Ответственность за нарушение валютных операций 2022

Ответственность за нарушение валютных операций 2022

КС запретил штрафовать за «незаконные» валютные операции из-за западных санкций

Конституционный суд в понедельник, 12 июля, опубликовал постановление после рассмотрения жалобы Николая Кузнецова на ряд норм КоАП и ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Инстанция отказалась признать эти положения противоречащими Основному закону, но вместе с тем постановила пересмотреть дело заявителя.

Согласно судебным материалам, Кузнецов получил от своего отца в дар крупную сумму денег, которые были внесены на счет в Транскапиталбанке. По истечении срока вклада 30 июня 2014 года он обратился в кредитную организацию с заявлением о переводе $615 711 на счет отца в Мособлбанке, но на счет деньги не поступили. Перевод осуществлялся через американский банк Standard Chartered Bank, который заблокировал деньги из-за введенных санкций в отношении владельцев Мособлбанка.

После неоднократных обращений Кузнецова в государственные органы и банк США и отказа перечислить деньги в российский банк его средства были переведены в Barclays Bank в Лондоне – на тот момент по месту постоянного жительства заявителя. Затем вся сумма поступила в Сбербанк, который уведомил ФНС о валютной операции. В результате налоговики составили в отношении Кузнецова протокол за нарушение валютного законодательства (ч. 1 ст. 15.25 КоАП) и назначили штраф в размере 75% от суммы операции – 30,9 млн руб., который был уплачен.

Суды подтвердили законность вынесенного ФНС решения. По их мнению, заявитель хоть и проживает постоянно за пределами России, но является валютным резидентом, поскольку он не соблюдал действовавшее на момент спорной валютной операции условие о необходимости непрерывного пребывания за границей не менее одного года. Кроме того, считая себя нерезидентом, он перевел со счета американского банка валюту на свой незадекларированный счет в Великобритании, минуя российские уполномоченные банки.

По мнению Кузнецова, спорные нормы КоАП и закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяют привлекать граждан к административной ответственности за совершение валютных операций, прямо разрешенных законом. При этом наказание за подобные правонарушения для физлиц такое же, как и для ИП или компаний.

КС при рассмотрении дела отметил, что у ЦБ и Верховного суда нет единства мнений относительно действительного юридического значения норм КоАП и валютного законодательства, если средства вкладчика оказались в иностранной юрисдикции по независящим от него причинам. Если Центробанк не видит в таких сделках риска, то позиция ВС, напротив, основана на том, что валютное законодательство допускает совершение лишь прямо указанных в нем валютных операций.

Из-за санкций, в том числе против российских банков, валютная операция, соответствующая всем требованиям законодательства, может быть прервана, а резидент рискует потерять, с неясными перспективами восстановления, контроль за своими деньгами, посчитал КС. В этом случае органы власти не должны «усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, которых затронули соответствующие санкции».

«Если такие ограничительные меры послужили поводом к прекращению исполнения третьими лицами законной валютной операции, привели к ее видоизменению, в результате которого она формально перестала соответствовать критерию разрешенной валютной операции <. > этого недостаточно для признания неправомерными и виновными действий гражданина, направленных на преодоление наступивших для него негативных последствий и на восстановление своего права на принадлежащее ему имущество», – решил КС и постановил пересмотреть дело Николая Кузнецова.

По мнению адвоката, партнера юридической фирмы Арбитраж.ру Арбитраж.ру Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) Профайл компании × Владимира Ефремова, сформулированная позиция КС является абсолютно справедливой, поскольку в рассматриваемом споре клиент не смог привлечь к ответственности российский банк из-за констатации судами западных санкций как действия неопределимой силы.

«В условиях санкций работает около 13 крупных российских банков, что ставит под риск переводы клиентов в иностранные юрисдикции. Последующие действия клиентов по возврату заблокированных средств зачастую можно реализовать только через перевод средств в другие юрисдикции, а это может создать возможность для налоговых органов привлекать их к ответственности на территории России», – отметил эксперт.

Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года

Закон о валютном регулировании и валютном контроле претерпел некоторые изменения. С одной стороны, они расширяют возможности работы резидентов, с другой — предъявляют к ним определенные требования в рамках отношений, которые возникают с органами исполнительной власти, в частности с налоговыми органами или с Федеральной таможенной службой.

С 28 февраля 2021 года в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» действуют определенные изменения. Этот закон устанавливает контроль за деятельностью организаций, резидентов, осуществляющих ВЭД со стороны государства, прописывает права и обязанности, а также требования, которые должны выполнять участники ВЭД во взаимоотношениях с государством, называет органы, осуществляющие контроль.

Обязательства при реализации товаров на территории иностранного государства

Прежде всего внесены изменения в ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В ней указано, что если резидент осуществил операции по реализации товаров, работ или услуг (ТРУ) в отношении своих контрагентов на территории иностранного государства, то он должен обеспечить поступление оплаты от соответствующих контрагентов в срок, установленный договором.

Если ТРУ приобретаются на условиях предоплаты, то в условиях договора должна стоять ожидаемая дата исполнения сделки. Если иностранный контрагент в нее не укладывается, то есть не исполняет обязательство перед российской организацией, то необходимо обеспечить возврат суммы полученного аванса.

В ч. 2 ст. 19 устанавливаются возможности зачета встречных обязательств.

Послабления в области валютного контроля

С 2021 года изменения в ст. 19 связаны в первую очередь с послаблениями в области валютного контроля. В пп. 1 п. 1 ст. 19 появилось определенное смягчение нормы, затрагивающей валютное регулирование (изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ). Речь идет об операциях с иностранными контрагентами в рамках реализации ТРУ, но при условии, что сделки осуществляются в рублях. Таким образом, круг нерезидентов — иностранных контрагентов сужается.

Более того, в Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ прописаны виды товаров, по отношению к которым установлены соответствующие послабления.

Послабления начали действовать еще в 2020 году, но в 2021 году данная норма расширилась. Теперь, если в рамках внешнеторгового контракта резидент получает от нерезидента по указанным ранее операциям сумму в отношении не более 30 %, то данная ситуация не попадает под валютный контроль.

Также в ст. 19 была внесена поправка Федеральным законом от 07.04.2020 № 118-ФЗ: у нерезидентов появилось право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ или проводить зачет встречных обязательств по тем операциям, которые осуществляются между контрагентами и которые установлены перечнем правительства РФ. То есть правительство РФ предоставило возможность российским организациям не получать напрямую деньги от своих контрагентов, чтобы не нарушать валютное законодательство, а осуществлять зачет встречных обязательств.

Операции и услуги, на которые распространяется эта поправка, указаны в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2020 № 1516:

  • издание ПО;
  • разработка компьютерного ПО;
  • деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;
  • высшее образование;
  • услуги по производству компьютеров и периферийного оборудования; отдельные операции процесса производства компьютеров и периферийного оборудования, выполняемые субподрядчиком;
  • услуги по производству коммуникационного оборудования отдельные, выполняемые субподрядчиком;
  • услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное ПО;
  • услуги в области высшего образования.

В ст. 19 появилась еще одна поправка (введена Федеральным законом от 17.02.2021 № 9-ФЗ): если все-таки произойдет такая ситуация, что российская организация как резидент не получит исполнение обязательства от иностранного контрагента, то если она обеспечивает получение на свои банковские счета сумму гарантии, которая ей приходит, и эта сумма гарантии приходит от банка и она сопоставима с величиной того обязательства, которое должен исполнить иностранный контрагент, то данная ситуация тоже не является нарушением валютного законодательства. Ранее такая норма была предусмотрена в отношении страховых сделок.

Органы и агенты валютного контроля

Есть изменения, которые отражены в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Эта статья устанавливает категорию органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Банк России, Федеральная таможенная служба, ФНС. Именно они уполномочены устанавливать критерии валютного контроля, нормы контроля и разрабатывать документы, связанные с проведением контрольных мероприятий.

Агенты контроля — это органы, подающие информацию в органы валютного контроля. К ним относятся уполномоченные банки, в которых открыты счета, профессиональные участники рынка ценных бумаг, госкорпорация «Развитие».

Расширение перечня документов, которые могут запрашивать органы внутреннего контроля

В ст. 23 указан перечень документов, который могут запрашивать органы внутреннего контроля у участников ВЭД. С 2021 года этот перечень расширен. В п. 9 ст. 23 к таким документам добавили:

  • документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке;
  • документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров;
  • документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке;
  • счета-фактуры;
  • переводные векселя.

Ранее этот перечень не был четко установлен. И затребование дополнительных документов могло приводить к непониманию и неправомерным действиям со стороны органов валютного контроля.

Теперь органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Российский экспортный центр и система «Одно окно»

С 1 января 2021 года участникам ВЭД предоставляются определенные возможности, которые упрощают им жизнь.

В настоящее время функционирует Российский экспортный центр. Его задача — создать определенную систему комфортных отношений в рамках ВЭД, а именно систему «Одно окно», которая должна включить все возможности, связанные с работой участников ВЭД: регулирование вопросов внутреннего контроля, вопросов, связанных с налоговыми и таможенными органами.

На сайте Российского экспортного центра есть система «Навигатор», которая дает возможность участникам ВЭД изучать возможные тарифные нормы на территории других стран, анализировать возможности тех или иных операций ВЭД на территории других стран.

Стоит отметить, что Федеральным законом от 22.12.2020 № 446-ФЗ введена норма, согласно которой документы и информация, связанные с внешнеторговой деятельностью и проведением валютных операций и представленные органам и агентам валютного контроля с использованием системы «Одно окно», не должны представляться повторно до изменения сведений, содержащихся в них.

В прошлом году было издано Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2020 № 1776-р, в нем были установлены периоды, в которые начнут работать определенные блоки системы «Одно окно».

С 1 января 2021 года должна была заработать система «Одно окно» в области экспорта.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ обязал те организации, которые подключаются к этой системе, передавать в соответствующую систему информацию — в каких банках у них открыты расчетные счета, чтобы данная система могла работать во взаимосвязи с вопросами валютного законодательства и валютного контроля.

Использование этой системы пока не является обязательным для резидента. Это его право. Но предполагается, что она предоставит определенные преимущества. К этой системе постепенно будут подключаться таможенные органы и иные исполнительные органы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

О нюансах привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Так, за совершение незаконных валютных операций налагается штраф на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы операции (часть 1 статьи 15.25). Предусмотрены штрафы за непредоставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за рубежом (часть 2.1 статьи 15.25). Также привлекают к ответственности за несоблюдение процедуры направления отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом и (или) подтверждающих банковских документов (часть 6 статьи 15.25).

По мнению ФНС России, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с несоблюдением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно по всем перечисленным видам нарушений.

Отмечено, что получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за рубежом, по которому им не предоставлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения проверки соблюдения валютного законодательства.

Письмо Федеральной налоговой службы

от 5 сентября 2017 г. N ОА-3-17/5973@ «О рассмотрении обращения»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение и в дополнение к письму от 16.08.2017 N ЗH-3-17/5523@, сообщает следующее.

По первому вопросу.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон 173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Также в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ физические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за пределами территории Российской Федерации, по которому им не представлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения в отношении такого резидента проверки соблюдения валютного законодательства и последующего возбуждения дела об административном правонарушении по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, в рамках такой проверки налоговые органы исследуют проведенные резидентом валютные операции по зарубежному счету на предмет соответствия их требованиям валютного законодательства.

Исходя из части 1 статьи 15.25 КоАП РФ к незаконной валютной операции относятся валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации или осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

При установлении незаконных валютных операций резидент также должен быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с нарушением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно как по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, так и по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

По второму и третьему вопросам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением отдельно перечисленных в указанной части статьи случаев.

При этом отсутствие конкретных документов и информации, позволяющих оценить условия договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельств, не позволяет оценить законность проведения указанных в обращении валютных операций и, соответственно, дать полноценные ответы на поставленные на вопросы.

Кроме того, проведение экспертизы проведенных операций на соответствие валютному законодательству Российской Федерации, а также установление вины лица, допустившего нарушение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, осуществляется уполномоченным должностным лицом при проведении контрольных мероприятий и привлечении к административной ответственности.

Для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле рекомендуем также воспользоваться онлайн сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса А.Л. Оверчук

Какая ответственность за незаконные валютные операции?

Обычные граждане, предприниматели и юридические лица, которые совершают валютные операции, обязаны выполнять нормы закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173 (в дейст. ред. от 02.07.2021). При их несоблюдении нарушители в зависимости от тяжести проступка рискуют попасть под санкции КоАП и УК РФ. В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

Кроме того, к валютным нарушениям относятся:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии (изменении реквизитов) заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача, нарушение сроков (порядка) сдачи отчетности о проведении валютных операций по счетам в банках (иных финансовых организациях) за пределами РФ, в т. ч. о переводах без счета через электронные средства платежей иностранных поставщиков;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами (по передаче нерезидентами товаров, выполнению работ, услуг и т. п.);
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы с 2021 года

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Привлечение к ответственности за непредставление информации, документов (либо представление ложных сведений) оговорено также в ст. 19.4 и 19.7 КоАП РФ. Размеры штрафов зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка. Удержания производятся от незачисленной суммы за каждый день просрочки.

Между тем в 2021 году действуют постепенно вводимые послабления в части валютного контроля. К примеру, резиденты могут уже не возвращать часть валютной выручки (порядка 30%) на рублевые счета по сырьевым контрактам.

При нарушении зачислений выручки по рублевым договорам налагается штраф в размере 3–5%, а по инвалютным — от 5 до 30%. Санкции применяются по окончании 45 дней после дня наступления обязательств по зачислению средств — это дата, прописанная в договоре (п. 9 ст. 15.25 КоАП РФ). Ответственность по внешторговым договорам (контрактам), заключенным резидентом и нерезидентом на малые суммы (до 200 тыс. руб), не предусмотрена (п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ).

Как оформить валютный платеж и какие документы представить в банк, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ бесплатно.

Какие документы представляют для валютного контроля и в чем другие его особенности, читайте здесь.

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа (особо) крупных сумм в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошли до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств на протяжении года по однократным (неоднократным) валютным операциям превысил 100 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения, и предусмотрено наказание следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.
Читайте также  Статья 841 ТК РФ Общий порядок оформления

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 150 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

  • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) за 5 лет.

Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением недостоверных данных в банк, то наказанием может стать:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) в течение срока от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет.

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Санкции, применяемые по ст. 193.1, относятся к суммам (по однократным, неоднократным операциям на протяжении года), достигшим крупного размера, больше 9 млн руб., либо особо крупного — более 45 млн руб.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Итоги

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».

Минфин хочет ослабить ограничения для валютных операций на зарубежных счетах

Министерство финансов предлагает ослабить ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов в зарубежных банках и репатриацию денежных средств. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Сейчас часть рублевой выручки по несырьевому экспорту можно зачислять сразу на счёт в иностранном банке, но при этом российский рубль должен быть и валютой цены договора и валютой расчётов. Исключениями являются внешнеторговые договоры на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов. Этот список предлагают дополнить лесоматериалами, полученными распиловкой или расщеплением вдоль, толщиной более шести миллиметров.

Согласно проекту, требования «О валютном регулировании и валютном контроле» не будут применятся: с 1 июля 2022 года — в отношении не более 70 процентов суммы внешнеторгового договора между резидентом и нерезидентом, а с 1 января 2023 года — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Проектом предусмотрена поэтапная отмена репатриации рублевой выручки. Так, с 1 января 2022 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей не более 10 процентов суммы внешнеторгового договора; с 1 июля 2022 года — не более 20 процентов; с 1 января 2023 года — не более 30 процентов; с 1 июля 2023 года — не более 50 процентов, а с 1 января 2024 года — 100 процентов.

Также предлагается ввести в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определение о сомнительной валютной операции. Под ней будет пониматься операция, имеющая признаки отмывания или легализации доходов, полученных преступным путём.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции смогут запрашивать и получать информацию и документы, подтверждающие основания зачисления и источник происхождения денег на счете, сведения об IP-адресах, МАС-адресах, номерах SIM-карт, номерах телефонов, сведения о держателях электронных цифровых подписей, которыми подписываются такие документы.

Кроме того, агенты в срок не более семи рабочих дней обязаны передать таможенным и налоговым органам по их запросам заверенные копии документов и информацию о фактах отказа в проведении сомнительных валютных операций.

Для контроля за сомнительными валютными операциями уполномоченные кабмином органы валютного контроля передают Центробанку документы и информацию о совершении сомнительных валютных операций. Органы валютного контроля при осуществлении мониторинга за такими операциями будут применять риск-ориентированный подход, основанный на утверждённых Центробанком методиках.

Согласно законопроекту, ЦБ, ФТС и ФНС, а также агенты валютного контроля (банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) смогут обращаться в суд с заявлением о вступлении в дело о возможном исполнении обязательств, связанных с переводами средств на счета нерезидентов, за исключением Банка России. Ведомства также смогут предъявлять иски о признании недействительности сделок, совершенных с целью осуществления валютных операций, запрещённых законодательством.

28 июня Президент России Владимир Путин подписал закон об отмене для несырьевого неэнергетического экспорта требования об обязательном возвращении валютной выручки при проведении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами, за исключением резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector