Налоговые проверки в 2022 году — список организаций

Налоговые проверки в 2022 году — список организаций

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. N 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящего постановления, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в 2022 году не проводятся;

б) при формировании на 2022 год планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» и планов проведения плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в ежегодные планы не включаются.

2. Ограничения, установленные пунктом 1 настоящего постановления, не распространяются на:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классам опасности опасных производственных объектов, I, II и III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

б) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у контрольного (надзорного) органа, органа государственного контроля (надзора) информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодных планах помимо сведений, предусмотренных пунктом 8 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года», и частью 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение;

в) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;

г) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках:

внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;

федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

3. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Налоговые проверки в 2021 году — список организаций

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2021 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2021 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2021 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

По каким еще критериям ФНС отбирает организации для выездной проверки, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

План проверок прокуратурой на 2022 год

Приветствую, друзья! Должно быть многим уже известно, что принят мораторий на проверки 2022 года, ведь удивительное дело, мы впервые увидели как работает ботоферма, финансируемая, вероятно, из государственного бюджета. Только опубликовали в нашей группе VK о постановлении Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520, которым продлевается мораторий на проверки среднего и малого бизнеса, как тут же посыпались однотипные восторженные комментарии от фейковых аккаунтов (ботов) о том, что-де наконец-то правительство помогает, власть думает о народе и вот это вот всё. Само собой, спустя некоторое время все эти аккаунты-однодневки были заблокированы самой же соц. сетью за подозрительную активность. Авторы этой стратегии, наверное, хотели таким тривиальным образом донести информацию о принятии моратория в нужном им контексте до как можно большего количества людей. Вопрос к авторам – это одноразовая акция к 19 сентября или теперь каждый выпущенный нормативный документ будет сопровождаться платными комментариями в Интернете? Что за х%#ню вы творите?

Ну вот, когда пар спущен, давайте поговорим о тонкостях применения моратория на проверки 2022 года. Статью подготовила моя помощница Светлана Подберезина.

Мораторий на проверки. Каким он был и каким станет в будущем году? Кто получит свободу уже сейчас, а кто лихорадочно будет набирать ОКВЭД в реестре прокуратуры в поисках запланированных визитов контролёров? Ответим в этой статье.

Мораторий был, есть и будет

Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых “надзорных каникул”, был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

Затем он был заменён “коронавирусным” мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.

Кабмин воспользовался этим правом дважды, установив мораторий в 2020 и в 2021 годах. В ситуации распространения пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях. В 2021 году мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.

Очевидно, что COVID-19 будет с нами и в 2022 году, поэтому “коронавирусный” мораторий на проверки установили и на весь следующий год, но не для всего малого бизнеса.

“Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса”, – сообщил Мишустин.

Особенности моратория на проверки в 2022 году

    1. Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года. Но, существенная разница всё-таки есть.
    2. Правительство ограничило плановые КНМ, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется и старым, и новым “законами о проверках” (см. заметку – Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года).
    3. Компании малого и среднего бизнеса должны быть исключены из планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год. Речь идёт только о плановых проверках.
    4. Как следует из текста Постановления № 1520, мораторий не коснётся проверок объектов, деятельность которых отнесена к чрезвычайно высокому и к высокому риску, так как они могут представлять потенциальную опасность для жизни людей.
    5. Мера не распространяется на бизнес, требующий наличия лицензий, на плановые мероприятия, которые проводятся в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, и на мероприятия федерального госнадзора в области использования атомной энергии.
    6. Компании – носители гостайны также составляют исключение.
    7. Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трёх последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

    Под мораторий не подпадают:

    • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности;
    • предприятия, использующие атомную энергию.

    В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

    Если ваше предприятие относится к малому бизнесу, попадает под мораторий, но плановые проверки не исключены из реестра, то обжалуйте их назначение через “досудебку” на Госуслугах.

    Если вы до сих пор игнорировали открытие личного кабинета организации или ИП на Госуслугах, знайте, что без него вы не сможете защищать свои интересы в суде, поскольку обращение с иском к проверяющим возможно только после обжалования его действий и решений в досудебном порядке через личный кабинет.

    Резюме по мораторию на проверки 2022 года

    1. Проверьте относится ли ваше юридическое лицо к малому бизнесу.
    2. Если деятельность организации не попадает в перечень исключений, плановые проверки должны быть исключены из реестра проверок.
    3. Если это не так, действуйте!

    План проверок на 2022 год

    Единый план проверок ГИТ на 2022 год формируется в особом порядке. При составлении используется риск-ориентированный алгоритм.

    Анализ осуществляется специальной автоматизированной контрольно-надзорной системой.

    Под контроль попадают следующие факторы:

    • вид деятельности экономического субъекта;
    • количество наемных сотрудников и их движение;
    • наличие задолженности по заработной плате, структура и динамика за 2020 год;
    • наличие административных взысканий в части нарушений трудового законодательства (только вступившие в законную силу);
    • уровень травматизма (несчастные случаи, профзаболевания и травмы на производстве) в сравнении за три последних года.

    Система проанализирует каждый фактор и рассчитает итоговую оценку. По результатам подсчета каждому субъекту будет присвоена особая категория (группа) риска, которая регламентирует периодичность проведения контрольно-ревизионных мероприятий.

    Оценки группируют по стандартной схеме: чем выше балл, тем чаще ГИТ посетит компанию. Чем ниже оценка риска, тем реже будут встречи с контролерами.

    Налоговые риски 2022: что будут проверять и как от этого защититься

    Те, кто сталкивался с выездными налоговыми проверками в последние 5 лет, сопровождал их со стороны защиты или участвовал в качестве проверяемого, прекрасно знают, что 95 % всех проверок были связаны с выявлением у налогоплательщиков расходов в адрес «недобросовестных контрагентов», выявлением схем оптимизации НДС.

    Количество «НДС-ных» проверок и объем доначислений по ним начал снижаться уже в 2019 году. Это стало следствием эффективной работы введенного шесть лет назад в действие АСК-НДС-2.

    Программа, работающая на принципах bigdata, выявляет «цепочки» и «разрывы» до десятого (а кто-то говорит, что и дальше) колена. Эта эффективная работа и привела к тому, что налогоплательщики в большинстве своем перестали пользоваться услугами «серых схемщиков».

    Начиная с 2018 года потребителей «бумажного НДС» стало в разы меньше. В 2019 году спрос на эту услугу снизился до минимума. Уже в текущем году доначислений по «серым» схемам стало гораздо меньше и по количеству налогоплательщиков, которым эти схемы вменяли, и по суммам доначислений.

    Можно смело сказать, что 2021 год стал последним годом, когда в рамках большинства проводимых выездных проверок налоговый орган мог доначислить НДС и налог на прибыль, выявив «цепочку» и объявив ее выгодоприобретателем проверяемую компанию. Понятно, что налоговые органы будут и дальше проводить проверочные мероприятия и не снизят планы по доначислениям. Однако вектор проверок поменяется, недоимки инспекторам придётся выявлять по другим эпизодам.

    Проанализировав практику последних лет, информацию о планах ФНС из открытых и закрытых источников, мы можем сделать достаточно точный прогноз, кто именно и по каким причинам окажется в фокусе внимания контролеров в 2022-м и последующих годах.

    «Портрет» проверяемого налогоплательщика в 2022 году – кому и за что доначислят налоги?

    Отметим в первую очередь, что, как это ни удивительно, ожидается рост количества налоговых проверок физических лиц. Первые ласточки (проверки) прилетели уже в этом году: к нам обратилось сразу несколько состоятельных клиентов, которым пришли решения о назначении в отношении них выездных налоговых проверок.

    Конечно, людям, чей ежемесячный фактический доход не превышает 300-500 тысяч рублей, ждать проверок не стоит. Если же вы фактически зарабатываете десятки и сотни миллионов в год, которые «лежат» на ваших банковских счетах и депозитах, которые вы тратите на покупку недвижимости, машин и прочего имущества, – риск, что на вас обратит внимание инспектор, становится более чем реальным.

    Впрочем, и представителям «среднего класса», получающим серую зарплату, может прийти «письмо счастья». В этом году в тестовом режиме налоговики уже рассылали требования пояснить источник дохода, за счет которого был приобретен, например, автомобиль или квартира, чья стоимость в несколько раз превышает задекларированный в последние три года доход.

    В фокус внимания все чаще попадают компании с небольшими (в районе 100 млн руб. в год) оборотами. Налоговые органы готовы проверять малый бизнес, если его деятельность, по мнению налоговиков, не прозрачна. Ожидать проверок стоит компаниям, у которых в составе взаимозависимых лиц есть организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы.

    Причем в проверку могут попасть как сами «спецрежимники», так и компании на общей системе налогообложения, которые «делят» с упрощенцами (или до 2021 года с плательщиками ЕНВД) выручку либо приобретают у таких компаний работы/услуги, перенося таким образом часть прибыли под низкие налоговые ставки.

    Проверка может прийти и в компанию, которая работает в группе компаний, применяющих ОСНО, но при этом манипулирует выручкой, перенося доходы в убыточные компании, или они дробятся таким образом, чтоб соответствовать статусу МСП (малое и среднее предпринимательство) и использовать льготы по страховым взносам. О дроблении, как об одной из самых актуальных причин проверок, поговорим подробнее чуть ниже.

    Большой интерес будут вызывать компании с иностранным участием, у которых есть активные заемные или иные договорные отношения с иностранной материнской компанией. Впрочем, если активные договорные отношения у компании есть и с российским акционером/участником – это тоже может вызвать интерес у налоговиков.

    Здесь следует отметить, что налоговые органы активно переквалифицируют, казалось бы, обычные отношения с материнскими компаниями в дивидендные или инвестиционные. Так в топе споров на эту тему – ситуации с выдачей материнской компанией процентного займа дочерней организации.

    Во-первых, если речь идет об «иностранной маме», которая выдала заем, то тут включаются правила тонкой капитализации. При совершении таких сделок компании должны четко контролировать соотношение суммы займа и величины чистых активов компании-заемщика: первая не должна превышать более чем в три раза величину чистых активов, иначе часть процентов придется переквалифицировать в дивиденды и начислить налог.

    Такие упущения налоговые органы активно ищут и часто обнаруживают, что дает повод вменить достаточно серьезную недоимку.

    Во-вторых, обращают на себя внимание процентные займы, выдаваемые материнской компанией «дочке» или, наоборот (и тут резидентство «мамы» уже не играет роли), на чрезмерно длительные сроки и/или не погашаемые в сроки, установленные договором.

    Такие ситуации инспекторы переквалифицируют. Заем от материнской компании квалифицируют как инвестиционный вклад, а начисленные дочерней компанией проценты, на которые уменьшалась налоговая база (а значит, и сумма налога к уплате), исключают из затрат.

    Не погашаемый долгое время заем от дочерней компании учредителю (акционеру) квалифицируют как дивиденды, начисляя на их сумму соответствующий налог. Также ждать проверок стоит компаниям, которые длительный период показывают незначительную прибыль или убыток при достаточно большой величине выручки. Такие компании налоговые органы будут подозревать в искусственном наращивании расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль или налога по УСН (при применении ставки 15 %).

    Разумеется, не стоит забывать и о возможных претензиях по НДС. «Смельчаков», использующих «НДС-ные схемы» все меньше, но они есть. Как есть и те, кто просто по тем или иным причинам не уплачивает НДС, в результате чего возникают претензии к совершенно добропорядочным налогоплательщикам, с которых «есть что взять» и которые в «цепочке» оказываются на самом верху.

    К сожалению, на месте такого добропорядочного налогоплательщика может оказаться любая компания. Продолжение следует.

    Партнерский материал, авторы: Крупский Андрей, Управляющий партнер компании «Лемчик, Крупский и партнёры», Круглова Людмила, Руководитель практики «Структурный и налоговый консалтинг» компании «Лемчик, Крупский и партнёры»

    Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?

    Несмотря на то что правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2021 года, к отдельным предпринимателям все еще могут заглянуть инспекторы. Рассказываем, какой бизнес находится в сфере интересов проверяющих органов и как подготовиться к внеплановым визитам инспекторов из разных ведомств.

    Кто получит освобождение от плановых проверок

    К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

    Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.

    Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

    электроэнергетика и энергосбережение;

    производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.

    Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.

    Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:

    предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);

    предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);

    компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;

    предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;

    в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).

    Как будут проходить внеплановые проверки

    Мораторий не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц. Контролирующие органы придут по следующим причинам:

    должностные лица вовремя не отреагировали на ранее выданные предписания, не устранили нарушения;

    проверка входит в число обязательных мероприятий при лицензировании или выдаче разрешительной документации;

    контролирующие органы получили жалобу или обращение от граждан, в которых сообщается (с доказательствами) об угрозах для жизни или здоровья людей, животных, причинении вреда окружающей среде, памятникам архитектуры и природы, объектам культурного наследия;

    угроза безопасности государства;

    затронуты права потребителей;

    предприятие не выполняет требования по маркировке товаров;

    проверку инициировала прокуратура, правительство или президент на основании доказанных фактов.

    С 1 июля 2021 года вступят в силу новые правила проведения проверок. К примеру, вместо длительных выездных мероприятий инспекторы могут выбрать формат визита: инспекторы минимум за 10 дней предупредят о проверке, а затем в течение рабочего дня на месте проводят мероприятия, прописанные в регламенте проверки.

    Кроме этого, правительство ограничит срок проведения остальных выездных мероприятий – не более 10 дней. Впрочем, в некоторых случаях визиты и не понадобятся: с июля ведомства могут осуществлять проверки дистанционно, с помощью программ для аудио или видеосвязи (п.1 Постановления Правительства РФ №1969 от 30.11.2020).

    Формы внеплановых налоговых проверок в 2021 году

    С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

    Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

    Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

    Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.

    Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

    Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

    Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

    Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

    В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.

    Что делать, если вас внесли в план проверок?

    На сайте прокуратуры нужно ввести ИНН, ОГРН или название организации. Если вас собираются проверить, то компания будет списках инспекционных мероприятий на 2021 год.

    Если обнаружили себя в списках без оснований (например, ИП не работает в сфере здравоохранения или образования, не связан с опасным производством и не нарушал КоАП), то действуйте по следующему плану:

    Заполните заявление об исключении из плана проверок.

    Подготовьте копии бухгалтерской отчетности.

    Если у вас есть сотрудники, сделайте копию отчета РСВ.

    При необходимости закажите выписку из реестра МСП.

    Все эти документы отправьте в орган, который и назначил проверку.

    После этого у контролирующего органа будет 10 дней на то, чтобы отменить мероприятие и исключить ИП или ООО из плана на 2021 год.

    Полезная информация о правах предпринимателей при проверках

    Права ИП и юридических лиц во время внеплановых проверок защищает действующее законодательство. К примеру, можно узнать цель визита, затребовать подтверждающие документы, не подписывать лишних бумаг, а также не соглашаться с выводами проверяющих.

    По закону предприниматели имеют право:

    заранее (минимум за сутки) получить уведомление о проверке, если речь не идет о причинении вреда людям, животным, окружающей среде, а также нет иных оснований, прописанных в п.2. ч.2 10-й статьи закона о защите прав юрлиц и ИП;

    присутствовать при проведении мероприятий, приглашать бизнес-омбудсмена, юрисконсульта, адвоката;

    проверять документы, связанные с визитом контролирующих органов (приказ, регламент проверки);

    не представлять документы или информацию, если они не перечислены в приказе о проверке, то есть не относятся к теме визита;

    не представлять документы, которые может выдать другой орган: проверяющие должны их запросить у соответствующих структур заранее;

    не заверять документы у нотариуса, даже если вы работаете без печати – электронные документы можно заверить квалифицированной ЭЦП, а для бумажных достаточно подписи, даты и слова «Верно»;

    не подписывать акты отбора проб и измерений: вы не знаете правила отбора, поэтому не можете ручаться за правильность проведения процедуры;

    следить за временем проверки и, в случае превышения лимитов, потребовать прекращения всех мероприятий: до 1 июля 2021 года максимальный срок проверки составляет 20 дней, после этой даты – 10 дней;

    ознакомиться с актом проверки и при необходимости заявить о несогласии с результатами (в этом случае в акте допускаются отметки «С замечаниями» или «С возражениями», либо любые иные формулировки), обжаловать их в суде, вышестоящем органе или на «Госуслугах»;

    Читайте также  Статья 167 НК РФ (глава 21 "Налог на добавленную)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector