвестно отсутствующим, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

4. Исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи решение суда об объявлении гражданина умершим выступает в качестве юридического факта, влекущего за собой совершение органами ЗАГС юридически значимых действий. В соответствии с положениями гл. VIII ФЗ «Об актах гражданского состояния» решение суда об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации смерти, которая производится органами ЗАГС по месту нахождения суда, вынесшего такое решение. Следует иметь в виду, что законодатель не возлагает на суд обязанности направить копию решения суда об объявлении гражданина умершим в органы ЗАГС. Государственная регистрация смерти на основании вступившего в законную силу судебного решения об объявлении гражданина умершим носит заявительный характер. Такая обязанность возложена, исходя из положений ст. 66 указанного Федерального закона, на заинтересованных лиц, имеющих на руках вступившее в законную силу решение суда об объявлении гражданина умершим.

По общему правилу при государственной регистрации смерти на основании решения суда об объявлении лица умершим в записи акта о смерти в качестве дня его смерти указывается день вступления решения суда в законную силу. Однако, учитывая особую значимость даты смерти для возникновения отношений по наследованию имущества лица, объявленного решением суда умершим, судам необходимо, при наличии такой возможности, устанавливать дату смерти с учетом обстоятельств смерти и других сопутствующих обстоятельств.

Пример: на основании вступившего в законную силу решения Индустриального районного суда г. Перми от 26 июля 2007 г. органами ЗАГС была внесена актовая запись о смерти Б.И., наступившей 6 августа 2007 г., т.е. днем смерти Б.И. указана дата вступления в законную силу указанного решения суда. Президиум Пермского краевого суда изменил решение районного суда в части установленной судом даты смерти. Принимая такое решение, суд вышестоящей инстанции исходил из того, что суд первой инстанции должен был признать днем смерти Б.И. 26 декабря 2004 г., поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлены время наступления смерти и обстоятельства гибели Б.И., наступившей от действий установленных лиц, осужденных за совершение ими соответствующего преступления, а также то обстоятельство, что труп Б.И. обнаружен не был. Неприменение судом указанных норм права повлекло несоответствие даты смерти Б.И., внесенной в книгу регистрации записи актов гражданского состояния, дате и обстоятельствам гибели Б.И., установленным приговором суда, которым осуждены лица, совершившие преступление (подробнее см. Постановление президиума Пермского краевого суда от 22 февраля 2008 г. по делу N 44-г-2849/73).

ВС рассказал, как признать гражданина безвестно отсутствующим

ВС рассказал, как признать гражданина безвестно отсутствующим

Игорь Юсупин* в июне 2015 года ушел из дома и не вернулся. Предпринятые меры для его поиска результатов не дали. В апреле 2016 года следователь СО ОМВД России по Хасавюрту возбудил в отношении Юсупина уголовное дело за участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК). Подозреваемого объявили в федеральный и международный розыск. Еще через полтора месяца в отношении Юсупина было возбуждено второе дело – за участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). Стало известно, что мужчина находится на территории Сирийской Арабской Республики и принимает участие в боевых действиях против правительственных войск.

ЗАЯВИТЕЛЬ: Ирина Юсупина*

СУТЬ ДЕЛА: О признании гражданина безвестно отсутствующим

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Спустя некоторое время появились сведения, что Юсупин погиб в Сирии. У него осталось трое детей. Супруга Ирина Юсупина* в 2018 году через суд попросила признать мужа безвестно отсутствующим, чтобы оформить пенсию по потере кормильца. Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан отказал в удовлетворении заявления, Верховный суд Республики Дагестан с ним согласился. Они сочли, что заявительница не представила достаточных и убедительных доказательств отсутствия сведений о месте пребывания Юсупина. Апелляция также подчеркнула: объективных причин считать Юсупина погибшим, как и доказательств его смерти, не имеется.

Тогда Юсупина обратилась в Верховный суд. Тот отметил: юридически значимым обстоятельством является выяснение вопроса о наличии каких-либо сведений о месте пребывания Юсупина за последний год. Для этого суд должен истребовать документы из соответствующих организаций и учреждений по последнему известному месту пребывания, а также информацию о результатах розыска из следственных органов. ВС указал: нижестоящие суды исходили из установленных в рамках уголовного дела обстоятельств, имевших место в 2016 году, тогда как заявление о признании Юсупина безвестно отсутствующим подано в 2018 году. Поэтому ВС отменил ранее принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (№ 20-КГ19-1). Пока еще оно не рассмотрено.

Суд должен запросить документы

Адвокат АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры группа Уголовное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × Любовь Ваганова рассказала: зачастую возможности заявителей по сбору доказательств отсутствия гражданина ограничены и сводятся лишь к обеспечению явки свидетелей. «ВС указывает, что в обязанности суда входит истребование сведений о гражданине из соответствующих организаций: налоговой инспекции, Пенсионного фонда, лечебных учреждений, правоохранительных органов, Росреестра, ЗАГС. При этом ВС подчеркивает: при отсутствии в деле подобной информации отказ в признании гражданина безвестно отсутствующим априори не законен», – отметила Ваганова. «Суд установил, что Юсупин отсутствовал по месту жительства, но не выяснил, есть ли сведения о его местонахождении, хотя этот факт играет определяющую роль. Соответственно, суд должен исправить свои ошибки», – считает руководитель GR-практики юркомпании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × Дмитрий Лесняк. Он сообщил: многие пользуются простотой признания гражданина безвестно отсутствующим, чтобы снять его с очереди, отнять право на недвижимость перед расселением или лишить родительских прав.

Управляющий партнёр юркомпании Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Владислав Варшавский напомнил, что ВС уже рассматривал аналогичные дела (№ 91-КГ18-6, № 15-КГ14-8). «В каждом из этих определений ВС указал, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК). Также ВС повторил: институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если меры по установлению места его пребывания и получению каких-либо сведений о нем оказались безуспешными», – говорит Варшавский.

Определение ВС имеет ключевое значение для формирования судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим.

По мнению Вагановой, особое значение имеет указание ВС на необходимость истребования информации о результатах розыска гражданина, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Сам по себе факт объявления гражданина в федеральный розыск не является основанием для отказа в признании его безвестно отсутствующим. «Ранее суды отказывали в удовлетворении подобных заявлений, поскольку гражданин не безвестно отсутствует, а умышленно скрывается от правоохранительных органов с целью избежать уголовной ответственности. Такие решения оборачивались множеством проблем. В моей практике был случай, когда безвестное отсутствие гражданина полностью парализовало работу юрлица, учредителем которого он был. Поэтому ВС подчеркивает: основной целью признания гражданина безвестно отсутствующим является предотвращение негативных последствий для его близких и окружения», – сообщила Ваганова.

Ведущий юрист направления «Налоги и право» ГК Группа компаний SRG Группа компаний SRG Федеральный рейтинг. × Василий Гавриленко считает: «Итоговое решение суда будет напрямую зависеть от той информации, которую предоставят уполномоченные органы, а именно от того факта, хватит ли предоставленной информации для вынесения положительного решения». По мнению Вагановой, шансы на удовлетворение заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим при пересмотре дела очень высоки. Варшавский тоже уверен, что заявленные требования подлежат удовлетворению судом первой инстанции.

Признание безвестно отсутствующим: основания и последствия. Ст. 42 ГК РФ

Признание безвестно отсутствующим – это весьма сложный и длительный юридический процесс, но его прохождение имеет зачастую принципиальное значение. Кроме того, данная процедура влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Что же необходимо сделать для получения статуса отсутствующего безвестно?

Признание гражданина таковым является крайне важным моментом для иных лиц, с которыми этот человек вступал в определенные правоотношения. Отсутствие лица и любых вестей о нем на протяжении длительного времени приводит к юридической неопределенности, последствия которой нередко нарушают права и интересы других людей.

В каких случаях лицо могут назвать «безвестно отсутствующим»?

признание безвестно отсутствующим

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и основания для этого прописаны на законодательном уровне. Принципиально важным моментом здесь является отсутствие каких-либо сведений о месте временного пребывания или постоянного жительства лица на протяжении конкретного периода.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ, один календарный год – это тот самый предельный срок, по истечении которого заинтересованные лица, не владеющие сведениями о местонахождения гражданина, могут ходатайствовать об объявлении последнего отсутствующим безвестно.

Получение статуса пропавшего без вести: кому это необходимо?

Когда же пора обращаться в суд? Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим и решение по данному делу могут стать в юридическом смысле отправной точкой. Вот лишь несколько примеров ситуаций, в которых может возникнуть острая необходимость объявления лица пропавшим без информации о его местонахождении:

  • Кредитор не имеет возможности получить от должника причитающееся ему имущество или денежные средства.
  • В случае пропажи кормильца нетрудоспособные иждивенцы автоматически лишаются ухода и источников к существованию.
  • Несовершеннолетний ребенок, проживающий с одним из родителей, не сможет выехать за территорию государства без нотариального разрешения второго родителя, если о его местонахождении ничего неизвестно.
  • У оставшегося законного супруга отсутствует законная возможность расторгнуть официальный брак с пропавшим без вести лицом.
  • Интересы и права самого безвестно отсутствующего лица остаются без защиты на протяжении длительного времени. Без должного присмотра находится и имущество, что может привести к его окончательной утрате или противозаконному посягательству иных лиц.

Исковое заявление о признании лица без вести отсутствующим

признание гражданина безвестно отсутствующим

С целью преодолеть подобную юридическую неопределенность и был разработан правовой механизм признания безвестно отсутствующим лица, связь с которым оборвалась. По сути, это единственный способ защитить или восстановить нарушенные права и интересы третьих лиц. Следующим шагом на пути разрешения неординарных ситуаций станет признание безвестно отсутствующего умершим. Для обеих процедур установлен отдельный судебный порядок, характеризующийся особым процессуальным производством.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим проходит несколько этапов рассмотрения по существу. Первое, на что судебная инстанция обращает внимание, – это наличие оснований для подачи иска. Заявителю необходимо собрать доказательства отсутствия человека. К тому же, иск будет рассматриваться только в случае годичной пропажи гражданина. Все аргументы, представленные заявителем, подлежат тщательной проверке. Положительное решение по делу возможно только в том случае, если суду не удастся найти никакой значимой информации о местонахождении отсутствующего. Также перед истцом стоит еще одна задача – подтвердить, что получение подобных сведений абсолютно невозможно в настоящий момент.

Отказ: почему суд не всегда признает факт пропажи человека?

Как уже было отмечено, моменту обращения с заявлением должен предшествовать конкретный прописанный ст. 42 ГК РФ срок, который предполагает вероятность появления информации о пропавшем лице. Однако соблюдение данного требования еще не говорит о том, что суд примет иск к рассмотрению.

ст 42 гк рф

В частности, объявление гражданина безвестно отсутствующим будет под вопросом, поскольку практике известны случаи, когда отдельные лица из корыстных мотивов намеренно скрывают свое место жительства, временного пребывания. Причиной такого поведения может служить желание избежать долговых обязательств перед кредитором, уклониться от уплаты алиментов.

Нередко граждане скрываются от уголовной или административной ответственности за совершенное ими противоправное деяние. При возможности применения к пропавшему лицу любого из вышеперечисленных обстоятельств признание его без вести отсутствующим становится маловероятным.

Как определить дату, с которой лицо будет считаться отсутствующим безвестно?

поиск людей

Таким образом, поиск людей, от которых нет известий, является первостепенной задачей для заинтересованного лица. Бесспорно, сам факт признания человека пропавшим влечет за собой наступление некоторых юридически значимых последствий, а потому подойти к его утверждению судья должен ответственно. Течение периода, на протяжении которого ни малейших сведений об отсутствующем не было получено, исчисляется с момента получения последних вестей о местонахождении разыскиваемого лица.

В противном случае, если определить ту самую дату затруднительно, за начало срока берется первый день следующего месяца после получения какой-либо информации о месте пребывания или жительства отсутствующего, а если не удается установить последний месяц, период отсчитывают с первого января следующего года.

Читайте также  Ведомственная медаль МЧС России крест «За доблесть»

В чем разница между признанием отсутствующим и объявлением умершим?

Заинтересованные лица редко прекращают поиск людей, признанных безвестно отсутствующими. Согласно ГК РФ, лицо может быть объявлено умершим спустя три года после постановления решения суда о признании последнего пропавшим. Стоит отметить, юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и обстоятельства, открывающиеся после признания его же умершим, имеют существенные различия.

признание безвестно отсутствующего умершим

Так, в первом случае кардинальных и необратимых правовых изменений не наступает. Вследствие признания человека пропавшим без вести по решению суда назначается смотритель, на которого возлагаются обязательства поддерживать собственность и имущество отсутствующего хозяина. В соответствии со ст. 43 ГК РФ, данное лицо наделяется рядом полномочий по усмотрению органов опеки и попечительства.

Фактически, гражданин, пропавший без вести, не лишается дееспособности, ведь официального подтверждения его гибели нет, а значит, в случае его возвращения решение суда о признании его безвестно отсутствующим может быть аннулировано.

Объявление умершим: открытие наследства и другие последствия

Признание гражданина умершим при положительном рассмотрении ходатайства в большей степени связаны с дальнейшей судьбой имущества пропавшего человека. Наиболее распространенными можно назвать следующие правовые ситуации:

  • Открывается наследство, вступить в которое могут лица в соответствии с порядком и очередностью наследования.
  • Часть нажитых материальных ценностей идет на погашение кредитных задолженностей и обязательств, взятых на себя отсутствующим лицом до момента пропажи.
  • Другая часть средств направляется на содержание иждивенцам (например, малолетним детям или опекаемым, нетрудоспособным родителям).
  • У иждивенцев, содержащихся за счет пропавшего лица, с признанием его таковым возникает право обратиться к государству за правом на получение пособия (пенсии по утрате кормильца).
  • Третьи лица автоматически теряют права и обязательства, выходящие из договоров поручения, в которых отсутствующий гражданин являлся одной из сторон при жизни.
  • С момента признания лица без вести отсутствующим, теряет свою легитимность доверенность. Причем это касается и того документа, который был выписан на имя пропавшего, и того, который был выдан им самим.

Возможно ли сокращение сроков для признания лица умершим?

объявление гражданина безвестно отсутствующим

При этом для получения акта гражданского состояния о смерти человека, как уже было отмечено, должно пройти три года со дня принятия решения о наделении лица статусом безвестно отсутствующего. Умершим лицо объявляется и в том случае, если имели место обстоятельства, способные повлечь за собой смерть, т. е. заведомо опасные ситуации (стихийные бедствия, катаклизмы, крушения, авиакатастрофы и т. д.).

В этом случае лицо будет признано умершим, даже если его тело так и не было обнаружено к моменту подачи искового заявления в суд.

Процедура вынесения судебного решения

Таким образом, признание безвестно отсутствующим – первый этап на пути к освидетельствованию смерти пропавшего лица, который подразумевает выполнение ряда последовательных действий от заинтересованных граждан:

  • составление заявления в письменном виде;
  • подача иска в судебную инстанцию;
  • рассмотрение ходатайства в суде;
  • ознакомление с доказательствами отсутствия сведений о местонахождении пропавшего;
  • принятие решения по делу.

Кто такие «заинтересованные лица»?

Кстати, в гражданско-процессуальном законодательстве нет четкого определения термина «заинтересованное лицо». Однако на практике с заявлением в суд о признании лица пропавшим без вести чаще всего обращаются граждане:

  • законный супруг (супруга);
  • нетрудоспособные родители;
  • несовершеннолетние дети;
  • опекаемые иждивенцы;
  • лица, интересы и права которых были нарушены пропавшим гражданином;
  • представители местной администрации;
  • прокурор.

основание и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Случается и так, что пропавшие люди находятся. При появлении лица, в отношении которого было вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим, все связанные с этим правовые последствия, касающиеся имущественных прав, нивелируются. Но отмена судебного вердикта не позволяет, например, признать незаконным расторжение брака, если второй супруг за период отсутствия уже успел оформить новые семейные отношения.

Прокурор разъясняет: Признание гражданина безвестно отсутствующим

Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц (супруг, кредитор и т.п.) признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (ст. 245 ГПК).

Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц – с первого января следующего года.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие обстоятельства:

1.Отсутствие лица в месте его пребывания;

2.Неизвестность места пребывания этого лица;

3.Невозможность устранения такой неизвестности;

4.Длительность отсутствия, т.е. истечения сроков отсутствия (не менее одного года);

5.Действительное, а не умышленное (непреднамеренное) отсутствие лица.

Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем:

Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания. Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

В-третьих, прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В-четвёртых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим.

Итак, признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой серьезные правовые последствия: возможность расторжения брака его супругом в упрощенном порядке (путем заявления в органы ЗАГСа — ст.1125 ГК), установление опеки над имуществом и т.д. После вступления решения суда в законную силу наследники получают возможность управлять имуществом без вести пропавшего на правах доверенной собственности и получать с него прибыль. Из этого имущества выделяется содержание лицам, находившимся на иждивении без вести пропавшего, и покрываются долги.

В случае явки или обнаружения места нахождения лица, признанного безвестно отсутствующим отменяется решение суда об управлении имуществом. Объявившееся лицо не вправе требовать возмещения выгоды, полученной во время управления имуществом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector