Порядок освобождения от НДС плательщиков ЕСХН

Порядок освобождения от НДС плательщиков ЕСХН

Порядок освобождения от НДС плательщиков ЕСХН

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация (ООО), применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), с 1 января 2019 г. пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с положениями, предусмотренными абзацем вторым пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Вправе ли такая организация, приобретая товар у продавца, являющегося плательщиком НДС, включать сумму выделенного в цене товара НДС в расходы, на которые уменьшаются ее доходы при определении объекта налогообложения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Плательщики ЕСХН, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), включают в стоимость этих ТРУ. При применении ЕСХН по общему правилу расходы признаются кассовым методом, то есть после их фактической оплаты.

Обоснование позиции:
С 01.01.2019 организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, признаются налогоплательщиками НДС (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, далее — Закон N 335-ФЗ).
При этом сельскохозяйственные товаропроизводители получили право на освобождение от исчисления и уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, но только при выполнении одного из условий, установленных п. 1 ст. 145 НК РФ.
Так, в силу абзаца 2 п. 1 ст. 145 НК РФ в 2019 году такие организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в частности, при условии, что за предшествующий налоговый период по ЕСХН (календарный год (п. 1 ст. 346.7 НК РФ)) сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета налога не превысила в совокупности 100 млн. руб. за 2018 год.
Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации, применяющей ЕСХН и использующей право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности без учета налога превысила установленный размер, такая организация начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивает право на освобождение.
Организации, утратившие право на освобождение, не будут иметь права на повторное освобождение (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Также с 01.01.2019 утратит силу пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ (п. 59 ст. 2 Закона N 335-ФЗ), в соответствии с которым до этой даты признается в составе расходов НДС по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам) (далее — ТРУ), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 335-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему систему налогообложения ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, которые до дня вступления в силу Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения ЕСХН, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. На основании п. 5 ст. 9 Закона N 335-ФЗ данная норма вступает в силу с 1 января 2019 года.
Если же плательщик ЕСХН воспользовался правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, то суммы НДС, предъявленные при приобретении ТРУ, включают в стоимость этих товаров (работ, услуг) (смотрите пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 11.02.2019 N 03-07-11/8139).
В любом случае входной НДС, предъявленный поставщиками, плательщики ЕСХН с 2019 года не смогут учитывать в качестве самостоятельного налогового расхода:
— те, кто воспользуется НДС-освобождением, будут учитывать входной НДС в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
— остальные смогут принимать входной НДС к вычету (ст.ст. 171, 172 НК РФ).
А «старый» входной НДС (в том числе уплаченный при ввозе товаров в Россию), который до 01.01.2019 не был учтен в налоговых расходах, надо включить в стоимость товаров, работ, услуг (в том числе ОС и НМА) (ч. 4 ст. 8 Закона N 335-ФЗ; письмо Минфина от 07.02.2018 N 03-07-11/7258).
Пример: Как отразить в учете организации — сельскохозяйственного производителя, уплачивающей ЕСХН и освобожденной от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ, приобретение элитных семян?
Условие: По договору купли-продажи организация приобрела элитные семена стоимостью 1 700 000 руб. (в том числе НДС). Иных затрат, связанных с приобретением семян, организация не понесла. Организация освобождена от уплаты НДС, поскольку за предшествующий налоговый период доход от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов деятельности, облагаемых ЕСХН, без учета НДС не превысил в совокупности предельный размер, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ.
Решение: Приобретенные семена включаются в состав МПЗ по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплачиваемая продавцу семян с учетом НДС (поскольку организация освобождена от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС) (п.п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ)*(1).
Фактическая себестоимость внесенных в почву семян учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности. По мере отпуска (выдачи) семян со склада для внесения их в почву при подтверждении их расхода они списываются со счета учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (п.п. 5, 16 ПБУ 10/99, п.п. 236, 229 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету МПЗ в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26).
В бухгалтерском учете организации сельскохозяйственного производителя делаются следующие записи:
Дебет 10 Кредит 60
— 1 700 000 руб. — отражено приобретение семян;
Дебет 60 Кредит 51
— 1 700 000 руб. — перечислены денежные средства продавцу семян;
Дебет 20 Кредит 10
— 1 700 000 руб. — стоимость семян включена в состав расходов по обычным видам деятельности.
При применении ЕСХН расходы признаются кассовым методом, то есть после их фактической оплаты. Тогда стоимость семян с учетом НДС учитывается в составе расходов на дату перечисления денежных средств продавцу (пп. 5 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от НДС плательщиков ЕСХН с 1 января 2019 года;
— Энциклопедия решений. Учет предъявленного (входящего) НДС по оплаченным товарам (работам, услугам) при ЕСХН;
— Энциклопедия решений. Учет товаров при ЕСХН;
— Энциклопедия решений. Кассовый метод признания расходов при ЕСХН;
— Комментарий к письму Минфина России от 11 февраля 2019 г. N 03-07-11/8139 (А.Е. Борисов, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 5, март 2019 г.);
— Вопрос: С 01.01.2019 организация (АО, плательщик ЕСХН) переходит на уплату НДС. На 01.01.2019 в бухгалтерском учете будет сформирована кредиторская задолженность. Сможет ли организация принять к вычету НДС по товарам, приобретенным в 2018 году, но оплаченным в 2019 году? По состоянию на 01.01.2019 на балансе будут числиться не введенные в эксплуатацию объекты строительства. Каким образом и сможет ли организация при вводе в эксплуатацию основных средств в 2019 году принять к вычету налог на добавленную стоимость:
— по ТМЦ и услугам подрядчиков, приобретенным и оказанным в 2018 году;
— по ТМЦ и услугам подрядчиков, приобретенным и оказанным в 2019 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Головин Юрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ (в т.ч. уплачивающая ЕСХН), исходя из требования рационального ведения бухгалтерского учета, сумму НДС, предъявленную продавцом семян, вправе не отражать предварительно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», а сразу включать в стоимость МПЗ, если такой порядок установлен ее учетной политикой (п.п. 6, 4 ПБУ 1/2008).

Действует ли освобождение от НДС для сельхозпроизводителей в 2021 году?

Порядок освобождения от НДС при переходе на ЕСХН в 2021году

Применение режима ЕСХН до 2019 года связывалось с обязательным освобождением плательщиков сельхозналога от уплаты налога на добавленную стоимость. Однако с 01.01.2019 вступил в силу п. 12 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, отменяющий действие абзацев в п. 3 ст. 346.1 НК РФ, посвященных положениям о неприменении НДС при ЕСХН. В результате этого плательщики сельхозналога с 2019 года обязаны платить НДС.

Однако одновременно начали действовать и изменения, внесенные тем же законом № 335-ФЗ (п. 1 ст. 2) в ст. 145 НК РФ, которая ранее давала возможность освободиться от платежей по НДС работающим на ОСНО лицам с небольшими объемами продаж (до 2 млн руб. без учета в этом объеме налога за три следующих подряд месяца). Ныне к числу лиц, имеющих право на освобождение, добавили и плательщиков сельхозналога, но с учетом особенностей применения процедуры освобождения.

Когда же можно помимо таких налогов, как начисляемые на прибыль и на имущество, при ЕСХН не уплачивать и НДС в 2021 году? Условия, при которых отказ от НДС на ЕСХН становится возможным, возникают (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • Если намерение не платить НДС выражается в календарном году, соответствующем году начала сельхоздеятельности.
  • Доход от сельхоздеятельности (без учета в нем налога), полученный в году, предваряющем год отказа от применения НДС, не превышает значения:
    • в 2020-м — 80 млн руб.;
    • в 2021-м — 70 млн руб.;
    • в 2022-м и следующих за ним — 60 млн руб.

    То есть тем, кто на начало 2021 года уже осуществлял хоздеятельность в сфере сельского хозяйства, освободиться от НДС можно, если доход сельхозпредприятия, полученный за 2020 год, не превысил 80 млн руб. без учета НДС.

    Использовать право на освобождение не могут лица, продающие подакцизные товары (п. 2 ст. 145 НК РФ). Само освобождение не действует в отношении ввозного НДС (п. 3 ст. 145 НК РФ).

    Как учитывать входной НДС при ЕСХН, описано в КонсультантПлюс. Процесс учета НДС для плательщиков и неплательщиков этого налога разный. Чтобы не запутаться в порядке учета и не получить штрафы, оформите пробный бесплатный доступ к К+, и вы получите четкий алгоритм учета НДС для обеих ситуаций

    Процедура и форма уведомления о льготе по НДС на ЕСХН в 2021году

    Использование освобождения по ст. 145 НК РФ не является обязательным. То есть для его получения необходимо наличие доброй воли плательщика налога. Если же намерение воспользоваться им у такого лица имеется, то об этом надо известить налоговый орган. Делается это путем подачи составленного в письменной форме уведомления в инспекцию, где налогоплательщик стоит на учете (п. 3 ст. 145 НК РФ). Подать уведомление о льготе по НДС для ЕСХН (так же, как и для работающих на ОСНО) необходимо не позже 20-го числа месяца начала использования права на нее.

    Форма уведомления об освобождении от НДС при ЕСХН, применяемая в 2021 году, официально утверждена приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н, содержащим варианты такого уведомления для обеих ситуаций освобождения от платежей по этому налогу (при ОСНО и при ЕСХН). Скачайте актуальную форму уведомления ниже, кликнув по картинке:

    Условия отказа от льготы по НДС для сельхозпроизводителей в 2021 году

    В отличие от лиц, работающих на ОСНО, которым законодательно предоставляется возможность добровольного отказа от неприменения НДС по завершении 12 месяцев использования такой льготы, сельхозпроизводители не могут по своей инициативе отказаться от заявленного ими права на освобождение (п. 4 ст. 145 НК РФ). Поэтому обратный переход на уплату НДС для сельхозтоваропроизводителей происходит только в ситуациях, когда они перестают соответствовать требованиям, позволяющим отказаться от платежей по этому налогу (п. 5 ст. 145 НК РФ):

    • Доход от продаж сельхозпродукции превысил установленный для года предел.
    • Продан подакцизный товар.

    Льгота при этом перестает применяться с начала того месяца, в котором произошло соответствующее событие (превышение дохода или продажа подакцизного товара). НДС с объема продаж за этот месяц придется начислить к уплате в бюджет. Одновременно плательщик ЕСХН лишается права еще раз прибегнуть к освобождению от НДС.

    Таким образом, при принятии решения отказаться от использования НДС лицу, работающему на ЕСХН, следует проанализировать, насколько длительным для него окажется применение такой льготы.

    Какие расходы можно учесть при расчете ЕСХН, можно узнать в материале «Перечень расходов, которые учитываются при расчете ЕСХН».

    Итоги

    С 2019 года лица, применяющие ЕСХН, вошли в число плательщиков НДС. Однако одновременно у них появилась возможность воспользоваться освобождением от уплаты этого налога. Освобождение доступно либо начинающим работу на ЕСХН, либо тем, кто его уже использует, но имеет доходы, не превышающие установленного предела за год, предшествующий началу применения льготы.

    Отказ от применения НДС добровольный. Поэтому плательщику ЕСХН достаточно письменно уведомить об этом ИФНС. Однако добровольно вернуться к работе с НДС он не сможет. Обязанность начислять этот налог у него возникнет только в ситуации несоответствия условиям, дающим право на льготу. При этом права еще раз прибегнуть к освобождению плательщик ЕСХН лишится.

    НК РФ Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

    2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

    3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

    Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

    Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

    Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

    Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

    • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;
    • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

    5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

    Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

    Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

    В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

    6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

    • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
    • выписка из книги продаж;
    • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

    Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

    7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

    8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

    Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

    Порядок освобождения от НДС плательщиков ЕСХН

    Итак, как уже мы говорили в новостях, с 1 января 2019 налогоплательщикам ЕСХН придется в основной своей части перейти на уплату НДС (изменения ст. 145 НК РФ). Хотя некоторые сельхозорганизации могут оптимизировать систему налогообложения, о чем говорится в одной из статей данного номера журнала. Здесь, в этой статье, предлагаю рассмотреть тонкости перехода на уплату НДС при ЕСХН.

    Право на освобождение от НДС получают плательщики ЕСХН, если они перешли на уплату ЕСХН и представили уведомление на освобождение от уплаты НДС в одном календарном году. Либо при условии, что за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета НДС не превысила установленные лимиты.

    Обращаем ваше внимание, что именно сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг), а не внереализационных доходов в виде, например, субсидий или ТМЦ, полученных от разбора основных средств (ст. 250 НК РФ).

    Для освобождения от уплаты НДС организация должна представить письменное уведомление об освобождении от уплаты НДС до 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). То есть все плательщики ЕСХН, у которых доля доходов от реализации товаров, работ и услуг, учитываемая для спецрежима, за 2018 год будет менее 100 млн. руб., обязаны будут представить уведомление в налоговый орган по месту своего учета о праве освобождения от НДС до 20 — го января 2019 года. В противном случае – вы автоматически становитесь плательщиком НДС.

    Форма уведомления на сегодняшний день пока не утверждена, но, предполагаем, что за предстоящий переходный год законодатели все же ее разработают и утвердят.

    Если, взвесив все «за» и «против», вы решили применить право на освобождение от НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ), то не забывайте о том, что воспользовавшись данным правом, вы не вправе отказаться от него на протяжении всей своей деятельности до того момента, когда право будет утрачено из-за превышения лимита доходов по ЕСХН, полученных от реализации товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 145 НК РФ).

    Если налогоплательщик потеряет право на освобождение по причине превышения выручки, он никогда не сможет получить его обратно (п. 5 ст. 145 НК РФ). И начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

    Законодатель установил жесточайшие рамки по применению освобождения НДС: то есть применить право освобождения вы можете только единожды, как и утратить данное право только один раз и больше не сможете вернуться к применению права освобождения. Поэтому тщательно проанализируете свою деятельность с перспективой на будущее, прежде чем применить право на освобождение от НДС, потому как отказаться от него вы будете не вправе.

    Пример 1. АО «Колос» проводит анализ своей деятельности за 2018 г.: основной состав расходов, закупок у поставщиков, выручку от реализации для целей исчисления ЕСХН:

    1) состав расходов всего 63000 тыс. руб.:

    — заработная плата с отчислениями по социальные нужды – 25 % от общей суммы расходов или 15750 тыс. руб.;

    — материальные расходы: корма, семена (НДС к вычету 10 %) — 18 % от общей суммы расходов или 11340 тыс. руб.;

    — материальные расходы: ГСМ, запасные части (НДС к вычету 18 %) – 20 % от общей суммы расходов или 12600 тыс. руб.;

    — приобретение техники (НДС к вычету – 18 %) – 14 % от общей суммы расходов или 8820 тыс. руб.;

    — услуги электроснабжения, водоснабжения (НДС к вычету 18 %) – 14 % от общей суммы затрат или 8820 тыс. руб.;

    — прочие работы, услуги (НДС к вычету 18 %) – 5 % от общей суммы затрат или 3150 тыс. руб.;

    — налоги — 4 % от общей суммы затрат или 2520 тыс. руб.

    Расчетная сумма НДС, подлежащая к вычету, приблизительно будет равна по ставке 10 % — 1030 тыс. руб., по ставке 18 % — 5093 тыс. руб.

    2) общая сумма доходов от реализации для целей исчисления ЕСХН по итогам 2018 года составила 68000 тыс. руб. За предыдущие налоговые периоды сумма доходов составляла — 65 000 тыс. руб. (за 2017 год), 71 890 тыс. руб. (за 2016 год).

    Основными покупателями продукции АО «Колос» являются:

    — ООО «Молочный город» (работает на общем режиме налогообложения) — 25 % от общей суммы выручки;

    — ООО «Мясокомбинат» (работает на общем режиме налогообложения) – 18 % от общей выручки;

    — ИП Перегудин (работает на УСН) – 20 % от общей выручки;

    — пр. организации и ИП, применяющие спецрежимы налогообложения (УСН и ЕСХН), — 37 %.

    Выручка от реализации сельхозпродукции (молоко, мясо, КРС, зерновые) составила 64 000 тыс. руб. (по ставке НДС 10 %), от прочих товаров, работ, услуг (по ставке 18 % НДС) – 4 000 тыс. руб.

    3) Проведенный анализ покупок и реализации у АО «Колос» показал, что НДС, предъявляемый к вычету и подлежащий уплате в бюджет практически сопоставим, разница незначительная, следовательно, налоговая нагрузка в части НДС для организации увеличилась незначительно. К доплате в бюджет подлежит 305 тыс.руб.

    НДС по закупкам, предположительно принимаемый к вычету по итогам 2018

    НДС по реализации предположительно исчисленный по итогам 2018

    10 % — 1030 тыс. руб.

    По ставке 10 % — 5818 тыс. руб.

    18 % — 5093 тыс. руб.

    По ставке 118 % — 610 тыс. руб.

    ИТОГО – 6123 тыс. руб.

    ИТОГО – 6428 тыс. руб.

    4) Отгрузка покупателям, работающим на общем режиме налогообложения, составляют почти половину от общей выручки организации (43 %). Цена на реализацию продукции была снижена на 10 % для таких покупателей по сравнению с контрагентами, работающим на спецрежимах налогообложения.

    При переходе на уплату НДС АО «Колос» увеличит цену продукции на сумму НДС 10 %, однако, данная сумма будет уплачена в бюджет. С другой стороны, АО «Колос» может увеличить объем продаж за счет привлечения новых покупателей, работающих на общем режиме налогообложения.

    5) За счет внедрения НДС в АО «Колос» будет принят бухгалтер по налогам с окладом 20000 руб., а также внедрение программного продукта по расчету НДС (модуль в 1С: Бухгалтерия). В результате дополнительные расходы за год составят около 300 тыс. руб.

    6) В связи с тем, что при применении ЕСХН с 1 января 2019 г. будет отменена статья расходов по уплаченному НДС, не принятому к вычету при приобретении товаров, работ, услуг. В расходы по ЕСХН не будет включена сумма 6123 тыс.руб. или 367 тыс.руб. ЕСХН.

    Подводя итог по результатам проведенного анализа выявлено, что в плане налоговой нагрузки и прочих затрат, связанных с переходом на уплату НДС при ЕСХН, получается, что:

    — налоговая нагрузка за счет уплаты НДС увеличится на 300 тыс. руб.;

    — дополнительные затраты в связи с внедрением НДС (заработная плата бухгалтера, программный продукт) на 300 тыс. руб.;

    — «плюсом» в данном случае будет являться возможное привлечение новых покупателей, работающих на общем режиме налогообложения, и увеличения объема продаж.

    Если же АО «Колос» будет применять освобождение по НДС (в связи с тем, что за последние 3 года деятельности доходы от реализации по ЕСХН варьируются в пределах 70 000 тыс. руб. и организация в ближайшей перспективе не планирует существенно увеличить объемы доходов) в соответствии со ст. 145 НК РФ, то анализ показал:

    — налоговая нагрузка за счет исключения из расходов НДС при ЕСХН увеличится на 367 тыс. руб.;

    — сотрудничество с покупателями и привлечение новых контрагентов, находящихся на общем режиме налогообложения, является более затруднительным процессом.

    В итоге, руководство АО «Колос» решает применить освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, подав заявление в налоговый орган, в котором стоит на учете, до 20 января 2019 года. Следовательно, с 1 января 2019 года АО «Колос» по прежнему уплачивает ЕСХН без применения НДС.

    Несмотря на то, что изменена ст. 145 НК РФ по освобождению в части уплаты НДС, ст. 346.1 НК РФ осталась без изменений: плательщики ЕСХН по– прежнему не признается налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, предусмотренных ст. 161 (в качестве налоговых агентов) и 174.1 НК РФ (по договору простого товарищества, доверительного управления, концессионным соглашением) и при ввозе товаров на территорию РФ). Никакой отсылки к ст. 145 НК там не будет. Т.е. внесенные поправки изначально некорректны, поскольку разные главы НК РФ по сути будут противоречить друг другу.

    Помимо этого, как мы уже говорили выше, Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее по тексту Закон № 335-ФЗ) из статьи расходов для ЕСХН исключили НДС, уплачиваемый при приобретении товаров и услуг (п. 8 ст. 346.5 НК РФ признан утратившим силу). Получается, что те организации, которые будут уплачивать НДС при ЕСХН, могут принимать к вычету НДС по приобретенному имуществу, работам, услугам.

    Не повезло тем налогоплательщикам, которые применяют освобождение от НДС, — в расходы по ЕСХН уплаченную сумму НДС не включают, это как минимум 10-18 % потери налоговых расходов.

    А вот что делать с НДС, предъявленному налогоплательщику, но не включенному в расходы по ЕСХН до даты вступления Закона № 335-ФЗ в силу, поскольку с 1 января 2019 года больше нет такой статьи затрат для ЕСХН? Законодатели в ст. 8 п. 4 данного Закона определили, что суммы НДС, подлежащие вычету при приобретении товаров, работ, услуг, которые не учитывались в расходах по ЕСХН, до даты вступления в силу Закона № 335-ФЗ, учитываются в стоимости такого имущества (работ, услуг) независимо от того применяет ли ваша организация освобождение от НДС или нет.

    Пример 2. В декабре 2018 г. АО «Колос» приобретает ГСМ на сумму 500 тыс. руб. (в т.ч. НДС 76, 2 тыс. руб.). Задолженность перед поставщиком на 31.12.2018 за приобретенное топливо составило 200 тыс. руб. (в т.ч. НДС – 30,5 тыс. руб.).

    Начиная с 1 января 2019 г. АО «Колос» (как было отражено в примере 1) подает уведомление об освобождении от уплаты НДС, с этого периода НДС в расходы не включается. Поскольку в 2018 г. сумма НДС по приобретенному ГСМ не была полностью оплачена (задолженность в части НДС – 30,5 тыс. руб.) по мере гашения задолженности перед поставщиком, начиная с 1 января 2019 г., НДС будет включаться в расходы в составе приобретенного ГСМ.

    В частности, по платежному поручению № 180 от 20.01.2019 АО «Колос» оплачивает всю оставшуюся задолженность по ГСМ, в т.ч. НДС — 30,5 тыс. руб. Следовательно, этой же датой сумма уплаченного НДС включается в расходы по ЕСХН как расходы на приобретение ГСМ.

    И напоследок затронем еще одно нововведение, которое окончательно отобьет охоту применять ЕСХН. Это коснется тех налогоплательщиков, которые будут переходить с общего режима на уплату ЕСХН с 01.01.2019 г. Авторы поправок указали, что налогоплательщик при переходе на ЕСХН теперь должен восстановить сумму НДС со стоимости основных средств (ведь ранее вы эту сумму НДС принимали к вычету) (п. 8 ст. 346.3 НК РФ признается утратившим силу).

    В итоге хочется отметить — пожалуйста, просчитайте, что вам выгоднее применять, а главное — готовы ли вы к такому применению, есть ли у вас, к примеру, бухгалтерская программа для формирования реестров для НДС в автоматизированном виде. Очень важно, чтобы это не стало «снежным комом», поэтому подготовьтесь к данным изменениям тщательно, тем более, что время еще есть.

    Читайте также  Патронат и патронаж: в чем разница? Значение слов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector