Операции, не подлежащие налогообложению

Операции, не подлежащие налогообложению

Комментарий к статье 149 НК РФ Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

При применении статьи 149 НК РФ, прежде всего, следует учитывать два момента.

Первый заключается в том, что перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций является исчерпывающим.

Второй момент связан с тем, что при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК РФ.

Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602.

Рассмотрим пример соотносимости права на применение положений статьи 149 НК РФ и наличия у налогоплательщика лицензии.

Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.

Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт а пункта 2 Положения), согласно которой не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.

Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.

Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.

Также следует отметить, что некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).

В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2008 N А56-21648/2006, сделав вывод о правомерности вывода налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения освобождения, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, руководствовался, в частности, тем, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит. Данные выводы сформированы судом в отношении осуществления таких видов деятельности, как услуги по занятиям шейпингом и занятиям в тренажерном зале, осуществление которых не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В то же время данные выводы суда следует учитывать и применительно к решению вопроса о применении НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Если же подготовительные курсы организованы без выдачи документов о соответствующем образовании и (или) квалификации, то, исходя из позиции Минфина России и отсутствия единообразия в судебной практике, льгота по НДС не применяется. Правомерность применения освобождения от НДС в отношении подготовительных курсов, если документы о соответствующем образовании и (или) квалификации не выдаются, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Кроме того, очень важно обращать внимание, в каком пункте — 2 или 3 — упомянуты осуществляемые налогоплательщиком операции, не подлежащие налогообложению. Если они упомянуты в пункте 3 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

При применении статьи 149 НК РФ необходимо учитывать Постановления Правительства России от 20.02.2001 N 132 «Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», от 17.01.2002 N 19 «Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», от 31.07.2001 N 567 «Об утверждении Перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость», от 21.12.2000 N 998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», от 18.01.2001 N 35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства», от 31.03.2001 N 251 «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость», от 28.03.2001 N 240 «Об утверждении Перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», от 22.11.2000 N 884 «Об утверждении Перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)», а также Приказ МИД России N 6498, Минфина России N 40н от 08.05.2007 «Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации».

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Объект налогообложения; место реализации товаров, работ, услуг. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации

Объект налогообложения; место реализации товаров, работ, услуг

В соответствии со ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признаются следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях гл. 21 передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

— передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения:

— операции, которые не признаются реализацией в соответствии с п. 3 ст. 39 Кодекса для любых налогов (см. тему 3, п. 3.2);

— операции, которые не признаются реализацией только для НДС (подпункты 2–12 п. 2 ст. 146), в частности:

— передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

— передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

— выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий;

— выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

— оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

— передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

— операции по реализации земельных участков (долей в них);

— передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

— передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и передача недвижимого имущества при расформировании целевого капитала;

— операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр;

— операции по реализации (передаче) имущества казны арендаторам- субъектам малого и среднего предпринимательства.

Место реализации товаров (работ, услуг)

Согласно ст. 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

— товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

— товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Место реализации работ и услуг определяется в соответствии с положениями ст. 148 Кодекса.

По общему правилу местом реализации признается место фактического выполнения работ или оказания услуг (подпункты 1–3 ст. 148 НК РФ).

В подпункте 4 п. 1 ст. 148 Кодекса перечислены работы и услуги, местом реализации которых является место экономической деятельности покупателя.

Положение настоящего подпункта, в частности, применяется при:

— передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

— оказании услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

— оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— предоставлении персонала, в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя;

— сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

— оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом.

Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 148 местом реализации работ, услуг, не предусмотренных подпунктами 1 – 4.1, 4.3 данного пункта, признается Российская Федерация, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ).

Это положение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Указанный перечень утвержден совместным приказом МИД России и Минфина России от 08.05. 2007 № 6498/40н (ред. от 15.10.2009).

В п. 2 и 3 ст. 149 содержится большой перечень операций, освобождаемых от налогообложения.

От льгот, предусмотренных п. 3, налогоплательщик вправе отказаться, представив заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всехосуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 Кодекса. Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Освобождение от налога операций, указанных в п. 2 ст. 149 Кодекса является обязательным.

Некоторые операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, производящих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации Освобождениеот налогообложения в соответствии с положениями ст. 149 Кодекса не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Кодексом.

Исключением являются услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанные в п. 2 ст. 156 НК РФ, по которым льгота распространяется и на услуги посредников:

— предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149);

— реализация следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 1, п. 2 ст. 149):

— важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

— протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

— технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

— очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

— ритуальные услуги, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 8, п. 2 ст. 149);

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 6, п. 3 ст. 149).

Если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

НК РФ Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, за исключением операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом;

2) — 3) утратили силу.

4) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении операции, предусмотренной подпунктом 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;

4.1) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса;

4.2) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.

5) утратил силу с 1 января 2007 года.

6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

7) — 13) утратили силу.

13) — 15) исключены.

  • произведенного налогоплательщиком, имеющим соответствующее свидетельство, указанное в подпунктах 2 — 4 пункта 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса, этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, и (или) спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости, и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке соответственно;
  • ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе виноматериалов;
  • произведенных налогоплательщиком дистиллятов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе — дистилляты), для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции и (или) виноматериалов;
  • произведенного налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство фармацевтической продукции, этилового спирта для дальнейшего производства лекарственных средств, и (или) лекарственных препаратов, и (или) медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации и (или) включенных в соответствующий реестр;

17) в отношении авиационного керосина — операции, указанные в подпунктах 1, 6 — 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;

18) в отношении бензола, параксилола и ортоксилола — операции, указанные в подпунктах 1, 6 — 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;

19) в отношении нефтяного сырья — операции, указанные в подпунктах 1, 6 — 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;

20) утратил силу с 1 апреля 2020 года.

21) в отношении винограда — операции, указанные в подпунктах 1, 6 — 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;

24) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, произведенных указанными российскими организациями и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. Перечисленные в пункте 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Существуют определенные условия и требования, при соблюдении которых налогоплательщик может претендовать на налоговые льготы.

Читайте также  Транспортный налог в Краснодарском крае на 2022 год

Перечень реализации услуг, не подлежащих налогообложению

Льготы по налогам и сборам, вместе с акцизами, представляют собой определенные преимущества, которые могут быть предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков. Льгота может быть выражена в полном освобождении от уплаты предусмотренного налога с акцизами, либо в его уплате в меньшем размере.

В перечень основных услуг, которые не будут подлежать налогообложению, в основном входят государственные услуги, либо услуги, оказываемые сторонними организациями, какие необходимы для обеспечения нормального функционирования государственных органов, органом местного самоуправления и т.д.

Например, услуги по поставке в Россию важнейшего медицинского оборудования, необходимого для поддержания и улучшения существующей системы здравоохранения не будут облагаться соответствующим налогом и акцизами.

Перечень данного оборудования и иных сопутствующих услуг реализации в области здравоохранения утвержден действующими налоговыми органами.

При этом освобождение от налогообложения, наравне с акцизами, будет происходить исключительно на основании действующего удостоверения, в котором будет содержаться установленный код ОКП, входящий в действующий перечень.

В процедуре освобождения от налогообложения могут участвовать и иные услуги, главное, чтобы данное освобождение было подтверждено соответствующими основаниями и документальными доказательствами.

Освобожденные ранее от налогообложения услуги могут быть включены в систему налогообложения, в том числе и с акцизами, в том случае, если сущность, либо иные важные обстоятельства, характеризующие эти услуги, изменились.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению

Действующим налоговым законодательством РФ определены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с имеющимися основаниями. Это значит, что реализация данных операций не требует от налогоплательщика уплаты налогов и сборов, какие были предусмотрены.

Операции, не подлежащие налогообложению НДС, выражаются в следующем:

  • ввоз определенных медицинских товаров на территорию РФ и их реализация, код которых входит в действующий перечень;
  • оказание и реализация определенных медицинских услуг государственными клиниками, либо частными организациями. Код и перечень данных услуг утверждается действующим налоговым законодательством РФ;
  • реализация услуг по уходу за пациентами государственных и частных клиник. При этом необходимость данного ухода должна быть подтверждена соответствующим заключением из уполномоченного учреждения здравоохранения. Им также присваивается и код необходимых услуг;
  • реализация услуг по поддержке и содержанию детей в специальных учреждениях образовательного назначения, проведение соответствующих занятий с несовершеннолетними детьми не только в образовательных учреждениях, но и дополнительных центрах досуга – кружках, секциях и т.д.;
  • реализация определенных продуктов питания, которые являются результатом деятельности столовых в образовательных и медицинских учреждениях, организаций общественного питания и т.д.;
  • транспортные услуги, имеющие соответствующий код деятельности, по регулярным перевозкам пассажиров наземным и иным транспортом, включая пригородные электрички, морские и речные суда;
  • реализация ритуальных услуг, код и перечень которых определяются Правительством РФ;
  • услуги, непосредственно касающиеся создания, поставки и реализации монет из драгоценных металлов, которые были признаны правомерным и законным видом платежа в РФ;
  • реализация услуг, которые касаются ремонта и регулярного технического обслуживания определенных бытовых товаров, регулярно используемых гражданами, без взимания дополнительной платы за данные ремонтные действия.

Учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению

Каждая ранее проведенная бухгалтерская операция, вне зависимости от того, является ли она объектом налогообложения или нет, должна быть верным образом зафиксирована и поставлена на соответствующий учет. В том случае, если налогоплательщик участвует как в операциях, не подлежащих налогообложению, так и в противоположных, их учет, в обязательном порядке, должен вестись отдельно.

Грамотный учет, проведенный в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, позволяет более быстро и правильно формировать бухгалтерскую отчетность за определенный временной период и помогает избежать множественных нарушений и штрафов, которые могут быть выявлены в ходе организованной проверки.

Учет операций включает в себя наличие следующих сведений, которые должны быть включены в соответствующие документы по бухгалтерскому учету:

  • дата, когда была осуществлена реализация тех или иных услуг, а также их сущность и иные особенности;
  • полные данные о проведенной операции – ее код в соответствующем государственном перечне, особенности проведения, данные о поставщике, либо исполнителе, сведения о ранее заключенном договоре и т.д.;
  • сведения о том, являются ли поставленные товары, оказанные услуги, либо проведенные работы по данной операции законным объектом налогообложения или нет;
  • данные об освобождении от налогообложения, либо об установлении определенных налоговых льгот, если таковые имеются, с указанием соответствующих правовых оснований. При этом указывается уплачиваемая налоговая сумма и сумма установленной льготы;
  • иные сведения, которые могут иметь прямой отношение к особенностям учета операции, к его этапам, установленному порядку и т.д.

Отказ или приостановление освобождения операций, не подлежащих налогообложению

Законный налогоплательщик, который принимает непосредственное участие и осуществляет операции, не являющиеся объектом налогообложения, имеет законное право отказаться от функции освобождения данных операций от процедуры налогообложения. Для этого заинтересованному лицу необходимо будет обратиться в соответствующий налоговый орган, расположенный по месту учета или регистрации налогоплательщика.

Обращение может быть осуществлено не позднее первого дня того налогового периода, в который налогоплательщик желает отказаться от права освобождения от налогообложения. При этом действующее налоговое законодательство РФ допускает как возможность полного отказа, так и временное приостановление действия освобождения от налогообложения.

При обращении в налоговый орган, налогоплательщику необходимо будет составить соответствующее заявление и подать его уполномоченному лицу.

В заявлении следует указать все важные сведения: данные о налогоплательщике, срок приостановления действия освобождения, либо его полное прекращение, имеющиеся основания, данные об операциях, в отношении которых действовало это освобождение, их код по соответствующему перечню, предмет, особенности и т.д.

Удовлетворение требований заявителя и подтверждение отказа от освобождения, либо его временного приостановления, при этом, будет возможно далеко не во всех случаях. Это может быть осуществлено только в отношении некоторых операций, полный перечень, реализация и код которых установлены нормами действующего налогового законодательства. Не допустимо, чтобы факт освобождения, либо не освобождения данных операций от налогообложения, напрямую зависел от того, кто именно является законным приобретателем указанных товаров, работ, либо услуг.

Освобождение от налогообложения

Правовая процедура освобождения от налогообложения тех или иных операций заключается в полном снятии с налогоплательщика определенных налоговых обязательств в отношении данных операций.

Решение об освобождении от налогообложения принимается уполномоченным лицом – сотрудником налогового органа. При этом инициатором данной процедуры должен быть налогоплательщик, который подает письменное заявление в соответствующую налоговую организацию.

В заявлении он указывает код операций, которые, по его мнению, должны быть освобождены от процедуры налогообложения. Вместе с письменным заявлением, налогоплательщик должен представить все необходимые документы, перечень которых утверждается действующими налоговыми нормами.

В эти документы входят: данные бухгалтерской отчетности за определенный временной период, выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, выписка из журнала учета текущих расходов и доходов.

При этом представитель налогового органа имеет право запросить и иные документы, подтверждающие правомерное право налогоплательщика на освобождение от налогообложения.

Решение об отказе может быть выдано уполномоченным лицом в том случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо если выяснилось, что информация, содержащаяся в них, является недостоверной.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации (абз. 1 п. 1 ст. 149 НК РФ).

Положения вышеуказанного абзаца применяются в случаях, когда законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России.

Действующий Перечень утвержден совместным Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6498/40н (в ред. Приказа МИД России N 18097 и Минфина России N 103н от 15.10.2009).

В п. п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ содержится большой перечень операций, освобождаемых от налогообложения.

Чем отличаются эти два пункта? Только одним.

Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких операций, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается приостановление или отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Освобождение от уплаты налога по операциям, указанным в п. 2 ст. 149 НК РФ, является обязательным.

С 1 января 2010 г. п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 29 и 30, согласно которым не подлежит налогообложению реализация:

— коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

— работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом следует отметить, что применить льготу можно только при соблюдении двух условий:

во-первых, оказывать услуги должны именно те организации, которые перечислены в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Другими словами, если коммунальные услуги жильцам оказывает напрямую какая-либо снабжающая организация, то льготу применить она не сможет;

во-вторых, данные услуги должны приобретаться перечисленными ранее компаниями непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества и ремонту в многоквартирном доме.

В Письме Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169 разъясняется, что от обложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям и ТСЖ организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от обложения налогом на добавленную стоимость не освобождены.

Некоторые подпункты п. п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2010 г. действуют в новой редакции (табл. 1):

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector