Остаточный срок годности

Остаточный срок годности

<Письмо> Минсельхоза России от 30.10.2020 N 4/1855

Административный департамент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках установленной компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Федеральной антимонопольной службы, и сообщает, что согласно пункту 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, в связи с чем не вправе давать правовую оценку действиям участников контрактной системы в сфере закупок.

По вопросу установления остаточного срока годности Административный департамент считает возможным отметить следующее.

Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» сроки годности на продовольственные товары устанавливает их изготовитель.

При осуществлении закупок пищевых продуктов заказчик вправе установить в документации о закупке требования об остаточном сроке годности продуктов питания. При этом остаточный срок годности продуктов питания должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого они сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению. Данная позиция подтверждается письмами Минэкономразвития России от 20.04.2017 N ОГ-Д28-4653, от 09.06.2016 N ОГ-Д28-7243.

Учитывая изложенное, в Типовом контракте на поставку продуктов питания, утвержденном приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (далее — Типовой контракт) установлены условия соответствия товара по качеству, гарантийному сроку, обеспечению гарантийных обязательств и сроку годности товара.

В соответствии с пунктом 6.4 Типового контракта остаточный срок годности товара устанавливается заказчиком в Спецификации (Приложение N 1 к Типовому контракту).

Согласно сноске 133 к Приложению N 1 к Типовому контракту в столбце 5 Спецификации заказчик указывает остаточный срок годности, определяемый календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Согласно статьям 472 — 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок годности товара определяет срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (остаточный срок годности). Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (т.е. период, в течение которого изготовитель обеспечивает потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за его существенные недостатки).

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают срок годности товаров и остаточный срок годности товара на основании данных производителей товаров, а также исходя из своих потребностей и планируемого периода потребления таких товаров, и формируют описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

Необходимо отметить, что с учетом части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе установить в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупке показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается на указанные условия.

По вопросу изменения условий Типового контракта Административный департамент считает возможным отметить следующее.

Согласно части 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.

При этом пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:

а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;

б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предполагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с пунктом 2 — 11 Правил.

Таким образом, заказчик самостоятельно не вправе вносить изменения в утвержденный типовой контракт, за исключением случая изменения переменной части типового контракта.

Вышеуказанная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2020 N 24-05-06/65908.

Обращаю внимание на то, что письма Минсельхоза России и его структурных подразделений по вопросам применения нормативных правовых актов не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Дополнительно информирую о том, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, является Минфин России.

О сроке службы и сроке годности товаров

Установление срока службы товара, как и срока годности, является одним из средств обеспечения его надлежащего качества и безопасности.

Срок службы — это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Срок службы устанавливается изготовителем и начинает действовать со дня приобретения товара, при этом продавец обязан довести информацию до потребителя об установленном изготовителем сроке службы товара.

Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Перечень товаров длительного пользования, на которые устанавливается срок службы утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 720.

  • товары для детей: игрушки; коляски и велосипеды детские, узлы и детали к ним; видеоигры; персональные бытовые компьютеры детские;
  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях: инструменты, приборы и аппараты медицинские; очки и линзы для коррекции зрения;
  • оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника: аппараты (печи) отопительные; котлы отопительные;
  • водонагреватели и колонки водогрейные;
  • оборудование санитарно-техническое из металлов и полимеров, фаянса, полуфарфора и фарфора;
  • арматура и гарнитура санитарно-технические;
  • предметы обстановки дома: диваны, кушетки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий;
  • хозяйственные товары: электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных); станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;
  • оборудование бытовое для обеззараживания, очистки и доочистки питьевой воды, насосы и компрессоры бытовые;
  • аппаратура газовая бытовая, в том числе, работающая на жидком и твердом видах топлива; емкости для хранения и транспортирования продуктов;
  • культтовары: бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; музыкальные инструменты;
  • спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства: изделия спортивного назначения; прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы и детали к этим судам и плавсредствам;
  • технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями: принадлежности для домашнего содержания рыб, птиц и зверей;
  • средства малой механизации садовоогородные.

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, в том числе:

ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Срок службы имеет важное значение при предъявлении потребителем требований в случае обнаружения существенных недостатков товара. В таком случае потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены:

  • по истечении 2 лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного срока службы;
  • в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае не установления срока службы.

Срок годности –это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Обязанность устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары возложена на их изготовителей. Причем производители самостоятельно определяют этот срок, исходя из индивидуальных характеристик товара, влияющих на период сохранения им своих свойств.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Потребитель имеет право на получение полной достоверной и необходимой информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, в том числе о сроке годности. При покупке товара необходимо внимательно изучить потребительскую упаковку (этикетку, ярлык, лист-вкладыш и т.д.), срок годности должен быть доведен в наглядной и доступной форме на русском языке, ни в коем случае не может быть нанесен шариковой ручкой или фломастером, он, как правило, выбивается специальным станком или печатается штампом на этикетке.

Образец.

Если всё же потребитель попал в ситуацию, когда приобрел просроченный товар, прежде всего, рекомендуем обратиться к продавцу за возвратом уплаченных денег, предоставив чек и купленный товар. Отсутствие кассового чека у потребителя не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Потребитель также вправе потребовать от продавца возмещения вреда здоровью, причиненного употреблением некачественного товара, компенсации морального вреда, а также полного возмещения понесенных в связи с данными обстоятельствами убытков. Следует знать, что право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет.

За продажу товаров с истекшим сроком годности продавец несет административную ответственность.

Остаточный срок годности

Остаточный срок годности

Приобретая любой товар, потребителю необходимо знать свои права и обязанности, а также права и обязанности продавца перед покупателем в отношениях купли-продажи.

Для того чтобы не запутаться во всех дебрях товарно-денежных отношений, нужно знать основные положения законодательства, которые регулируют этот тип взаимоотношений.

Это, в первую очередь, Федеральный закон «О защите прав потребителей», а также Постановление Правительства №55 от 1998 года.

Зная основы этих законодательных актов, можно избежать большого количества проблем, связанных с приобретением товара, в случае если он оказался некачественным или бракованным, а также если нарушены правила и нормы хранения, которые повлияли на товар.

Что собой представляет остаточный период годности продукции?

Это достаточно сложный для восприятия термин, но если его разобрать, все становится на места.

Это период времени, который дается производителем на товар, если он потерял часть своих качественных характеристик из-за неправильного хранения.

Такой товар реализуется продавцом со скидкой или на аукционах, с учетом оставшегося срока годности.

Срок, в течение которого продукция сохраняет свои свойства, и срок хранения товара

Это два смежных понятия, которые несут разные смысловые нагрузки.

Срок годности – это время, на протяжении которого приобретенный товар может использоваться без вреда и угрозы здоровью человека и окружающей среде. По истечении срока годности, использовать товар нельзя.

Товар, у которого закончился срок годности, теряет часть своих качественных характеристик или вообще не может уже быть использован в пищу.

Срок годности на все виды продукции устанавливается изготовителем. На каждом товаре производитель указывает дату производства и срок годности. Это может быть точная дата (день, месяц, год) или период (количество месяцев или лет).

Продукты питания относятся, по большей части, к скоропортящимся товарам, поэтому срок годности на них ниже, чем на непродовольственную продукцию.

Срок годности на любой товар указывается на упаковке, в крайних случаях, если у изделия нет упаковки, он ставится на сам товар.

Срок хранения – это отрезок времени, в течение которого изделие может сохраняться без вскрытия при условиях, рекомендованных производителем. По истечению срока хранения, товар может потерять часть своих качественных характеристик, но остаться пригодным для использования.

Производитель обязан указывать на упаковке дату изготовления товара, срок и условия хранения, а также срок годности. Если этих сведений на продукции нет, то она не может быть выставлена на продажу.

При продаже расфасованного товара, когда фасовка проводится в магазине, а не производителем, продавец обязан представить покупателю документы, в которых указан срок годности и срок хранения такого товара, если покупатель об этом попросит. Как правило, это документы, которые он получает от производителя при приемке товара.

Большая часть реализуемого товара портится и теряет свои качественные характеристики именно из-за неправильного хранения на складе или прилавке магазина.

Срок хранения вареной колбасы.

О возврате и обмене продуктов питания читайте тут.

Если вы обнаружили, что товар испорчен, хотя срок годности и срок хранения у него еще не истекли, обращайтесь в магазин, так как именно он несет ответственность за соблюдение норм хранения товара перед его реализацией.

Товар, на который истек срок годности, запрещено реализовывать, согласно законодательству Российской Федерации. Продавец должен самостоятельно следить за продаваемым товаром и вовремя убирать с прилавков такую продукцию. Реализация просроченных товаров карается административным штрафом или уголовным наказанием.

Чтобы избежать нерадивых продавцов, которые пытаются уклониться от соблюдения этих правил, государством предусмотрены специальные контролирующие органы, которые проводят проверки и выявляют нарушения.

Списание просроченного товара

Для того чтобы найти просроченную продукцию, продавец обязан раз в несколько месяцев

проводить ревизию товара. Если продавец реализует скоропортящиеся товары, то ревизия должна проводиться чаще.

Товар с истекшим сроком годности возвращается назад производителю, утилизируется или продается с уценкой. С уценкой могут быть проданы только те товары, которые не несут опасности для здоровья человека или окружающей среды.

Нельзя реализовывать по истечении срока годности следующие категории товаров:

  • продукты питания;
  • медицинские препараты;
  • бытовую химию;
  • реагенты;
  • химические вещества;
  • батарейки;
  • аккумуляторы;
  • пиротехнику и др.

Все расходы, связанные с утилизацией, транспортировкой или хранением просроченных товаров, ложатся на продавца. Утилизация или списание просроченного товара проводится при свидетелях с составлением соответствующего акта.

Покупая любой товар, смотрите заранее всю информацию, представленную на упаковке. Обращайте внимание на все даты, для того чтобы в дальнейшем избежать лишней волокиты и траты своего времени.

Узнавайте у продавца всю интересующую информацию о товаре, если вам недостает данных. Особенно это

касается товаров, продаваемых со скидкой или по уценке.

Интересуйтесь, чем вызвана эта скидка, не является ли это шансом продать товар, на который истекает срок годности или уже истек.

Если вы обнаружили в магазине нарушения при реализации продукции, сообщите об этом старшему продавцу или администратору магазина или обратитесь в Роспотребнадзор.

Срок годности лекарственных средств в практике государственных закупок

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации срок годности представляет собой срок, по окончании которого товар становится непригодным для использования по назначению. В то же время на продавца возложена обязанность передать товар таким образом, чтобы он мог быть использован покупателем до истечения срока годности.

В целом, гарантия, предусмотренная ГК РФ, не может защитить покупателя в полной мере, поэтому обычно стороны в договоре закрепляют условие о минимальном периоде времени, оставшемся до окончания срока годности, так называемый остаточный срок годности. Не являются исключением в этом вопросе и государственные закупки лекарственных средств. Для государственного заказчика крайне важно, чтобы лекарственные средства, поступающие в лечебные учреждения, могли быть использованы максимально долго, что, в свою очередь, обеспечивает экономию бюджетных средств.

Содержание понятия «остаточный срок годности»

Прежде всего, необходимо понимать, что любой товар, срок годности которого не истёк, является качественным. Это, соответственно, влияет и на природу нарушений положений государственного контракта о сроке годности. При нарушении требований об остаточном сроке годности не применимы положения ст. 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества. То же самое касается и неустоек, предусмотренных контрактом. Так, в одном из дел государственный заказчик пытался взыскать с поставщика, поставившего лекарственные препараты со сроком годности менее остаточного, неустойку за нарушение требований к качеству. Суд отметил, что срок годности сам по себе не является качественной характеристикой товара: в течение срока годности товар полностью пригоден к использованию, и лекарственный препарат, в частности, сохраняет все свои качественные характеристики.

Проценты vs. конкретный период времени

Один из первых вопросов который возникает у государственного заказчика в ходе разработки аукционной документации: как установить остаточный срок годности. Существует только два принципиально отличных друг от друга варианта: остаточный срок годности, выраженный в процентах от срока годности, установленного производителем, или срок годности, выраженный конкретным периодом или датой.

Ранее у антимонопольных органов была достаточно сдержанная позиция относительно установления срока годности в процентах. Такой способ в большинстве случаев не признавался условием, ограничивающим конкуренцию (см. например: решение Иркутского УФАС России от 16.10.2013 № 803).

Однако в середине 2014 г. вышло письмо ФАС России с разъяснениями по этому вопросу (письмо ФАС России от 26.08.2014 № АК/34487/14). В нём антимонопольный орган выразил отрицательное отношение к сроку годности лекарственных средств, установленному в процентах. По её мнению, это может ограничивать конкуренцию в ходе проведения закупок лекарственных препаратов.

Свою позицию ФАС России проиллюстрировала простым примером. Предположим, что в аукционе принимают участие два поставщика. Первый предлагает лекарственный препарат со сроком годности производителя – 3 года. Второй – 2 года. В аукционной документации заказчик предъявляет требование – остаточный срок годности не менее 70% от установленного. Таким образом, участник 1 должен будет поставить препарат, до истечения срока годности которого остаётся не менее 2,1 года, участник 2 – не менее 1,4 года, что ограничивает конкуренцию. В качестве альтернативы ФАС России дал рекомендации заказчикам устанавливать срок годности конкретным периодом или датой. Например, остаточный срок годности – 1,5 года, если срок годности лекарственного препарата должен истекать не ранее 11.2016 г. В этой связи сразу отметим, что в последнем случае срок годности истекает 31.11.2016 г., такая трактовка срока годности поддержана и в судебной практике (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2014 г. по делу № А56-80790/2013).

Однако такая позиция ФАС России не в полной мере соответствует природе остаточного срока годности. Как уже отмечалось, лекарственный препарат остаётся качественным в рамках срока годности, а более короткий срок годности, в том числе в абсолютном выражении, в любом случае сокращает период времени, в течение которого лекарственное средство может быть реализовано.

В связи с этим, указанное письмо ФАС России не всегда является ориентиром не только для судебных органов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 № 08АП-5942/2015 по делу № А75-13497/2014), но и непосредственно для территориальных управлений ФАС России (см. например: решение Мурманского УФАС России от 12.09.2014 по делу № 06-10/14-302, решение Курганского УФАС России № 05-02/111-14 от 09.06.2014). При этом как суды, так и антимонопольные органы исходят из того, что «процентный» срок годности не привёл к ограничению конкуренции и был обусловлен потребностями заказчика.

Отдельно стоит обратить внимание на заполнение заявки. Очень часто, предъявляя требования к остаточному сроку годности в процентах, заказчик дифференцирует его в зависимости от установленного срока годности (например, если срок годности 3 года, то остаточный срок годности – 70% от установленного, если срок годности 5 лет, то остаточный срок годности – 60% от установленного). В этом случае в заявке обязательно указывать срок годности, установленный производителем, иначе заказчик не может оценить соответствие заявки требованиям.

В этом же аспекте отметим ещё одну проблему: единицы измерения срока годности. Несмотря на то, что на практике такое встречается достаточно редко, вполне возможна ситуация, когда участник в заявке указывает остаточный срок годности в процентах, хотя в аукционной документации он установлен конкретной датой. Скорее всего, в данном случае последует отказ в допуске к аукциону, особенно, если в документации прямо указано на необходимость использования тех же самых единиц измерения. В то же время представляется, что оспаривание отказа возможно в судебном порядке, поскольку суды менее формально относятся к подобным несоответствиям и анализируют реальную возможность участвовать в аукционе.

Конкретика vs. неопределённость

По общему правилу, установленному п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первой части заявки указываются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией. В этом случае участнику в заявке необходимо указать конкретный остаточный срок годности (см. например: решение Новосибирского УФАС России № 08-01-427 от 17.11.2014).

Однако отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что отказ в допуске по данному формальному основания недопустим. В частности, судом было отмечено, что заявителем не указано, каким образом указание остаточного срока годности товара в диапазоне от 60% до 100% (вместо конкретного показателя остаточного срока годности) негативно повлияет на качество товара или обязательства поставщика по контракту.

Аналогична и обратная ситуация. Так, например, в аукционной документации может быть прямо указано, что срок годности лекарственного препарата должен быть неопределённым (не менее X месяцев). В этом случае именно таким образом срок и должен быть указан в заявке. В противном случае, даже несмотря на то, что конкретно указанный в заявке срок годности будет входить в диапазон, определённый заказчиком, заказчики обычно отказывают в допуске к аукциону, а впоследствии их позиция поддерживается и антимонопольным органом.

Рекомендации

Учитывая сложившуюся противоречивую практику по способу установления остаточного срока годности на лекарственные средства, государственному (муниципальному) заказчику предпочтительно в аукционной документации закреплять его в виде конкретной даты или периода. В то же время, в случае если заказчиком выбран процентный вариант, в ходе административного или судебного рассмотрения требуется доказать, что это не привело к ограничению конкуренции.

Участникам торгов, в свою очередь, необходимо внимательно изучать аукционную документацию и при формировании заявки учитывать все требования заказчика по способу установления срока годности лекарственного препарата.

Читайте также  Льготы работникам культуры в сельской местности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector