Мусорная реформа в России 2022

Мусорная реформа в России 2022

Вице-премьер согласовала концепцию по переработке отходов

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

В понедельник, 21 декабря, вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая экологию, провела финальное совещание рабочей группы по новой концепции расширенной ответственности производителя (РОП) с участием министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова и представителей бизнеса. На нем были согласованы основные принципы концепции, которая направлена в правительство, следует из сообщения аппарата Абрамченко.

В рабочую группу вошли около 40 представителей профильных ведомств, ассоциаций товаропроизводителей и компаний, занятых в сфере обращения с отходами. Теперь эта концепция должна быть утверждена правительством, уточняет представитель вице-премьера Марта Галичева: сделать это кабмин должен до конца 2020-го.

Как сейчас исполняется РОП

Механизм РОП, в рамках которого производители товаров должны платить в бюджет экологический сбор либо самостоятельно осуществлять утилизацию, введен в России с 2015 года, но до сих пор практически не работал. По данным Минприроды, в рамках экосбора в бюджет поступает около 3 млрд руб. в год, а население платит за вывоз мусора 180 млрд руб. «РОП действовала более четырех лет и показала полную экологическую и экономическую стагнацию: в стране массово не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов», — заявила Абрамченко по итогам совещания (ее слова приводятся в сообщении пресс-службы).

Вице-премьер пояснила, что концепция призвана ликвидировать правовые пробелы, которые позволяли уходить от ответственности за утилизацию производимого мусора, и сформировать меры по вовлечению вторсырья в оборот. В числе принятых решений — усиление контроля за фактической утилизацией, в том числе через введение реестра утилизаторов (его будут вести Росприроднадзор и Российский экологический оператор, сказали РБК несколько участников совещания) и фиксацию объема упаковки и товаров, выпускаемых на рынок.

При обсуждении реформы РОП, которое началось в 2019 году, предлагалось перенести ответственность за уплату экосбора или за утилизацию с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки, формирующей более 50% всех твердых коммунальных отходов в стране. За такой сценарий, в частности, выступали руководители «Деловой России», «Опоры России», а также Лиги переработчиков макулатуры. Их аргумент: в России более 4 млн производителей товаров, а производителей упаковки — лишь около 4 тыс.

Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

Недавно глава «Деловой России» Павел Титов предупредил, что, если ответственность останется на производителях товаров, есть риск роста государственных расходов на 48 млрд руб. в год из-за увеличения числа сотрудников Росприроднадзора для администрирования отчетов по РОП. Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Фокин, один из авторов законопроекта по переносу ответственности по РОП на производителей упаковки, оценил расходы компаний на подготовку этих отчетов и регистрацию упаковки в реестре в 200 млрд руб.

Но против переноса ответственности на производителей упаковки выступили профильные ведомства (Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды, Минсельхоз), а также РСПП и объединения предпринимателей потребительского рынка (АКОРТ, Союзмолоко, Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз и другие), указано в сообщении аппарата правительства. Галичева признавала, что усиление контроля за реализацией ответственности производителей необходимо, поскольку некоторые компании не утилизируют отходы и не платят экосбор. Но «контроль можно осуществить современными методами — через цифровизацию систем администрирования, синхронизацию данных профильных ведомств и объектов регулирования, которые не потребуют каких-либо дополнительных издержек со стороны бизнеса», отмечали в аппарате вице-премьера.

Как теперь будет работать этот механизм

В варианте концепции, который был согласован на совещании, предлагается сохранить ответственность за уплату экосбора или утилизацию упаковки на производителях товаров, потому что именно они отвечают за ее состав и дизайн. Это решение поддержали большинство участников встречи у вице-премьера, сообщили РБК три ее участника. «В концепции совершенствования механизмов расширенной ответственности производителей, которую мы направили в правительство, прописано, что за упаковку должны платить производители товара», — заявил глава Минприроды (его слова приводятся в сообщении аппарата Абрамченко).

Виктория Абрамченко

«Такой подход может привести к резкому росту расходов бизнеса и государства на администрирование РОП. В концепции РОП отсутствует финансово-экономическое обоснование, и она не предусматривает цикличной экономики в России», — предупредил Фокин.

Но, по словам Козлова, важно, чтобы плата за утилизацию упаковки не входила в тариф для населения и чтобы не выросла цена товара на полке. «Производителям товара нужно подумать о создании более компактной и легко перерабатываемой упаковки, о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов», — пояснил министр. На ежегодной пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин как раз отметил, что одна из задач в рамках мусорной реформы — «добиться расширенной ответственности между производителями продукта и упаковщиками продукта, с тем чтобы перенести нагрузку за утилизацию не на граждан, а на производителей этих упаковочных изделий». По словам президента, такая система в мире «выстроена практически повсеместно» и Россия будет придерживаться «именно этой практики».

С 1 января 2022 года должно быть утилизировано 100% упаковки, выпущенной на рынок. Эту цель подтвердили два участника совещания — глава Лиги переработчиков макулатуры Денис Кондратьев и глава компании «ЭкоТехнологии» Константин Рзаев. «С 2022 года предстоит добиться полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией. Предприниматели смогут заключать договоры с утилизаторами или реализовать ответственность самостоятельно, на своих мощностях. Иначе нужно оплатить экологический сбор», — пояснили в аппарате Абрамченко.

Почему запретят утилизацию через ассоциации

Участники совещания также признали нецелесообразным сохранить существующий способ выполнения нормативов РОП не напрямую производителями товаров, а через профильные ассоциации. Самостоятельной утилизацией для компаний, по словам Кондратьева, будет признаваться только таковая на собственных заводах по переработке товаров и упаковки, которые компания производит.

«Указанные ассоциации не заинтересованы в повышении нормативов утилизации, а также ставок экологического сбора, так как, по сути, являются аффилированными [с производителями товаров]. Вместе с тем переработчики недополучают сырье, и производственные мощности простаивают недозагруженными», — пояснил руководитель ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов по обращению с отходами) Руслан Губайдуллин. «Предложения «Деловой России» были учтены только частично. Ответственность на производителей упаковки не была перенесена, но упразднили исполнение РОП через ассоциации, что закроет лазейку для фальсификации отчетов по утилизации», — говорит глава комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторсырью Ильдар Неверов.

Глава Лиги переработчиков макулатуры также сообщил, что на совещании обсуждалось, что импортер при ввозе товаров в Россию будет обязан заплатить на таможне депозит в размере 100% экосбора или предъявить банковскую гарантию о его уплате. «Такие предложения должны соответствовать Таможенному кодексу ЕАЭС, поскольку у нас единый рынок и свободное движение товаров между странами — членами этого союза. Кроме того, импортеру ничего не мешает растаможить товар в Белоруссии или Киргизии, что затруднит исполнение РОП», — предупредил один из участников совещания.

Если для всех производителей и импортеров товаров в упаковке установят 100-процентный норматив утилизации и к тому же исключат из процесса ассоциации — это введение квазиналога, считает глава ассоциации «РусПЭК» (в нее входят Coca-Cola, Danone и другие производители товаров и упаковки) Любовь Меланевская. «Самостоятельное исполнение [требования об утилизации] 100% через сохранение прямых договоров — это суицид нацпроекта «Экология», — считает она. — Найдется несколько компаний, которые будут работать с экологическим смыслом, остальные будут покупать акты утилизации или платить экосбор».

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Как возникла мусорная проблема?

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

В чем суть мусорной реформы?

Реформа стартовала с 1 января 2019 г.

Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.

Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.

Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.

Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

Можно ли получить льготы?

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Изменилось ли что-то в обращении с мусором?

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Так нужна ли мусорная реформа?

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

Минприроды и эксперты отрасли ТКО призвали ввести норматив утилизации с 2022 года

Минприроды и эксперты отрасли обращения с отходами не поддержали предложение Минсельхоза отсрочить внедрение расширенной ответственности производителей (РОП). Норматив утилизации упаковки должен заработать на все 100% в 2022 году, а не в 2025 году, как предложило Министерство сельского хозяйства РФ.

Минприроды и эксперты отрасли ТКО призвали ввести норматив утилизации с 2022 года

В Минприроды России назвали главной задачей в рамках мусорной реформы переход к экономике замкнутого цикла, одним из принципов которой является наиболее длительное использование материалов и вещей, а также поиск решений для безотходного использования. РОП вводит обязанность для производителей нести ответственность за продукт на протяжении всего его жизненного цикла, то есть кроме выпуска товара на рынок, участвовать в утилизации отходов от него и упаковки.

«Таким образом это стимулирует компании не только к созданию мощностей для переработки, но и сокращению объемов производства упаковки или внедрению новых, более экологичных подходов к ее созданию. Поэтому Минприроды России считает, что обновленная РОП должна заработать уже в 2022 году», — заявили в пресс-службе Минприроды.

В министерстве напомнили, что сейчас в России перерабатывается только 4,5% твердых коммунальных отходов (ТКО), остальное отправляется на захоронение. Мусорная реформа, которую запустило правительство РФ, направлена на то, чтобы изменить эту ситуацию, решить проблему переполненных свалок, отметили в Минприроды.

Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов также призвал ввести РОП с 2022 года, а предложения отсрочек назвал экодиссидентством.

«Этот подход надо менять — идеология экодиссидентства должна остаться в прошлом, в развитых странах это уже давно не приемлемо ни обществом, ни властями. Я сторонник введения с 2022 норматива утилизации до 100%, больше нельзя откладывать. Времени для адаптации бизнесу было достаточно — РОП введен в России с 2015 года. Итоги печальны: сборов нет, утилизации нет, прозрачности нет», — сказал Исмаилов.

Аргумент за то, что из-за 100-процентного норматива вырастут цены на товары, не стоит делать предметом спекуляций, указал Исмаилов. И с ним согласился глава Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев, который привел цифры по повышению стоимости.

Читайте также  Что входит в программу молодой специалист на селе?

«Реальная стоимость 100-процентной утилизации не способна существенно увеличить стоимость конечного товара. Возьмем молоко пастеризованное (объем — 930 мл, полимерная упаковка). Повышение цены товара — на 0,15% (действующая розничная цена — 79,9 рублей, при 100% нормативе утилизации — 80,02 рублей)», — сообщил генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев.

Более того, бизнес-ассоциации за счет объединения производителей могут занижать стоимость услуг по утилизации и таким образом экономить на уплате экосбора, сообщил Буцаев. Он добавил, что об этом сектор переработчиков уже неоднократно заявлял как в открытых письмах на премьер-министра Михаила Мишустина, так и через СМИ.

А председатель комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Ильдар Неверов обратил внимание на то, как ассоциации способствуют фальсификациям данных по утилизации.

«Что касается самостоятельной утилизации товарных групп через ассоциации, которые входят в перечень товаров, подлежащих утилизации, тоже тезис спорный. На протяжении последний трех лет не работает в полной мере такая методика утилизации. Существует фальсификация, подтасовка цифр, предоставляются неполные данные. Здесь вопрос необходимо отложить. На первом этапе реформы необходимо делать все через оператора РОП, как это отражено в концепции и законопроекте», — сказал Неверов.

Поэтому необходимо как можно скорее сформировать прозрачную систему учета, чтобы исключить недобросовестных утилизаторов с рынка, считает глава Российского экологического общества.

«После обобщения правоприменительной практики могут быть корректировки на уровне подзаконных актов, это нормальный процесс. Надо запускаться. Сейчас одна из ключевых совместных с бизнес-объединениями задач — формирование прозрачной системы учета. Нам надо вытеснить из отрасли фиктивных утилизаторов как класс. Экологическое благополучие территорий и качество нашей жизни сегодня приоритет госполитики. Компании-загрязнители должны с этим считаться», — отметил Исмаилов.

Замглавы «Лиги переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев также выступил против того, чтобы откладывать 100-процентный норматив по утилизации. Отсрочка РОП приведет к коллапсу системы обращения с ТКО из-за переполненности полигонов и растущей нагрузки на население.

«Установление отличающихся по значению нормативов утилизации в отношении различных видов упаковки приводит к нарушению конкуренции между материалами упаковки. При этом установление более низких нормативов утилизации на трудно перерабатываемую упаковку способствует созданию конкурентных преимуществ таких материалов, что противоречит ключевым принципам РОП», — сказал Кондратьев.

По его словам, уплата экосбора выступает в системе РОП как штраф для тех производителей, которые сами не отвечают за утилизацию. Поэтому размер экосбора должен быть больше трат при самостоятельном выполнении обязательств по РОП. В нынешней системе РОП это не происходит. Повышающий коэффициент как раз будет стимулировать производителей и импортеров выполнять нормативы утилизации самостоятельно, причем в отношении как можно большего объема своих отходов.

Ранее Минсельхоз России выступил с позицией пролонгирования сроков реализации РОП. Письмо было направлено на имя вице-премьера Виктории Абрамченко, написал РБК. В министерстве считают, что норматив по утилизации должен расти постепенно до 2025 года. К такому выводу ведомство пришло после совещания с представителями бизнеса.

Реформа мусорной отрасли не прошла аудит

Счетная палата разделила ее провал между Минприроды и регионами

По данным Счетной палаты, основные виновники провала реформы управления отходами в РФ — федеральные и региональные власти. Аудиторы отмечают неэффективность Минприроды в использовании денег отраслевого федерального проекта и отсутствие даже близких к реальности данных об объемах и составе отходов во многих регионах, что не только искажает тарифы, но и заставляет принимать решения вслепую. В целом же «мусорная» госполитика не соответствует целям сокращения образования отходов. В Белом доме говорят, что «разбираются» с данными об отходах, видя решение в цифровизации. А Минприроды продолжает считать ключевым решением проблем увеличение экологического сбора.

Счетная палата пришла к выводу, что десять лет «мусорной реформы» породили горы новых проблем в отрасли управления отходами

Счетная палата пришла к выводу, что десять лет «мусорной реформы» породили горы новых проблем в отрасли управления отходами

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Счетная палата пришла к выводу, что десять лет «мусорной реформы» породили горы новых проблем в отрасли управления отходами

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Отчет Счетной палаты о работе отрасли управления отходами (ее реформа не прекращается уже более 10 лет) фиксирует ее плачевное состояние — в основном из-за неэффективности работы Минприроды и регионов. В частности, аудиторы отметили затягивание ведомством сроков принятия нормативных актов (это отложило на два года запуск реформы, а после остановило финансирование проектов). «Невыполнение должным образом» министерством полномочий учредителя ППК «РЭО» (публично-правовая компания «Российский экологический оператор», отвечает за разработку и реализацию «мусорной» госполитики) и ее несвоевременное и неполное финансирование грозит РЭО штрафами кредиторов и судебными расходами, а также вызывает низкую результативность его работы.

Кроме того, аудиторами обнаружены многочисленные проблемы, нарушения и «неэффективное использование средств» при распределении Минприроды денег федерального проекта (ФП) «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» при финансировании разработки информсистем, нормативных актов, исследований и строительства инфраструктуры в регионах. Так, данные ППК «РЭО» о реализации ФП после анализа аудиторами часто не подтверждаются, а цели и показатели проекта недостаточно увязаны между собой и не согласованы с регионами.

В самом ППК «РЭО» с 2019 года не разработаны порядок финансирования инвестпроектов и документы об инвестполитике компании, нет и стратегии работы до 2024 года — срока исполнения ФП.

В то же время меры поддержки инвестиций в инфраструктуру (поручительство и участие РЭО в капитале новых компаний) не востребованы. Это отмечают в СП со ссылкой на мнение самого РЭО о необходимости дополнительного госстимулирования инвестиций в отрасль. «В ряде регионов, где отсутствует минимально необходимая инфраструктура по обращению с ТКО, новые инвестиционные проекты приведут к росту тарифной нагрузки на 50% и более, что отразится на увеличении платы за коммунальные услуги. При этом без повышения тарифов или иных форм компенсации проекты заведомо убыточны»,— поясняют там.

Вице-премьер Виктория Абрамченко уже поручила министерствам до 28 сентября разработать дополнительные инструменты поддержки инвестиций (речь идет о льготном лизинге, субсидировании процентных ставок и компенсации части капзатрат региональным операторам, поясняют в Минприроды). Минприроды же предлагает заметно расширить налоговые льготы для самих региональных операторов (см. “Ъ” от 25 сентября).

При этом вся текущая госполитика поощрения инвестиций в инфраструктуру и построения системы управления отходами, включая федеральную схему, которую готовит ППК «РЭО», базируется на данных региональных схем управления отходами, качество которых крайне низкое и часто не дает даже близкого к реальности представления о составе и объеме образования отходов, отмечают аудиторы. Хотя в ППК «РЭО» на замечания СП отвечают, что «активно работают» с регионами над качеством терсхем, сами аудиторы отмечают, что на 1 февраля 2020 года субъектами РФ учтено в полном объеме 33 замечания, 45 —частично, 207 не учтены вовсе. Анализ решений субъектов об установлении нормативов накопления ТКО и тарифов на услугу регионального оператора «вызывает сомнение в объективности произведенных замеров, а также факте их проведения и может свидетельствовать о некорректности расчета оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО»,— отмечают в Счетной палате.

Источник “Ъ” в Белом доме указывает, что «в правительстве разбираются с тем, как разобраться с данными» об отходах, а решение видят в цифровизации.

В 2019 году Госдумой принят закон, который предлагает создание трех параллельных госинформсистем управления отходами — в Минприроды, Росприроднадзоре и «Росатоме» (для опасных отходов), что, в свою очередь, считают нецелесообразным госаудиторы и Минфин.

Минприроды же, отвечая на претензии СП, называет основным решением указанных проблем увеличение поступлений экосбора от компаний для финансирования отрасли — до 134 млрд руб. к 2024 году. Последнее, однако, возможно лишь при отказе крупных компаний от самостоятельной утилизации своих отходов, что противоречит концепции реформы (см. “Ъ” от 1 июня) и вызывает протесты бизнеса.

От сына Чайки до сестры районного прокурора — кто распилит два триллиона на помойках

Два триллиона рублей — в такую сумму обойдется жителям России вывоз и утилизация бытового мусора в ближайшие 10 лет. По традиции, большие деньги в России не могут оставаться в стороне от «больших» людей, поэтому рынок отходов в результате «мусорной реформы» оказался поделен между несколькими крупными игроками, связанными с провластными бизнесменами, а также десятками небольших кланов, близким к региональным элитам. Побочными эффектами такого раздела стало отсутствие конкуренции и рост тарифов, пренебрежение правилами безопасности и загрязнение природы, а также фактический провал реформы.

Элиты в мусоре

Мусорные протесты в России как значимое социальное явление появились еще в 2017 году, когда «мусорная реформа» начала набирать обороты. Это выразилось в закрытии части опасных полигонов, перераспределении мусорных потоков в регионах, а также появлении и переполнении новых свалок. Кроме того, по стране начали появляться площадки для строительства мусоросжигательных заводов, а вокруг них стали образовываться «горячие точки» протестов. В 2018 году протесты стали более масштабными, значительно увеличилось количество жалоб, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья, в 2019 году напряжение не спало, а сама «мусорная реформа» оказалась в затяжном кризисе. Отдельные протесты продолжаются до сих пор.

Чаще всего люди протестуют либо против строительства новых мусоросжигательных заводов и мусорных полигонов под окнами их домов, либо против перенаправления в их регионы мусорных потоков из Москвы. Им противостоят те, кто везет мусор и зарабатывает на его перевозке.

Как выяснили в ходе совместного исследования издания «Важные истории«, «Жуковские вести» и «Зебра-ТВ«, больше всего на мусоре зарабатывают компании, косвенно связанные с людьми из окружения президента Владимира Путина. При этом связующие цепочки длинные и запутанные, включающие в себя номинальных директоров, подставных лиц, фирмы-прокладки и офшоры в Гонконге, Гибралтаре или Новой Зеландии.

Как подсчитали «Важные истории», компаниям, связанным с друзьями Путина, достались контракты на общую сумму 423 млрд рублей — почти четверть от всего рынка объемом 2 трлн рублей.

Отходы для Чемезова

Так, компании, связанные с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым, получили крупные подряды на вывоз мусора в Москве, Татарстане, Иркутской и Московской областях. Общая сумма контрактов — более 165 млрд рублей. К «клану Чемезова» журналисты относят компанию «АГК-1», которая строит мусоросжигательный завод (МСЗ) в Подмосковье недалеко от деревни Свистягино. Мусорный оператор не только является дочерней структурой госкорпорации «Ростех», но и через двух основных совладельцев связана с самим Чемезовым, который не раз публично нахваливал «АГК-1».

Стоит отметить, что директор компании Андрей Шипелов встретился с журналистами «Важных историй», рассказал им о своей мечте закрыть все мусорные полигоны в России и опроверг какие-либо корыстные связи с Чемезовым. Также он рассказал, что видит заказной характер у некоторых протестов против МСЗ, называя заказчиками владельцев мусорных полигонов, которые теряют свои доходы из-за сжигания, а не складирования отходов.

От Чаек до Ротенбергов

«Клан Чаек» представлен на мусорном рынке компанией «Хартия». Она принадлежит сыну бывшего генпрокурора России Игорю Чайке и получила контракты на обращение с отходами в нескольких округах Москвы, Тульской, Ярославской, Владимировской и Московской областях. Сумма заключенных на 10 лет контрактов составила более 107 млрд рублей.

«Клан Ротенбергов», как уверяет издание, действует через своего неофициального представителя Марка Омельницкого, который является гражданином Великобритании. Его компании получили госконтракты на вывоз мусора в Москве и Московской области, сумма заключенных контрактов превышает 88 млрд рублей. Омельницкий владеет фирмой «ЭкоЛайн», у которой есть мусоросортировочный комплекс на Сигнальном проезде в Москве и Александровский мусорный полигон, ставший точкой протеста.

Как отмечают «Важные истории», Омельницкий по материалам «Панамского архива» известен как номинальный директор, представлявший интересы офшорных компаний Аркадия Ротенберга и его сына Игоря Ротенберга. Его связь с Ротенбергами изданию подтвердил источник в правительстве РФ.

Еще один клан представлен компанией «Управление отходами», которая получит почти 63 млрд рублей в ближайшие 10 лет за вывоз мусора в Волгоградской, Мурманской, Нижегородской и Саратовской областях. По информации «Важных историй», фирма входит в «крупнейшую пенсионную империю России», а ее бенефициар — «давний друг Владимира Путина, его бывший сосед по дачному кооперативу „Озеро“» Юрий Ковальчук.

Родственные души

Если на федеральном уровне самые выгодные контракты поделены между кланами, то в регионах раздел рынка идет в других пропорциях. Как подсчитали участники расследования, минимум в 30 регионах страны операторами по обращению с мусором стали люди, связанные с местной властью.

Контракты им достаются через специальные аукционы, при этом в одном регионе может быть даже несколько мусорных операторов — одним достаются более выгодные подряды, другим — околоубыточные. Важную роль в распределении контрактов, стоимость которых порой исчисляется десятками миллиардов рублей, играет уровень связей с региональными элитами.

Так, в Новгородской области власти разбили регион на четыре мусорные зоны и для каждой провели отдельные торги. Но на эти торги чиновниками были допущены только четыре компании из девяти — все они связаны между собой и теперь будут делить 5,7 млрд рублей. Их бенефициарами являются Станислав и Юрий Уткины — брат и сын бывшего вице-мэра Великого Новгорода и руководителя регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Новгородской области Александра Уткина.

А в Оренбургской области контракт по обращению с отходами на 24 млрд рублей без конкуренции выиграла компания «Природа», с одним сотрудником в штате, созданная на стадии подготовки региона к реализации «мусорной реформы» и получившая лицензию за месяц до торгов. Один из конечных собственников «Природы» — Анатолий Чернявский. Он — тесть вице-губернатора Оренбургской области, Анатолия Димова.

В Калининградской области победу на торгах по выбору регионального оператора одержало государственное предприятие «Единая система обращения с отходами», которое отдало в виде субподрядов 630 млн рублей компаниям «Стрела» и «Вывоз ТБО». Обеими владеет Любовь Пиннекер — дочь экс-главы Росреестра по Калининградской области Людмилы Пиннекер и двоюродная сестра прокурора Ленинградского района Калининграда Александра Пиннекера.

В Чечне 10-летний «мусорный» контракт на 29 млрд рублей без всякой конкуренции получила компания «Оникс», которая принадлежит известному в республике девелоперу Мовсади Альвиеву. Альвиев близок к Рамзану Кадырову.

В то же время в Приморском крае через договор субподряда на вывозе мусора заработает 478 млн рублей компания «Даль-Эко». Фирма еще недавно принадлежала матери бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева, известного в городе по криминальной кличке «Винни-Пух». В 1999 году он был судим за угрозу убийством и хулиганство, а в 2007 году его арестовали по обвинению в злоупотреблении полномочиями и признали виновным.

Еще 411 млн рублей на вывоз мусора получили компании, принадлежащие Алану Будаеву — сыну бывшего заместителя Николаева, осужденного в 2009 году за хищение 151 млн рублей из городского бюджета.

Вне конкурса и без опыта

Практически во всех случаях, когда «мусорные» господряды доставались фирмам, связанным с региональными элитами, конкурсы проходили без торгов. В общей сложности 83% конкурсов по выбору региональных прошли фактически по максимальным ценам, а конкурентов либо не допустили до участия, либо завели вместо них подставные организации.

При этом как минимум в 11 регионах России торги на вывоз, переработку и утилизацию мусора выиграли фирмы без явного опыта в сфере обращения с отходами: некоторые из них были созданы прямо накануне аукционов, в их штате числилось минимальное количество сотрудников (иногда и вообще ни одного). Такие компании заключили мусорные контракты на общую сумму почти 122 млрд рублей.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях при заключении госконтрактов — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector