Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация

Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация

Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация

Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.

Вильям Шекспир, «Гамлет, принц датский»

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации.

Если речь идет о ребенке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование обязательно должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Поэтому мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации – очень важный, а для большинства детей-инвалидов – определяющий раздел ИПРА. В нем прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Однако необходимо понимать, что определяющим документом для организации обучения ребенка с инвалидностью является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое обязательно должно быть отражено в ИПРА.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации включают мероприятия, которые проводятся в образовательных организациях: создаются специальные условия обучения, организуется психологическая помощь, профессиональная ориентация.

В образовательные программы, адаптированные для обучения детей с ОВЗ, включена коррекционно-развивающая область (предусмотрено федеральными образовательными стандартами с 01.09.2016 г). В нее входят обязательные коррекционные курсы и курсы, вводимые образовательными организациями самостоятельно. Подробнее в разделе «Виды образовательных программ для детей с ОВЗ».

Перечень конкретных мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляет и определяет их исполнителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (п. 14 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н). Именно туда необходимо обращаться для решения вопросов получения услуг по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

Обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляется в произвольной письменной форме (образец обращения).

Психолого-педагогическая реабилитация по ИПРА и образование

Ребенок имеет право на обучение по общеобразовательным программам в образовательных организациях с двух месяцев, включая ребенка с инвалидностью. Если ребенку необходимы специальные условия обучения, включая обучение по адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательной программе, то без заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обеспечить потребности ребенка невозможно. Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет, что обучение по адаптированной образовательной программе возможно только на основании заключения ПМПК.

Возникает вопрос, как на практике будет обеспечиваться психолого-педагогическая реабилитация ребенка с инвалидностью. С одной стороны, орган исполнительной власти в сфере образования должен на основании ИПРА разработать перечень мероприятий по психолого-педагогической реабилитации (напомним, что это описание условий для организации образования, психологическая помощь в образовательной организации) и указать их исполнителей (а это будут, исходя из формы ИПРА, образовательные организации), с другой стороны законодательство устанавливает, что условия для организации обучения и воспитания для детей с ОВЗ определяет ПМПК и в образовательных организациях условия создаются в соответствии с заключением ПМПК.

— зачем обращаться в орган исполнительной власти в сфере образования за перечнем мероприятий по ИПРА, если у ребенка есть заключение ПМПК, которое в свою очередь является основанием для создания органами государственной власти необходимых условий для получения им образования (это норма Положения о ПМПК). Достаточно предъявить заключение ПМПК, чтобы органы определили, где и как реализовать рекомендации ПМПК;

— если у ребенка отсутствует заключение ПМПК, то при обращении в орган исполнительной власти в сфере образования для получения перечня мероприятий в соответствии с ИПРА и их исполнителей логично ожидать того, что органы запросят заключение ПМПК как единственного органа, который определяет потребность обучения ребенка по адаптированным для детей с ОВЗ образовательным программам, включая определение видов психологической помощи в процессе обучения.

Такое параллельное регулирование определения условий для образования вызывает некоторое непонимание. Что вовсе не создает препятствий для реализации прав ребенка на получение психолого-педагогической реабилитации. При возникновении любой проблемы с ее получением необходимо обращаться в орган исполнительной власти в сфере образования за содействием в реализации ИПРА в этой части или создании условий для обучения в соответствии с заключением ПМПК.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида Приказ Минтруда от 13 июня 2017 г. № 486н

обращение в орган образования за перечнем мероприятий псих-пед реабилитации

Рекомендации по составлению ИПР ребенка-инвалида

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

Федеральный закон об образовании ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация

Получение достойного и адекватного образования ребенком-инвалидом является важным в психолого-педагогической реабилитации или абилитации. При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов. Мероприятия психолого-педагогической и профессиональной реабилитации ребенка-инвалида включают:

– получение дошкольного воспитания и обучения;

– получение общего образования;

– получение профессионального образования;

– рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;

– проведение психолого-педагогической коррекции.

Приказ Минтруда России № 723 от 10.12.2013 г. «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» и Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (пункты 10г и 21) регламентируют межведомственное взаимодействие между учреждениями МСЭ и ПМПК.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами разработан следующий алгоритм межведомственной работы педиатрического бюро МСЭ и ПМПК: ребенок инвалид, прошедший обследование в лечебно-профилактических учреждениях и нуждающийся в создании условий для получения образования, обследуется на ПМПК, специалисты которой выдают родителям заключение с рекомендациями по «определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования» (п. 21 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»). Если ребенок нуждается в сопровождающем — помощнике (ассистенте) воспитателя, учителя, ПМПК определяет эту потребность и прописывает в своем заключении.

Таким образом, специалисты МСЭ собирают всю необходимую информацию и вносят рекомендации в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка. Специалисты ПМПК должны полностью прописывать все условия образовательного маршрута, в том числе и необходимость занятий с разными специалистами (логопед, дефектолог, олигофренопедагог, психолог, сурдопедагог, тифлопедагог).

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Для детей-инвалидов, получающих общее образование организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют обучение с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Важно вовлекать родителей в психолого-педагогический реабилитационный процесс, обучая их современным приемам взаимодействия со своими детьми.

При рекомендации условий и формы получения общего образования важно учитывать необходимость формирования (компенсации) личностных социально-адаптационных навыков и поведенческих стратегий. Проблемой является необоснованное выведение детей инвалидов на надомное обучение по настойчивой просьбе педагогов, реже самих родителей, даже если ребенок ходит в школу, но занимается один на один с педагогом. Такая форма обучения затрудняет развитие у ребенка способности к общению со сверстниками и взрослыми, может способствовать задержке (искажению) личностного социального развития, усиливать степень зависимости ребенка (подростка) от родителей, повышать уровень социального страха, что в целом может способствовать закреплению малопродуктивных стратегий поведения, а в перспективе может привести к усилению социальной дезадаптации.

Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждения общего типа.

Получить профессиональное образование инвалиды могут как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги только инвалидам, так и в образовательных учреждениях общего типа Минобрнауки России. В учреждениях профессионального образования общего типа ведется обучение студентов-инвалидов с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий, и в которых создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации и абилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

Вопрос о необходимости формирования трудовой рекомендации ребенка для включения в раздел «мероприятия по психолого-педагогической реабилитации» в ИПРА ребенка-инвалида решается индивидуально и во многом зависит от мотивации ребенка и (или) его законных представителей на адекватную трудовую деятельность.

Определение ограничения способности к трудовой деятельности у ребенка не является обязательным, но в некоторых случаях может проводиться. Степень ОСТД у ребенка будет зависеть от наличия или отсутствия у него основной профессии. Как правило, у ребенка основная профессия отсутствует.

Психолого-педагогическая коррекционная работа состоит из видов психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков с целью определения вида образовательной программы в соответствии с их психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.

Цель: Выявления детей ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Основные направления деятельности и задачи:

Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

  1. Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  2. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции на­рушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
  3. Оказание республиканским государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  4. Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции не­достатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия является постоянно действующей службой с 1992 года. Согласно Положению о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 переименована в Центральную ПМПК.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия является вышестоящим в системе ПМПК, которая представляет собой трехуровневую организационную структуру:

  • на республиканском уровне — Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;
  • на муниципальном (районном) уровне — территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, (г.г. Якутск, Олекминск, Ленск, Нерюнгри, Алдан, Мирный, Вилюйск, Усть-Алданский улус). В мае 2014 ПМПК открыта в Чурапчинском улусе. За три года планируется открытие в 12 муниципальных образованиях;
  • на первичном уровне (уровне образовательного учреждения)- психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

С первых дней и по настоящее время работают специалисты высшей квалификационной категорией Ордахова Гераида Николаевна и Саввина Тамара Николаевна.

За 20 лет специалистами Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии проведено комплексное обследование более 30 000 детей в 28 улусах (районах) республики в возрасте от 3-х до 18 лет.

Психолого-педагогическая реабилитация

Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов объединяет мероприятия, направленные на реализацию равных прав детей на воспитание, обучение и трудоустройство.

При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях психолого-педагогической реабилитации специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения, полученные из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация

2) общеобразовательная организация

3) профессиональная образовательная организация

4) образовательная организация высшего образования

Дополнительные образовательные программы реализуются: учреждениями дополнительного образования и организациями дополнительного профессионального образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя:

  • получение дошкольного воспитания и обучения;
  • получение общего образования;
  • получение профессионального образования;
  • рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
  • проведение психолого-педагогической коррекции.

Порядок работы ПМПК и основные ее задачи утверждаются Министерством образования и науки РФ при согласовании с Министерством здравоохранения РФ. Среди основных направлений деятельности ПМПК также осуществляет «оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида».

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [4] .

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Получение дошкольного воспитания и обучения.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность:

  • в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
  • в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • группы оздоровительной направленности создаются для часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
  • в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Получение общего образования.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение может осуществляться по группам (отделениям):

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

1 отделение — для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение — для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, образовательные организации могут проводить обучение по адаптированным образовательным программам:

г) для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

1 отделение — для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение — для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи;

д) для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы):

  • для учащихся с умеренной умственной отсталостью
  • для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение данных категорий детей осуществляется по образовательным программам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Получение профессионального образования.

Профессиональное образование ребенок может получить в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Под профессиональной ориентацией понимается система целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, социально-экономических, технических), обеспечивающая профессиональное самоопределение инвалида с учетом индивидуальных особенностей индивида и требований общества, она, по существу, представляет собой процедуру оказания инвалидам помощи в правильном выборе вида и условий трудовой деятельности.

Профориентация должна проводиться уже в средних классах обычных и специализированных школ, школах-интернатах и детских домах-интернатах с 11-14 лет.

Профориентация детей может осуществляться в многочисленных формах и учреждениях:

  • профессионального воспитания в школах, реабилитационных центрах;
  • профессиональной информации и профессиональной пропаганды в специализированных школах, бюро МСЭ, реабилитационных центрах и учебных заведениях;
  • профессиональных консультаций в учебных заведениях, реабилитационных центрах;
  • профессиональных проб, проводимых для определения уровня сформированности основных профессионально важных качеств в реабилитационных и учебных заведениях;
  • профессионального подбора, проводимого в учреждениях МСЭ, в учебных заведениях и реабилитационных центрах.

Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.

Читайте также  Могут ли за неуплату отключить отопление в квартире

Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.

Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector