Ответственность за нарушение правил ведения

Ответственность за нарушение правил ведения

Штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Российское законодательство дает нам два определения доходов и расходов — налоговое и бухгалтерское. В п. 2 ПБУ № 10/99 «Расходы организации» содержится такое определение расходов: увеличение обязательств и выбытие активов, уменьшающих капитал фирмы, является расходами. В п. 2 ПБУ № 9/99 «Доходы организации» раскрывается понятие доходов: это погашение обязательств и приобретение активов, увеличивающих капитал компании.

Налоговое определение расходов дается в ст. 252 НК РФ: это обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. В свою очередь, доходы, согласно ст. 41 НК РФ, — это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую возможно оценить.

Предусмотрен ли штраф за нарушение порядка учета доходов и расходов

Да, такой штраф предусмотрен ст. 120 НК РФ. К грубым нарушениям правил учета доходов и расходов она причисляет:

  • неоднократное несвоевременное и неверное отражение хозопераций, объектов бухучета фирмы в ее учетных регистрах, на счетах бухучета и отчетности (два раза и более в течение календарного года);
  • отсутствие первички;
  • отсутствие регистров бухучета и налогового учета;
  • отсутствие счетов-фактур.

ВАЖНО! Счет-фактура не относится к первичной документации, поэтому его выделили в отдельную позицию. В НК РФ не прописано, что является первичным документом. Определение этого понятия дано в ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете». Применяемые компанией формы первички утверждаются в учетной политике и являются ее приложением.

Имейте в виду, что по ст. 120 НК РФ вас не могут оштрафовать за ошибки в налоговой отчетности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2007 № А42-3678/2006). Если такие ошибки приведут к искажению налоговой базы, штраф будет по ст. 122 НК РФ.

Снизить штраф за счет смягчающих обстоятельств вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный демо-доступ можно получить бесплатно.

Каков размер штрафа за грубые нарушения учета

Штрафы, зафиксированные в п. 1. ст. 120 НК РФ, представлены в таблице:

Грубые нарушения правил учета доходов и расходов были совершены в течение

Сумма штрафа (тыс. руб.)

Более одного периода*

* Имеется в виду налоговый период, который равен календарному году.

При занижении налоговой базы дополнительно к выше обозначенным в таблице санкциям будет взиматься штраф, который составит 20% от суммы налога, не уплаченного в бюджет, но не менее 40 000 руб.

ВАЖНО! Штрафу за грубые ошибки в учете подвергаются не только организации. Санкция за эти деяния есть и для ответственных за бухучет должностных лиц (см. ст. 15.11 КоАП РФ). За что могут оштрафовать бухгалтера и в каких случаях он может ответственности избежать, узнайте из этой статьи.

Как возбуждается и рассматривается дело об административном правонарушении в отношении бухгалтера, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Пример начисления штрафа

Рассмотрим, как начисляется штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов.

В рамках проводимой ФНС выездной проверки в ноябре 2021 года были запрошены документы у ООО «Вираж-С». В ходе проверки выяснилось, что у проверяемого лица отсутствует ряд документов: по контрагенту ООО «Привоз» — два счета-фактуры за январь текущего года, по контрагенту ООО «Лента» — одна справка по форме КС-3 за март текущего года, по ИП Васильев — две товарные накладные за апрель текущего года. Кроме того, выявлен факт занижения налоговой базы по прибыли в сумме 55 000 руб. и не уплаченный в бюджет налог на прибыль — 11 000 руб. (55 000 руб. × 20% [ставка налога в 2021 году]).

Указанные обстоятельства привели к тому, что на ООО «Вираж-С» налоговиками были наложены штрафные санкции — 10 000 руб. и 2 200 руб. (11 000 руб. × 20%). Первый штраф — за отсутствие первички, второй — в связи с занижением налоговой базы.

Итого общая сумма санкций, возложенных на компанию, составила 12 200 руб.

Итоги

Трактовки понятий «расходы» и «доходы» в налоговом и бухгалтерском законодательстве несколько отличаются. Чтобы избежать грубого нарушения правил учета доходов и расходов, необходимо проверить наличие всей первичной документации, а также проведение всех хозопераций в учете.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

Учитывая опасность и сложность проведения строительных и производственных промышленных работ, законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению установленных в этой сфере правил и предписаний, устанавливая за их нарушение, в том числе, и уголовную ответственность.

Так, статьями 216, 217 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, повлекшее по неосторожности наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, либо его смерти, а в случае нарушения требований промышленной безопасности еще и причинение крупного ущерба, сумма которого должна превышать 500 000 рублей.

Данные конструкции составов схожи с преступлением, установленным статьей 143 УК РФ, и предусматривающим ответственность за нарушение требований охраны труда, которое влечет наступление по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека.

Объективная сторона данных преступлений выражается в форме действия или бездействия, заключающегося в нарушении требований охраны труда и повлекшего указанные общественно опасные последствия.

Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 143, 216 и 217 УК РФ, осуществляется исходя из разновидности специальных правил, которые были нарушены: уголовно наказуемое несоблюдение общих требований охраны труда квалифицируется по ст. 143 УК РФ, нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов — соответственно по ст. 216 и 217 УК РФ. При этом под строительными работами понимаются работы по проектированию, возведению, реконструкции, ремонту и полному или частичному демонтажу наземных зданий и сооружений любого вида и назначения, а также прокладке всех коммуникаций открытым способом.

Понятие иных работ законодателем четко не определено, однако по смыслу ст. 216 УК РФ к таким работам можно отнести работы, не связанные со строительством или с производством работ на опасных производственных объектах, но при этом обладающие такой же повышенной опасностью и требующие соблюдения специальных правил безопасности.

Вопрос отнесения определенного производства к опасным производственным объектам по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 217 УК РФ, разрешен Пленумом Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов», который разъяснил, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Кроме того, составы данных преступлений различаются и по охраняемым объектам. Если по ст. 143 УК РФ — это конституционное право работника на безопасные условия труда, то объект охраны ст. ст. 216 и 217 УК РФ шире — это общественная безопасность при производстве соответствующих работ, поэтому потерпевшим по данным составам может быть не только работник, но и любое другое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред.

Учитывая, что диспозиция рассматриваемых статей бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны требования охраны труда при выполнении конкретных работ.

Санкции статей 216 и 217 УК РФ предусматривают более строгое наказание чем санкция ст. 143 УК РФ.

Субъект преступления специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда на определенном участке работ.

уголовно-судебным управлением прокуратуры области

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

24 августа 2021, 16:32

Уголовная ответственность за нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов

Учитывая опасность и сложность проведения строительных и производственных промышленных работ, законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению установленных в этой сфере правил и предписаний, устанавливая за их нарушение, в том числе, и уголовную ответственность.

Так, статьями 216, 217 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, повлекшее по неосторожности наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, либо его смерти, а в случае нарушения требований промышленной безопасности еще и причинение крупного ущерба, сумма которого должна превышать 500 000 рублей.

Данные конструкции составов схожи с преступлением, установленным статьей 143 УК РФ, и предусматривающим ответственность за нарушение требований охраны труда, которое влечет наступление по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека.

Объективная сторона данных преступлений выражается в форме действия или бездействия, заключающегося в нарушении требований охраны труда и повлекшего указанные общественно опасные последствия.

Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 143, 216 и 217 УК РФ, осуществляется исходя из разновидности специальных правил, которые были нарушены: уголовно наказуемое несоблюдение общих требований охраны труда квалифицируется по ст. 143 УК РФ, нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов — соответственно по ст. 216 и 217 УК РФ. При этом под строительными работами понимаются работы по проектированию, возведению, реконструкции, ремонту и полному или частичному демонтажу наземных зданий и сооружений любого вида и назначения, а также прокладке всех коммуникаций открытым способом.

Понятие иных работ законодателем четко не определено, однако по смыслу ст. 216 УК РФ к таким работам можно отнести работы, не связанные со строительством или с производством работ на опасных производственных объектах, но при этом обладающие такой же повышенной опасностью и требующие соблюдения специальных правил безопасности.

Вопрос отнесения определенного производства к опасным производственным объектам по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 217 УК РФ, разрешен Пленумом Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов», который разъяснил, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Кроме того, составы данных преступлений различаются и по охраняемым объектам. Если по ст. 143 УК РФ — это конституционное право работника на безопасные условия труда, то объект охраны ст. ст. 216 и 217 УК РФ шире — это общественная безопасность при производстве соответствующих работ, поэтому потерпевшим по данным составам может быть не только работник, но и любое другое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред.

Учитывая, что диспозиция рассматриваемых статей бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны требования охраны труда при выполнении конкретных работ.

Санкции статей 216 и 217 УК РФ предусматривают более строгое наказание чем санкция ст. 143 УК РФ.

Субъект преступления специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда на определенном участке работ.

Опасная работа: административная и уголовная ответственность бухгалтеров

Ответственность за данные нарушения предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ. Она предусматривает для бухгалтеров штрафы в размере от 5 000 до 10 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок от года до двух лет.

Эти санкции применяются, в частности, за следующие нарушения:

  • занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
  • составление отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

С 9 июня 2019 года бухгалтер несет ответственность за искажение отчетности не во всех случаях (Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ).

Штраф не назначается, если искажение произошло из-за того, что первичные документы были получены с опозданием или не получены вовсе. Также штрафа не будет, если бухгалтеру изначально передали первичные документы с искаженными данными.

Просрочка сдачи налоговых деклараций

Ст. 15.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам. За эти нарушения бухгалтеры несут ответственность в форме штрафов в размере от 300 до 500 рублей.

Такие же штрафы предусматриваются за несдачу/несвоевременную сдачу расчета по форме 4-ФСС (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

При этом, с учетом конкретных обстоятельств дела (например, несдача отчетности по причине болезни) бухгалтера могут освободить от уплаты штрафа и ограничиться только предупреждением.

Несдача в ИФНС запрошенных документов

Отказ от представления в налоговые органы документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наложение административного штрафа на бухгалтеров в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Такие же штрафы устанавливаются и за несвоевременное предоставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Нарушение кассовой дисциплины

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является основанием для привлечения бухгалтера к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. По данной статье штрафуют, в частности, за наличные расчеты с другими организациями сверх установленных лимитов, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности и накопление в кассе наличных денег сверх установленных пределов.

Также по данной статье штрафуют и за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств. Все вышеуказанные нарушения грозят бухгалтеру наложением административных штрафов в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

Непредставление бухотчетности

Ст. 19.7 КоАП РФ устанавливает для бухгалтеров штрафы за непредставление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней. За непредставление в ИФНС годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтеры несут административную ответственность в форме штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Такие же штрафы назначаются бухгалтерам и за несдачу обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в Росстат. С 2020 года обязанность по направлению обязательного экземпляра годовой отчетности в Росстат отменена (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

Неудержание алиментов

Бухгалтер несет административную ответственность за незаконное неудержание алиментов из зарплаты работника-должника по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. По данной норме бухгалтера могут наказать за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и представление недостоверных сведений об имущественном положении должника.

За данные действия бухгалтер может быть оштрафован на сумму от 15 000 до 20 000 рублей. Такие же штрафы назначаются за утрату исполнительного документа и неисполнение требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.

Несдача статистической отчетности

shutterstock_366805019 (1)-1.jpg

Непредставление первичных статистических данных в Росстат, а также представление недостоверных первичных статистических данных является основанием для привлечения к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ. Данное нарушение влечет наложение штрафов на бухгалтеров в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

Такие же штрафы назначаются за предоставление недостоверных первичных статистических данных. Повторное непредставление отчетности в Росстат грозит бухгалтерам повышенным штрафом – от 30 000 до 50 000 рублей.

Непредставление сведений в рамках контроля за применением ККТ

Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, осуществляющих контроль применения ККТ, влечет ответственность по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

За данное нарушение бухгалтеру может грозить административный штраф в размере от 1 500 до 3 000 рублей.

Неисполнение требований ИФНС

Неисполнение законного требования должностного лица налогового органа влечет для бухгалтера административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

За данное нарушение последует предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Такие же меры ответственности последуют и за неповиновение законному распоряжению сотрудника ИФНС.

Уголовная ответственность бухгалтеров

Уклонение от уплаты налогов

За уклонение от уплаты налогов и страховых взносов бухгалтеры несут уголовную ответственность по ст. 199 и 199.1 УК РФ (неперечисление НДФЛ). По данным статьям бухгалтеров могут наказать за непредставление налоговых деклараций, а также за включение в налоговые декларации заведомо ложных сведений.

Уголовная ответственность наступает только в случаях, когда судом установлено, что бухгалтер имел умысел на неуплату налогов и желал наступления преступных последствий (уклонение от налогообложения). Если бухгалтер забыл вовремя отправить налоговую декларацию или по ошибке включил в нее неверные сведения, это не будет считаться преступлением.

При этом уголовная ответственность наступает исключительно за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером считают сумму налогов более 5 млн рублей за 3 налоговых периода подряд, а особо крупным – более 15 млн рублей.

Уклонение в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 2 лет, арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 2 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

Уклонение в особо крупном размере грозит бухгалтеру штрафом от 200 000 до 500 000 рублей, принудительными работами на срок до 5 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой или лишением свободы на срок до 6 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

То есть, пугать никого не хотим. Обычному среднему бухгалтеру уголовная ответственность обычно не грозит. Чтоб, как говорится, «сесть», нужно иметь умысел и оперировать очень крупными суммами.

Неуплата взносов в ФСС

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний установлена в соответствии со ст. 199.4 УК РФ. По этой статье бухгалтеры могут быть наказаны за следующие действия:

  • занижение базы для начисления страховых взносов;
  • заведомо неправильное исчисление страховых взносов;
  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • включение в расчет заведомо недостоверных сведений.

Уголовная ответственность наступает за уклонение, совершенное в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером здесь считается сумма взносов свыше 2 млн рублей в пределах 3 лет, особо крупным – свыше 10 млн рублей в пределах 3 лет.

Уклонение от уплаты в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 1 года либо лишением свободы на срок до 1 года. Если преступление совершено в особо крупном размере, то бухгалтер может быть оштрафован на сумму до 500 000 рублей либо лишен свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать должность или на срок до 3 лет.

При этом виновный в уклонении бухгалтер может быть освобожден от уголовной ответственности, если:

  • совершил преступление впервые;
  • полностью погасил задолженность по взносам и пеням, а также уплатил штраф.

Подделка документов

Подделка первичной документации и доверенностей наказывается по ст. 327 УК РФ. Согласно этой статье, подделка официального документа организации, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, влечет одно из следующих наказаний:

  • ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

Как правило, данная статья выступает в качестве дополнительной, и бухгалтера привлекают к ответственности по совокупности преступлений (уклонение от уплаты налогов и подделка документации).

Неудержание алиментов

Неудержание с работников алиментов может быть квалифицировано следствием как злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда по ст. 315 УК РФ.

Злостными действия посчитают, например, непредставление запрошенной информации судебному приставу, указанному в постановлении об обращении взыскания на зарплату работника организации.

Неудержание алиментов наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, либо лишением права занимать должность бухгалтера на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Читайте также  Замена прав при смене фамилии в 2022 году: документы

Ответственность за нарушения должностными лицами учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Для того чтобы отчетность содержала достоверные сведения о финансово-хозяйственной деятельности, субъект учета должен отражать факты своей хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета в соответствии с нормами законодательства РФ.

Информация о размере административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности крайне актуальна для главного бухгалтера, поскольку согласно позиции Верховного суда, изложенной в п. 24 Постановления от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях», главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

За нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Здесь же отметим, что в случае искажения показателей бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с нормами Инструкции № 33н, а также при грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету в отношении автономных учреждений применялась (до 09.06.2019) ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении действий автономных учреждений не использовались, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность должностных лиц в части нарушения порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н, а автономные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н.

Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ в ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ внес изменения, которые применяются с 09.06.2019. В силу поправок административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ, возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. Таким образом, в случае нарушения должностными лицами автономных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Ниже рассмотрим новшества, внесенные в данную статью.

Непредставление отчетности или ее представление с нарушением сроков

Согласно положениям п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Напомним, что ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ размер штрафа за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

Пунктом 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции установлена следующая классификация нарушений требований к ведению бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения являются незначительными, значительными и грубыми. Ниже в форме таблицы отобразим условия отнесения нарушений к той или иной группе.

Вид нарушения

Критерии

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
– не более чем на 1% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;
– не более чем на 1% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Помимо нарушений, указанных в таблице, под грубым нарушением требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской отчетности понимаются:

включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Административная ответственность не применяется

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113-ФЗ устанавливает, что предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется:

к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется в случае, если искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Должностные лица освобождаются от административной ответственности

Федеральным законом № 113-ФЗ ст. 15.15.6 КоАП РФ дополнена нормой, освобождающей должностных лиц от административной ответственности. Итак, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ, в следующих случаях:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);

после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector