Особенности банкротства некоммерческих организаций

Особенности банкротства некоммерческих организаций

Процедура банкротства некоммерческой организации

Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

  • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
  • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Наблюдение

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Ликвидация

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

  1. Принятие решение о закрытии НКО.
  2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
  3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
  4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
  5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
  6. Утверждение ликвидационного баланса.
  7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
  8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
  9. Регистрация ликвидации.

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

Как закрыть некоммерческую организацию

Некоммерческую организацию можно ликвидировать добровольно по решению учредителей и принудительно по решению суда (для некоторых видов НКО предусмотрена возможность ликвидации только по решению суда, например для фондов ).

В этой инструкции пойдет речь о добровольной ликвидации некоммерческих организаций, регистрацией и ликвидацией которых занимается Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

В целом процедура ликвидации НКО делится на несколько этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации, формирование ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков ликвидации.
  2. Публикация уведомления о ликвидации организации в органах печати, выявление кредиторов и уведомление их о ликвидации, составление промежуточного ликвидационного баланса.
  3. Расчеты с кредиторами, составление ликвидационного баланса и государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией.

Средний срок ликвидации НКО составляет несколько месяцев.

2. Что нужно сделать на первом этапе ликвидации некоммерческой организации?

На первом этапе ликвидации НКО ее учредители должны:

  • принять на общем собрании решение о ликвидации организации и оформить решение протоколом или другим документом, предусмотренным соответствующим нормативно-правовым актом;
  • сформировать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора;
  • установить порядок и сроки ликвидации.

Созданная комиссия получает полномочия по управлению делами некоммерческой организации и выступает от ее имени в суде.

О принятом решении учредителю или органу, принявшему решение о ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения нужно сообщить в письменной форме в территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации, чтобы в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесли сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации.

Для этого в Минюст нужно подать:

  • уведомление о ликвидации по форме Р15016;
  • протокол (решение) уполномоченного учредительными документами органа (лица) НКО, принявшего решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, об установлении сроков и порядка ликвидации, заверенный ее печатью (при наличии), подписанный надлежащими лицами (председателем и секретарем — для коллегиальных органов управления некоммерческой организации).

Минюст рассмотрит документы и примет решение о ликвидации НКО, а затем отправит документы в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе ликвидации.

3. Что нужно сделать на втором этапе ликвидации некоммерческой организации?

На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

Сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности («Федресурс»).

Затем ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и уведомить кредиторов о ликвидации в письменной форме.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.

На этом этапе в Минюст необходимо подать:

  • уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15016;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) уполномоченного органа НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений ) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.

Остатки имущества НКО направляются на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительность. Если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если законами, другими правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения не предусмотрено иное.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если федеральными законами или учредительными документами партнерства не установлено иное.

Остатки имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляются на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительность. Если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

При недостаточности имущества для расчета с кредиторами или наличии признаков несостоятельности (банкротства) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) обычная процедура ликвидации прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов, и начинаются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Что нужно сделать на третьем этапе ликвидации некоммерческой организации?

На третьем этапе, после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Ликвидационный баланс должен быть нулевым, а все задолженности перед бюджетом погашены.

Затем ликвидационной комиссии нужно представить в Минюст для государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р15016;
  • протокол (решение) уполномоченного органа НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (при подаче документов онлайн государственную пошлину оплачивать не нужно);
  • документ , подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах.

5. Как подать документы для ликвидации некоммерческой организации?

На всех этапах процедуры ликвидации НКО документы подают в Минюст России и его территориальные органы по месту нахождения организации. Подать документы можно:

  • онлайн на портале госуслуг;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте Минюста);
  • лично или через представителя (график работы органов можно узнать на сайте Минюста).

При подготовке и подаче документов важно соблюсти требования к их оформлению.

Форму заявления (уведомления) и правила его заполнения можно найти на сайте ФНС.

Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией занимает не более 10 рабочих дней. Когда ФНС занесет запись о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ, это будет значить, что процедура завершена и организация прекратила свое существование.

6. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:

  • перечня документов, необходимых для государственной регистрации, и требований к их оформлению;
  • размера государственной пошлины;
  • порядка и сроков предоставления государственной услуги;
  • порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.

Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Статья 65 ГК РФ устанавливает, что «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). «.

Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующие изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности).

С учетом данных обстоятельств представляется, что определение круга некоммерческих организаций, в отношении которых применимы процедуры банкротства, путем перечисления их конкретных форм вряд ли оправданно. Более рациональным с точки зрения юридической техники в рассматриваемой ситуации было бы установление критериев отнесения некоммерческих организаций к числу юридических лиц, на которые распространяется законодательство о банкротстве. Ни ГК, ни Закон о несостоятельности не содержат таких критериев. Однако их можно выявить путем анализа норм, определяющих понятие и признаки несостоятельности, а также цель применения процедур банкротства.

Из смысла п. 1 ст. 65 ГК следует, что отправным критерием является цель деятельности организации — извлечение прибыли. Для того чтобы определить, насколько занятие предпринимательской деятельностью связано с возможностью применения положений о банкротстве, необходимо рассмотреть, во-первых, особенности правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций, во-вторых, цели применения института несостоятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности. В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью — такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации (п. 3 ст. 50 ГК). Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК). Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых (п. 4 ст. 575 ГК), получателей постоянной ренты (п. 1 ст. 589 ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст. 834 ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д.

Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско — правовых отношениях. Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица. К тому же закон закрепляет за некоторыми видами некоммерческих организаций право заниматься предпринимательской деятельностью, а потребительскому кооперативу даже предоставляет право распределять часть прибыли среди участников (ст. 116 ГК). Правом на занятие предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей, кроме фондов и потребительских кооперативов, наделены, в частности, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (ст. ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций — ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме, и если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации. Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Из сказанного можно сделать вывод, что ограничение некоммерческих организаций в занятии предпринимательской деятельностью не может являться достаточным основанием, чтобы исключить возможность применения к ним процедур банкротства.

Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации (ст. ст. 115, 120 ГК). Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК), дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство (ч. 5 ст. 115 ГК).

Таким образом, возможность признания организации несостоятельной определяется прежде всего способностью нести самостоятельную имущественную ответственность. Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности. Лишь один вид некоммерческих организаций — учреждение — обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться. Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.

Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов. Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации — должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

Читайте также  § 6 Банкротство субъектов естественных монополий

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан. По ГК банкротами могут признаваться только граждане — предприниматели (ст. 25 ГК), а в Законе о несостоятельности есть глава, посвященная признанию банкротом гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью.

Представляется, что для обеспечения истинного равноправия субъектов гражданских правоотношений необходимо включить некоммерческие организации (кроме тех, которые обладают имуществом на праве оперативного управления) в число субъектов несостоятельности. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а также позволит некоммерческим организациям использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Однако к некоммерческим организациям вряд ли можно применить общие процедуры банкротства без соответствующей корректировки с учетом целей их деятельности. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления. Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц. Это согласуется с положениями ст. 26 Закона о несостоятельности, где говорится, что меры по восстановлению платежеспособности могут быть приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с должником.

Банкротство некоммерческих организаций

Банкротство некоммерческих организаций – процесс сложный. В соответствии с действующим законодательством РФ признать в суде свою несостоятельность по оплатам счетов могут как коммерческие фирмы, так и НКО.

Что представляет собой некоммерческая организация? Это фирма, деятельность которой не связана с получением прибыли для собственных целей. Это не означает, что прибыль получать организация не может, просто направляются все полученные средства на достижения некоммерческих целей, то есть для целей, предусмотренных в уставе. Например, если это ТСЖ, с помощью полученных средств осуществляются расчеты с поставщиками коммунальных услуг, капитальный ремонт домов, уборка территории и прочее. В случаях, когда НКО не справляется со своими финансовыми обязательствами, возможна инициация процедуры банкротства некоммерческой организации.

ВНИМАНИЕ: если Вам требуется не ликвидация, а регистрация некоммерческой организации, то пройдите по ссылке, наши адвокаты оказывают и такую услугу: профессионально и в срок

Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации

Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.

Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.

Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации

Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.

  1. Заявление о банкротстве. Первый шаг, который вы должны сделать, инициируя банкротство, — оформление и подача заявления в Арбитражный суд по месту юридического адреса компании.
  2. Стадия наблюдения подразумевает собой проведение анализа финансовой ситуации в конкретной НКО, целью её является сохранение активов должника.
  3. На стадии финансового оздоровления назначается специальное ответственное лицо, которое будет осуществлять контроль за погашением задолженности и препятствовать выводу имущества должника из-под его контроля. Если финансовое оздоровление не помогает – тогда вводится процедура внешнего управления, при которой новый руководитель – внешний управляющий пытается вывести финансовое состояние на положительный уровень.
  4. Конкурсное производство. За финансовым оздоровлением следует конкурсное производство, где конкурсный управляющий, понимая неизбежность ликвидации НКО определяет размер конкурсной массы и распродаёт всё имущество НКО с целью удовлетворения требований кредиторов.

При этом необходимо помнить о том, что при выведении НКО из кризиса если должник отсутствует или подлежит ликвидации, то некоторые процедуры банкротства являются не нему неприменимыми, а именно финансовое оздоровление, внешнее управление или наблюдение. Для таких должников применяется только процедура конкурсного производства. Как видите, все не так просто, вот почему услуги юриста по банкротству юридических лиц нашего бюро так востребованы со стороны наших клиентов.

Заявление о банкротстве некоммерческой организации

К заявлению прилагаются документы — бухгалтерский баланс за последний отчетный период, список кредиторов с суммой финансовых обязательств, учредительные, сведения о задолженности. Подать иск может как сам должник, так и заинтересованное лицо. В качестве заинтересованных лиц, помимо должников, могут выступать кредиторы, государственные органы, должностные лица, учредители НКО и другие лица.

Копии заявления в обязательном порядке направляются кредиторам, налоговым инспекторам и другим лицам, заинтересованным в исполнении финансовых обязательств должника. Данное требование является обязательным так как суд может возвратить заявления об инициации процедуры банкротства, если заявитель не уведомил лиц, поименованных в законе о банкротстве. Подробнее про иск о банкротстве юридического лица от кредитора или по собственной инициативе фирмы по ссылке на нашем сайте.

Получение ответа на исковое заявление от Арбитражного суда. Суд может отказать в удовлетворении требования и не начать процедуру, признать его и открыть конкурсное производство, а может принять меры по выведению НКО из финансового кризиса, предложив наблюдение, внешнее управление, реабилитирующее финансовое оздоровление, мировое соглашение.

Особенности банкротства некоммерческих организаций

Особенности банкротства некоммерческих организаций могут составить внушительный список, но суть сводится к одному — все усилия направляются на то, чтобы свести ответственность учредителей при ликвидации НКО к минимуму: изыскиваются способы восстановления платежной способности, ищется и реализуется имущество для расчета по долговым обязательствам, после чего проводится процедура ликвидации НКО.

Очередность удовлетворения требований кредиторов сводится к одному простому правилу: удовлетворение требований работников, государства и кредиторов.

Может ли общественная организация быть признана банкротом?

Банкротство некоммерческих организаций

Нашим доверителям не следует забывать, что не все некоммерческие организации могут быть обанкрочены и признаны несостоятельными по решению суда. К примеру, религиозные общества и политические партии согласно гражданского законодательства и законодательства о банкротстве не могут быть признаны несостоятельными. Так как они являются общественными организациями.

Это подразумевает что независимо от размера кредиторской задолженности религиозной организации и сроков её неисполнения в отношении не может быть инициирована процедура банкротства. Однако учредители религиозной организации, могут принять решение о её добровольной ликвидации и после такого решения имущество, принадлежащее религиозной организации, кроме имущества, предназначенного для богослужебных целей, может быть направлено на удовлетворение финансовых требований кредиторов.

Политическая партия также юридически не может считаться несостоятельной, так как это обуславливается её юридическим и общественно-политическим статусом. Запрет на признание банкротом обуславливается простой причиной: поддержание политической жизни партии и её идей.

Наши адвокаты по регистрации и ликвидации помогут Вам в процедуре, составят все необходимые документы, будут отстаивать Ваше право в суде и на стадии досудебного урегулирования спора. Давайте заключим с Вами договор на сопровождение процедуры банкротства прямо сегодня?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector