Меры социальной поддержки пожилых граждан

Меры социальной поддержки пожилых граждан

Меры социальной поддержки пожилых граждан

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 296
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 372, от 30.06.2017 № 783, от 09.08.2017 № 957, от 17.11.2017 № 1388, от 13.12.2017 № 1539, от 19.01.2018 № 30, от 05.02.2018 № 103, от 27.02.2018 № 200, от 30.03.2018 № 365, от 08.09.2018 № 1070, от 29.11.2018 № 1438, от 29.12.2018 № 1745, от 30.12.2018 № 1785, от 28.03.2019 № 346, от 08.05.2019 № 573, от 28.08.2019 № 1106, от 30.11.2019 № 1559, от 13.12.2019 № 1664, от 27.12.2019 № 1868, от 16.03.2020 № 292, от 31.03.2020 № 382, от 19.08.2020 № 1258, от 29.08.2020 № 1307, от 09.09.2020 № 1386, от 15.10.2020 № 1691, от 21.12.2020 № 2199, от 31.12.2020 № 2390, от 31.12.2020 № 2394, от 20.01.2021 № 21, от 05.02.2021 № 116, от 13.02.2021 № 188, от 13.03.2021 № 366, от 31.03.2021 № 509, от 19.04.2021 № 621, от 26.04.2021 № 649, от 29.04.2021 № 672, от 04.05.2021 № 714, от 19.05.2021 № 755, от 02.06.2021 № 862, от 07.06.2021 № 866, от 11.08.2021 № 1330)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 8054).

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 296(в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2017 г. № 372)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Социальная поддержка граждан»
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 № 783, от 09.08.2017 № 957, от 17.11.2017 № 1388, от 13.12.2017 № 1539, от 19.01.2018 № 30, от 05.02.2018 № 103, от 27.02.2018 № 200, от 30.03.2018 № 365, от 08.09.2018 № 1070, от 29.11.2018 № 1438, от 29.12.2018 № 1745, от 30.12.2018 № 1785, от 28.03.2019 № 346, от 08.05.2019 № 573, от 28.08.2019 № 1106, от 30.11.2019 № 1559, от 13.12.2019 № 1664, от 27.12.2019 № 1868, от 16.03.2020 № 292, от 31.03.2020 № 382, от 19.08.2020 № 1258, от 29.08.2020 № 1307, от 09.09.2020 № 1386, от 15.10.2020 № 1691, от 21.12.2020 № 2199, от 31.12.2020 № 2390, от 31.12.2020 № 2394, от 20.01.2021 № 21, от 05.02.2021 № 116, от 13.02.2021 № 188, от 13.03.2021 № 366, от 31.03.2021 № 509, от 19.04.2021 № 621, от 26.04.2021 № 649, от 29.04.2021 № 672, от 04.05.2021 № 714, от 19.05.2021 № 755, от 02.06.2021 № 862, от 07.06.2021 № 866, от 11.08.2021 № 1330)
ПАСПОРТгосударственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

Ответственный исполнитель Программы

Целевые индикаторы и показатели Программы

общий коэффициент рождаемости; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 509)

процент объема средств федерального бюджета, направленных на обеспечение социальных выплат и пособий, привязанных к уровню доходов населения, от общего объема средств федерального бюджета, направленных на обеспечение выплат и пособий гражданам старшего поколения, ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 509)

Этапы и сроки реализации Программы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 25699968640,3 тыс. рублей,

на 2013 год — 904766498,2 тыс. рублей;

на 2014 год — 1088731322,4 тыс. рублей;

на 2015 год — 1803863038,2 тыс. рублей;

на 2016 год — 1810092387,5 тыс. рублей;

на 2017 год — 1967930351,7 тыс. рублей;

на 2018 год — 2024546121,8 тыс. рублей;

на 2019 год — 2076776159,6 тыс. рублей;

на 2020 год — 2245382540 тыс. рублей;

на 2021 год — 2788057430,9 тыс. рублей;

на 2022 год — 2878793877,2 тыс. рублей;

на 2023 год — 3055514456,4 тыс. рублей;

на 2024 год — 3055514456,4 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет:

на 2013 год — 904766498,2 тыс. рублей;

на 2014 год — 1088731322,4 тыс. рублей;

на 2015 год — 1244905117,3 тыс. рублей;

на 2016 год — 1202233024,8 тыс. рублей;

на 2017 год — 1330440561,4 тыс. рублей;

на 2018 год — 1327779765 тыс. рублей;

на 2019 год — 1376055462,6 тыс. рублей;

на 2020 год — 1465044470 тыс. рублей;

на 2021 год — 2004241747,9 тыс. рублей;

на 2022 год — 2064809326,4 тыс. рублей;

на 2023 год — 2210713028,2 тыс. рублей;

на 2024 год — 2210713028,2 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет:

на 2015 год — 558957920,9 тыс. рублей;

на 2016 год — 607859362,7 тыс. рублей;

на 2017 год — 637489790,3 тыс. рублей;

на 2018 год — 696766356,8 тыс. рублей;

на 2019 год — 700720697 тыс. рублей;

на 2020 год — 780338070 тыс. рублей;

на 2021 год — 783815683 тыс. рублей;

на 2022 год — 813984550,8 тыс. рублей;

на 2023 год — 844801428,2 тыс. рублей;

на 2024 год — 844801428,2 тыс. рублей;

объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы (всего):

на 2020 год — 131271937 тыс. рублей;

на 2021 год — 138415040 тыс. рублей;

на 2022 год — 145510868 тыс. рублей;

на 2023 год — 153097862 тыс. рублей

(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 509)

Ожидаемые результаты реализации Программы

* В целом по Программе и по подпрограммам 1 и 3 с 2017 года в общем размере средств Фонда социального страхования Российской Федерации отражены средства с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставляемого Фонду социального страхования Российской Федерации по основному мероприятию 1.25 «Обеспечение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в рамках которого Министерством финансов Российской Федерации осуществляется предоставление компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 365)

Соцзащите потребуется лечение

Пандемия выявила недостатки систем поддержки пожилых

Системы социальной поддержки пожилых на дому и в учреждениях по итогам пандемии коронавируса потребуется реформировать во всем мире, пришли к выводу эксперты Высшей школы экономики. Они указывают, что во многих случаях существующие форматы не помогли снизить риски для старших граждан, а, напротив, способствовали распространению инфекции. Модификация системы приведет к росту государственных расходов на долговременный уход даже при неизменном числе нуждающихся в нем, притом что на деле потребность в таких услугах далее будет только возрастать.

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ / купить фото

Существующие форматы поддержки пожилых на дому и в учреждениях оказалось сложно приспособить к условиям пандемии, следует из работы Высшей школы экономики, посвященной в том числе обзору социальной политики по отношению к пожилым гражданам.

Поскольку коронавирус оказался более опасен для представителей старшего возраста, в том числе и из-за уже имеющихся у них заболеваний, этой группе населения предписали более строгую изоляцию, чем остальным, при этом правила варьировались в зависимости от страны.

В России власти потребовали от пожилых не выходить из дома вообще, некоторые страны, например Великобритания, Аргентина, Украина, ввели для них особые часы посещения магазинов и медучреждений.

И хотя для снижения числа контактов пожилым предложили новые способы получения социальных трансфертов (пенсии начали доставлять на дом или перечислять на счет, а также выплачивать сразу за несколько месяцев), ограничения на передвижение создали большой спрос на помощь в получении других услуг и приобретении продуктов. Обеспечить эти потребности только за счет помощи родственников для многих оказалось невозможно, в результате изоляция создала небывалый спрос на услуги квалифицированных волонтеров. В тех же случаях, когда их не хватило или когда обучение добровольцев было некачественным, риски заразиться для пожилых возрастали.

Еще более небезопасными для пожилых оказались учреждения институционального ухода — дома престарелых, где были зафиксированы случаи очень быстрого распространения вируса.

По оценкам экспертов Лондонской школы экономики (данные по 26 странам), в среднем доля умерших в домах престарелых может составлять до половины всех скончавшихся от коронавируса в развитых странах. Если же рассчитывать долю умерших от общего числа резидентов таких учреждений, то она составляет до 6% (что, однако, может не включать часть случаев, косвенно обусловленных пандемией). Так, в Италии и Испании случаи массового заболевания врачей и медсестер привели к смерти маломобильных пациентов из-за отсутствия ухода. При этом массовое тестирование работников и постояльцев домов престарелых к концу мая, то есть на второй месяц эпидемии, наладила только треть стран—членов ЕС.

Почему россияне, нуждающиеся в социальных услугах на дому, могут стать жертвами пандемии

Отметим, что опыт России, хотя в стране и не ведется открытой статистики по смертям от коронавируса в домах престарелых, выглядит схоже из-за большого числа вспышек заболевания в стационарных учреждениях. Впрочем, масштаб вклада этих смертей в общий показатель числа погибших от заболевания ограничен относительно небольшим числом получающих такие услуги — по данным Минтруда, их в стране около 300 тыс. человек. Можно предположить, что если дополнительные меры по защите пожилых, принятые в ходе нынешней пандемии, станут постоянным элементом как надомной, так и стационарной систем ухода, то стоимость этой работы существенно вырастет (сейчас по различным странам она составляет 0,1–1% ВВП) даже при неизменном числе подопечных. Их число, впрочем, по всем оценкам, в ближайшие годы будет расти на несколько процентов ежегодно.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Для решения проблем, стоящих перед социальной сферой, необходимо повышение эффективности обслуживания населения, основой которого должно стать введение инновационных индивидуально-ориентированных качественных услуг для всех категорий граждан, в том числе пожилых людей.[1]

Распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.[2] Цель которой — повышение продолжительности, уровня и качества их жизни. Основные задачи Стратегии – развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания, для реализации которых основополагающую роль играет система мер, направленная на использование социальных и правовых институтов в качестве средств достижения — создания эффективных и рациональных правовых структур в различных сферах общества, в том числе и в социальной сфере.[3]

Вооружившись какими законодательными актами, специалист социальной отрасли сможет качественно выполнить поставленные перед ним задачи? Отвечая на данный вопрос, необходимо отметить, что основные принципы, на которых строится деятельность в сфере социального обслуживания пожилых, регламентирует принятый Федеральный закон от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает социально-правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов:

а) соблюдение прав человека и гражданина;

б) предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

в) обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их

доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) преемственность всех видов социального обслуживания;

д) ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

е) приоритет мер по социальной гарантии граждан пожилого возраста и

ж) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Правовой основой для реализации гарантий социального обеспечения применительно к гражданам пожилого возраста являются:

установление законом государственных пенсий и социальных пособий, поощрения дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности, о чем говорится в Постановлении Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации»,[4] установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;[5]

статья 41 ч.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет патронат над недееспособными гражданами: «По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патроната».[6] Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина;

ст.601-605 Гражданского кодекса регулируют отношения пожизненного содержания с иждивением. Защита имущественных прав одиноких пожилых людей осуществляется также нормами наследственного права (часть III ГК РФ).[7] В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания;

Конституция РФ закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, что подразумевает не только предоставление средств содержания, но и моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав;

статьи 87 и 88 Семейного кодекса РФ регламентируют обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, а также участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей;

статья 12 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» в части 1 дает гарантии одиноким пожилым людям, не имеющим родственников, на погребение.[8]

Определенные нормы, закрепленные в законах, направлены на реализацию конституционных гарантий практически всех пожилых людей («О государственных пенсиях в РФ», «Об исчислении и увеличении государственных пенсий», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Есть нормы, которые регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее значимыми являются ФЗ «О ветеранах», Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста.

Заканчивая анализ правового аспекта в социальной работе с пожилыми гражданами, необходимо отметить, что каждый специалист, работающий с данной категорией, должен понимать их основополагающую значимость в его работе для выполнения задач, поставленных перед ним и отраслью в целом в свете принятия нового законодательства.

Материальная помощь пенсионерам в 2021 году: кому положена и как получить

Материальная помощь пенсионерам в 2021 году: кому положена и как получить

Пенсионеры – социально малозащищенная группа населения. Пенсии у большинства небольшие, а цены на продукты, ЖКХ и предметы первой необходимости не торопятся снижаться. Вот и приходится пенсионерам – бывшим работникам во всем экономить. При этом не все знают, что предусмотрено два вида материальной помощи находящимся на пенсии – за счет средств бюджета и поддержка от бывшего работодателя.

Материальная помощь от государства

От органа соцзащиты населения выдают единовременную материальная помощь пенсионерам по месту регистрации.

Такая помощь может быть оказана:

-в денежной форме;

-в форме частичной или полной оплаты услуг;

-в натуральной форме.

Натуральная форма матпомощи может быть оказана следующим образом. Например, пенсионер обращается в органы соцзащиты с заявлением, в котором жалуется на плохое здоровье и просит оказать ему помощь.

При наличии такой возможности из бюджета могут быть выделены деньги на:

-оплату санаторно-курортных услуг;

-оплату патронажных или социальных услуг по уходу за больным человеком;

-по уборке квартиры.

Также социальная помощь может быть оказана в продовольственной, вещевой форме. Например, часто ветераны Великой отечественной войны, узники концлагерей и иные категории льготников получают продуктовые наборы на праздники.

В сельской местности часто выдают матпомощь дровами или углем для отопления жилого помещения.

Возможна материальная помощь, выдаваемая на:

-улучшение жилищных условий;

-ремонт единственного жилья;

-льготное приобретение жизненно-необходимых лекарств;

Как получить помощь из бюджета

Для получения такой помощи из бюджета чаще всего семья пенсионера должна быть малообеспеченной – с величиной дохода ниже прожиточного минимума.

Также во внимание принимают:

-состав его семьи;

Всё это решается на уровне органов местного самоуправления.

Это называется адресной социальной (материальной) поддержкой. Перечень услуг такой адресной поддержки в каждом регионе свой. Чтобы узнать, какие меры поддержки есть в вашем регионе, необходимо обратиться в орган социальной защиты населения или МФЦ.

Набор документов для получения такой помощи зависит от вида получаемой социальной поддержки и опять же от региона.

Основные документы такие:

-паспорт гражданина РФ;

-документ о регистрации по месту жительства (при необходимости);

-справка о доходах семьи;

-справки и иные документы, которые подтверждают сложные жизненные обстоятельства.

Документами, подтверждающими тяжелое положение, может быть справка из МЧС о стихийном бедствии или ином чрезвычайном происшествии, в результате которого вы или ваша семья пострадали.

Также можно предоставить заключение врачебной экспертизы или заключение лечащего врача о необходимости дорогостоящего лечения, протезирования, прохождения курса реабилитации.

Если на руках у пенсионера остались несовершеннолетние дети или внуки без попечения родителей, такие документы так же могут доказывать тяжелое финансовое положение. Заключение о ветхом жилье или непригодности его для проживания поможет получить выплату на восстановление и/или ремонт единственного жилья пенсионеру.

Единовременная помощь от работодателя

Такой вид помощи не так уж редко встречается. Есть организации, которые поддерживают своих пенсионеров, ветеранов труда.

Условия оказания материальной помощи неработающим пенсионерам должны быть прописаны в локальных нормативных актах компании. Например, в коллективном договоре или Положении об оказании матпомощи. Наличие такого документа поможет избежать ошибок при оформлении и выдачи материальной помощи работникам.

Как получить матпомощь от бывшего работодателя

Для получения практически любой материальной помощи нужно прежде всего заявление. В нём рекомендуем указать способ получения матпомощи – наличными или перечислением. Если выберете безналичное перечисление, обязательно укажите ваши реквизиты для оформления перевода.

Даже если данного вида материальной помощи нет в коллективном договоре или ином локальном акте, всегда есть шанс, что заявление будет рассмотрено и директор примет положительное решение.

Виды матпомощи пенсионерам от работодателя

Есть 3 вида помощи, на которую может рассчитывать пенсионер (если, конечно, данные выплаты утвердил бывший наниматель).

-Выплата при выходе на пенсию.

-Матпомощь работающим пенсионерам.

-Меры поддержки уже неработающим сотрудникам, которые вышли на пенсию от данного работодателя.

Первый вид материальной помощи оказывают, как вы поняли, при увольнении работника в связи с его выходом на пенсию. Руководитель может таким образом поощрять своих работников, уходящих на пенсию, выдавая им материальную помощь.

Второй вид поддержки – материальная помощь работающим пенсионерам. Данные сотрудники, выйдя на пенсию по старости, продолжают работать в компании.

Таким сотрудникам могут выдавать матпомощь:

-на постоянной основе – с определенной периодичностью;

-единовременная помощь – при необходимости лечения или восстановления здоровья.

Также корпоративными стандартами может быть предусмотрена материальная помощь пенсионерам по состоянию здоровья, т. е. инвалидам. В нашей стране все большее внимание уделяют людям с ограниченными возможностями. Некоторые компании идут в ногу со временем и выдают матпомощь таким сотрудникам при наступлении определенных событий – при уходе в отпуск, при реабилитации и т. д.

Третий вид помощи выдают уже неработающим пенсионерам. Компания не забывает своих работников на пенсии и оказывает им поддержку. Чаще всего, такую помощь оказывают в натуральной форме. Например, бывшие сотрудники птицефабрики, отработавшие более 10 лет на предприятии, получают материальную помощь в виде продуктового набора товарами собственного производства – курами, яйцами, субпродуктами.

Это можно делать на праздники или выбрать другую периодичность. Для получения такой материальной помощи даже заявление не нужно. Всё оформляют приказом руководителя.

Читайте также  Отражение незавершенных капитальных вложений
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector