Права ученика в школе Права и обязанности школьника

Права ученика в школе Права и обязанности школьника

Права ученика в школе Права и обязанности школьника

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Права ребенка в школе

​​У граждан России по праву рождения есть определенные права и обязанности. Их спектр расширяется в процессе взросления, весь объем человек получает при достижении восемнадцати лет. Но часть прав и обязанностей есть и у детей, так как они находятся под особой защитой государства.

Различные международные и федеральные акты указывают на принципы реализации прав несовершеннолетнего в школе.

Основные права ребенка в школе

Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства. Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:

  1. Конвенция ООН о правах человека.
  2. Конституция РФ.
  3. ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
  4. Устав школы.

Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.

Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:

  1. Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
  2. Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
  3. Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
  4. Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
  5. Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
  6. Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.

Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:

  • бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
  • выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
  • доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
  • гендерное равенство;
  • неприкосновенность частной собственности.

Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.

Право на получение образования

Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.

Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.

Права на уроке

В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:

  • высказывать личное мнение;
  • отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
  • иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
  • покинуть класс после звонка на перемену.

Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.

Права на здоровое и качественное обслуживание

В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.

К иным необходимым мерам относятся:

  • соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
  • хорошее освещение в классах;
  • температурный режим, соответствующий принятым нормам.

В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.

Права на классном часу

Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:

  1. Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
  2. У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.

С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.

Обязанности ученика в школе и на уроке

Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
  2. Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
  3. Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
  4. Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
  5. Соблюдение техники безопасности.

Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.

Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:

  • добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
  • предъявление дневника по требованию учителя;
  • внимательно слушать то, что говорит педагог;
  • приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
  • отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
  • по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
  • своевременно приходить на занятия.

Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.

Что запрещается ученику, когда он в школе

Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:

  • принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
  • провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
  • пропуск уроков без уважительной причины;
  • находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
  • курение на территории школы;
  • воровство и причинение ущерба третьим лицам.

Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.

Нарушение прав ребенка в школе

Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:

  1. Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
  2. Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
  3. Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.

Если любое из прав ребенка в школе нарушается, следует сначала написать жалобу директору учебного заведения, затем в вышестоящую организацию.

Что и кто защищает права ребенка в школе

Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
  2. Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
  3. Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
  4. Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
  5. Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.

Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.

Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.

Права и обязанности учащихся

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.
Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
  2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
  4. Право быть выслушанным.
  5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
  6. Право на свободу мысли, совести и религии.
  7. Право на уважение человеческого достоинства.
  8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
  9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
  10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
  12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
  13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
  14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
  15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
  16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
  17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
  18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
  19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
  20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Общие правила поведения

  1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
  3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
  4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
  5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
  6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинс­кого работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
  7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
  8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
  9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
  10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
  11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
  12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
  13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
  15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.
  16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.
  1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
  2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
  3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
  6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
  7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
  8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
  9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

Поведение учащихся в столовой
1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
• Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
• Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
• В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
• Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
4. Дежурные от классов заблаговременно ( за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу ( экспресс-завтраки, обеды)
5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

Обязанности дежурного по классу
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).
5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Обязанности дежурного класса по школе.
Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.
1. Дежурные по школе:
— следят за чистотой и порядком в школе;
— выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
— сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;
2. Дежурные по столовой:
— следят за чистотой и порядком в столовой;
— помогают накрывать столы для начальных классов;
— не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю
или дежурному администратору;
— после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы .
3. Дежурный у входа:
— выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

Права ученика в школе и его обязанности

Права ребенка в школе последнее время активно обсуждается в различных СМИ. Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства.

Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Права и обязанности ребенка в школе законодательных нормах

Какие права есть у ребенка в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование.

После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

обязанности школы по обеспечению прав ребенка

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

игнорирование прав и свобод ребенка в школе

Педагог устроил публичное разбирательство с учеником

Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. Статья 3 Конвенции о правах детей, которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.

Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт.

Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения – несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину.

Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика

Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом. Следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе.

Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты).

Статья 209 часть 2 глава 13 Конституции РФ: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом. Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял.

Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

право ребенка на использование средств связи

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории

Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования.

Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ). В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса.

Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать.

Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки».

Вот, что говорит о правах школьников юрист:

Конфликты с другими учащимися

Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Нередки случаи группового преследования школьника соучениками.

Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

конфликты детей в школе

Частые причины травли сверстниками:

  • Национальные различия;
  • Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);
  • Религиозные взгляды;
  • Проявление индивидуальных способностей.

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей.

Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу. Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы.

Администрация требует деньги на нужды школы

Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель – оплата всего этого ложится на плечи учащихся.

Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя.

Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием.

Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Привлечение детей к уборке территории

В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой. Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой.

Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае, родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения.

В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю. Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда. Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников.

Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни. Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка в школе

организации защищающие права ребенка в школе

Примеров нарушения прав детей в образовательном заведении можно привести множество. Если родители считают, что права их ребенка нарушены, то следует поговорить с педагогом. Если взаимопонимания не возникнет, то нужно обратиться к администрации за разъяснениями.

Следующий шаг – жалоба директору учебного заведения, на которую должен быть получен письменный ответ с итогами разбирательства о предмете спора.

Если родители и администрация учебного заведения не нашли взаимопонимания, есть и вышестоящие инстанции, куда можно обратиться для защиты прав ребенка в школе.

учитель в диалоге с учениками

Эти инстанции помогут принять меры. Нельзя оставлять факты ущемления прав ребенка в школе без разбирательства.

Юридическая ответственность касается исключительно индивидуума, на коллектив она не распространяется.

Кроме прав, есть еще и обязанности ребенка школьника:

  • Добросовестное отношение к учебе,
  • посещение обязательных уроков по расписанию;
  • бережное отношение к имуществу учебного заведения;
  • уважение чести и достоинства других учащихся и сотрудников школы;
  • выполнение требований работников учебного заведения о соблюдении внутреннего распорядка;
  • и так далее.

Обязанности школы также регламентируются.

Для учебного заведения эти правила прописаны в Уставе, локальных актах школы, а на государственном уровне – в Законе об образовании РФ.

Права ребенка в школе. Права учеников и их родителей

Права ребенка в школе. Права учеников и их родителей

Ущемление прав ребенка в школе встречается повсеместно. Зачастую это происходит из-за незнания администрацией учебного заведения и педагогами нормативной базы или допускаемых ошибок. Защищать и отстаивать права своих детей – задача, прежде всего, родителей. Но и они редко знают и понимают, как это делать.

Многие просто не рискуют связываться, опасаясь давления и травли. А есть и такие, которые считают, что педагогам виднее, как воспитывать и обучать детей. Но всё это только усугубляет ситуацию. Поэтому знать права ребенка в школе, знать свои права и уметь их защищать – такая же важная обязанность родителей, как и прочие, связанные с воспитанием и содержанием своих детей.

Из статьи вы узнаете

Нормативные акты, регламентирующие права детей в школе

Первая задача любого родителя, чей ребенок обучается в школе – знать, какие у них есть права и обязанности. Скандалить и выяснять отношения не лучший способ добиться справедливости, да и малоэффективный. Когда администрация школы и педагоги чувствуют, что родители юридически подкованы, отношение к ним сразу резко меняется в лучшую сторону. И в конфликтных ситуациях лучше руководствоваться законом и разумом, а не эмоциями – они плохой помощник и только вредят конструктивному решению вопросов.

Права детей в целом и, в частности, в рамках учебного процесса регулирует огромный массив нормативно-правовых актов. Нет смысла изучать все, поэтому выделим только главные:

    , принята Генассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года и включает 10 основополагающих принципов. Ратифицирована в СССР в 1990 году. Россией не ратифицирована, но признаётся, а её нормы реализованы в национальном законодательстве. и, в частности, статья 43, которая гарантирует право на общедоступное и бесплатное школьное образование, при этом устанавливает обязательность основного (9-летнего) общего образования. , в том числе в части специального регулирования прав родителей и детей. – в части регулирования имущественных прав и гражданско-правовых отношений с участием несовершеннолетних и их законных представителей. – ключевой закон, которым специально урегулированы отношения между всеми участниками образовательного процесса, их права и обязанности, а также определены гарантии соблюдения прав и условия для их реализации.

Отдельно стоит отметить школьные уставы. Устав должен быть принят в каждой школе – это требование Закона об образовании. Его можно отнести к локальным нормативным актам. Несмотря на то, что образовательное учреждение обладает определенной самостоятельностью при разработке и утверждении устава, его положения не могут противоречить законам. Кроме того, в каждой школе должна быть обеспечена возможность для ознакомления обучающихся и родителей с уставом школы. Если какие-то положения нарушают законы и подзаконные нормативные акты, их можно обжаловать в административном или судебном порядке. Пока это не сделано, устав обязателен для исполнения.

Всем родителям стоит хотя бы ознакомиться с перечисленными выше нормативно-правовыми актами. При возникновении конфликтной ситуации необходимо обращаться к конкретным нормам – это лучше делать с помощью юриста, поскольку каждая проблема специфична и требует глубокого анализа.

Основные права с комментариями юриста

Существует определенный набор прав и интересов детей и родителей, которые нарушаются часто и повсеместно. При этом, как правило, права детей и их родителей взаимосвязаны: если нарушаются права одного, прямо или косвенно нарушаются права и другого.

Рассмотрим основные права каждого из главных участников образовательного (и не только) процесса – родителей (опекунов, попечителей), детей и учителей.

Права родителей

Они обозначены в статье 44 Закона об образовании и едины для всех законных представителей ребенка (для удобства будет называть их родителями).

Для начала нужно отметить, что у родителей есть преимущество перед всеми другими лицами на обучение и воспитание своих детей. Органы власти и образовательные организации – только помощники в этих процессах. Это положение закона очень важное, поскольку чётко расставляет точки над i в вопросе, кому принадлежит главная роль в обучении детей.

Права родителей в школе:

  1. Выбирать формы образования и обучения, школу, в которую будет ходить их ребёнок, язык образования, факультативные (необязательные) и элективные (выбираемые) учебные предметы, курсы и модули из предложенного школой набора.
  2. Выбирать семейное обучение вместо обучения на базе школы, а также изменить такое решение впоследствии и определить ребёнка в школу для продолжения обучения.
  3. Знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими работу школы и её образовательную деятельность.
  4. Знакомиться с используемыми школой методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также содержанием образования в целом.
  5. Знать о планируемых психологических обследованиях ребёнка, давать или не давать на них согласие, участвовать в них или отказаться от участия, а также знать о результатах обследований.
  6. Присутствовать при психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка, обсуждать результаты и рекомендации, выражать своё мнение на этот счёт.
  7. Знать об успеваемости ребёнка, знакомиться с его оценками.
  8. Защищать права и интересы ребенка.
  9. Участвовать в управлении школой в форме и порядке, которые определены уставом организации.

Родителям принадлежат все основные права в части определения, где и, соответственно, как будет получать школьное образование их ребёнок. Нельзя навязывать обучение в школе, если родители считаются необходимым и возможным обучать ребёнка в семье. Несмотря на то, что нужно учитывать мнение детей и советы специалистов, окончательное решение вопроса всё равно за родителями.

Выбор школы также принадлежит родителям. Однако их желания недостаточно. Во-первых, выбор ограничен конкретными программами, формами, предметами обучения, которые предлагает конкретная школа. Во-вторых, школа может быть переполнена. Кроме того, существуют льготы и преимущества для зачисления определенных категорий детей. Специальные школы, где углубленно изучают какие-то предметы (направления), вправе проводить отбор на конкурсной основе. Всё это говорит об одном: школы могут отказать в приёме ребенка, несмотря на выбор и желание родителей. Разумеется, если для этого есть основания, а решение обоснованное и не противоречит российскому законодательству.

Важная роль принадлежит родителям и в части управления школой. Однако это не означает, что можно как захочется вмешиваться в учебный и воспитательный процесс. Порядок участия родителей устанавливается уставом школы, и нужно следовать его положениям. Обычно создаются родительские комитеты, и учитывается не мнение одного взятого родителя, а коллективное решение. С другой стороны, мнение любого родителя имеет значение. Реализовать это право можно путем прямых обращений к руководству школы или отдельным педагогам. Не запрещается и посещать школу, беседовать с педагогами и директором – такой подход, как правило, всем идёт на пользу, если проходит в мирном ключе.

Родители вправе знакомиться с регламентирующей деятельность школы документацией. Как правило, документы представлены на сайте школы. При необходимости их можно запросить в администрации. Руководство школы не вправе отказать.

Также школа (отдельные педагоги, директор) не могут отказать родителям в доступе к информации об успеваемости ребёнка, о том, сколько, чему и как его учат. Как правило, с этим проблем не возникает, если только школа сознательно не скрывает какие-то данные. При наличии подозрений в сокрытии сведений, родитель вправе обратиться к директору школы.

Отдельно стоит рассмотреть финансовые вопросы. Проблема для многих родителей – поборы на разные нужды. Школа может требовать деньги на покупку каких-то вещей, оборудования, ремонты, за участие в олимпиадах, дополнительное обучение и занятия. Навязывать услуги школы не вправе. Платить или не платить за дополнительные занятия, факультативы и прочие, не входящие в обязательную программу обучения услуги – тоже право родителей. Сбор денег на покупку вещей, ремонт, поездки и прочее – коллективное решение, которое, как правило, принимается на уровне родительского комитета. Несогласные родители вправе не платить и заставить из никто не может.

Права родителей реализуются через обязанности школы и ее содействие. Если права нарушаются, их защита осуществляется на уровне руководства образовательного учреждения, местных органов власти в области образования, а не поможет – в судебном порядке.

Права детей

Они перечислены отдельно, в статье 34 Закона об образовании. Но в большинстве своём носят декларативный характер – закреплены и должны соблюдаться. Однако реализация школьниками своих прав и их защита фактически и юридически невозможны без участия родителей и содействия школы.

Основные права ребёнка в школе:

  1. Участвовать вместе с родителями в выборе школы, формы и языка обучения, факультативных и элективных предметов.
  2. Получать надлежащие условия обучения – установленные нормативно-правовыми актами и правилами школы как в части образовательного и воспитательного процесса, так в отношении питания, соблюдения гигиенических норм, физического развития и сохранения здоровья.
  3. Полноценно отдыхать (право на каникулы), участвовать в посильной трудовой деятельности при согласии ребенка и родителей.
  4. Бесплатно пользоваться библиотечной, научной и учебной литературой на базе школы, оборудованием и спортивным инвентарем, школьными культурными объектами.
  5. Получать полноценное 2-разовое питание согласно установленным нормативам и требованиям.
  6. Выбирать предлагаемые школой факультативы, кружки, секции и т.д.
  7. Иметь равные с другими школьниками возможности и условия для участия в олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой.
  8. Получать поощрения за успехи в учебе, спорте, внеклассной работе.
  9. Получать защиту от нарушения своих прав, от насилия, угроз, оскорблений и т.п.
  10. Иметь возможность выражать свое мнение, даже если оно отличается от мнения других лиц.
  11. Получить индивидуальный план обучения, если для этого есть основания (отклонения в развития, одаренность, частые болезни, частое участие в спортивных соревнованиях и сборах).

К сожалению, как правило, ребенок не может самостоятельно защищать свои права. Задача родителей – объяснить ребенку его права и обязанности, способы реализации и защиты прав. В старших классах возможно осознанное коллективное выражение мнения – его должны учитывать и родители, и педагоги.

Одна из основных проблем, на которую часто жалуются сами дети – привлечение их к труду, например, уборке класса. Бывают конфликты и на почве того, что педагоги заставляют что-то делать ребенка, а он этого не хочет или не может сделать. Такие проблемы разрешаются обязательно с привлечением родителей. Согласие ребенка и родителей – обязательное условие для выполнения трудовых работ, за исключением предусмотренных учебным процессом (например, на уроках труда).

Пока ребенок находится в школе (на территории школы) или вне школы, но под ответственностью педагога, отвечать за вред его жизни и здоровью будет школа. И, если, скажем, в школе произошла драка, то претензии нужно адресовать, в первую очередь, руководству.

Права учителей

При реализации и защите прав детей и родителей невозможно оставить без внимания и права учителей – педагогических работников и руководителей школ. Их правовой статус регулируют статьи 47 и 51 Закона об образовании.

В отношениях с детьми и их родителями учителя имеют право:

  1. Свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные средства, форма, методы воспитания и обучения, свободно выражать своё мнение.
  2. Преподавать в условиях невмешательства в профессиональную деятельность.
  3. Проявлять творческую инициативу, участвовать в исследовательской, научной, инновационной деятельности, разрабатывать и применять авторские программы и методы обучения в пределах образовательной программы и конкретного предмета.
  4. Участвовать в разработке образовательных программ, включая разработку учебных планов, графиков, предметов, методических материалов и прочих элементов таких программ.
  5. Выбирать учебники, пособия и прочие средства обучения согласно образовательной программе.
  6. Участвовать в управлении школой и обсуждении вопросов образовательной деятельности.
  7. Обращаться за защитой профессиональной чести, требовать справедливого и объективного расследования нарушений, а также урегулирования споров между участника образовательного процесса.

Таким образом, родители не могут вмешиваться в педагогический процесс, указывать учителям, как преподавать тот или иной предмет. Выбор учеников и методических материалов тоже принадлежит учителям. При возникновении спорных ситуаций обе стороны могут обратиться к руководству школы или вынести вопрос урегулирования конфликта на специальную комиссию. Недопустимо со стороны как детей, так и родителей оскорбления учителей и другие способы унижения их профессиональной чести и достоинства.

Читайте также  10 писем Минфина о применении КОСГУ в помощь
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector