Последствия административного выдворения

Последствия административного выдворения

Статья 32.10 КоАП РФ. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

1. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.

2. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.

3. В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

4. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению или к материалам исполнительного производства.

5. Утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 410-ФЗ.

6. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Комментарии к ст. 32.10 КОАП РФ

1. Административное выдворение может исполняться добровольно и в принудительном порядке. Добровольное исполнение административного выдворения состоит в том, что иностранный гражданин или лицо без гражданства самостоятельно определяют способ и транспортное средство для выезда из Российской Федерации и в установленный срок покидают ее пределы.

Административное выдворение осуществляется в принудительном порядке в том случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства уклоняются от выезда из Российской Федерации либо имеются достаточные основания полагать, что они могут скрыться на территории Российской Федерации от органов, исполняющих данное административное наказание.

При исполнении административного выдворения в принудительном порядке иностранный гражданин или лицо без гражданства, будучи задержаны, в сопровождении (под конвоем) сотрудников пограничных органов, органов ФМС России доставляются в согласованный с ФСБ России пункт пропуска через Государственную границу РФ, где обеспечивается их посадка на тот или иной вид транспорта и отбытие за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение оформляется соответствующим актом, который приобщается к делу об административном правонарушении.

3. Административное выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства в соответствии с законодательством РФ осуществляется в следующих формах:

а) в официальном порядке производится передача нарушителей властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ;

б) выдворение нарушителей пограничными органами за пределы РФ в определенных ФСБ России местах в случаях, если их передача властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством;

в) отправка иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно ввезенных тем или иным перевозчиком в РФ без установленных для въезда документов, в пункт, где эти лица начали свою поездку, или в любое другое место, куда въезд им разрешен.

Соответственно каждой форме административного выдворения присуще и свое окончание. Так, официальная передача нарушителей властям сопредельного иностранного государства завершается подписанием двустороннего акта.

4. Выдворение нарушителей режима государственной границы, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил пребывания в РФ, привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы и иммиграционных правил в те иностранные государства, с которыми передача нарушителей международным договором РФ не предусмотрена, оканчивается посадкой таких лиц в транспортное средство и убытием их за пределы РФ. По этому факту соответствующим должностным лицом составляется акт, приобщаемый к имеющимся материалам, послужившим основанием для принятия данного решения.

5. Отправка иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно ввезенных в РФ, в любое место за пределами РФ, куда въезд им разрешен, завершается самим фактом убытия таких лиц и составлением компетентным должностным лицом соответствующего документа. Полным окончанием производства по таким фактам следует рассматривать возмещение лицами, виновными в незаконном доставлении иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ, фактических расходов на их отправку, содержание в период задержания и выдворения за пределы территории РФ.

6. Постановление об административном выдворении вступает в силу по истечении срока его обжалования (подробнее см. комментарий к ст. 31.1 Кодекса). В случае если судья, рассматривающий жалобу или протест на постановление об административном выдворении, оставляет его без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения, данное административное наказание компетентными должностными лицами может быть фактически исполнено и производство по делу завершится подписанием акта о выезде выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации. Судья, рассматривающий в пределах своей компетенции жалобу или протест, может отменить постановление об административном выдворении и прекратить производство по делу об административном правонарушении, что влечет за собой отмену всех ограничений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с ранее принятым постановлением об административном выдворении. С этого момента производство по исполнению постановления об административном выдворении можно считать оконченным.

7. Орган ФМС России или пограничный орган, осуществившие административное выдворение иностранного гражданина, направляют информацию об этом в Министерство иностранных дел РФ, которое, в свою очередь, уведомляет об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый.

Подробнее см. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденную Приказом ФСБ России от 23 декабря 2008 г. N 631 (РГ. 2009. 20 февр.), а также Приказ Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы от 12 октября 2009 г. N 758/240 «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (РГ. 2009. 25 дек.).

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2021 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Вчера вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2020 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2020 г.).

Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2021 г.?

Для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов?

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.

Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.

Напомню: если к 15 декабря 2020 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено 1 , ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ 2 . Действие их разрешительных документов не продлевалось.

Возможно ли выдворение по новому указу президента?

Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2020 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2020 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2020 г. по 15 июня 2021 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.

Согласно новому указу до 30 сентября 2021 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2021 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Как легализоваться в России, если уже допущено нарушение миграционного законодательства?

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

Изменилось ли что-то для иностранцев, работающих в России?

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

Рекомендации иностранным гражданам

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р.

2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2021 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2021 г. по делу № 05-1431/21 и др.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в часть 1 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

ГАРАНТ:

О порядке административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденную приказом ФСБ РФ от 23 декабря 2008 г. N 631

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в часть 5 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Депортация или выдворение? Отличия

Депортация – высылка гражданина другого государства, который проживает на территории РФ, за пределы страны, при наличии оснований, которые запрещают далее такому гражданину пребывать ее территории.

Российской правовой системой предусмотрен также такой вид административной ответственности, как административное выдворение за пределы государства. Выдворение несет негативные правовые последствия, а также ограничения для нарушителя. Выдворение это не что иное, как административное наказание. Также не стоит путать это понятие с лишением гражданства, так как его не применяют (пока) на территории РФ, ведь оно противоречит международному праву и Конституции Российской Федерации.

К кому применяют административное наказание?

Выдворение применимо только к иностранным гражданам или к лицам, у которых нет гражданства, к гражданам РФ эта мера не применяется. Другие органы (должностные лица) не имеют права его применять, но могут принимать решения о неразрешении въезда. Данная мера также не применима к иностранцам, которые являются военнослужащими.

Перед процедурой непосредственного выдворения виновное лицо иногда некоторое время содержат в специализированном учреждении – Центр Содержания Мигрантов. Что касается формы проведения данной процедуры, она имеет два основные вида:

  • контролируемый самостоятельный выезд;
  • принудительный выезд.

Форму проведения процедуры выбирает суд. На практике же самостоятельный контролируемый выезд применяют к виновному лицу на основе результатов совершения предыдущего административного правонарушения.

Какие правонарушения могут стать причиной выдворения?

Выбрать меры ответственности может уполномоченный орган, который будет рассматривать дело. Большинство правонарушений, совершая которые к лицу может быть применено выдворение связаны с нарушениями правил въезда на территорию России, и других правил пребывания на территории страны. Составы таких правонарушений описаны в 18 Главе Кодекса РФ.

К наиболее частым нарушениям относят:

  • у нарушителя нет временной регистрации по месту его нахождения, или же такая регистрация уже не является действительной,
  • у нарушителя нет официального разрешения работать на территории РФ;
  • нарушитель проживает на территории РФ сверх разрешенного ему времени (согласно трудовому контракту, сроку обучения), т.е превышает сроки законного пребывания.

Если в ходе административного расследования или в суде была доказана вина нарушителя, то выдворение может произойти в любой момент. Решение суда можно обжаловать на протяжении 10 дней, после того, как вынесли постановление о назначении административной меры наказания. Если опоздать с обжалованием, то второго шанса уже может больше и не быть (допустимо опоздание, если только вы сможете доказать свою уважительную причину).

Выдворение может также применяться к тем людям, которые вступили в брак фиктивно, лишь для того, чтобы получить гражданства. В случае доказуемости факта, что брак заключен фиктивно, его признают недействительным, а к правонарушителю применят административное выдворение.

Что произойдёт после вынесения решения суда?

Кроме того, что нелегального мигранта могут выпроводить за территорию РФ, к нему могут применяться и другие меры:

  • после выдворения нелегальному мигранту будет запрещено возвращаться в РФ на протяжении 5 лет;
  • иностранный гражданин или апатрид, который был принудительно перемещен за территорию РФ, после истечения срока в 5 лет не получит разрешение на временное гражданство, не сможет подать заявление чтобы получить вид на жительство или получить гражданство.
Читайте также  Можно ли исключить сведения об отце ребенка из

Административное выдворение призвано бороться с таким распространённым явлением, как нелегальная миграция. Эта проблема в наше время стала очень распространённой, соответственно и меры должны применяться более суровые. Она не дает право выбора, поэтому является очень жесткой, но не смотря на строгость все же его можно обжаловать.

Если вы столкнулись с этой проблемой и вам нужна квалифицированная помощь по миграционным дела, обращайтесь к Миграционному Адвокату и мы поможем вам отстоять свои права. Вам помогут отменить выдворение, а также исключить вас из списка лиц, которым воспрещено въезжать на территорию Российской Федерации. Нашими услугами уже воспользовалось много граждан других стран, и мы помогли им на законных основаниях пребывать на территории России. Достичь таких результатов нам удалось благодаря своевременному и успешному обжалованию решений суда о назначении меры административного наказания в виде выдворения.

Существуют также правила, которые являются основаниями для запрета на въезд. Они предусмотрены в статье 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ. В законе предусмотрены следующие пункты, нарушение которых запрещает на въезд иностранным гражданам на территорию России:

Как вернуть мужа после депортации?

Летом моего мужа депортировали в Таджикистан. Мы с ним зарегистрированы официально, есть общий ребенок. Можно ли ему снять запрет на въезд в Россию?

Если вашему супругу запрещен въезд в Россию, это говорит о том, что супруг утратил (или у него прекратились) законные основания для дальнейшего пребывания (проживания) на территории России, а в отношении него принято решение о депортации, поскольку иностранным гражданином допущено нарушение миграционного законодательства и (или) неоднократное совершение правонарушения.

На практике подавляющее большинство запретов связано именно с превышением иностранцами сроков пребывания в Российской Федерации, а также при совершении ими двух и более административных правонарушений на территории Российской Федерации.

Депортация из России – принудительная высылка иностранца за пределы страны из-за потери легальных оснований для проживания в Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и основания их законного нахождения на территории России регулируют Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) и Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон о порядке въезда и выезда в РФ).

Согласно ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полный перечень оснований для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации приведен в ст. 25.10, 26 и 27 Закона о порядке въезда и выезда в РФ.

Согласно ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранец (лицо без гражданства) подлежит депортации в следующих случаях:

если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение 3-х дней;

если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение 15-ти дней.

6 июля 2020 г. вступил в силу Порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, утвержденный приказом МВД России от 24.04.2020 № 239. Он регламентирует процедуру подготовки материалов для принятия решения о депортации иностранца из России, порядок оформления документов на выезд из Российской Федерации для депортируемого иностранного гражданина, а также исполнения решения о депортации. Помимо этого, данный приказ регламентирует ситуации, при которых иностранный гражданин подлежит депортации:

срок проживания или временного пребывания иностранца в Российской Федерации сокращен либо у которого аннулированы разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ);

если в отношении иностранца было принято решение о не разрешении въезда в Россию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;

в случае если иностранный гражданин передан иностранным государством в соответствии с договором о реадмиссии и не имеет законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации;

если иностранцу отказали в признании беженцем, или он утратил этот статус, или лишен статуса беженца и у него нет других законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и, если он отказывается от добровольного выезда за пределы Российской Федерации – предусмотрена депортация не только иностранца, но и членов его семьи;

если иностранца лишили статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации – после отбытия наказания;

если он утратил временное убежище или был лишен временного убежища, и у него нет других законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, и, если он отказывается от добровольного выезда за пределы Российской Федерации.

Депортируемый иностранец выезжает с территории Российской Федерации на основании решения о депортации. Материалы для принятия решения о депортации подготавливаются должностными лицами ГУВМ МВД России (Главное Управление по вопросам миграции МВД России) или территориальными органами МВД России на региональном уровне (далее – органы миграции) в течение 15 рабочих дней со дня установления вышеуказанных обстоятельств.

Проверить запрет на въезд по линии МВД России можно на официальном сайте Управления по вопросам миграции России (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=3000), а также, направив письменный запрос в органы миграции.

Запрет на въезд – законная административная санкция, данные о которой внесены в общедоступную всем систему миграционного учета и не могут быть оттуда исключены, кроме как на основании решения суда или решения органов миграции об открытии въезда, принятого по жалобе гражданина. Других вариантов снятия запрета на въезд не существует.

На основании вышеизложенного следует, что иностранный гражданин (лицо без гражданства), в отношении которого вынесено решение о запрете на въезд вправе:

1. В административном порядке подать жалобу вышестоящему руководству органов миграции, которыми вынесено решение о депортации. Конкретные решения о запрете на въезд принимаются территориальными органами МВД России на региональном уровне и обращаться с жалобой необходимо именно туда. Жалоба на решение о депортации, вынесенное сотрудником органа пограничного контроля, может быть подана вышестоящему руководству пограничной службы.

В заявлении (жалобе) в вышестоящие органы надо обязательно аргументировать, если данное решение вынесено по ошибке или с нарушениями со стороны органов миграции, а также приложить подтверждающие документы об отсутствии законных оснований для депортации иностранного гражданина, так как важно доказать соблюдение иностранцем законодательства РФ.

Официально зарегистрированный брак с гражданкой РФ и наличие семьи в России – не являются самостоятельным основанием для снятия запрета на въезд на территорию Российской Федерации, но данные факты желательно указать в заявлении, приложив документы, подтверждающие регистрацию брака и наличие общего ребенка. Результат обжалования в административном порядке труднопредсказуем и связан с конкретной ситуацией.

2. Другой вариант снятия запрета на выезд – в судебном порядке, т.е. иностранный гражданин обращается в суд с административным иском об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (оспаривание решения органа власти). Судебное производство будет производиться с учетом норм гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). Судебный порядок обжалования более длительный, но более четкий и предсказуемый, поскольку происходит при явке сторон, у истца будет возможность обосновать свою позицию, высказать свои аргументы, задать вопросы представителю ответчика и т.д.

Следует учесть, если иностранный гражданин депортирован (т.е. покинул территорию Российской Федерации), то подать исковое заявление в суд он сможет только через своего представителя (ст. 54 КАС РФ), а участвовать в судебном процессе сможет только представитель, имеющий юридическое образование. При рассмотрении дела судья будет оценивать запрет на въезд на предмет соответствия его нормам российского права, является ли вынесенное решение о депортации ошибочным, поскольку отсутствует состав правонарушения. В тех случаях, когда запрет на въезд установлен с нарушением процедуры либо обстоятельства, повлекшие его, не будут доказаны органами миграции, судья примет решение о признании запрета незаконным.

Наличие семьи или родственников на территории Российской Федерации не освобождает иностранных граждан от ответственности за нарушение российского законодательства, но суд принимает во внимание наличие ребенка, супруги, длительность проживания в России, необходимость ухода за близкими родственниками, которые нуждаются в постоянном уходе, и другие обстоятельства.

Как указано в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.04.2016 № 78-КГ16-8, «ограничения, связанные с прекращением пребывания в РФ иностранного гражданина, имеющего тесные семейные связи в России, должно быть оправданной очевидной необходимостью».

Оспорить решение о депортации можно в течение трех месяцев со дня, когда иностранному гражданину стало известно о его наличии.

Как указано в вопросе, ваш супруг уже депортирован летом (т.е. получил решение о депортации и покинул Россию). Скорее всего, процессуальный срок для обжалования решения о депортации у него уже истек. В этом случае придется восстанавливать срок для обжалования решения о депортации с учетом уважительных причин, которые помешали вашему супругу вовремя обратиться за защитой своих прав в суд, и подавать исковое заявление о восстановлении процессуального срока, признании незаконными и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации за пределы Российской Федерации.

Также следует знать, что пересечение государственной границы РФ при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, влечет привлечение к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 322 Уголовного кодекса РФ (штраф в размере до 300 тыс. руб., либо принудительные работы на срок до 4-х лет, либо лишение свободы на тот же срок).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector