Ликвидация ОАО - в 2022 году, порядок, сроки

Ликвидация ОАО — в 2022 году, порядок, сроки

О сроках ликвидации компании, или О том, как «срочная» ликвидация может превратиться в «бесконечную»

Несмотря на все устремления по улучшению отечественного делового климата, в последние несколько лет наблюдается отчетливая тенденция увеличения количества компаний, находящихся в процессе ликвидации. Всё чаще к процедуре добровольной ликвидации своих дочерних обществ прибегают иностранные собственники, по тем или иным причинам желающие покинуть российский рынок.

На первый взгляд, классическая ликвидация компании представляется достаточно понятной и урегулированной законодательством процедурой. Однако не будет открытием, что при кажущейся простоте правового регулирования, данная процедура таит в себе множество «подводных» камней, способных обернуться довольно ощутимыми проблемами в будущем.

Предлагаем на примере общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), ввиду преобладания данного вида корпораций в гражданском обороте, рассмотреть такой, казалось бы, несложный аспект процедуры, как срок ликвидации компании.

Законом предусмотрено, что срок ликвидации ООО не может превышать одного года со дня принятия решения об этом его участниками. Если ликвидация не может быть завершена в указанный срок, он может быть продлён в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

В случае отмены участниками ООО ранее принятого решения о ликвидации либо истечения установленного законом срока ликвидации, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Торопиться не надо

Иногда участники ООО в своих решениях о ликвидации самостоятельно определяют достаточный, по их мнению, более короткий срок для ликвидации в пределах допустимого законом годичного срока. В частности, бывали случаи, когда особенно «нетерпеливые» участники предусматривали всего два-три месяца на ликвидацию и прямо указывали данный срок в решении. Между тем, такие сжатые сроки заведомо не выполнимы, учитывая необходимость прохождения всех обязательных процедур ликвидации с соблюдением императивно установленных законом сроков, например, двухмесячный срок для публикации сведений о ликвидации, не говоря уже о почти всегда возникающих на практике непредвиденных задержках по той или иной причине.

Необходимо помнить, что урегулирование задолженности с налоговой инспекцией является непредсказуемым по времени процессом. Любая, даже откровенно смехотворная по своим размерам копеечная задолженность ООО перед бюджетом будет являться основанием для отказа в регистрации ликвидации. Причём, как показывает практика, в российских реалиях задолженность способна образоваться буквально из ниоткуда – «в недрах» государственных информационных систем Федеральной налоговой службы, при полной оплате всех необходимых обязательных платежей. Иногда приходится подавать заявления о розыске налоговых платежей. Впоследствии затерявшийся платёж инспекция отыщет и разнесёт, но на это уйдет время. Более того, как показывает опыт, наличие сверки с территориальной налоговой инспекцией, подтверждающей отсутствие налоговых задолженности, а также наличие выданной ей справки об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов не гарантирует, что регистрирующий орган не откажет в регистрации по причине наличия некой неизвестной задолженности перед бюджетом. Часто приходится обжаловать решение регистрирующего органа в вышестоящий налоговый орган, на что опять-таки уходит драгоценное время.

В конечном итоге, непонимание сути указанных выше процессов, протекающих в рамках ликвидации, способно привести к совсем не желаемому и порой неожиданному для участников финалу – нарушению установленных самими же участниками сроков, и как следствие, — отказу в государственной регистрации ликвидации юридического лица со стороны регистрирующего органа.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при принятии решения о ликвидации не стоит прописывать какой-либо срок ликвидации, тем более, что действующее законодательство не содержит обязанности по самостоятельному определению времени, необходимого для проведения процедуры ликвидации, ограничивая данную процедуру лишь общим годичным сроком.

Если не укладываешься в установленные сроки ликвидации

Говоря о продлении сроков ликвидации, нужно сначала разграничить, идет ли речь о продлении установленного участниками более короткого срока ликвидации или же о возможности продления предусмотренного законом годичного срока.

Как продлить более короткий установленный участниками срок ликвидации закон умалчивает. Логично предположить, что участники должны принять соответствующее решение о продлении сроков в пределах года, но когда и в каком порядке предоставить данное решение в регистрирующий орган для сведения, нигде не указано.

Установленный законом годичный срок ликвидации, как мы уже упоминали ранее, можно продлить, но только в судебном порядке и не более, чем на шесть месяцев. Однако алгоритм продления срока в судебном порядке не прописан ни в Гражданском кодексе, ни в Законе об ООО, ни в процессуальных кодексах, ни в ведомственных актах. Возникает множество практических вопросов, например, когда заинтересованное лицо, осознавшее недостаточность установленного годичного срока для ликвидации, должно обратиться в суд для его продления? Нужно ли это делать заранее или можно дождаться истечения годичного срока и потом обращаться в суд? Если год на ликвидацию истечет, а решение суда о продлении срока еще не получено, регистрирующий орган самостоятельно и незамедлительно внесет в ЕГРЮЛ информацию об истечении срока или не будет этого делать до тех пор, пока заявитель «не привлечет к себе внимание» подачей какого-либо заявления? Понимать это важно, поскольку, как уже было указано, с момента внесения регистрирующим органом информации об истечении сроков нужно будет ждать целых полгода и только потом можно будет снова начать процедуру ликвидации, причем с самого начала. Таким образом, процедура закрытия компании может растянуться на несколько лет.

В отсутствие чёткого законодательного урегулирования, а также сформированной судебной практики о том, как можно реализовать своё право на продление срока, участникам ООО, его ликвидатору предлагается, по сути, «на своих плечах» самим формировать новую практику по данному вопросу, неся все соответствующие риски, а также судебные издержки.

В данной ситуации, во избежание указанных выше сложностей с продлением сроков, следует предпринять все возможное, чтобы уложиться в установленный законом годичный срок. А это можно сделать, только если еще до принятия решения о ликвидации обратиться к опытным специалистам по вопросам ликвидации.

Бойко Артём Викторович, к.ю.н., LL.M. (Potsdam), старший юрист Rödl&Partner

Федотов Денис Константинович, помощник юриста Rödl&Partner

Что делать с МУПом – реорганизовать или ликвидировать

Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года. До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением. Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.

Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.

В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы

Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:

— осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
— работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
— обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:

— в муниципальные бюджетные учреждения;
— акционерные общества;
— общества с ограниченной ответственностью.

Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.

На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов

По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня. Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг. Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.

Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.

По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением

АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.

Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.

Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам. Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор. Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.

Ликвидация акционерного общества — пошаговая инструкция

Ликвидация акционерного общества призвана законным образом обеспечить прекращение предпринимательской и какой-либо иной деятельности хозяйствующего субъекта с исключением самого этого субъекта из ЕГРЮЛ. Хотя процедура банкротства также заканчивается ликвидацией общества, она требует отдельного рассмотрения, поэтому в настоящей статье будет рассмотрена процедура ликвидации, не связанная с несостоятельностью, а также основания для ее начала, этапы проведения, особенности и характеристики отдельных стадий.

Источники правового регулирования

Процесс ликвидации акционерного общества регулируется общими нормами о ликвидации юридического лица с рядом особенностей, установленных в отношении хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы. К источникам правового регулирования проведения ликвидации акционерных обществ относятся:

  • ст. 63 Гражданского кодекса (далее также ГК), устанавливающая общие правила ликвидации юридического лица, и ст. 104 с положениями о ликвидации в отношении именно АО;
  • закон «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон 208-ФЗ), ст. 21–24 которого более подробно регламентируют рассматриваемую процедуру в отношении акционерного общества;
  • закон «О госрегистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, предусматривающий общий порядок проведения ликвидации, а также особенности реализации данной процедуры в особых условиях (по решению регистрационного органа);
  • решения высших судов и иные источники судебной практики, в частности по вопросам принудительной ликвидации юридического лица в форме акционерного общества.

Так, например, в постановлении 2-го арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 № 02АП-7333/2016 по делу № А82-15875/2015 рассматривается целый ряд практических вопросов, касающихся принудительной ликвидации акционерного общества.

Основания для инициирования процедуры

Основания для начала ликвидация акционерного общества те же, что и для юридических лиц иной организационно-правовой формы; они закреплены в п. 2 ст. 61 ГК:

  • решение учредителей о ликвидации акционерного общества в связи с окончанием срока, на который оно создавалось;
  • решение уполномоченного органа (или учредителей) о прекращении деятельности юридического лица в связи с тем, что цель его создания достигнута;
  • добровольное решение о ликвидации акционерного общества по иным причинам;
  • судебное решение.

Таким образом, решение о ликвидации может носить добровольный (и в этом случае оно принимается учредителями или уполномоченным уставом общества органом) или принудительный (принимается судебным органом по заявлению уполномоченного лица) характер.

Инициатором ликвидации АО в судебном порядке на основании п. 3 ст. 61 ГК могут выступать:

  • органы государственной власти или местного самоуправления в случае допущения неустранимых нарушений при регистрации;
  • госорган или уполномоченный орган местного самоуправления при функционировании АО в случае отсутствия разрешительных документов, признанных законом обязательными;
  • учредитель, если созданным акционерным обществом не может быть достигнута цель деятельности, для достижения которой оно создавалось.

Кроме того, ликвидация по решению суда может быть осуществлена по иску компетентного органа в случае регулярного осуществления обществом деятельности, не предусмотренной его уставными документами.

Ликвидация АО в 2017-2018 годах — пошаговая инструкция (этапы)

Последовательность процедур при ликвидации АО определяется ст. 21–24 закона 208-ФЗ. Основными этапами реализации процедуры являются:

  • созыв собрания акционеров для рассмотрения вопроса о ликвидации хозяйствующего субъекта;
  • принятие решения о ликвидации путем голосования, в котором в числе прочего назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор), определяется ее списочный состав;
  • публикация сообщения о ликвидации в органе печати, осуществляющем публикацию сведений о регистрации юридических лиц (Вестник государственной регистрации), которое должно содержать сроки предъявления требований кредиторов организации и порядок их предъявления;
  • формирование перечня кредиторской задолженности, выявление дебиторской задолженности; принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
  • формирование и утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса (ЛБ);
  • осуществление выплат кредиторам, налогов и во внебюджетные фонды по очередности, определяемой ст. 64 ГК;
  • продажа имущества с торгов (при недостаточности средств для удовлетворения всех требований);
  • составление окончательного ЛБ и его утверждение на общем собрании;
  • внесение налоговым органом записи о ликвидации акционерного общества в ЕГРЮЛ.

После внесения указанной записи в соответствии со ст. 24 закона 208-ФЗ акционерное общество считается прекратившим свою деятельность, а процедура ликвидации — завершенной.

Принятие решения о ликвидации АО

Решение о ликвидации общества не имеет законодательно утвержденной формы, в связи с чем допускается свободная его форма. Вместе с тем п. 2 ст. 21 закона 208-ФЗ предполагает наличие в данном документе ряда обязательных реквизитов и положений.

Таким образом, нормативные документы и сложившая практика предполагают следующее содержание протокола общего собрания акционеров, в котором и фиксируется решение о ликвидации:

  • дата и место составление протокола, его номер;
  • наименование акционерного общества;
  • количество присутствующих акционеров, абсолютное и процентное количество акций;
  • вывод о правомочности общего собрания (достаточное ли количество голосов присутствует на собрание для принятия решения о ликвидации);
  • повестка заседания (как правило, на такое собрание выносится единственный вопрос о ликвидации АО);
  • данные главного докладчика, поступившие вопросы;
  • постановляющая часть, в которой указывается решение, вынесенное на голосование (о прекращении деятельности предприятия);
  • итоги голосования по вынесенному вопросу;
  • списочный состав ликвидационной комиссии с указанием имен членов комиссии и их должностей (руководитель предприятия и его главный бухгалтер, как правило, в первую очередь включаются в комиссию);
  • результаты голосования по выбору председателя комиссии;
  • порядок и сроки проведения ликвидации (чаще оформляются в виде приложения к протоколу).

Составленный протокол заверяется подписью председателя собрания и его секретаря. Также их подписи могут быть заверены должностным лицом общества (например, руководитель отдела кадров) и печатью организации.

Работа ликвидационной комиссии акционерного общества

Ликвидационная комиссия (ЛК), на основании п. 3 ст. 21 закона 208-ФЗ, после утверждения состава принимает на себя все полномочия по управлению акционерным обществом, совершает все действия от его имени, в том числе принимает участие в судебных заседаниях.

Состав комиссии определяется общим собранием по его усмотрению за исключением случаев, когда в числе акционеров присутствуют муниципальные образования или государство. В последнем случае на основании п. 4 ст. 21 закона 208-ФЗ в состав ЛК должен быть включен представитель государства или муниципалитета (от имущественного комитета, фонда, отдела по управлению имуществом и т. д.). Отсутствие в составе ЛК такого представителя является основанием для отказа налоговым органом в регистрации прекращения АО его деятельности.

Все действия, направленные на ликвидацию общества — от подачи заявки на публикацию сообщения в Вестнике государственной регистрации до представления на утверждение общим собранием акционеров окончательного баланса, — осуществляются ликвидационной комиссией. Ее деятельность прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации.

Всю ответственность за деятельность общества на данных стадиях несет комиссия. Так, например, постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2016 № Ф02-5969/2016 по делу № А33-16515/2014 удовлетворено требование о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя ликвидационной комиссии.

Ликвидационный баланс АО

После окончания срока предъявления требований кредиторов ЛК составляет промежуточный баланс, в который она должна включить перечень заявленных требований, принятое решение по ним, а также перечень активов предприятия (его имущества). Поскольку утвержденной законом формы ЛБ не существует, его можно формировать самостоятельно, однако практика свидетельствует о применении в качестве основы формы бухгалтерского баланса, хотя это не является обязательным.

Среди активов предприятия указываются денежные средства, размещенные на расчетном счете и в кассе общества, объекты недвижимого имущества, в том числе незавершенные объекты строительства, движимое имущество, находящееся на бухгалтерском балансе и вновь выявленное, нематериальные права (в том числе интеллектуальные) и др.

После того как общество рассчиталось по своим долгам и распределило между акционерами оставшееся имущество на основании п. 7 ст. 22 закона 208-ФЗ, составляется ликвидационный баланс, носящий характер окончательного. Правильно составленный баланс должен быть нулевым. Итоговый баланс, как и промежуточный, должен выноситься на рассмотрение и утверждение общего собрания акционеров.

Прекращение деятельности общества

Заключительным этапом проведения процедуры ликвидации юридического лица в форме акционерного общества является направление окончательного ликвидационного баланса вместе с заявлением о прекращении деятельности в налоговую инспекцию по месту регистрации организации. Заявление на ликвидацию имеет утвержденную форму № Р16001, проще всего заполнить которую при помощи специального программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФНС.

Помимо этого для осуществления налоговой службой регистрационных действий в связи с ликвидацией общества необходимо уплатить государственную пошлину установленного Налоговым кодексом на дату уплаты размера. В добровольном порядке заявители могут также приложить документ, который подтверждает направление сведений в Пенсионный фонд.

Если пакет документов предъявлен в полном объеме и не содержит противоречий действующему законодательству, то по истечении 5 рабочих дней заявитель сможет получить выписку из ЕГРЮЛ, свидетельствующую о прекращении деятельности акционерного общества.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете? В этой статье разбираем пошагово переход на ФСБУ 6/2020 «Основные средства» с 2022 года.

Кто обязан переходить на ФСБУ 6/2020 с 01.01.2022

В первую очередь, очертим круг тех «счастливцев», кто обязан применять новый стандарт по ОС в обязательном порядке начиная с 2022 года.

Если исходить из положений ФСБУ 6/2020, то применять его нужно всем, кто готовит бухгалтерскую отчетность и у кого есть ОС, конечно же. Для ведущих упрощенный учет исключения по самому применению не сделано. Для тех, кто на «бухгалтерской упрощенке», в стандарте есть несколько поблажек. Но не переходить на новые правила вообще они не могут.

Как можно переходить на новый ФСБУ по ОС

Основной порядок перехода на ФСБУ 6/2020 — ретроспективный (п. 48 ФСБУ 6/2020). То есть, предполагается, что пересчитаны по новым правилам будут данные за предыдущие периоды и таким образом, как будто стандарт применялся всегда.

Однако составители ФСБУ 6/2020 приняли во внимание многочисленные сложности, которые могут возникнуть при таком порядке перехода, и предусмотрели возможность переходить на новый стандарт по ОС перспективно (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Альтернативный — перспективный переход — подразумевает, что будут скорректированы только входящие данные по ОС на 01.01.2022, а уже далее учет стоимости и амортизации будет вестись по требованиям нового стандарта.

О пересчете амортизации поговорим отдельно. Пока же успокоим бухгалтеров с большим количеством ОС: пересчитывать амортизацию по каждому объекту, возможно, не придется.

Величину накопленной амортизации по объекту ОС имеет смысл пересчитывать только в случае, если организация:

  • изменила срок полезного использования;
  • и/или установила ликвидационную стоимость.

Кроме того, продолжает действовать требование рациональности, которое предусматривает ведение бухучета исходя из:

  • условий хозяйствования;
  • величины организации;
  • соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

То есть, если пересчет накопленной амортизации по объектам ОС приведет к существенным затратам на это и при этом результат в учете и отчетности существенно не изменится по сравнению с тем, что был по старым правилам, от пересчета можно отказаться, раскрыв данную информацию в отчетности.

А теперь перейдем непосредственно к алгоритму перехода.

Шаг 1. Утвердите новую учетную политику

Начинать переход на ФСБУ 6/2020 нужно с учетной политики. Как можно понять, в ней должны быть зафиксированы все значимые моменты, касающиеся грядущих изменений в учете. Причем продумать, сформировать и утвердить новую учетную надо до того, как наступит «час Х». То есть — в 2021 году.

Читайте также  Как восстановить пенсионное удостоверение?

Перечислим основные аспекты, на которые нужно обратить внимание при формировании новой учётки.

Выбранный способ перехода

Нужно указать, ретроспективный или альтернативный (перспективный) способ выбран для правил учета по ФСБУ 6/2020.

По мнению экспертов, большинство предпочтет альтернативный вариант перехода. Поэтому далее больше будем уделять внимание именно ему.

Лимит стоимости для ОС

По новому ФСБУ 6/2020 компания сама устанавливает стоимость, с которой объект считается основным средством (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Напомним, что условие использования долее 12 месяцев при этом сохраняется. А вот сколько будет стоить такой объект — теперь на усмотрение того, кто ведет учет.

Объекты, оставшиеся под новой планкой, сразу списывают в расходы.

Начало начисления амортизации

По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по-старому: с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС принято к учету, если закрепить это в учетной политике.

Отметим, что окончание начисления амортизации при выбытии объекта зависит от выбранного момента, когда она начата:

  • если с момента признания в учете — заканчивать начисление надо в момент выбытия;
  • если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии — с месяца, следующего за месяцев выбытия.

Способы начисления амортизации в бухучете

ФСБУ 6/2020 не предусматривает начисление амортизации в бухучете методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Он предлагает следующие методы:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально количеству продукции (работ, услуг).

Поэтому, если в учетной политике расписаны применимые способы амортизации, нужно пересмотреть их в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Признание существенных затрат на обеспечение работы ОС

Если объект ОС требует существенных расходов на техобслуживание и ремонт, а периодичность проведения таких мероприятий реже, чем 1 раз в год, такие затраты следует признавать отдельным объектом ОС (информация Минфина № ИС-учет-29).

Чтобы выполнить это требование, рекомендуем прописать в учётке порядок такого признания — какие затраты считать существенными, как определять периодичность и т. п.

Отражение переоценки

ФСБУ 6/2020 добавил новый способ списания переоценки ОС. С 01.01.2022 можно:

  • списать всю накопленную амортизацию проводкой Дт 02 — Кт 01;
  • довести счет 01 до рыночной стоимости (с отнесением дельты на прибыль/убыток).

Отражать переоценку по-старому тоже можно. Поэтому в новой учётке необходимо указать, какой именно способ и для каких групп ОС применяете.

Тест на обесценение

С 01.01.2022 нужно с периодичностью не реже чем 1 раз в год (на 31 декабря) проводить тест на обесценение ОС.

При этом порядка такого тестирования ФСБУ 6/2020 не содержит и предлагает пользоваться МСФО (IAS) 36 (п. 38 ФСБУ 6/2020).

МСФО 36, в свою очередь, предписывает тестировать на обесценение всякий раз, как появляются признаки обесценения. Что предполагает возможность такого тестирования и чаще чем 1 раз в год.

Во избежание двояких трактовок рекомендуем зафиксировать в учетной политике, когда и как проводится тест на обесценение ОС.

Инвестиционная недвижимость

Инвестиционную недвижимость (ИН) по смыслу ФСБУ 6/2020 выделяют в отдельную статью учета.

Её нужно оценивать по первоначальной стоимости, а далее — по справедливой или рыночной.

Поскольку пошагового порядка определения таких показателей для ИН стандарт не содержит, логично его продумать и описать в учётке. Основываться можно на нормах ФСБУ и МСФО.

Также можно указать, что (информация Минфина № ИС-учет-29):

  • объекты, признаваемые ИН, не амортизируются;
  • разницу от изменения стоимости относят на счет 91, не задействуя счет 83.

Шаг 2. Провести переоценку ОС

Этот шаг нужен, если компания ведет учет ОС на основе переоцененной стоимости. Тогда на дату корректировки по требованиям ФСБУ 6/2020 сначала надо провести переоценку ОС и признать дооценку.

Напомним, что результат дооценки следует относить в состав капитала.

Шаг 3. Списать ОС со стоимостью ниже установленного лимита

Если есть объекты, стоимость которых ниже планки, установленной учетной политикой, их необходимо убрать из состава ОС.

По общему правилу списывать в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 нужно на нераспределенную прибыль (счет 84). Однако допустимо переклассифицировать объект ОС в другой актив (например, подлежащий отражению в составе запасов). Во втором случае из ОС нужно переводить в другой актив по новой классификации.

Шаг 4. Включить в ОС объекты со стоимостью, попадающей в лимит

Может быть и ситуация обратная той, о которой рассказано на предыдущем шаге — когда есть актив, который в составе ОС не был, но должен туда попадать по новой учетной политике.

В такой ситуации нужно отразить переклассификацию объекта и далее применять к нему требования учета по ФСБУ 6/2020.

Шаг 5. Выделить ОС, по которым не начисляется амортизация

Из дальнейшей работы нужно также выделить объекты, по которым начислять амортизацию. А следовательно — пересматривать ее элементы и выполнять пересчет не нужно.

Шаг 6. Установить ликвидационную стоимость

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

Как мы уже упоминали, ликвидационная стоимость может быть равна нулю. Напомним, в каких обстоятельствах это возможно:

?

Допустимо объединять признаки, вынося суждение о нулевой ликвидационной стоимости. Например, если объект ОС планируете использовать весь срок, установленный ему по техническим характеристикам, далее его планируете демонтировать, а стоимость материалов и запчастей, полученных от демонтажа, будет не существенна: логично считать ликвидационную стоимость нулевой.

Шаг 7. Пересмотреть СПИ и способ начисления амортизации

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

Шаг 9. Пересчитать амортизацию

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Шаг 10. Внести переходные корректировки

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector