Оплата по контракту по 44-ФЗ: нарушение срока 2022 г

Оплата по контракту по 44-ФЗ: нарушение срока 2022 г

Как исчислять срок просрочки по контрактам 44-ФЗ

просрочка в контрактах по 44ФЗ

За неисполнение обязательств по госконтракту предусмотрена ответственность как в виде штрафа в фиксированной сумме (см. Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042), так и в виде пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на дату уплаты пеней. Вопрос об исчислении срока просрочки важен именно для расчета пени.

В некоторых случаях, например, при закупке у единственного поставщика, требования ст. 34 Закона 44-ФЗ, связанные с установлением неустойки, не применяются. Ответственность за нарушение обязательств можно установить в таком случае так, как это делается в любом гражданско-правовом договоре.

Начало и окончание течения срока (уточнение Верховного суда РФ)

Порядок определения начала и окончания течения срока, в течение которого начисляется пеня, подчиняется общим правилам исчисления сроков с особенностями, установленными Законом 44-ФЗ. Срок просрочки считают со дня, следующего за днем исполнения обязательств по контракту. При этом день, когда обязательство все же будет исполнено, включается в расчет просрочки.

Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, пени нужно начислять до момента его прекращения.

При расчете пени по любому обязательству, не только в рамках госконтракта, возникают вопросы, когда обязательство можно считать нарушенным и начать начислять пени.

В рамках практики по госзакупкам Верховный Суд РФ в Определении по делу А40-236034/2018 указал на то, что если подрядчик уложился и сдал в срок работы без учета времени на их приемку, то он не считается просрочившим. В период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, которые нужны заказчику для приемки работ или услуг и оформления итогов приемки.

На что начисляется пеня по 44-ФЗ

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).

В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.

НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.

Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.

Размер ключевой ставки

1. Вопрос изменения размера ключевой ставки ЦБ РФ

В п . 5 и п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ буквально указано, что пеня рассчитывается на дату уплаты пеней. Но, т.к. ключевая ставка на протяжении всего действия контракта (особенно если это контракт с несколькими этапами) может меняться, возникают сложности при расчетах.

Исходя из разъяснений пункта 38 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017 г., а также судебных актов ВС РФ о рассмотрении конкретных дел (Определения ВС РФ от 04.12.2018 N 302-ЭС18-10991, от 18.09.2019 N 308-ЭС19-8291 , от 18.09.2019 N 308-ЭС19-8291), можно сделать вывод о том, что:

  • если речь идет о неисполненных обязательствах по оплате по контракту – то сумма пени взыскивается на дату вынесения решения. Соответственно, при расчете используется ключевая ставка ЦБ РФ на соответствующую дату;
  • при взыскании пени по добровольно исполненным обязательствам используется размер ключевой ставки на дату такого исполнения.

2. Действие отраслевых специальных норм при расчете пени

Если отраслевыми нормами установлены другие, отличные от Закона 44-ФЗ, правила определения неустойки (при заключении контрактов/договоров о газо- энерго- теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), то нужно руководствоваться специальными нормами. Как правило, отраслевые ставки для расчета пени выше, чем это установлено Законом 44-ФЗ.

Формула расчета пени по госконтракту

Для расчета пени сумму неисполненных обязательств по госконтракту (или этапу контракта) умножают на 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент расчета пени и на количество дней просрочки.

Возможность уменьшения неустойки

К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ

В части 13 статьи 34 ФЗ №44 содержится указание на то, что требуется включить в текст контракта обязательное условие о том, как именно и когда совершается оплата за выполнение работ, оказание услуг, реализацию товаров. При этом имеет значение, кто является субъектом договорных обязательств: СМП или же нет. Совершение оплаты допускается любым из способов:

  • Путем полного перечисления денег одним платежом.
  • Посредством авансирования, то есть предварительного внесения определенной суммы.
  • Перечисление денежных средств по ходу исполнения договора.

Отсутствие в контракте условия, касающегося схемы и даты оплаты со стороны заказчика, делает заключенное соглашение недействительным.

Срок оплаты контракта по 44 ФЗ, что изменилось в 2021 году

Изданное 28 апреля 2021 года Постановление Правительства РФ №667 внесло серьезные корректировки в предыдущую версию ПП РФ №2050. Теперь срок оплаты по 44 ФЗ значительно уменьшен. Если раньше выполнение оплаты допускалось на протяжении 30 суток, то теперь на это остается лишь 10 дней. При этом исходной точкой считается дата, когда был подписан документ о приемке. Новшество касается тех, кто получает средства из федерального бюджета.

Однако это не все внесенные поправки. Также необходимо, чтобы в контракте была опция — подписать документацию о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг в цифровом виде в ЕИС.

Нововведения начинают действовать уже с 14 мая 2021 года.

Получить подробную информацию для работы на ЭТП можно на Астрал.Тендер . Эксперты проведут обучение ваших сотрудников либо примут участие в торгах за вас.

Срок оплаты контракта у СМП

Общее правило, регламентированное текстом ФЗ №44, имеет и исключения. Речь идет о госконтрактах, подписанных при проведении закупочной процедуры среди СОНО и СМП. С 1 января 2020 года стало действовать Постановление Правительства №1205. Теперь срок оплаты работ, услуг, товаров для СМП установлен 15 суток. Считаются именно рабочие дни. Исходной точкой является дата подписания акта о приемке ТРУ. Все прочие категории поставщиков имеют возможность заплатить в течение 30 рабочих дней.

При этом обязательно выполнить данное условие. Нарушение сроков оплаты за выполненные работы, поставленные товары, оказанные услуги карается штрафными санкциями. Их размер зависит от статуса нарушителя: должностным лицам придется заплатить 30—50 тысяч рублей, юридическим — 50—100 тысяч рублей.

Советы заказчику по срокам и порядку оплаты

  • Нужно проверять срок оплаты по 44 ФЗ — 15 суток.
  • Не стоит привязывать срок оплаты СМП либо СОНО к дате прихода денег на определенную статью затрат либо же ввода объекта в эксплуатацию. Стандартом, согласно ФЗ №44, считается 30 дней с того момента, как произошло подписание документа о приемке.
  • Для каждой из стадий должны быть обозначены четкие даты оплаты. Заказчик может сделать это за один раз в ситуации, когда успевает в 30-дневный период с даты подписания первой бумаги о приемке.
  • Надлежит проводить сверку периода оплаты с разработанным графиком. Стоит придерживаться срока оплаты по 44 ФЗ.
  • Разрешено обозначить условие касательно сокращения общей суммы по договору на размер начисленной неустойки.

Искать коммерческие и государственные закупки, проводимые согласно Федеральному закону №44, 223, а также Постановлению Правительства №615, удобно с помощью сервиса Астрал.Поставщик. Становится значительно проще изучить рынок и выбрать самое выгодное предложение из имеющихся.

Заключение

В законодательстве четко прописаны сроки, в течение которых требуется оплатить контрактные обязательства. При перечислении денег после оговоренной даты госзаказчику грозят различные меры наказания. Первый вариант — уплата пени в сумме 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый просроченный день, без учета уже уплаченной суммы контрактных обязательств. Второй — административная ответственность, налагаемая на должностное лицо, допустившее опоздание заказчика. Сумма штрафов в таком случае составляет 30—50 тысяч рублей. А вот повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию сроком 1—2 года.

Принимать участие в государственных закупочных мероприятиях можно только при наличии ЭЦП для торгов .

Нарушение сроков исполнения государственного контракта по 44-ФЗ 2021 г.

В случае возникновения ситуации с Заказчиком в рамках сроков выполнения государственного контракта, последствия могут стать очень неприятными. Именно поэтому у Центра Поддержки Предпринимательства, имеется такая услуга, как — юридическое сопровождение бизнеса.

1. Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика. Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.

2. Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта

Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

3. Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту

Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования. Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.

Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.

Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.

4. Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.

5. Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта

Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.

6. Существенные условия нарушения государственного контракта

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

7. Судебная практика по просрочке государственных контрактов

Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ. Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать. Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области. Специалисты нашей компании помогут Вам отстоять Ваши интересы в спорах заказчиком, антимонопольными органами и в суде.

8. Видео-инструкция ответственность за нарушение сроков по 44-ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Отдельным заказчикам Правительство РФ сократило сроки оплаты по контрактам, заключаемым по Закону №44-ФЗ

Общие положения предусмотрены ч. 13.1. ст. 34 Закона №44-ФЗ, согласно которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Исключение из указанного общего правила предусмотрено в части 8 статьи 30 Закона №44-ФЗ согласно которому, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона №44-ФЗ, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Более того, исключения из указанного общего правила могут быть установлены законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства случая.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 667 вносятся не только изменения в постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», но и сокращается срок оплаты по контрактам, заключенным в рамках Закона №44-ФЗ до 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. При этом не имеет значение то, что в закупке были установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона №44-ФЗ.

Указанное правило распространяется на получателей средств федерального бюджета и на заказчиков государственные контракты для нужд субъектов РФ и муниципальные контракты которых финансируются за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из федерального или регионального бюджета бюджету субъекта РФ или муниципальному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств публично-правового образования.

С 14 мая при заключении контрактов в 2021 году они должны установить предельный срок оплаты — 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке.

Следует учесть то, что федеральные бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия не являются получателями бюджетных средств, а значит на них рассматриваемое правило не распространяется, но данное исключение требует уточнения, поскольку в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ возможно предоставление бюджетных средств указанным организациям.

Правило о специальном сроке оплаты не действует в следующих случаях:

1) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в декабре финансового года;

2) государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства, при включении в государственный контракт условия о подписании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, не позднее 30 ноября финансового года и об оплате денежных обязательств не позднее чем за один рабочий день до окончания финансового года.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 667 устанавливаются особые правила сроков оплаты в отношении контрактов, исполняемых в декабре текущего финансового года:

— если исполнение контракта приходится на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, — не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года либо в очередном финансовом году;

— если исполнение контракта завершается в период с 21 по 31 декабря финансового года включительно, — в очередном финансовом году.

Читайте также  Сколько лет хранятся бухгалтерские документы на

Указанные особые правила сроков оплаты в отношении контрактов, исполняемых в декабре текущего финансового года не распространяются на следующие случаи:

1) на контракты, которые заключаются в декабре 2021 г. (в части оплаты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в декабре 2021 г.);

2) на контракты, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг:

а) в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства;

б) необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме;

в) вследствие аварии;

г) обстоятельств непреодолимой силы;

д) для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации;

е)для оказания гуманитарной помощи;

ж) государственные контракты, указанные в подпунктах «в», «г» и «л» пункта 11 Положения о мерах о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496:

— при реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением торжественных приемов с участием Президента Российской Федерации, мероприятий в рамках заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации, заседаний Государственного совета Российской Федерации и других мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также при реализации полномочий и прав членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, установленных Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

— при исполнении международных обязательств Российской Федерации;

— при осуществлении закупок за пределами Российской Федерации.

ж) контракты, предметом которых является поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), определенных пунктами 20, 40, 41, 46, 52 и 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе;

з) контракты на выполнение (оказание)следующих видов работ (услуг) в период по 31 декабря текущего финансового года включительно:

-оказание услуг связи;

— оказание услуг охраны;

— коммунальные и иные услуги (работы), связанные с содержанием и эксплуатацией зданий (строений, сооружений), оборудования;

-услуги (работы) по созданию (развитию, вводу в эксплуатацию, обеспечению функционирования и выводу из эксплуатации) информационных систем;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector