от 261020: НАДБАВКА К ДЕНЕЖНОМУ ДОВОЛЬСТВИЮ

от 261020: НАДБАВКА К ДЕНЕЖНОМУ ДОВОЛЬСТВИЮ

Размер и нормы полевого довольствия

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Профессии бывают разные. Далеко не каждая предполагает нахождение в теплом кабинете офиса или на улицах больших городов. Есть ряд специальностей, связанных с работой в условиях, далеких от комфортных. Кроме того, после окончания работы не получится вернуться в уютное жилище, к семье и привычному быту. Тем, кто надолго покидает дом в связи с работой, нужно где-то ночевать, питаться, обеспечивать ежедневные потребности. Работодателю придется как-то компенсировать такие затраты и неудобства. Законодательный способ такой компенсации называется назначением полевого довольствия.

Расскажем, как рассчитывается и от чего зависит размер полевого довольствия, как изменились его нормы с 2017 года, а также особенности его налогообложения.

Что такое полевое довольствие

Словосочетание «полевое довольствие» употребляется для выражения определенного возмещения сотрудникам за их труд в полевых условиях или работу, связанную с пребыванием в экспедициях, своего рода аналог суточных, выплачиваемых командированным работникам. Это могут быть профессии:

  • геодезиста;
  • геолога;
  • археолога;
  • экспедитора и др.

Между тем ключевое понятие «полевые условия» в законе не раскрывается. Трудовой кодекс в ст. 168.1 оговаривает только необходимость выплаты средств на возмещение некоторой доли расходов таких трудящихся.

СПРАВКА! Более 10 лет назад понятие полевых условий и полевого довольствия было раскрыто в «Положении о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах», утвержденном Постановлением Министерства труда РФ № 56 от 15 июля 1994 года, ныне утратившем силу.

Расшифровать понятие полевых условий можно, исходя из данных, приводимых в законодательстве. Рассмотрим их основные критерии:

  1. Главный признак полевых работ – то, что они производятся вне постоянного места жительства персонала.
  2. Продолжительность такой работы – полевой сезон, то есть срок, определенный для выполнения заданий (может отличаться у разных профессий). Так, геологи могут трудиться в полевых условиях по полгода и даже больше, экспедиция может продлиться не один месяц и т.д.
  3. Трудовые и бытовые условия изначально не обустроены, этим занимаются сами сотрудники.
  4. Место постоянного нахождения персонала расположено за пределами крупных населенных пунктов.
  5. Характерны поездки сотрудников по служебным делам, которые нельзя признать командировками с точки зрения трудового права.

ВАЖНО! Критерии эти условны, их перечень открыт, его дозволено утверждать предприятиям самостоятельно в соответствии с собственными потребностями, отражая в своей внутренней учетной политике.

Чем регламентируются полевые работы

Полевые работы с точки зрения закона представляют собой особые условия труда. Это обстоятельство непременно должно отражаться при заключении трудовых отношений, то есть прописываться в трудовом договоре. Там должно быть отмечено, что условия труда являются полевыми и предусмотрен порядок начисления и выплаты этой компенсации.

Работодатель также может инициировать, наряду с трудовым договором, подписание соглашения о дополнительных условиях труда, включающих полевые. Допускается также издание специального Положения о полевых работах.

Кроме трудового договора, документами, могущими подтвердить факт полевых работ или их экспедиционного характера в случае трудового спора или обращения в суд, то есть с правовой точки зрения, являются:

  • колдоговор;
  • приказ руководства о направлении сотрудника или группы для работ в указанных условиях;
  • табель учета рабочего времени таких сотрудников;
  • отчет работника об экспедиции или полевых работах и т.п.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В трудовом договоре или Положении о полевом довольствии работодателю следует предусмотреть и утвердить перечень документов, подтверждающих полевые условия работы персонала.

Какие средства возмещает полевое довольствие

Трудовой кодекс обязывает работодателя обеспокоиться возмещением следующих затрат персонала в полевых условиях:

  • денег, потраченных сотрудниками на проезд до места полевых работ и домой, а также на служебные разъезды в полевой период;
  • средств, заплаченных за наем жилья во время таких работ;
  • оплаты бытовых расходов персонала;
  • других оговоренных затрат персонала.

Вопрос: Облагаются ли выплаты полевого довольствия страховыми взносами? Включается ли размер полевого довольствия в расчет по страховым взносам?
Посмотреть ответ

Какие работодатели должны выплачивать полевое довольствие

До 2009 года, когда утратило силу выше упоминавшееся Положение № 56, полевое довольствие могло быть начислено только узкому профессиональному кругу, занимавшемуся геолого-разведочной или топографо-геодезической деятельностью.

С 17 июля 2009 года отмена этого Положения распространила требование Трудового кодекса относительно выплаты полевого пособия на все виды деятельности, если они подпадают под критерии полевого характера работ, что зафиксировано в правоустанавливающих документах (прежде всего, трудовом договоре).

Кому не положено полевое довольствие

Данные компенсации не будут начисляться сотрудникам, которые:

  • могут в течение 4 часов или менее возвращаться домой от места работ;
  • во время полевого сезона находятся в обычном ежегодном отпуске;
  • являются командировочными (вместо полевого довольствия они получат суточные).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сотрудникам, заболевшим во время полевых работ, полевое довольствие продолжает выплачиваться.

Вопрос: Облагается ли НДФЛ выплата работодателем полевого довольствия в размере, превышающем 700 руб. за каждый день нахождения работника в полевых условиях?
Посмотреть ответ

Внутренние нормы полевого довольствия

Ориентируясь на определенный размер данных выплат, компания разрабатывает собственные («внутренние») нормы. Они вводятся для того, чтобы адекватно определить сумму расходов, учитываемую для налогообложения. Если суммы укладываются в установленные нормы, эти затраты попадают под такие ограничения с точки зрения налоговиков:

  • данная сумма снизит налогооблагаемую прибыль предприятия;
  • с нее не предусмотрен налог на доходы физлиц;
  • для нее не действителен ЕСН (даже если сумма не вложится в нормы);
  • с этой суммы не нужно платить взносы в соцфонды (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Норма начисляется за каждые сутки пребывания в полевых условиях. Ранее действовавшее Постановление № 56, упраздненное в 2009 году, требовало установления размера полевого довольствия кратным размеру суточных для командированных сотрудников. На сегодня это требование не обязательно.

Можно закрепить нормы полевого довольствия по-разному:

  • в твердой сумме, одинаковой для всех сотрудников;
  • дифференцированно, в зависимости от климатических и других условий для работы, а также самих трудовых функций.

К СВЕДЕНИЮ! Чем корректнее обоснованы нормы полевого довольствия, тем меньше риск внимания к ним налоговых органов.

Особенности выплаты полевого довольствия

Особый характер полевых работ диктует и нюансы компенсационных выплат. Так, например, до отъезда и начала работ нельзя с точностью предугадать, в какую сумму выльются компенсируемые расходы. Между тем средства должны быть на руках у сотрудников до начала работ, так как многие расчеты потребуется производить предварительно. Выход нашелся в использовании механизма дачи средств «под отчет»:

  • сотрудник в произвольной форме пишет заявление на выдачу ему определенной суммы наличными в качестве полевого довольствия;
  • руководитель визирует заявление, отдельно отмечая сумму, срок выдачи и дату выплаты;
  • после истечения срока, указанного в заявлении (это будет уже после окончания полевого сезона), в течение 3 суток сотрудник должен предъявить по полученным средствам авансовый отчет и подтверждающие затраты документы в бухгалтерию или руководству.

ВАЖНО! Являясь компенсацией, выплата полевого довольствия не входит в заработную плату сотрудника. С точки зрения бухгалтерии, это расходы по обычным видам деятельности.

Приказ ГУСП от 20.10.2020 N 175

В соответствии с частью 32 статьи 2, частью 18 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6336; 2020, N 24, ст. 3750) приказываю:

Внести изменения в Порядок обеспечения военнослужащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации денежным довольствием и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденный приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 18 «Об утверждении Порядка обеспечения военнослужащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации денежным довольствием и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2018 г., регистрационный N 50843), с изменениями, внесенными приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 2 сентября 2019 г. N 134 «О внесении изменений в Порядок обеспечения военнослужащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации денежным довольствием и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденный приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 18» (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2019 г., регистрационный N 56181), согласно приложению.

Начальник Главного управления

к приказу Главного управления

специальных программ Президента

от 20 октября 2020 г. N 175

ВНОСИМЫЕ В ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГЛАВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ИМ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ, УТВЕРЖДЕННЫЙ

ПРИКАЗОМ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 АПРЕЛЯ 2018 Г. N 18

1. В Порядке обеспечения военнослужащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации денежным довольствием и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденном приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 18 (далее — Порядок):

1) в наименовании главы IX слова «или домашнего ареста в качестве мер пресечения» заменить словами «в качестве меры пресечения»;

абзац второй признать утратившим силу;

в абзаце третьем слова «(домашним арестом)» исключить;

3) в пункте 46 слова «(домашним арестом)» исключить;

4) главу XVI изложить в следующей редакции:

«XVI. Выплата денежного довольствия в случае гибели

68. В случае гибели (смерти) военнослужащего денежное довольствие, причитающееся ему и не полученное им ко дню гибели (смерти), полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер) (за исключением премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, которая выплачивается за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности), выплачивается супруге (супругу), при ее (его) отсутствии проживавшим совместно с военнослужащим совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) военнослужащего и лицам, находившимся на иждивении военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законным представителям (опекунам, попечителям), в равных долях или не находившимся на его иждивении родителям в равных долях, в случае если военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении.

69. Для рассмотрения вопроса о выплате денежного довольствия (его доли) лица, указанные в пункте 68 настоящего Порядка, подают заявления в соответствующий кадровый орган на имя начальника ГУСПа (командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу), к которому прилагаются копии документов, подтверждающих родственные отношения, усыновление (установление опеки (попечительства), нахождение на иждивении) и документов, удостоверяющих личность заявителей.

Кадровый орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявлений подготавливает приказ ГУСПа (командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу) о выплате денежного довольствия (его доли) либо письменно уведомляет заявителей об отсутствии оснований для его выплаты.

70. Денежное довольствие (его доля) выплачивается финансовым органом, в котором погибший (умерший) военнослужащий состоял на денежном довольствии, не позднее 10 рабочих дней со дня издания приказа ГУСПа (командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу) о выплате денежного довольствия (его доли).

Выплата денежного довольствия (его доли) производится в безналичном порядке путем перевода денежных средств на счет в банке, указанный в заявлении, или наличными деньгами по раздаточной ведомости (расходному кассовому ордеру).»;

дополнить новым абзацем двенадцатым следующего содержания:

«Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок (приложение N 13 к настоящему Порядку).»;

абзац двенадцатый считать абзацем тринадцатым;

6) в абзаце первом пункта 78 слова «приложение N 13» заменить словами «приложение N 14»;

7) в пункте 84 слова «приложение N 14» заменить словами «приложение N 15»;

8) пункт 85 изложить в следующей редакции:

«85. Военнослужащим, направляемым в служебные командировки на территории Российской Федерации (далее — командировки), производятся выплаты на командировочные расходы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 553 «О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» <18>, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» <19> (далее — выплаты на командировочные расходы).»;

9) сноску 18 к пункту 85 изложить в следующей редакции:

«<18> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 17, ст. 2794.»;

10) сноску 19 к пункту 85 изложить в следующей редакции:

«<19> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1883; 2020, N 17, ст. 2794.»;

11) в пункте 90 слова «суточные расходы» заменить словами «дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (далее — суточные),»;

12) пункт 94 изложить в следующей редакции:

«94. Военнослужащим, направляемым в командировку, возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, суточные, а также иные расходы, связанные с командировкой.»;

13) пункт 96 признать утратившим силу;

14) в пункте 100:

в абзаце первом слово «расходы» исключить;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«при командировках на территории Российской Федерации — в пределах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 553 «О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;»;

в абзаце четвертом слово «расходы» исключить;

15) сноску 20 к абзацу второму пункта 100 исключить;

16) в пункте 101 слово «расходы» исключить;

17) пункт 102 изложить в следующей редакции:

«102. Военнослужащим, возмещаются расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту командировки и обратно к месту прохождения военной службы, включая оплату услуг по оформлению проездных документов, а также на проезд из одного населенного пункта в другой в случае, если военнослужащий направлен в несколько пунктов командировки, расположенных в разных населенных пунктах.»;

18) дополнить пунктом 102.1 следующего содержания:

«102.1. В случае гибели (смерти) военнослужащего, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим выплаты на командировочные расходы, причитающиеся военнослужащему и не полученные им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии проживавшим совместно с военнослужащим совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) военнослужащего и лицам, находившимся на иждивении военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законным представителям (опекунам, попечителям), в равных долях или не находившимся на его иждивении родителям в равных долях, в случае если военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении.

Выплаты на командировочные расходы производятся лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, предусмотренном пунктами 69 и 70 настоящего Порядка.»;

19) пункт 107 после слов «поступлением на военную службу по контракту,» дополнить словами «направлением и назначением не на воинские должности без приостановления военной службы в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,»;

20) главу XXI дополнить пунктом 114.1 следующего содержания:

«114.1. В случае гибели (смерти) военнослужащего, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим подъемное пособие и суточные, причитающиеся военнослужащему и не полученные им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии проживавшим совместно с военнослужащим совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) военнослужащего и лицам, находившимся на иждивении военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законным представителям (опекунам, попечителям), в равных долях или не находившимся на его иждивении родителям в равных долях, в случае если военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении.

Выплата подъемного пособия и суточных производится лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, предусмотренном пунктами 69 и 70 настоящего Порядка.»;

21) главу XXIII дополнить пунктом 124.1 следующего содержания:

«124.1. В случае гибели (смерти) военнослужащего, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим денежная компенсация, причитающаяся военнослужащему и не полученная им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, выплачивается супруге (супругу), при ее (его) отсутствии проживавшим совместно с военнослужащим совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) военнослужащего и лицам, находившимся на иждивении военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законным представителям (опекунам, попечителям), в равных долях или не находившимся на его иждивении родителям в равных долях, в случае если военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении.

Выплата денежной компенсации производится лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, предусмотренном пунктами 69 и 70 настоящего Порядка.».

Денежное довольствие военнослужащих в 2021 году на Северном Кавказе

Денежное довольствие военнослужащих в 2021 году мы рассматривали не однократно. Его можно посчитать на калькуляторе денежного довольствия, проверить по формуле. Изучили какие особенности в выплате денежного довольствия есть у росгвардейцев в Москве и Санкт-Петербурге. В этой статье рассмотрим еще одну особую категорию военнослужащих. Это военные, проходящие службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контр-террористических операций (далее — ОГВ(с))на территории Северо Кавказского региона.

23 сентября 1999 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Он определял создание Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. В ее состав вошли объединения, соединения, воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Информация с сайта Росгвардии.

Нормативные акты, определяющие денежное довольствие военнослужащих в 2021 году на Северном Кавказе.

Перечислим основные нормативные акты, регламентирующие выплату денежного довольствия на Кавказе.

  • Указ Президента РФ от 23 сентября 1999 г. N 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти».

В крайнем документе (Постановление №1174) в пункте 1 перечислены категории военнослужащих и сотрудников ОВД и указано, цитирую:

Выплачивать указанным в пункте 1 настоящего постановления: а) сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере 2 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью (занимаемой воинской должностью);

То есть все понятно — 2 оклада по должности свыше основного денежного довольствия. Теперь давайте посчитаем для примера по конкретным военнослужащим.

Расчет денежного довольствия полковника и сержанта в составе ОГВ(с).

Рассчитаем для примера денежное довольствие военнослужащих в 2021 году на Северном Кавказе в следующим должностях и воинских званиях:

  • полковник — командир полка;
  • сержант — командир отделения.
Читайте также  Возврат товара и денег на Алиэкспресс: как это работает?

Исходные результаты получим на калькуляторе денежного довольствия военнослужащих. Первый расчет для полковника:

Денежное довольствие военнослужащих в 2021, полковник

А теперь сержанта:

Денежное довольствие военнослужащих в 2021, сержант

Показатели для расчетов приняты средние статистические (классность, секретность, надбавка за «спорт»). Получили денежное довольствие полковника — 99 443 рубля, сержанта — 51 763 рубля.

Итоговый расчет с учетом прохождения службы на Северном Кавказе.

Начинаем расчет, с учетом 1174 Постановления Правительства РФ — прибавляем по 2 должностных оклада. Размеры окладов берем здесь — СПРАВОЧНО. У командира полка — 29 609 рублей, у командира отделения — 16 760 рублей. Умножаем на 2 и отнимаем подоходный налог 13% (из посчитанного денежного довольствия отнимать налог не надо — там уже это посчитано).

Полковник = 99 443 + (29 609 х 2)*0,87 = 150 963 рубля.

Сержант = 51 763 + (16 760 х 2)*0,87 = 80 925 рублей.

Прошу заметить, что расчеты в целом приблизительные и могут +- (плюс-минус) отличаться от реальных, но не на много.

Каков размер северной надбавки для военнослужащего?

Здравствуйте! я военнослужащий Красноярского края. сколько мне положено % платить северной надбавки, если я рожден в этом крае. гражданский стаж 3 года, так же в этом крае и выслуга в вс рф 2 года 4 месяца.

Viktoriya KochetkovaViktoriya Kochetkova , эксперт 1 апреля 2015, 14:28

Не важно, где вы рождены и сколько вы живете в этой местности, для процентной надбавки за выслугу лет учитывать периоды работы и службы.

Согласно, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 г. Москва «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (пункт 96-117).

Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных (далее в настоящем разделе — районы (местности), выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию (далее в настоящем разделе — надбавка) в зависимости от периодов военной службы (службы и трудовой деятельности) (далее в настоящем разделе — стаж) в указанных районах (местностях).

Пункт 108 — При этом стаж в районах (местностях), дающий право на установление надбавки, суммируется независимо от продолжительности перерыва между периодами военной службы (службы и трудовой деятельности) в районах (местностях).

В соответствии с п.п. 3, 4, п. 5 «Правил применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиям, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях»:

2. Выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов производится со дня прибытия военнослужащего (сотрудника) в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности). В районах (местностях), в которых к денежному довольствию военнослужащих (сотрудников) коэффициенты установлены одновременно по различным основаниям, применяется общий (суммарный) коэффициент.

3. Периоды военной службы, службы и трудовой деятельности военнослужащего (сотрудника) в районе (местности) (далее — стаж), дающие право на установление процентной надбавки, суммируются независимо от продолжительности перерыва между ними.

4. Военнослужащему (сотруднику) стаж исчисляется со дня его прибытия в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности).

5. Военнослужащим (сотрудникам) в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных к группам территорий, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237, устанавливаются следующие процентные надбавки:

а) для районов (местностей), отнесенных к I группе территорий, — 10 процентов за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие 6 месяцев стажа, но не более 100 процентов;

б) для районов (местностей), отнесенных ко II группе территорий, — 10 процентов за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие 6 месяцев стажа, а по достижении размера надбавки в 60 процентов — с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 80 процентов;

в) для районов (местностей), отнесенных к III группе территорий, — 10 процентов за первый год стажа, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 50 процентов;

г) для районов (местностей), отнесенных к IV группе территорий, — 10 процентов за первый год стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые 2 последующих года стажа, но не более 30 процентов.

Viktoriya KochetkovaViktoriya Kochetkova , эксперт 1 апреля 2015, 14:32

Военные не обязаны возвращать стимулирующие доплаты, излишне выплаченные им в отсутствие их вины

26 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 8-П по делу о проверке конституционности подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса, согласно которому не возвращаются в качестве неосновательного обогащения зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

До 30 сентября 2017 г. Владимир Носаев проходил военную службу в звании майора. В ноябре 2015 г. ему было назначено дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное соответствующим приказом Минобороны России, в сумме 192 тыс. руб.; с учетом НДФЛ он получил 167 тыс. руб.

Впоследствии по итогам финансовой проверки воинской части контролирующий орган выявил факты необоснованного получения военнослужащими дополнительных выплат стимулирующего характера, в том числе и самим Носаевым. В дальнейшем командир части обратился в суд с иском о взыскании с него необоснованно выплаченного дополнительного материального стимулирования.

Гарнизонный военный суд удовлетворил иск, руководствуясь тем, что спорная доплата не относится к перечисленным в ст. 1109 ГК РФ платежам, поскольку эта выплата не является ни зарплатой, ни приравненным к ней платежом либо пенсией, пособием, стипендией, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию. В свою очередь апелляция и кассация оставили без изменения решение первой судебной инстанции. В дальнейшем судья ВС РФ отказался передавать кассационную жалобу на рассмотрение Суда.

В жалобе в Конституционный Суд Владимир Носаев отметил, что оспариваемое законоположение неконституционно, поскольку, не конкретизируя, какие именно платежи относятся к приравненным к зарплате при разрешении вопроса о взыскании с гражданина неосновательного обогащения, допускает возможность его различного истолкования в правоприменительной практике. Данное обстоятельство, по его мнению, порождает необоснованные различия при судебной защите права частной собственности на имущество военнослужащих, позволяя в отдельных случаях взыскивать с них ранее произведенные им на основании приказа командира воинской части дополнительные стимулирующие выплаты при отсутствии недобросовестности с их стороны и счетной ошибки.

После изучения материалов дела Конституционный Суд отметил, что ни в спорной норме, ни в иных законоположениях не содержится точного перечня платежей, к которым она применяется. Это позволяет судам в рамках предоставленной им дискреции, определив природу и целевое назначение выплаченной суммы, отнести ее к подлежащей или не подлежащей возврату в качестве неосновательного обогащения, однако такое решение не должно быть произвольным и не учитывающим правовую природу соответствующих платежей.

КС подтвердил неоднородность судебной практики по вопросу об отнесении дополнительной стимулирующей выплаты к видам неосновательного обогащения, не подлежащего возврату при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки. При этом, как пояснил Суд, такое применение спорной нормы еще не свидетельствует о ее неопределенности. Дело в том, что некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании нормы, хотя и затрудняет уяснение ее действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что она является неопределенной.

Конституционный Суд добавил, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование), являясь формой оплаты их труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате по смыслу подп. 3 ст. 1109 ГК РФ. «Следовательно, наличие либо отсутствие при начислении и выплате дополнительного материального стимулирования признаков недобросовестности в действиях военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, не обладающего для этого специальными знаниями и навыками, также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим возникший спор, связанный со взысканием неосновательного обогащения», – указано в постановлении.

При установлении судом факта отсутствия недобросовестности со стороны военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а также счетной ошибки, подчеркнул КС, права военнослужащего, в том числе после увольнения, подлежат защите, а выплаченное ему дополнительное материальное стимулирование взысканию в качестве неосновательного обогащения не подлежит. Иное приводило бы к нарушению конституционных прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и ставило бы возможность взыскания с граждан неосновательного обогащения в виде полученного ими вознаграждения в зависимость от вида трудовой деятельности. В связи с этим Суд признал подп. 3 ст. 1109 ГК не противоречащим Конституции и распорядился пересмотреть правоприменительные решения по делу заявителя.

Адвокат АБ «ЮГ» Сергей Радченко согласился с выводами постановления. «КС сделал верный вывод о том, что компенсационные и стимулирующие выплаты, которые государство платит военнослужащим, по своей правовой природе являются заработной платой и выплачиваются в качестве средств к существованию. Этот вывод верен в том числе и потому, что военнослужащий не может иметь иного заработка, кроме как выплачиваемого государством за службу, и поэтому любые сделанные с этой целью выплаты всегда должны считаться выплаченными в качестве средств к существованию», – отметил он.

По словам эксперта, Конституционный Суд также верно отметил, что ч. 3 ст. 1109 ГК РФ носит межотраслевой характер и применяется не только в гражданских, но также в иных правоотношениях, связанных с любыми выплатами за любой труд, в том числе труд военнослужащего. «Это разъяснение важно, так как если применительно к заработной плате в ТК РФ есть на этот счет специальная норма о запрете для работодателя требовать возврата излишне выплаченной зарплаты (ч. 4 ст. 137 ТК РФ), то в отношении военнослужащих, которые не имеют статус работников по трудовому договору, такой нормы в законодательстве нет», – подчеркнул адвокат.

Сергей Радченко добавил, что в рассматриваемом деле проявилась тенденция использовать Конституционный Суд как обычную судебную инстанцию, следующую за Верховным Судом. «Речь идет о ситуациях, когда кто-то проигрывает дело во всех инстанциях, затем обращается в КС РФ с просьбой правильно, т.е. в свою пользу, истолковать ту или иную норму права, при этом разные варианты ее толкования преподносятся как неопределенность ее содержания, а значит, ее неконституционность. Если, как в рассматриваемом деле, заявителя ждет успех, то он может добиться пересмотра вынесенных по своему делу судебных актов по новым обстоятельствам (п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ)», – пояснил эксперт.

Как заметила адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова, с одной стороны, Суд указывает на то, что различное истолкование судами положения п. 3 ст. 1109 ГК РФ применительно к делам, схожим по обстоятельствам с делом заявителя, не свидетельствует о его неопределенности. «Но с другой стороны, Суд на основе подробного анализа отдельных положений законодательства, регулирующих отношения с участием военнослужащих, дает исчерпывающее конституционно-судебное истолкование оспариваемого положения», – полагает она.

По мнению эксперта, очевидно, что ограничительное толкование подп. 3 ст. 1109 ГК в части отказа ее применения к произведенной заявителю выплате ввиду ее стимулирующего характера не отвечает ни смыслу нормы, ни положениям действующего законодательства. «Постановление поспособствует единообразию судебной практики в части применения оспариваемого положения в аналогичных спорах», – подытожила Алина Емельянова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector