Налог на прибыль – 2022: новый год и новые правила

Налог на прибыль – 2022: новый год и новые правила

ФНС изменит форму налоговой декларации по налогу на прибыль с 2022 года

В налоговую декларацию по налогу на прибыль внесут изменения в связи с поправками в НК РФ. Новую форму налогоплательщики будут использовать для отчетности за 2021 год.

Изменения в НК РФ привели к обновлению декларации

В 2021 году в Налоговый кодекс РФ внесли поправки в результате вступления в силу:

  • Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ;
  • Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ;
  • Федерального закона от 17.02.2021 № 8-ФЗ;
  • Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Их нормами предусмотрены:

  • новая формула для исчисления налоговым агентом суммы налога, удерживаемого из доходов получателя дивидендов;
  • включение расходов на НИОКР в инвестиционный налоговый вычет;
  • установление властями российских регионов пониженной ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику;
  • расширенный перечень целевых поступлений, целевого финансирования и доходов, не подлежащих налогообложению. В него включены средства участников долевого строительства на счетах эскроу и имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, и другие доходы.

В связи с этим ФНС России разработала новую форму налоговой декларации по налогу на прибыль. Соответствующий проект ведомственного приказа опубликован на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов.

Что изменится в налоговой декларации

Действующая форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@, который ФНС собирается изложить в новой редакции. Поправками из проекта приказа предусмотрено:

  • добавление в приложение № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета» нового раздела Г «Расчет уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета»;
  • обновление в листе 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» раздела А «Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории РФ)»;
  • новая редакция приложения № 2 к налоговой декларации.

Проектом ФНС предусмотрено обновление электронного формата налоговой декларации по налогу на прибыль и порядка ее заполнения. Ожидается, что обновленная форма декларации по налогу на прибыль начнет применяться с 01.01.2022, начиная с отчетности за 2021 год.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Подписаны основные поправки в НК РФ – 2022

Подписан закон, вносящий множество поправок в часть вторую НК РФ. О некоторых мы уже писали. Напомним, по каким налогам внесены изменения:

  1. Внесены поправки в налогообложение НДС. Так, определение базы по НДС с межценовой разницы распространено на мотоциклы, приобретенные у физлиц. В целях льгот по НДС отменено ограничение по сроку применения регистрационных удостоверений на медизделия, выданных по законодательству РФ. Кроме того, Восстановление НДС теперь не касается безвозмездной передачи недвижимости в федеральную казну.
  2. Введен акциз на жидкую сталь, использованную в продукции металлургического производства.
  3. Появились новые льготы по НДФЛ.
  4. Изменено налогообложение прибыли при получении субсидий, грантов, а также для участников лизинговых операций .
  5. Увеличены госпошлины за регистрацию лекарств, медизделий и БКП. Определены размеры пошлин, связанных с разрешениями на применение незарегистрированных медизделий для диагностики in vitro.
  6. В отношении калийных солей, железной руды (кроме окисленных железистых кварцитов), апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд базу по НДПИ будут определять как объем добычи. Уточнены ставки НДПИ.
  7. Скорректированы правила налогообложения имущества организаций (см. подробнее новость от 29 ноября 2021 года).
  8. Производители подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, получили право перейти на УСН или ЕСХН (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Документы по теме:

Читайте также:

Президент РФ подписал закон вносящий поправки в налоговое законодательство также в части транспортного и земельного налогов.

В зависимости от вида аренды и условий договора предмет аренды может учитываться на балансе арендодателя в качестве основных средств или инвестиционного имущества, а у арендатора — в качестве права пользования активом.

Если же объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается на балансе арендатора в составе основных средств, то арендатор признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимого имущества, а если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается арендодатель.

По общему правилу на 3 года, а для субъектов МСП — на 5 лет.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налог на прибыль организаций — какой процент в 2022 году

Налог на прибыль (ННП) – прямой налог, уплачиваемый предприятиями, применяющими ОСНО. Размер налога на прибыль организаций, получаемой от обычной деятельности большинства компаний, составляет 20%. Но, в зависимости от отраслевой и территориальной принадлежности, вида деятельности и норм регионального законодательства ставка налога может быть иной. Напомним о размерах актуальных ставок ННП в 2022 году.

Налог на прибыль организаций: процент отчислений в бюджеты (2022 г.)

Размеры ставок ННП регламентированы ст. 284 НК РФ. По общему правилу сумма налога, начисленная по общей ставке 20% распределяется между федеральным бюджетом (ФБ) и бюджетом региона (РБ), в котором компания работает, в соотношении 3% и 17% соответственно. Подобное распределение будет действовать до завершения 2024 года, а впоследствии предполагается увеличение суммы налога в РБ до 18% и уменьшение доли сборов в ФБ до 2%.

Налоговым законодательством предусмотрена возможность применения иных размеров ставки ННП, поскольку законодательные органы субъектов РФ вправе понижать ее для отдельных групп налогоплательщиков в 2017-2022 годах до 12,5% (с 2023 г. понижение будет возможно до 13,5%).

Еще более низкой ставка налога, перечисляемого в РБ, может быть для компаний:

  • резидентов особых и свободных экономических зон (0 — 13,5%);
  • участников региональных инвестиционных проектов (0 — 10%);
  • резидентов территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток (5 — 10%);
  • ведущих туристско-рекреационную деятельность в Дальневосточном ФО, участников проекта «Сколково» (0%).

На основании поправки, внесенной в ст. 284 НК РФ (п. 1.8-3, согласно закону № 305-ФЗ от 02.07.2021), с 01.01.2022 будет действовать пониженная налоговая ставка на прибыль, полученную от деятельности по предоставлению по лицензионному договору неисключительного права пользования результатами интеллектуальной деятельности, если исключительные права на нее принадлежат компании-налогоплательщику.

Налог на прибыль организаций: сколько установлено специальных ставок в 2022 г.

Помимо основной ставки ННП существуют специальные ставки для перечисления в ФБ, по которым облагаются некоторые виды деятельности. Так:

  • по ставке 30% облагается прибыль по акциям отечественных компаний, выплаченная лицам, сведения о которых не предоставлялись налоговому агенту (п. 4.2 ст. 284 НК РФ);
  • 20% от прибыли в ФБ отчисляют фирмы, добывающие углеводороды на новых морских месторождениях, а также контролируемые иностранные предприятия (п. 1.4, 1.6 ст. 284 НК РФ);
  • 15% — ставка ННП от процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг, а также на дивиденды, получаемые иностранными фирмами по акциям российских предприятий (п. 3, 4 ст. 284 НК РФ);
  • по ставке13% облагаются дивиденды, получаемые отечественными компаниями (п. 3 ст. 284 НК РФ);
  • 10% — ставка налога на доходы зарубежных предприятий от использования или сдачи в аренду подвижного транспорта и контейнеров при осуществлении международных перевозок (п. 2 ст. 284 НК РФ);
  • 9% ставка ННП с доходов от процентов по муниципальным ценным бумагам (п. 4 ст. 284 НК РФ);
  • по ставке 3% облагается прибыль аккредитованных IT-компаний и производителей электронных продуктов (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

Законодателем предусмотрены и нулевые ставки ННП. Они актуальны для социально-ориентированной деятельности. В частности, в размере 0% может быть начислен налог на прибыль организаций в федеральный и региональный бюджеты по доходам:

  • сельхозпроизводителей и рыбохозяйственных фирм от переработки и продажи собственной продукции (при доле дохода от такой деятельности минимум 70%);
  • от прибыли Центробанка РФ, полученной от регулирования денежного обращения (п. 5 ст. 284 НК РФ);
  • от прибыли предприятий, осуществляющих культурно-просветительскую, медицинскую и образовательную деятельность, а также социальное обслуживание населения (п. 1.13 ст. 284 НК РФ).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годах

Минфин раскрыл основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года. Документ позволяет оценить масштаб изменений, которые коснутся предпринимателей.

В документе зафиксированы уже действующие изменения, некоторые из них были введены в условиях пандемии. Так, с 1 января 2021 года был отменен единый налог на вмененный доход, взамен ему было расширено применение патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности.

Изменения коснулись и упрощенной системы налогообложения (УСН) — было расширено применение этого спецрежима. Повысились пороговые значения:

  • доходов — со 150 до 200 млн руб.;
  • занятости — со 100 работников для 130.

До 2024 года регионам продлили право вводить для впервые зарегистрированных ИП налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСН, ПСН).

Для ИП на ПСН предоставлено право налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов.

Основные изменения и их влияние на бизнес

Минфин акцентирует внимание на такие направления, как собираемость налогов, вывод бизнеса из теневого сектора, работа с дебиторкой.

Повышение собираемости налогов

В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.

Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.

  • Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
  • Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
  • Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
  • Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.

Создание условий для добровольной и своевременной уплаты налогов

С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.

Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).

Системная работа с дебиторской задолженностью

За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:

  • расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
  • выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
  • уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
  • отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
  • расширен институт залога в налоговом праве и других мер.

Совершенствование валютного контроля

Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.

С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.

Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).

Как будет меняться налоговая политика

В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».

До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.

Отправляйте отчетность быстро и без ошибок, ведите документооборот с контролирующими органами

Что будет способствовать обелению экономики и созданию справедливой конкуренции в 2022-2024 годах:

  • развитие национальной системы прослеживаемости товаров;
  • формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
  • запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (как и в случае с НПД, уплата налога будет осуществляться через приложение);
  • введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
  • повышение качества администрирования акцизов на табак.

Как планируют поддерживать малый и средний бизнес

В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:

  • программа льготного кредитования субъектов МСП;
  • бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
  • механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
  • создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
  • запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
  • создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
  • поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Изменения в налогообложении договоров лизинга

Федеральным законом от 29.11.2021 №382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон №382-ФЗ) во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в том числе в отношении особенностей налогообложения операций с лизинговым имуществом

Поправки в части лизинга вступят в силу 1 января 2022 года. При этом предусмотрены переходные положения, согласно которым правила налогового и бухгалтерского учета, применяющиеся на сегодняшний день, будут действовать в отношении лизинговых договоров, заключенных до даты вступления в силу Закона №382-ФЗ, до окончания срока их действия.

Налоговый учет лизинговых операций для целей налогообложения налогом на прибыль

1) У лизингодателя

Закон №382-ФЗ отменяет положения НК РФ о том, что для целей налогообложения налогом на прибыль предмет лизинга может учитываться в зависимости от условий договора (лизингодателем или лизингополучателем). Согласно поправкам, предмет лизинга лизингодатель будет учитывать у себя вплоть до его выкупа лизингополучателем.

Стоимость предмета лизинга лизингодатель сможет учитывать для целей налогообложения налогом на прибыль посредством амортизационных отчислений с сохранением права применять коэффициент 3 к норме амортизации.

Доходы в виде лизинговых платежей лизингодатели продолжат учитывать в составе доходов для целей налогообложения налогом на прибыль. При этом если в состав лизингового платежа будет включена выкупная стоимость предмета лизинга, то платежи в части, приходящейся на выкупную стоимость лизингового имущества (с учетом ранее выпущенных разъяснений Минфина России, а также арбитражной практики), будут признаваться авансовыми платежами, которые до даты реализации предмета лизинга не подлежат учету в составе доходов лизингодателя.

2) У лизингополучателя

Лизингополучатель сможет учитывать для целей налогообложения налогом на прибыль расходы в виде лизинговых платежей. При этом если в состав лизингового платежа входит выкупная стоимость предмета лизинга, то она должна быть вычтена из этого платежа. С учетом ранее выпущенных разъяснений Минфина России, а также арбитражной практики выкупная стоимость, включенная в лизинговый платеж, будет признаваться авансовым платежом до даты приобретения предмета лизинга.

При этом в Законе №382-ФЗ нет алгоритма определения выкупной стоимости. Таким образом, спорный вопрос о том, каким образом необходимо определять эту стоимость для целей налогообложения налога на прибыль, Законом №382-ФЗ не решен.

Налогообложение предмета лизинга налогом на имущество

Исходя из Закона №382-ФЗ, для «старых» договоров будет применяться ранее действовавший порядок бухгалтерского учета без указания на применимость такого порядка исключительно для целей налога на имущество. Подобная формулировка не дает однозначного ответа на вопросы об исчислении налога на имущество по «старым» договорам, что может спровоцировать различные трактовки, особенно ввиду начала применения ФСБУ 25/2018 1 .

Кроме того, Закон №382-ФЗ устанавливает, что имущество, переданное по договору лизинга, подлежит налогообложению налогом на имущество у лизингодателя (п. 3 ст. 378 НК РФ). При этом по ФСБУ 25/2018 2 лизингодатель отражает чистые инвестиции в аренду, а предмет лизинга отражается только на балансе лизингополучателя.

Объектом налогообложения по налогу на имущество является недвижимость, в том числе воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания 3 , а налоговой базой — среднегодовая или кадастровая стоимость недвижимости. И если в случае налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости проблем не возникает (лизингодатель имеет возможность получать информацию о кадастровой стоимости предмета лизинга), то при налогообложении по среднегодовой стоимости возникает проблема отсутствия таковой у лизингодателя (в силу положений ФСБУ 25/2018 4 предмет лизинга не отражается на балансе лизингодателя).

Закон №382-ФЗ порождает проблему несоответствия бухгалтерского и налогового учета, что влечет за собой проблемы на практике, особенно с учетом незначительного времени, оставшегося до вступления его в силу. В частности, налогоплательщикам нужно будет либо решать вопрос с настройками бухгалтерских программ, позволяющих лизингодателям рассчитать среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета, либо вести такие расчеты вручную.

Таким образом, принятие Закона №382-ФЗ и его вступление в силу в части лизинга с 1 января 2022 года вызывает ряд вопросов, ответов на которые сейчас нет. В связи с изложенным мы готовы помочь нашим клиентам разобраться в сложившейся ситуации, в том числе путем подготовки соответствующих запросов в Минфин России, анализа и выработки рекомендаций в конкретных ситуациях, связанных с налогообложением операций по договорам лизинга.

[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

[3] Подлежащие государственной регистрации.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Читайте также  Как заполнить декларацию по налогу на прибыль за год?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector