Право выбора пенсий: какой вариант пенсионного

Право выбора пенсий: какой вариант пенсионного

Выбор варианта пенсионного обеспечения — это право гражданина, а не обязанность

Если вы родились в 1967 году и позже и зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах вам предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса): либо оставить 6 %, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за вас уплачивает работодатель, на формирование страховой пенсии.

Если вы отказываетесь от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд РФ — в размере вашего индивидуального тарифа 16 % — начиная с 2015 года будут направляться на формирование страховой пенсии.

В 2014 году все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т. е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0 %). Это решение принято на период санации НПФ и создания механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

Важно отметить, что все ваши ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компанией или НПФ и будут выплачены вам в полном объёме с учётом инвестиционного дохода, когда вы получите право выйти на пенсию и обратитесь за её назначением.

Сколько раз в 2014—2015 годах можно будет делать выбор? Один раз, раз в год или сколько хочешь? Что будет после 2015 года: больше нельзя будет сделать выбор?

Выбор в течение 2014—2015 гг. можно сделать только единожды.

При этом, если вы, начиная с 1 января 2014 года, впервые поступаете на работу и вам впервые начисляются страховые взносы, у вас есть право в течение 5 лет с года первого начисления выбрать, на финансирование какой части пенсии направить 6 %. До принятия такого решения 6 % тарифа будут перечисляться на страховую пенсию.

Я хочу сохранить тариф 6 % и продолжить формирование накопительной пенсии. Что мне нужно сделать, чтобы сохранить тариф 6 %?

Если вы ранее уже подавали заявление о выборе УК (инвестиционного портфеля ГУК) или НПФ, то ничего делать не нужно. В этом случае по умолчанию с 2015 года на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6 %, а на страховую — 10 % тарифа.

Если вы — так называемый «молчун» и никогда ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), вам нужно подать заявление о выборе УК (или инвестиционного портфеля государственной управляющей компании (ГУК) либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд вам необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, выбор варианта пенсионного обеспечения с формированием пенсионных накоплений в любом случае сопряжён с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

В 2013 году я подал заявление о выборе тарифа страховых взносов в размере 2 % на накопительную пенсию. Теперь такого тарифа не будет?

Да, начиная с 2014 года тарифа на формирование накопительной пенсии в размере 2 % не будет. Вам необходимо сделать выбор ещё раз: либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, либо продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6 %.

По умолчанию, начиная с 1 января 2014 года в вашем случае пенсионные накопления формироваться не будут. Если вы желаете продолжить формирование пенсионных накоплений, нужно снова в 2014—2015 годах подать заявление о выборе УК или НПФ.

Я не хочу больше формировать пенсионные накопления, что мне нужно для этого сделать?

Если вы — так называемый «молчун» и никогда ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), то делать ничего не нужно. В этом случае у вас по умолчанию прекратится формирование пенсионных накоплений.

Если вы когда-либо подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), вы имеете возможность в 2014—2015 годах отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, для чего необходимо подать заявление об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии 6,0 % индивидуальной части тарифа страхового взноса. В этом случае вашими уже сформированными пенсионными накоплениями будет управлять государственная управляющая компания — Внешэкономбанк.

Посоветуйте, что мне лучше выбрать: отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений или оставить 6 %?

Вы должны самостоятельно принять решение, какой вариант пенсионного обеспечения выбрать. Помните, что отказ от формирования пенсионных накоплений не является уменьшением ваших пенсионных прав.

При выборе тарифа необходимо, в первую очередь, помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счёт ежегодной индексации по уровню инфляции и с учётом роста доходов ПФР, но в случае смерти гражданина средства, поступившие на страховую часть пенсии, правопреемникам не выплачиваются, поскольку это законом не предусмотрено.

Направив же 6 % страховых взносов на накопительную пенсию, застрахованное лицо тем самым отдаёт предпочтение активному участию в формировании своей будущей пенсии, так как пенсионные накопления могут быть увеличены за счёт их инвестирования, при этом риски финансового рынка застрахованное лицо принимает на себя. В случае если НПФ или частная УК получат убыток от инвестирования средств пенсионных накоплений, то в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования» гарантируется к выплате только «застрахованный номинал», т. е. сумма уплаченных работодателями страховых взносов без какой-либо индексации. В случае смерти застрахованного лица до момента назначения ему накопительной пенсии средства, поступившие на накопительную часть пенсии, с учётом дохода от их инвестирования выплачиваются правопреемникам.

А как я могу узнать, где сегодня формируются мои пенсионные накопления?

Вы можете узнать о состоянии своего индивидуального лицевого счёта и о том, где происходит формирование накопительной пенсии, на портале государственных услуг или в одной из кредитных организаций, с которой Пенсионный фонд РФ заключил соглашение о порядке взаимодействия по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов (Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы, УРАЛСИБ), предоставив паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Процедура регистрации на портале государственных услуг описана по адресу http://www.gosuslugi.ru/ru/info/instruction. После получения доступа к услугам вы можете получить всю интересующую информацию в электронном виде.

Также можно направить в территориальный орган ПФР запрос о месте формирования накопительной пенсии. В своём запросе необходимо указать следующую информацию: фамилию, имя, отчество (полностью), дату рождения, номер страхового свидетельства об обязательном пенсионном страховании, адрес места регистрации (включая индекс). На основании этих данных будет подготовлен запрос в Пенсионный фонд РФ, при получении ответа вы будете соответствующим образом проинформированы.

Как я могу подать заявление о выборе страховщика?

Письменное заявление о выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию можно подать в любой территориальный орган ПФР независимо от места жительства. Заявление также можно подать по почте или с курьером, но при этом установление личности и проверку подлинности вашей подписи осуществляет нотариус.

Если вы приняли решение перейти из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, то заявление такого вида можно подать через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и его районные филиалы.

Как выбрать вариант пенсионного обеспечения: с накопительной пенсией или без

В 2014 и 2015 годах каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел возможность выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения: направить всю сумму страховых взносов работодателя на финансирование только страховой пенсии или распределить эту сумму на финансирование накопительной и страховой пенсий.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

Право сделать выбор в пользу дальнейшего формирования пенсионных накоплений сохраняется у граждан 1967 года рождения и моложе, за которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование впервые начали начисляться с 1 января 2014 года. Такое право у них сохраняется до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов. Если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления взносов не достигли 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря того года, в котором им исполнится 23 года (включительно).

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных коэффициентов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений.

Важно отметить, что даже в случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Как отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии

При отказе от формирования накопительной пенсии тариф страховых взносов, который работодатель уплачивает из фонда оплаты труда работника, распределяется таким образом:

Тариф страховых взносов
работодателя на вашу
будущую пенсию

22%

16% на страховую пенсию
(индивидуальный тариф)

6% на финансирование фиксированной выплаты
(солидарный тариф)

Для того чтобы отказаться от формирования накопительной пенсии необходимо подать в ПФР соответствующее заявление. До истечения года, в котором подано заявление об отказе, застрахованное лицо вправе отозвать его, также подав соответствующее заявление.

Пенсионные накопления, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, и средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, входят в общую сумму пенсионных накоплений гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Участники Программы могут отказаться от формирования накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию, но смогут и дальше участвовать в Программе: уплачивать добровольные взносы, получать софинансирование от государства и инвестиционный доход. Владельцы сертификата на материнский (семейный) капитал тоже могут выбрать вариант пенсионного обеспечения без формирования накопительной пенсии, однако они все равно вправе направить средства МСК или их часть на формирование пенсионных накоплений.

Узнать больше о реализации права выбора варианта пенсионного обеспечения можно на сайте Пенсионного фонда России или по телефону: 8-800-250-8-800 (звонок бесплатный по всей России).

Как продолжить дальнейшее формирование страховой и накопительной пенсий

При формировании страховой и накопительной пенсий тариф страховых взносов, который работодатель уплачивает из фонда оплаты труда работника, распределяется таким образом:

Тариф страховых взносов
работодателя на вашу
будущую пенсию

22%

10% на страховую пенсию и 6% на накопительную пенсию
( индивидуальный тариф )

6% на финансирование фиксированной выплаты
( солидарный тариф )

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения в отношении будущих пенсионных накоплений сохраняется у лиц, 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. У них сохраняется возможность принять решение:

  • формировать только страховую пенсию;
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно.
  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Узнать больше о реализации права выбора варианта пенсионного обеспечения можно на сайте Пенсионного фонда России или по телефону: 8-800-775-5445 (звонок бесплатный по всей России).

Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 N 313-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 — 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 — 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

Читайте также  Как оформить и получить электронный больничный

Следовательно, оспариваемые И.Д. Смелянским положения не могут рассматриваться как ущемляющие его конституционные права ни сами по себе, ни во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которые направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, в том числе в отношении граждан, получавших пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года, за которыми такие права были признаны государством, — путем определения общих правил перерасчета с 1 января 2015 года пенсий на основании документов выплатного дела с запретом пересмотра права на пенсию и сохранением более высокого ее размера в случае, если при перерасчете он окажется ниже.

Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация

В России выплачивается несколько видов пенсий — страховая, накопительная, пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению. И это еще не весь список пенсионных выплат. Накопительная пенсия, которая формируется в рамках обязательного пенсионного страхования, вызывает много вопросов. Давайте попробуем разобраться в теме.

Что такое накопительная пенсия и чем она отличается от страховой?

Пенсия граждан России формируется на страховые взносы работодателей за своих сотрудников и работает на основе обязательного пенсионного страхования (ОПС). В системе ОПС есть два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховая пенсия по старости — это основная пенсия, которую получает каждый гражданин России при наступлении оснований для ее выплат: достижении пенсионного возраста (с 2029 года — 60 лет для женщин и 65 — для мужчин), определенного рабочего стажа (с 2029 года — 15 лет) и набранных баллов (с 2029 года — 30 баллов, или коэффициентов).

Накопительная пенсия формируется в основном у граждан 1967 года рождения и моложе. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) страховые взносы в размере 6% от размера фонда оплаты труда на ее формирование. Сейчас, по закону, все взносы, которые делают работодатели в ПФР с 2014 года, идут на формирование только страховой пенсии. На накопительную пенсию они не перечисляются. То есть основная часть накопительной пенсии была заложена с 2002 по 2013 годы. Теперь она прирастает за счет инвестиционного дохода и взносов по программе софинансирования, а также туда можно направить материнский капитал.

Как и когда назначается выплата пенсионных накоплений?

Пенсионный возраст для накопительной пенсии сохранен на прежнем уровне — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Соответственно, получить пенсионные накопления вы можете раньше, чем страховую пенсию. Но при этом вы должны, по закону, «заработать» себе достаточный стаж и число баллов по страховой пенсии (напомним — в 2029 году, когда закончится переходной период по повышению пенсионного возраста, эти показатели составят 15 лет и 30 баллов).

Есть три варианта получения пенсионных накоплений, в зависимости от объема накопленных средств и способа их формирования:

  1. Накопительная (пожизненная) пенсия. Ее размер рассчитывается в зависимости от объема накопленных средств. Все они делятся на показатель «периода дожития», который в 2020 году составляет 258 месяцев, с 2021 года он будет равняться 264 месяца, с 2022 года — 270 месяцев. Этот показатель устанавливается Минтрудом на основе данных Росстата о продолжительности жизни граждан России. Например, если вы накопили 200 тыс. руб., то размер вашей накопительной пенсии, если вы выходите в 2020 году, составит 200 000 / 258 = 775,2 руб. в месяц. Причем платить их будут не 258 месяцев, а до конца жизни.
  2. Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность гражданин определяет самостоятельно, но она составляет не менее 10 лет. Однако такие выплаты доступны не всем, а только участникам программы государственного софинансирования пенсионных накоплений (вступить в эту программу можно было до 2015 года) или тем, кто направил в пенсию свой материнский капитал.
  3. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Если у гражданина рассчитанная накопительная пенсия (см пункт 1) составляет менее 5% от общего пенсионного обеспечения (суммы страховой и накопительной пенсий), то он получает все средства, предназначенные для выплаты накопительной части, единовременно. Например, если гражданину назначили пенсию в 14,5 тыс. руб. (это средняя пенсия по России), то рассчитанная нами в первом пункте сумма в 775,19 руб. составляет больше 5% (775,19/ (14500 + 775,19). Значит, он будет получать пожизненную накопительную пенсию. А при накоплениях в 150 тыс. руб. этот показатель (581,4 руб./(14500+581,4) меньше 5%, то есть гражданину выдадут сумму единовременно.

По данным Минтруда и ПФР, сейчас более 98% граждан, выходящих на пенсию, получают средства ее накопительной части единовременно: они просто не успели накопить достаточно средств. Массовый выход на пенсию людей, родившихся в 1967 году и позже (то есть тех, кто успел полноценно поучаствовать в обязательно пенсионном страховании), начнется после 2023 года.

Что такое индексация накопительной пенсии?

В соответствии с федеральным законом «О накопительных пенсиях», принятом еще в 2013 году, каждый год с 1 августа размер накопительной пенсии (неважно — в ПФР она копится или в НПФ) корректируется. Размер корректировки вычисляется по сложной формуле и зависит в том числе от полученного дохода.

Объясняет Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «САФМАР»

«Накопительная система разработана таким образом, что ее участник накапливает свой пенсионный капитал несколько десятков лет, а в дальнейшем получает из него выплаты. С назначением выплат остатки пенсионного капитала продолжают инвестироваться и приносить доход. При этом для накопительных пенсий предусмотрен инвестиционный портфель выплатного резерва, а для срочных выплат — портфель резерва срочных выплат. До 1 мая каждого года фонд оценивает свои обязательства перед пенсионерами с учетом тех, кто умер, и тех, кто пережил ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Затем, исходя из полученного в минувшем году инвестдохода по портфелю срочных выплат или портфелю выплатного резерва, рассчитываются коэффициенты корректировки уже назначенных накопительных пенсий и срочных выплат. После этого 1 августа происходит индексация назначенных пенсий».

Индексация накопительных пенсий производится и ПФР, и НПФ ежегодно 1 августа. В году индексация пенсий коснется тех, кому она была назначена в 2019 году и раньше. А пенсии, назначенные в 2020 году, будут проиндексированы с 1 августа 2021 года. И так далее.

Таким образом, то, что ПФР сообщил об увеличении накопительных пенсий — это ежегодный и ожидаемый процесс индексации, который относится к накопительным пенсиям и в ПФР, и в НПФ.

Почему СМИ писали о том, что накопительная пенсия уменьшится?

Как мы уже рассказали, «период дожития» (период Т для расчета размера накопительной пенсии) каждый год увеличивается на шесть месяцев. Таким образом, если гражданин выходит на пенсию в 2020 году, то его накопленная сумма будет поделена на 258 месяцев, а если в 2021 — то на 264 месяца. Чисто математический расчет позволяет предположить, что если в знаменателе число больше, то результат деления будет меньше. Однако не стоит забывать, что в течение года и числитель (то есть размер пенсионных накоплений) может вырасти за счет инвестиционного дохода. Поэтому предсказать, уменьшатся ли накопительные пенсии при будущих их расчетах — пока что сложно.

И не стоит забывать, что это касается только тех пенсий, которые будут назначены в 2020 году и позднее. К уже выплачиваемым накопительным пенсиям это не имеет никакого отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector