На дату восстановления резерва

На дату восстановления резерва

На дату восстановления резерва

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Минфина России от 22 августа 2016 г. № 138н “Об утверждении Порядка формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд”

В соответствии с абзацем вторым пункта 21 и пунктом 30 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226) (далее — Положение), приказываю:

1. Утвердить Порядок формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (далее — Порядок).

2. Установить, что нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, выраженные в натуральных показателях, применяемые в соответствии с пунктом 3 Порядка при расчете суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, до принятия нормативных правовых актов, предусмотренных пунктами 18 и 31 Положения, определяются на основе анализа и усреднения показателей отчетности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы государственной услуги (выполнение единицы работы) при выполнении требований к качеству оказания государственной услуги (выполнения работы), либо на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу (выполняющим работу).

МинистрА.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 октября 2016 г.
Регистрационный № 43927

Порядок
формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд
(утв. приказом Минфина России от 22 августа 2016 г. № 138н)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, к которым относятся объекты особо ценного движимого имущества (основные средства, нематериальные активы) со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев (далее — объекты особо ценного движимого имущества).

2. Сумма резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества формируется в соответствии с затратами, необходимыми для полного восстановления их состава по окончании срока эксплуатации, и рассчитывается на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по указанному имуществу с учетом установленного срока его полезного использования, установленного в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 52; 2003, № 28, ст. 2940; № 33, ст. 3270; № 48, ст. 5028; 2008, № 39, ст. 4434; 2009, № 9, ст. 1128; 2010, № 51, ст. 6942; 2015, № 28, ст. 4239).

3. При расчете суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, выраженные в натуральных показателях, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере, предусмотренными пунктами 18 и 31 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226) (далее — Положение), а также стоимость приобретения указанного имущества на дату расчета, определенная методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заключающемся в анализе информации о рыночных ценах идентичных (однородных) товаров, работ, услуг.

4. Резерв на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества используется в целях создания источника финансового обеспечения приобретения или создания (модернизации и (или) дооборудования) объектов особо ценного движимого имущества путем включения суммы резерва в базовый норматив затрат, применяемый при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с пунктами 20 и 29 Положения (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226).

5. Использование средств финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на оплату расходов по приобретению, созданию (модернизации, дооборудованию) объектов особо ценного движимого имущества осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения.

Обзор документа

Утвержден Порядок формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд. Он касается ФГУ.

Речь идет об основных средствах и нематериальных активах со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев.

Сумма резерва формируется в соответствии с затратами, необходимыми для восстановления по окончании срока эксплуатации, и рассчитывается на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации. Последняя должна начисляться по указанному имуществу с учетом срока его полезного использования, установленного в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.

При расчете суммы резерва применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания соответствующей госуслуги, выраженные в натуральных показателях, а также стоимость приобретения вышеуказанного имущества на дату расчета, определенная методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Резерв используется в целях создания источника финансирования приобретения или создания (модернизации и (или) дооборудования) объектов путем включения суммы резерва в базовый норматив затрат, применяемый при определении объема финансирования выполнения госзадания.

Резерв по сомнительным долгам — бухгалтерские проводки

Определение долга, признаваемого сомнительным в целях бухгалтерского учета, содержит п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, введенного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — положение о бухучете и бухотчетности). К сомнительной относят имеющуюся перед юрлицом задолженность ее контрагента, не обеспеченную гарантиями и не оплаченную или имеющую высокую степень вероятности непогашения в срок, указанный в договоре. То есть речь идет о долгах дебиторов или части этих долгов, в отношении которых присутствуют серьезные сомнения в их получении.

Создание резерва по такой задолженности позволяет показать в бухучете и в бухотчетности реальные суммы долгов, ожидаемых к получению. Для чего это нужно? Во-первых, выполняется требование п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ о достоверности бухгалтерских учетных данных, попадающих в отчетность и, соответственно, делающих эту отчетность достоверной. Во-вторых, экономический анализ, выполняемый с использованием цифр бухбаланса, в котором данные о величине дебиторской задолженности играют немаловажную роль, начинает осуществляться с учетом реальной информации по долгам, ожидаемым к получению. А экономический анализ, проведенный на конкретную отчетную дату и на ряд этих дат, — это процесс, итоговый результат которого интересен не только проверяющим органам или контрагентам, желающим убедиться в финансовой состоятельности анализируемого лица, но и самой организации, имеющей сомнительный долг.

Определение сомнительного долга в бухучете и ряд правил создания резерва по нему отличаются от характеристики аналогичного долга и порядка формирования резерва, создаваемого в налоговом учете (ст. 266 НК РФ). Резерв для целей налогового учета не является обязательным, в то время как в бухучете создавать его необходимо независимо от желания юрлица. В то же время правила работы с резервом в налоговом учете регламентированы во всех аспектах, а бухучет допускает разработку части этих правил на усмотрение организации. Поэтому между резервами, формируемыми в налоговом и бухгалтерском учете, практически всегда существует разница как в моментах признания сомнительного долга, так и в определении размера резерва по нему, даже если совпадает вид задолженности. Это обстоятельство обусловливает наличие временных разниц, относящихся к резерву. Причем они возникают как в случае создания резерва в налоговом учете, так и при его отсутствии в этом учете.

Узнайте, как правильно определить величину резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, изучив мнение экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

О том, какие действия приведут к уменьшению временных разниц, читайте в статье «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Когда и кем должен быть создан резерв

П. 70 положения о бухучете и бухотчетности, в котором помимо определения сомнительного долга отражены и основные правила работы с ним, не делает каких-либо исключений из круга юрлиц, обязанных создавать резерв по долгам, признанным сомнительными. Таким образом, принцип обязательности создания резерва закреплен за всеми без исключения организациями.

Обратите внимание! Малые предприятия обязаны формировать резервы по сомнительным долгам в общеустановленно порядке. Даже в случае если применяют упрощенные способы бухгалтерского учета (ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»).

В каких ситуациях надо создавать резерв? Когда задолженность, отвечающая критериям сомнительной, выявлена. При этом вид такой задолженности положение о бухучете и бухотчетности никак не ограничивает, т. е. это может быть любой дебиторский долг, от задолженности подотчетного лица до долгов покупателей.

А вот правил, которым нужно следовать в выявлении сомнительных долгов, положение о бухучете и бухотчетности не устанавливает. И организации самой придется определить, отразив установленный порядок в своей учетной политике, следующие моменты:

  • периодичность проведения инвентаризации долгов;
  • признаки, по которым долг следует считать сомнительным;
  • критерии неплатежеспособности дебитора;
  • принципы оценки вероятности погашения долга в полной сумме или частично;
  • факторы, влияющие на размер создаваемого резерва.

О том, как оформляются результаты инвентаризации задолженности, читайте в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

Начисление суммы резерва

Еще одним моментом, который следует закрепить в учетной политике, является алгоритм определения величины резерва. Размер резерва в бухучете, в отличие от резерва, создаваемого в налоговом учете, не регламентирован. Поэтому организация должна самостоятельно разработать не только перечень тех факторов, от которых будет зависеть его размер (финансовое состояние должника, вероятность погашения им всего долга или его части), но и формулу расчета конкретной величины создаваемого резерва.

Размер резерва в зависимости от оценки вероятности оплаты задолженности может не совпадать с общей суммой долга.

Основные правила бухучета резерва

Для учета резерва по сомнительным долгам Планом счетов бухучета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен счет 63. Аналитика на нем должна вестись раздельно по каждому долгу (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Учет резерва на отдельном счете обусловлен требованием п. 6.7 ПБУ 9/99 (приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н) об отражении в бухучете выручки от продаж в полном ее объеме вне зависимости от факта создания резерва по ней.

Поскольку резерв сомнительных долгов относится к величинам оценочного значения (п. 3 ПБУ 21/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), при изменении факторов, влияющих на его размер, осуществляется изменение суммы резерва (п. 2 ПБУ 21/2008). Причем это изменение может влиять как на данные текущего периода, так и на данные будущих периодов (п. 4 ПБУ 21/2008).

Существовать неиспользованная часть резерва может не дольше чем до окончания года, следующего за годом его создания (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности), что не мешает по этой же задолженности создать новый резерв.

Операции создания, изменения, списания (восстановления) резерва учитываются через прочие доходы (расходы), т. е. в корреспонденции счета 63 со счетом 91. На это есть указание в следующих документах:

  • в положении о бухучете и бухотчетности (п. 70);
  • ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (п. 11);
  • ПБУ 21/2008 (п. 4).

А вот использование резерва для той цели, ради которой он создавался (списание безнадежного долга), создаст проводку по корреспонденции счета 63 со счетом учета списываемой безнадежной задолженности (п. 77 положения о бухучете и бухотчетности).

С порядком списания безнадежной дебиторки, а также с образцами документов, ознакомьтесь в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к расчетному примеру.

Для резерва, образуемого по долгу, выраженному в иностранной валюте, придется на даты проведения операций с эти долгом и на даты составления отчетности делать пересчет не только долга, но и резерва по нему по курсу валюты, установленному на соответствующий день (п. 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н).

Резерв начислен и изменен: проводки

Проводка по созданию резерва по сомнительным долгам будет одной и той же вне зависимости от того, на каком счете учитывается задолженность, признанная сомнительной. В ней сумма резерва, начисленная по соответствующему долгу на счете 63, будет корреспондировать со счетом 91:

Изменение суммы резерва при изменении факторов, влияющих на его размер, может приводить как к увеличению, так и к уменьшению резерва. Проводки и в том, и в другом случае могут быть 2 видов:

  1. В корреспонденции со счетом 91:
  • Дт 91 Кт 63 — при увеличении резерва;
  • Дт 63 Кт 91 — при уменьшении резерва.
  1. В корреспонденции со счетом 97:
  • Дт 97 Кт 63 — если увеличение резерва влияет на данные будущих периодов;
  • Дт 63 Кт 97 — если уменьшение резерва отразилось и на данных, ранее учтенных по этому резерву в расходах будущих периодов.

Списание отраженных на счете 97 данных по резерву произойдет в том периоде, к которому относится изменение суммы резерва, учтенное при этом изменении как расходы будущих периодов (п. 4 ПБУ 21/2008):

ООО «Сигма» по итогам первого квартала 2021 года провела инвенаризацию расчетов с дебиторами и выявила следующую сомнительную задолженность:

Контрагент: ООО «Смайлик»

Сумма долга — 100 000 руб.

Срок погашения по договору — 20.01.2021.

Обоснование для признания долга сомнительным — в отношении должника открыто конкурсное производство, обеспечение исполнения платежа отсутствует.

Бухгалтер ООО «Смайлик» подготовил бухгалтерскую справку и на ее основании увеличил резерв по сомнительным долгам проводкой Дт 91.2 Кт 63.

В налоговом учете отчисления в резерв бухгалтер показал по строке 200 Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Списание безнадежного долга за счет резерва в декларации показывать не нужно.

Далее, подписав приказ у руководителя, списал дебиторскую задолженность ООО «Смайлик» нереальную к взысканию за счет резерва по сомнительным долгам записью Дт 63 Кт 62.

Восстановление и использование резерва: проводки

Восстановление (списание) сумм резерва происходит в 2 случаях:

  • при оплате долга или его части — на соответствующую сумму уменьшается и резерв;
  • при списании неиспользованного резерва (или его остатка) по окончании предельного срока, установленного для его существования.

Проводка в обоих случаях будет одинакова:

К ней может добавиться сумма, учтенная на счете 97, если часть резерва формировалась за счет расходов будущих периодов, оказавшихся несписанными к моменту восстановления (списания) резерва:

Наличие резерва обязывает списывать за его счет ту сомнительную задолженность, которая признана безнадежной (п. 77 положения о бухучете и бухотчетности). При использовании резерва по сомнительным долгам проводки будут иметь одинаковый вид, различаясь лишь номером счета, с которого списывается учитывавшаяся на нем безнадежная задолженность:

Дт 63 Кт 62 (76, 73, 71).

Списанную безнадежную задолженность в течение 5 лет учитывают за балансом на случай возможной оплаты:

О действиях, которые потребуется совершить для обоснования списания безнадежной задолженности, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Резерв в бухотчетности

Отдельной строкой резерв в бухотчетности не показывается. На его сумму уменьшают величину дебиторской задолженности, отражаемую по соответствующей строке в бухбалансе (п. 35 ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).

Если в отчетном периоде величина резерва менялась, то в пояснениях к отчетности нужно будет раскрывать причины этого изменения и его влияние на отчетные данные текущего или будущих периодов (п. 6 ПБУ 21/2008). В отношении резервов, сформированных по операциям со связанными сторонами, организации, не имеющие права на составление упрощенной отчетности, обязаны давать в пояснениях информацию о таких резервах (п. 3 и п. 10 ПБУ 11/2008).

Итоги

Резерв сомнительных долгов, являющийся объектом бухгалтерского учета, в полной мере подчиняется правилам этого учета. Поэтому бухгалтерские проводки по операциям с этим резервом формируются в соответствии с указаниями, содержащимися в ПБУ.

Восстановление резерва

Ирина Стародубцева

Восстановление ранее созданного резерва под снижение стоимости материальных ценностей осуществляется в случаях:

выбытия материальных ценностей по любым основаниям;

увеличения рыночной стоимости материальных ценностей (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н).

Поскольку величина резерва под снижение стоимости материальных ценностей является оценочным значением, то величина резерва может быть изменена (п.2 ПБУ 21/2008). Так, в периоде списания материальных ценностей, по которым был образован резерв, зарезервированная сумма восстанавливается.

ПРИМЕР №3

Организация в декабре 2015 г. имела на складе 150 м ткани, приобретенные по цене 50 рублей за 1 м. В связи с изменением конъюнктуры рынка, рыночная цена ткани составила 40 рублей за 1 м.

Исходя из оценочного значения, был сформирован резерв под снижение стоимости материальных ценностей на сумму 1 500 рублей.

В феврале 2016 г. на производство продукции было отпущено 100 м ткани по фактической себестоимости 50 рублей за 1 м. Таким образом, произошло изменение оценочного значения, которое подлежит отражению в доходах организации в данном отчетном периоде.

Создание резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов отражается следующими бухгалтерскими записями:

Содержание хозяйственной операции

В декабре 2015 г.

Cформирован резерв под снижение стоимости материальных ценностей

Отражено постоянное налоговое обязательство

Расчет: 1 500 рублей х 20%

В феврале 2016 г.:

Отпущена ткань на производство готовых изделий

Отражено изменение оценочного значения (в сумме резерва под снижение стоимости материальных ценностей)

Отражен постоянный налоговый актив

Расчет: 1 000 рублей х 20%

Таким образом, сумма резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов после проведенной операции составит 500 рублей (кредитовое сальдо по счету 14-10 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»).

Поскольку бухгалтерские стандарты не содержат указаний в части периодичностью проведения анализа состояния рыночных цен на материальные ценности, под которые создан резерв, частоту проверки на обесценение необходимо прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Формулировки учетной политики в части создания резерва

Приведем фрагмент учетной политики для целей бухгалтерского учета в части порядка создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

1. Процедура формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей заключается в следующем.

На основании ведомости остатков материальных ценностей в разрезе номенклатуры на конец каждого отчетного периода (квартала) службами организации по принадлежности проводится тест на обесценение в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

2. Тест на обесценение стоимости проводится по позициям номенклатуры запасов, полуфабрикатов, готовой продукции, если балансовая стоимость каждой позиции на каждую отчетную дату превышает 200 тыс.рублей.

3. Для определения рыночной стоимости материальных ценностей используются следующие источники информации:

цены приобретения аналогичных ценностей по последним поставкам (договоры, прайс-листы поставщиков);

средневзвешенная цена поставщиков в регионе (в части материальных ценностей, по которым отсутствуют данные о последней цене закупа);

последняя по времени составления ресурсная калькуляция на аналогичные изделия (для материалов собственного изготовления (запчастей)).

По неликвидным запасам планово-экономическим отделом определяется стоимость возможной реализации и стоимость возможного использования материальных ценностей после ликвидации запасов (металлолома, запасных частей и т.п.).

Если для реализации материальных ценностей необходимы дополнительные расходы на предпродажную подготовку, определенная рыночная стоимость уменьшается на предполагаемую величину таких расходов.

4. На основании представленных данных соответствующими службами по рыночной стоимости запасов, полуфабрикатов, готовой продукции, бухгалтерией организации создаются резервы под снижение стоимости по каждой группе ценностей. Резерв под снижение стоимости создастся на величину разницы между текущей рыночной стоимостью (стоимостью возможной реализации) и балансовой стоимостью, если последняя выше определенной текущей рыночной стоимости.

5. Расходы в виде суммы отчислений в резерв под снижение стоимости материальных ценностей и доходы в виде суммы восстановленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей квалифицируются как постоянные разницы для целей ПБУ 18/02, которые приводят к возникновению в бухгалтерском учете постоянного налогового обязательства (при формировании резерва под снижение стоимости материальных ценностей) или постоянного налогового актива (при восстановлении суммы резерва под снижение стоимости материальных ценностей).

Читайте также  Можно ли признать брак недействительным?

Отражение резерва в бухгалтерской отчетности

Остатки резерва под снижение стоимости материальных ценностей, в бухгалтерском балансе организации отдельно не отражаются. На величину резерву (сальдо по счету 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей») корректируются соответствующие показатели материальных ценностей. Сальдо по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» уменьшает показатели по строке 1210 «Запасы» баланса.

Кроме того, информация о резерве под снижение стоимости материальных ценностей отражается в отчете о финансовых результатах по строке 2340 «Прочие доходы» и по строке 2350 «Прочие расходы».

Следует отметить, что если сведения, касающиеся формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей, являются существенными, то в отчете о финансовых результатах вводятся дополнительные строки (Приказ Минфина от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности»).

В соответствии с п. 6 ПБУ 21/2008 в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за соответствующий год должна быть раскрыта информация о созданном резерве под снижение стоимости материальных ценностей.

Нужно ли ежегодно восстанавливать резерв сомнительных долгов в бухучете

Требование о формировании резерва сомнительных долгов содержится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение о бухучете). Согласно этой норме организация обязана создавать резерв сомнительных долгов, если у нее есть сомнительная дебиторская задолженность. Таковой считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Для отражения резерва сомнительных долгов предназначен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Формирование резерва отражается в учете проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 63

— создан резерв сомнительных долгов.

За счет созданного резерва списывается дебиторская задолженность, когда она становится нереальной для взыскания (например, если по ней истек срок исковой давности). Списание производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 77 Положения о бухучете) следующей ­проводкой:

Дебет 63 Кредит 62 (76)

— списана задолженность, нереальная для взыскания.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательно проводится инвентаризация (п. 26 и 27 Положения о бухучете, п. 38 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»), в том числе инвентаризация резерва сомнительных долгов. Она заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями (п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49). Если по итогам инвентаризации оказывается, что задолженности, по которым был сформирован резерв, остаются сомнительными, возникает вопрос, что делать со сформированным по этим задолженностям резервом.

В пункте 70 Положения о бухучете сказано, что если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. То есть исходя из п. 70 Положения о бухучете получается, что при сохранении у задолженности статуса сомнительной компания должна на конец отчетного года восстановить созданный под нее резерв:

Дебет 63 Кредит 91-1

— восстановлена сумма неиспользованного резерва по сомнительным долгам.

Но поскольку задолженность осталась сомнительной, под нее снова необходимо сформировать резерв:

Дебет 91-2 Кредит 63

— создан резерв сомнительных долгов.

Между тем нужно учитывать, что согласно п. 32 Положения о бухучете компания должна руководствоваться данным Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. В пункте 3 ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» указано, что величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. Следовательно, в отношении резерва сомнительных долгов ПБУ 21/2008 имеет приоритет над нормами Положения о бухучете.

В отличие от п. 70 Положения о бухучете в ПБУ 21/2008 нет требования о восстановлении неиспользованных сумм резерва сомнительных долгов на конец года. В нем речь идет только об изменении оценочного значения, под которым понимается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008). Изменение оценочного значения признается в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (п. 4 ПБУ 21/2008).

Таким образом, исходя из положений ПБУ 21/2008, если задолженность, по которой был сформирован резерв, остается сомнительной, компании не нужно на конец года восстанавливать этот резерв и опять заново создавать. Созданный резерв сомнительных долгов в дальнейшем лишь корректируется при появлении новой информации по задолженности, или за счет него погашается задолженность, ставшая нереальной для взыскания. Восстанавливать резерв нужно только в случае получения информации о готовности должника оплатить дебиторскую задолженность, под которую создавался резерв, или при ее оплате.

Корректировка величины созданного резерва отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет 63 Кредит 91-1

— сумма созданного резерва сомнительных долгов скорректирована в сторону уменьшения;

Дебет 91-2 Кредит 63

— сумма созданного резерва сомнительных долгов скорректирована в сторону увеличения.

Обратите внимание, что резерв сомнительных долгов образуется в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов. На это указал Минфин России в своих рекомендациях аудиторам, приведенных в письме от 27.01.2012 № 07-02-18/01. Из сказанного финансистами следует, что при наличии уверенности в оплате дебиторской задолженности резерв по ней не создается, даже если срок ее погашения, установленный договором, уже прошел.

Восстановление резерва по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии

В одной из прошлых статей мы рассмотрели создание резерва по сомнительным долгам. Но может случиться и так, что после того, как резерв сформирован, контрагент погашает свою задолженность полностью или частично. В этом случае созданный резерв придется скорректировать, т.е. восстановить. Рассмотрим практический пример восстановления резерва по сомнительным долгам в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 редакции 3.0.

Продолжим разбор ситуации, описанной в прошлой статье.

Погашение задолженности в полном объеме

Допустим, ООО «Авангард» (покупатель) погасил задолженность 2 апреля в полном объеме.

В этом случае при закрытии апреля резерв будет восстановлен. Так как покупатель погасил задолженность полностью, то резерв восстановится в размере ранее начисленной суммы:

При восстановлении резерва программа сформирует проводку:

Дт 63 Кт 91.01 – на сумму восстановленного резерва

Корректировка резерва происходит также и в целях налогового учета по налогу на прибыль (сумма будет отражена в составе внереализационных доходов):

Частичное погашение задолженности и использование резерва

Резерв может быть не только восстановлен, но и использован. Это произойдет в случае, когда за счет резерва списывается безнадежная дебиторская задолженность (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности).

В этом случае проводка будет такая:

Дт 63 Кт 62 – на сумму безнадежной задолженности

Списанную таким образом безнадежную задолженность в течение 5 лет учитывают за балансом на случай возможной оплаты, отражая проводкой по дебету счета 007.

Допустим, ООО «Авангард» из нашего примера погасил свою задолженность 2 апреля частично – в размере 1 000 000 рублей:

Мы должны восстановить резерв на сумму 1 000 000 руб.

После частичной оплаты задолженность контрагента составит 1 665 752 руб. (2 803 752 руб. – 138 000 руб. – 1 000 000 руб.), срок задолженности 87 дней.

На конец месяца в резерв должно быть отправлено 50% от суммы задолженности:

1 665 752 руб. * 50% = 832 876 руб.

Рассматривая тему создания резерва по сомнительным долгам, мы уже говорили о том, что программой предусмотрено, что расчет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете ведется по правилам налогового учета. Обратимся к Налоговому кодексу. Статья 266 НК РФ предусматривает единственный случай, когда нужно восстановить резерв: превышение размера остатка резерва прошлого периода над суммой нового резерва.

В прошлом месяце сумма резерва составляла 1 332 876 руб. Сравниваем суммы резервов прошлого и текущего месяца. Так как сумма резерва, исчисленного на отчетную дату 30.04.2019 г., меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном периоде.

Вернемся к программе. В конце апреля программа произведет расчет резерва по состоянию на конец месяца с учетом изменения суммы задолженности. После поступления оплаты появляется потребность в восстановлении части резерва. Таким образом, программа восстановит разницу: 1 332 876 руб. — 832 876 руб. = 500 000 руб.

Будут сформированы проводки:

Дт 63 Кт 91.01– 500 000 руб.

В мае 2019 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО «Авангард». Оставшуюся сумму задолженности в размере 1 665 752 руб. ООО «Пуговица» (продавец) признала безнадежной.

Когда величина резерва по сомнительным долгам меньше суммы безнадежной задолженности, то разница относится на внереализационные расходы (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Финансовое ведомство это подтверждает – письмо Минфина от 14.11.2011г. № 03-03-06/1/750.

30 мая 2019 г. бухгалтерия ООО «Пуговица» сделает запись:

Дт 63 Кт 62 – 832 876 руб. — списана безнадежная задолженность за счет созданного резерва по сомнительным долгам.

Дт 91.02 Кт 62 – 832 876 руб. – разница отнесена на внереализационные расходы.

В программе списание безнадежной задолженности за счет резервов осуществляется документом «Корректировка долга».

Сумму списания безнадежного долга за счет резерва проведем с помощью документа «Корректировка долга» с видом операции «Списание задолженности»:

Обратите внимание: в данном документе графа «Документ расчетов» подлежит обязательному заполнению! Если данную графу оставить незаполненной, то задолженность в итоге не спишется, а «разъедется» на счете 62 по субконто.

После проведения документа счет 63 должен закрыться. Для проверки сформируем оборотно-сальдовую ведомость по этому счету:

Как мы помним, у ООО «Пуговица» имелась встречная задолженность перед ООО «Авангард» в размере 138 000 руб.:

Для ее списания можно воспользоваться тем же документом «Корректировка долга», только с видом операции «Зачет задолженности»:

После проведения этого документа наша задолженность перед ООО «Авангард» будет полностью погашена.

Разницу в части безнадежного долга сверх суммы резерва отнесем на внереализационные расходы. Для этой цели нам так же поможет документ «Корректировка долга» с видом операции «Списание задолженности»:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector