Ответственность органов опеки и попечительства за

Ответственность органов опеки и попечительства за

Может ли орган опеки и попечительства затребовать документы, содержащие врачебную тайну?

Согласно ч.2 и 2 1 ст.10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства в целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя вправе запрашивать информацию о нем в медицинских организациях. При этом затребоваться может только та информация о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Документы и информация, находящиеся в распоряжении медицинских организаций, запрашиваются в тех случаях, когда они не были представлены в органы опеки и попечительства самим гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном (попечителем). Документы или их копии, иная информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не предусмотрел, однако, необходимость получения на это согласия гражданина. С другой стороны, данное основание не было включено в перечень ч.4 ст.61 ранее действовавших Основ, а затем и в перечень ч.4 ст.13 Закона об охране здоровья, предусматривающий основания для предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия лица. Органы опеки и попечительства были вынуждены получать такие сведения только с согласия самого гражданина, хотя, не исключено, что существовала и иная практика.

Возникшая законодательная неопределенность в данном вопросе была устранена Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Органы опеки и попечительства получили право на предоставление им некоторых медицинских сведений о кандидате в опекуны без его согласия. Часть 4 ст.13 Закона об охране здоровья пополнилась пунктом 11: «по запросу органов опеки и попечительства в целях подтверждения наличия или отсутствия заболеваний, представляющих опасность для окружающих, у лиц, с которыми гражданин, выразивший желание стать усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем, совместно проживает в жилом помещении». Запрашиваемые сведения могли касаться исключительно заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715. К ним, в частности относятся болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатит В и С, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, туберкулез и др. Органы опеки и попечительства не вправе были без согласия гражданина запрашивать, например, сведения в отношении нахождении или ненахождения гражданина под наблюдением психиатра.

Пункт 11 ч.4 ст.13 Закона об охране здоровья, введенный Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ, действовал, впрочем, лишь несколько месяцев и с 27 ноября 2013 г. считается утратившим силу в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Выведение данного основания из перечня ч.4 ст.13 Закона об охране здоровья указывает на то, что к запросам органов опеки и попечительства, направляемым в медицинские организации, должно прилагаться надлежащим образом оформленное письменное согласие гражданина.

Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Читайте также

Статья 6. Органы опеки и попечительства

Статья 6. Органы опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства 1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан,

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства 1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным

Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства

Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства 1. Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях,

Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей 1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные

СТАТЬЯ 40. Прекращение опеки и попечительства

СТАТЬЯ 40. Прекращение опеки и попечительства 1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или

Статья 34. Органы опеки и попечительства

Статья 34. Органы опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства 1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или

Статья 34. Органы опеки и попечительства

Статья 34. Органы опеки и попечительства Об отказе в удовлетворении запроса о проверке конституционности пункта 1 статьи 34 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 №52-О.1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.2. Суд обязан в

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства 1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или

СТАТЬЯ 34. Органы опеки и попечительства

СТАТЬЯ 34. Органы опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на

СТАТЬЯ 40. Прекращение опеки и попечительства

СТАТЬЯ 40. Прекращение опеки и попечительства 1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или

СТАТЬЯ 16. Органы опеки и попечительства

СТАТЬЯ 16. Органы опеки и попечительства 1. Органы опеки и попечительства:1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до

Права органов опеки и попечительства

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

Деятельность органов четко регламентирована ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ . В их обязанности входит:

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

Органы опеки и попечительства: гражданское право

В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ . Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

Так, согласно ст. 35 ГК РФ , опекунами могут быть:

лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

непосредственно орган опеки и попечительства.

иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Ответственность опекунов (попечителей) несовершеннолетних за непринятие мер по защите их прав и законных интересов. Разъясняет аппарат прокуратуры области.

Основные права и обязанности опекунов, попечителей, приемных родителей регламентируются Гражданским кодексом Российской федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных и обязаны защищать их права и законные интересы в любых отношениях без специального полномочия.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Наиболее типичные нарушения, допускаемые опекунам (попечителями) являются: отсутствие надлежащего контроля за подопечными, что проявляется в совершении ими самовольных уходов из дома, пропуск несовершеннолетними учебных занятий без уважительных причин, не обеспечение питанием, необходимым лечением, одеждой, оставление детей, особенно малолетних, без присмотра, в результате чего они могут травмироваться, оказаться в местах, где может быть причинен вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию, а также стать жертвами преступлений, употребление опекунами спиртных напитков, содержание жилья в антисанитарных условиях и иные случаи не проявления заботы о своих подопечных.

Непосредственное причинение опекунами (попечителями) вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, жестокое обращение с ребенком в виде причинения ему физических и нравственных страданий влечет уголовную ответственность по статьям 115, 112, 111, 116.1, 117, 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, влечет административную ответственность по статье 6.1.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5 до 30 тыс. рублей, либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток, либо обязательных работ на срок от 60 до 120 часов.

Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, обязан представить в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Согласно статье 26 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению этим имуществом (порча, ненадлежащее хранение, расходование не по назначению, совершение действий, повлекших уменьшение его стоимости, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить к опекуну или попечителю требование о возмещении убытков, причиненных подопечному, в том числе в судебном порядке.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в случае ненадлежащего исполнения опекунами, попечителями возложенных на них обязанностей, нарушения прав и законных интересов подопечных, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, выявления фактов существенного нарушения правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом, орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, при возникновении противоречий между интересами подопечного и опекуна или попечителя.

Читайте также  Родственники по прямой восходящей линии — кто это со
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector