Кто такие аффилированные лица и компании – признаки

Кто такие аффилированные лица и компании – признаки

Аффилированность. Ответственность аффилированной компании

Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.

Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.

Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.

Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.

Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.

В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.

При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.

Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.

Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).

Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.

Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.

Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.

Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:

за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;

за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;

за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;

за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;

за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.

Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?

Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.

Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Что это — аффилированные или взаимозависимые лица?

Подробное представление об аффилированности дает ст. 4 закона «О конкуренции…» от 22.03.1991 № 948-1, не только излагающая суть этого понятия, но и приводящая перечень лиц, считающихся аффилированными для юрлиц и ИП.

Аффилированностью этот закон называет способность юр- и физлиц оказывать влияние на деятельность (принятие решений, результаты работы) юрлиц и ИП. ГК РФ (ст. 53.2) увязывает такое влияние с наступлением правовых последствий и отождествляет аффилированность с определением «связанность».

Для юрлица аффилированными окажутся:

  • физлица, входящие в коллегиальные органы управления им или руководящие единолично (в т. ч. это относится к коллегиальным и единоличным руководителям органов управления финансово-промышленной группы, если юрлицо является участником такой группы);
  • лица (как юридические, так и физические), владеющие больше чем 20%-ной долей в его уставном капитале;
  • юрлица или физлица, образующие общую с ним группу.

Для ИП аффилированность возникает в отношении:

  • юрлиц, в которых он владеет больше чем 20%-ной долей в уставном капитале;
  • юрлиц или физлиц, образующих общую с ним группу.

Общей группа считается (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ) при наличии:

  • у физлица или юрлица — больше чем 50%-ной доли в уставном капитале организации;
  • у юрлица:
    • единоличного исполнительного органа, представленного как физлиц, так и юрлицом;
    • лиц (физических либо юридических), имеющих право на выдачу указаний, обязательных для исполнения им (включая рекомендации по назначению единоличного или коллегиального исполнительного органа);

    Используется понятие аффилированности в самых различных правовых областях, например, таких как законодательство:

    • о налогах (п. 2 ст. 269 НК РФ);
    • банкротстве;
    • эмиссии ценных бумаг;
    • АО и ООО;
    • труде (в части увольнения руководителей ФГУП);
    • связи.

    О том, какие основания для увольнения руководителя юрлица содержатся в ТК РФ, читайте в материале «Ст. 81 ТК РФ: вопросы и ответы».

    Взаимозависимость — понятие, значимое для НК РФ

    В налоговом законодательстве, несмотря на присутствие в НК РФ термина «аффилированные лица» (п. 2 ст. 269), более широко применяется понятие взаимозависимости. Расшифровку его сути и перечень ситуаций, в которых лица оказываются взаимозависимыми, содержат ст. 20 и 105.1 НК РФ.

    Взаимозависимость возникает, когда лица (юридические или физические) имеют возможность самостоятельно или через своих зависимых лиц влиять на:

    • условия заключаемых сделок;
    • результаты заключенных сделок или итоги осуществляемой деятельности.

    Влияние может осуществляться через:

    • участие в уставном капитале;
    • заключенное между лицами соглашение;
    • иные возможности.

    Взаимозависимыми следует считать:

    • юрлицо и юрлиц и физлиц с долей участия в его уставном капитале, превышающей 25%;
    • 2 юрлица, имеющих в каждом из них больше чем 25%-ную долю участия одного и того же лица;
    • юрлицо и юрлиц или физлиц, имеющих возможность назначать его единоличный исполнительный орган или не меньше 50% состава коллегиального органа (в т. ч. через своих взаимозависимых лиц);
    • 2 юрлица, у которых коллегиальный орган управления больше чем на 50% состоит из одних и тех же людей.
    • юрлицо и его единоличный исполнительный орган, а также 2 юрлица, имеющих один и тот же единоличный исполнительный орган;
    • юрлицо и юрлиц или физлиц, которые по цепочке (в каждой последующей организации) имеют долю участия, превышающую 50%;
    • физлиц с отношениями, основанными на подчиненности;
    • физлиц, имеющих супруга (супругу) или близких родственников (в т. ч. на правах усыновления), а также состоящих во взаимоотношениях опекунства.

    В отношении физлица размер доли его участия в юрлице оценивается по совокупности участия не только его самого, но и физлиц, являющихся для него взаимозависимыми (супруги, близкие родственники, а также те, с которыми отношения возникли на условиях усыновления или опекунства).

    Возможно признание взаимозависимыми лиц:

    • добровольно объявляющих себя таковыми;
    • по решению суда, в т. ч. по основаниям, не перечисленным в ст. 105.1 НК РФ.

    Не признаются основанными на зависимости:

    • сделки, совершение которых обусловлено преимущественным положением ее участника (участников) на рынке;
    • участие государства или его субъектов в российских юрлицах.

    Наличие взаимозависимости учитывается в таких вопросах налогового законодательства, как:

    • сделки, подлежащие контролю (ст. 40, 45, гл. 14.2–14.5 НК РФ);
    • обложение НДФЛ доходов от матвыгоды (ст. 212, 217 НК РФ);
    • определение величины имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ);
    • восстановление амортизационной премии при досрочной (до истечения 5 лет с ввода в эксплуатацию) продаже основного средства (п. 9 ст. 258, подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ);
    • определение величины процентов по долговым обязательствам, учитываемых в расходах при расчете налога на прибыль (ст. 269 НК РФ);
    • применение льготы по налогу в отношении движимого имущества, принятого на учет после 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ);
    • налогообложение иностранных юрлиц, работающих на территории РФ (ст. 306, 308, 309.1 НК РФ).

    Подробнее о льготе по движимому имуществу читайте в статье «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017».

    Аффилированные и взаимозависимые лица — отличия

    Даже при беглом взгляде становится очевидным наличие несовпадений в рассматриваемых понятиях, то есть следует признать, что аффилированные лица и взаимозависимые лица — это не одно и то же. Поскольку понятие аффилированности используется более широко, можно считать взаимозависимость ее частным вариантом, применяемым только в одной определенной области. Или, проще говоря, взаимозависимые лица — это аффилированные лица для целей НК РФ.

    Оба понятия весьма схожи и по смыслу, и по описанию ситуаций аффилированности (взаимозависимости). Расхождения имеют место в следующих моментах:

    • минимум участия юрлица или физлица в уставном капитале организации для аффилированности равен 20%, а для взаимозависимости — 25%;
    • критерии для признания взаимозависимости по факту родства шире, чем при аффилированности, поскольку в них дополнительно присутствуют отношения опекунства;
    • для взаимозависимости физлиц существует такой критерий, как отношения подчиненности, отсутствующий у аффилированности;
    • взаимозависимость можно признать добровольно или по решению суда, что не принято для аффилированности.

    Ну и, конечно, существенно разнятся сферы применения рассматриваемых понятий.

    Что скрывается за определением «связанные стороны»

    Существует еще одно определение, возникающее в связи с аффилированными лицами и взаимозависимыми лицами, — это понятие «связанные стороны», используемое в ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н). Согласно тексту этого документа связанными с юрлицом сторонами считаются юр- и физлица, способные оказать влияние на его деятельность, или те юр- и физлица, на деятельность которых может повлиять юрлицо.

    К числу лиц, признаваемых связанными сторонами по отношению к юрлицу, составляющему бухотчетность с применением ПБУ 11/2008, относятся:

    • аффилированные с ним лица (как юридические, так и физические);
    • организации и ИП, ведущие с ним совместную деятельность;
    • негосударственные пенсионные фонды, накапливающие пенсионные средства работников юрлица или другой организации, являющейся связанной стороной для него.

    Применение ПБУ 11/2008 оказывается обязательным при существенном уровне влияния. Однако на этот документ могут не ориентироваться юрлица, использующие упрощенные способы бухучета.

    Итоги

    Аффилированные лица и взаимозависимые лица — это понятия разные, базирующиеся на разных документах и применяемые в разных областях законодательства. При значительном сходстве их смысла между ними есть ряд существенных расхождений.

    Аффилированные лица и компании

    Екатерина Соловьева

    Понятие «аффилированные лица» появилось относительно недавно, и уже успело приобрести негативный подтекст. Неудивительно, ведь его очень часто можно встретить в текстах, где речь идет о коррупции, выводе активов, фиктивных сделках, незаконной оптимизации налогов и т.д.

    Аффилированные лица – это все лица, которые могут влиять на управленческие решения, принимаемые компанией. Речь идет о заключении крупных сделок, принятии решений об изменении структуры управления бизнесом, стратегии развития компании и т.п.

    Давайте разберемся, кто они – аффилированные лица и компании, и как избежать негативных последствий, с ними связанных.

    Что значит аффилированные юрлица?

    Согласно статье 4 Закона «О конкуренции…» под аффилированными лицами понимаются те компании или сотрудники (а также представители «той же группы», в том числе родственной), которые могут влиять на деятельность организации и принимаемые ее руководящим составом стратегические решения.

    Конкретные критерии отнесения к аффилированным структурам мы привели в статье «Аффилированные или взаимозависимые лица». В этой же публикации подробно говорится и об аффилированных связях в группе лиц, которые описывает статья 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

    Характер аффилированности здесь может быть:

    • имущественным;
    • договорным;
    • организационно-управленческим;
    • семейно-правовым;
    • смешанным.

    Антимонопольное и антикоррупционное законодательство РФ предъявляет свои требования по отношению к сделкам, в которые вступают аффилированные юридические лица.

    Одно из них – ведение реестра аффилированных лиц, благодаря которому:

    • Снижается риск того, что сделку признают недействительной, например, из-за неодобрения исполнительного коллегиального органа.
    • Потенциальный контрагент получает возможность оценить все риски и перспективы будущей сделки. Следовательно, уменьшается опасность того, что данный факт хозяйственной жизни предприятия признают фиктивным из-за наличия в нем заинтересованности и непредоставления партнеру информации о наличии аффилированных отношений в структуре партнерской организации.
    • Сохраняются капитал и инвестиции вследствие снижения вероятности вмешательства в работу сторонних организаций.
    • Осуществляется антимонопольное регулирование.
    • Выполняется норма, предусмотренная приказом Минфина от 29.04.2008 № 48н: юрлицо обязано информировать налоговую о сделках со связанными лицами.

    Обязанность вести реестр закреплена в статье 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Законодательно форма списка не определена. Хранить список необходимо в течение всего периода существования компании, а затем передать архивной организации.

    С 21 декабря 2016 года юридические лица обязаны вести списки бенефициарных владельцев (ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»).

    Дополнительные признаки аффилированности юридических лиц

    Кроме явных признаков аффилированности, перечисленных в упомянутых выше нормативных актах, о зависимости организации и связанного лица можно судить, например, по степени контроля компании в конкретных хозяйственно-экономических обстоятельствах.

    В частности, в постановлении Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 разъясняется, кто именно разделит ответственность с непосредственными участниками процедуры банкротства организации:

    • Юридическое и физическое лицо, являющиеся исполнительным органом (управляющая компания и ее руководитель – ст. 65.3 ГК РФ) несут солидарную ответственность – пункты 3 и 4 ст. 53.1 ГК РФ, ст. 1080 ГК РФ. Ответственность указана в статьях 61.11 – 61.13, 61.20 Закона «О банкротстве».
    • Контролирующим признается лицо, которое имело право «совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50 и более процентами акций» организации, а также более, чем половиной голосов в общем собрании или уставного капитала ООО (п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве). Кроме того, к контролирующим относятся те, кто мог назначать руководителя компании.
    • Номинальный руководитель, передавший фактическое управление другому по доверенности или указанию третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий, не утрачивает статус контролирующего лица. Указанные обстоятельства не освобождают номинального руководителя от возможности влиять на должника, в частности обеспечивать надлежащую работу системы управления юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность.

    Читайте по теме:

    Как доказать аффилированность юридических лиц?

    Понятие аффилированности в российском законодательстве остается не до конца раскрытым. Еще в 2012 году на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 47538-6. В нем авторы пытались подробно раскрыть термин аффилированности и перечислить конкретные схемы участия одного юридического лица в деятельности другого. Более того – один из пунктов проекта предусматривал возможность признания судом аффилированных отношений, несмотря на отсутствие конкретных законодательно предусмотренных признаков, то есть, исходя из фактических обстоятельств дела.

    Однако в статью 53.2 Гражданского кодекса РФ до сих пор не внесены изменения, но в современной судебной практике признают возможность наличия прямой и косвенной аффилированности по фактическим основаниям, даже в случае отсутствия правоотношений между организацией и связанными лицами.

    Так, из определения Верховного Суда РФ от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475 следует, что наличие аффилированных связей можно доказывать любыми, не запрещенными процессуальным законом средствами. Даже в случае, когда две организации не входят в одну группу лиц, то в качестве доказательств можно использовать следующие обстоятельства:

    • у юридических лиц одни и те же дебиторы;
    • пересечение основных видов деятельности юридических лиц;
    • расходование кредитных средств организации на обеспечение нужд контрагента;
    • если продукция одной организации отгружается со склада другой;
    • юридические лица выступают взаимными кредиторами и дебиторами;
    • обе компании подали заявление о банкротстве по упрощенной процедуре в один день.

    Таким образом, ключевым признаком аффилированности являются не взаимоотношения в рамках экономической зависимости, а возможность влиять на принципиальные решения юридического лица, от которых зависит судьба организации.

    Кроме того, в судебной практике существуют примеры, когда наличие аффилированной связи ставилось под сомнение даже при наличии явной экономической зависимости. Так, в деле о банкротстве (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 № 15АП-19042/2013 по делу № А53-3626/2013) суд пришел к выводу, что о факте принадлежности к одному «производственному комплексу» и наличии зависимости деятельности одной организации от другой не свидетельствуют следующие обстоятельства:

    • наличие договорных отношений;
    • исполнение полномочий единоличных исполнительных органов покупателя и поставщика одним и тем же лицом;
    • аффилированный состав акционеров организаций.

    «Исполнение полномочий единоличного исполнительного органа одним лицом . , а также аффилированный состав акционеров заемщика и поручителя не свидетельствуют о том, что указанные лица входят в единый производственный комплекс и производственная деятельность одной организации находится в зависимости от другой…», – говорится в определении.

    Таким образом, суд признал наличие формальных признаков аффилированности при отсутствии фактической экономической зависимости. Следовательно, данное понятие может характеризовать правоотношения, основанные на других видах социальной зависимости – например, структурно-организационной.

    Какие риски связаны с аффилированными юр лицами?

    Как с контрагентами, так и с участниками аффилированных организаций связаны определенные риски. Некоторые из них:

    1. Фактические признаки аффилированности все чаще расцениваются контролирующими органами как попытки налоговой оптимизации.

    В любой спорной ситуации претензии со стороны налоговых инспекторов и третьих лиц будут предъявляться ко всем участникам группы, в том числе к активодержателям и бенефициарам бизнеса.

    Судебная практика

    В определении Верховного Суда РФ от 17.10.2017 № 304-КГ17-14572 в деле о налоговом правонарушении в части неверного исчисления основных налогов суд отклонил все доводы налогоплательщика о самостоятельной деятельности каждой из связанных организаций. А в качестве доказательств зависимости к сведению приняли следующие обстоятельства:

    • все организации осуществляли один вид деятельности;
    • компании находились по одному юридическому адресу, а в своей деятельности использовали одни и те же помещения, материально-техническую базу и кадровый персонал;
    • совместно хранили бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности;
    • расчетные счета обществ открыты в одном банке;
    • правом первой подписи обладали одни и те же лица и пр.

    2. Если устав компании разрешает продавать и покупать дочерним и подконтрольным организациям небольшие пакеты акций, контролировать фактические последствия таких действий довольно сложно.

    Например, если дочерняя компания приобретет 10% акций компании, в которой материнская организация уже владеет аналогичным пакетом бумаг, основная компания автоматически попадает в список аффилированных лиц приобретенного предприятия.

    3. Все чаще звучат предложения при банкротстве организации понижать в очередности любые требования аффилированных кредиторов.

    Явное злоупотребление: лицо, которое довело компанию до банкротства, получает возмещение наравне с независимыми кредиторами, которые не имели контроля над должником.

    4. Недружественные поглощения при покупке акций компаний-конкурентов.

    Например, в случае, когда покупатель, которому не хотят продавать контрольный пакет акций, зарегистрирует на родственника руководителя отдельную организацию, а тот обратится к несговорчивому «продавцу» с соответствующим предложением. Проследить аффилированную связь «продавец» сможет только через отчетность первого покупателя.

    Наши решения предусматривают варианты законного снижения налогов в рамках НК РФ. Не обязательно прибегать к помощи аффилированых лиц, чтобы не разоряться на налоги.

    Мы сопроводим самые важные для вашего бизнеса сделки и предотвратим финансовые и репутационные потери. У инспекторов не будет ни малейшего шанса откопать в деятельности вашей организации формальные или фактические признаки аффилированности или взаимозависимости.

    Если вы решите обелить бизнес, то наши специалисты предложат вам лучший вариант для новой организации бизнеса, предусматривающий минимальную налоговую нагрузку.

    Аффилированные лица в закупках

    Аффилированность в закупках по 44-ФЗ — это способность влиять на участника тендера со стороны другой компании или физлица, цель которых — изменить ход процедуры определения поставщика и извлечь выгоду.

    Кто такие аффилированные лица

    Аффилированные лица в закупках — это физлица или компании, которые влияют на предпринимателей, чтобы извлечь выгоду (ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции» № 948-I от 22 марта 1991 г.). К аффилированным относят:

    • собственников компании;
    • управленцев;
    • акционеров и дольщиков, если они распоряжаются более чем 20 % голосов и капитала;
    • организации, если они распоряжаются более чем 20 % голосов и капитала участника тендера.

    Аффилированность по № 44-ФЗ

    Участвовать в конкурсной процедуре выбора поставщика для госкомпаний вправе любая организация или физлицо. Обязательные условия: соответствие требованиям закона о контрактной системе, законодательства в части регулирования их деятельности и отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

    Минэкономразвития в письме № Д28и-1010 от 25.04.2016 разъясняет, что в Законе о контрактной системе отсутствует запрет на участие в госзаказе для аффилированных компаний или управленцев.

    Есть нюансы, которые стоит учитывать аффилированным лицам по 44-ФЗ, если попавшая под влияние организация участвует в тендере. С 01.07.2021 вступили в силу изменения по работе с реестром недобросовестных поставщиков (закон № 539 от 30.12.2020). В связи с этим в РНП перестанут вносить учредителей корпоративных юрлиц, начнут вводить в реестр информацию об участниках, которые способны влиять на деятельность этого юридического лица. Под такими участниками понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) корпоративного юридического лица.

    Лицо признается аффилированным согласно ст. 4 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В этой статье указано, что аффилированными лицами юридического лица являются такие лица:

    • член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный орган;
    • принадлежащие к той группе лиц, к которой относится юрлицо;
    • обладающие правом распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции или составляющие уставный или складочный капитал: вклады, доли;
    • юрлицо, в котором компания, сведения о которой вносят в РНП, имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции или составляющие уставный или складочный капитал: вклады, доли;
    • члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы и единоличные исполнительные органы участников финансово-промышленной группы, при условии что юридическое лицо — участник финансово-промышленной группы.

    Контрактное законодательство уточняет, как проверить аффилированность лиц для 44-ФЗ: наличие влияния на участников закупок определяют исходя из объёма акций, долей и паёв, которые принадлежат участникам или руководству компании (ч. 3 ст. 104 № 44-ФЗ). Если более 25 %, сотрудник, управленец, дольщик или акционер способен влиять на предпринимательскую деятельность организации и менять ход сделок.

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как выявить скрытую аффилированность. Используйте эти инструкции бесплатно.

    Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

    Требования заказчиков из ЕИС

    Аффилированность по закону № 223-ФЗ

    Федеральный закон о закупках отдельными категориями компаний не содержит понятия об аффилированных лицах по 223-ФЗ и отсылок к нормам, которые сообщают о признаках такого влияния. Минэкономразвития подтверждает, что в № 223-ФЗ отсутствует запрет на участие в закупках для аффилированных организаций и управленцев (письмо Минэкономразвития № Д28и-1010 от 25 апреля 2016 г.).

    Одна из целей госзакупок — развитие благоприятной конкурентной среды при размещении заказов. Любой участник тендера обжалует действия заказчика, комиссии, оператора ЭТП на основе положений закона № 135-ФЗ о защите конкуренции от 26.07.2006. Как быть с аффилированностью по 223-ФЗ, организациями и управленцами, способными влиять на участников тендера, там не уточнено. Заказчики оставляют этот вопрос на своё усмотрение и прописывают в положении о закупке и тендерной документации варианты развития событий на случай аффилированного участника.

    Требования заказчиков из ЕИС по 223

    Аффилированность и конфликт интересов

    Вместе с руководителем заказчика за размещение госзаказа для нужд организации отвечают:

    • сотрудники контрактной службы;
    • члены комиссии (в т.ч. председатель и его заместитель);
    • контрактный управляющий.

    Конфликт интересов возникает, когда сотрудники, ответственные за размещение госзаказа или выбор поставщика, состоят в браке или родстве с (п. 9 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ):

    1. Менеджментом поставщика.
    2. Членами правления.
    3. Теми, кто получит прибыль от заключения контракта.

    Понятия аффилированность в госзакупках и конфликт интересов не всегда взаимосвязаны. Конфликт возникает и без аффилированности, а влияние на участника тендера не всегда приводит к конфликту. Например: если родственнику контрактного управляющего принадлежит более 10 % акций или капитала поставщика, возникает конфликт интересов. Если они не являются родственниками, отсутствует и конфликт интересов, и аффилированность участников закупки по 44-ФЗ, т.к. для существенного влияния потребуется не менее 25 % акций.

    Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.

    Аффилированные лица в банкротстве: судебная практика

    В юридической практике достаточно часто встречается факт «контролируемого» банкротства должника аффилированными лицами[1]. Многие используют этот способ как механизм ухода от ответственности и сокрытия имущества от кредиторов.

    При этом до 29 января 2020 года отсутствовала единая практика применения разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (Обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 января 2020 года). Давайте посмотрим на примере.

    Суть дела

    В процессе принимали участие юристы нашей фирмы. Дело было о банкротстве компании. В его ходе с целью контроля и получения максимальных выплат в рамках расчетов с кредиторами было подано несколько требований аффилированных с должником кредиторов, которые при первичном рассмотрении были включены в реестр требований кредиторов.

    В рамках настоящего дела рассматривалось требование кредитора о включении в реестр требований кредиторов должника на основании вексельного долга и выдаче займов.

    Однако, после вступления в дело «стороннего» кредитора, который оказался за реестром, картина изменилась. Именно в связи с оспариванием с его стороны такого включения суд, после возвращения из кассационной инстанции дела и отмены включения требований в реестр, начал более детально рассматривать настоящие требования.

    После отмены в кассационной инстанции дело было возвращено на новое рассмотрение и кредитору было отказано во включении в реестр требований кредиторов должника в полном объеме. В результате повторного рассмотрения было установлено, что эта сделка мнимая. Почему? Передача собственных векселей не является куплей-продажей ценной бумаги — следовательно, у покупателя, получившего собственные векселя векселедателя, не возникает обязательств покупателя, основанных на положениях п. 1 ст. 486 ГК РФ. А возникшие между сторонами такого договора отношения могут быть квалифицированы как заемные при наличии доказательств реального предоставления денежных средств.

    Суду удалось установить и доказать, что это являлось не добросовестным финансированием деятельности должника, а хорошо замаскированным транзитом денежных средств внутри группы аффилированных лиц с конечным бенефициаром, который контролировал как должника, так и аффилированных кредиторов.

    Все сделки были признаны корпоративным займом и исключены из реестра требований кредиторов. К сожалению, такая картина является обыденной для большинства «контролируемых» банкротств.

    Что в итоге решил суд?

    В результате рассмотрения дела судом вынесено решение об отказе во включении в реестр требований кредиторов должника требований четырех аффилированных с должником кредиторов. При этом аффилированные кредиторы более такое решение не обжаловали[2].

    С учетом изложенных выше разъяснений, суд счел возможным квалифицировать взаимоотношения между кредиторами и должником как взаимоотношения из договора займа.

    Верховным Судом РФ сформирована судебная практика, согласно которой суд вправе переквалифицировать заемные отношения в отношения по поводу увеличения уставного капитала по правилам пункта 2 статьи 170 ГК РФ либо по правилам об обходе закона (пункт 1 статьи 10 ГК РФ, абз.8 ст. 2 Закона о банкротстве), признав за спорным требованием статус корпоративного.

    Выводы и рекомендации

    Зачастую в связи с тем, что именно аффилированный с должником кредитор выступает инициатором банкротства и выбирает арбитражного управляющего, последний неполно исследует банковские выписки и делает анализ движения денежных средств по расчетным счетам.

    В таких ситуациях видна закономерность в поступлении денег от аффилированного лица в качестве материальной помощи и последующего перевода этих же денег на расчетный счет иной организации в счет погашения задолженности (в том числе по договорам займа). Конечным бенефициаром является одно и то же лицо, либо неразрывно связанное с ним лицо (например, близкий родственник).

    Совершая мнимые либо притворные сделки их стороны, будучи заинтересованными в сокрытии от третьих лиц истинных мотивов своего поведения, как правило, верно оформляют все деловые бумаги. Но создавать реальные правовые последствия, соответствующие тем, что указаны в составленных ими документах, не стремятся (см. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.02.2019 № 305-ЭС18-17629 по делу № А40-122605/2017).

    Таким образом, бремя опровержения корпоративной природы требования лежит на заинтересованном лице, заявившем о включении требования в реестр. Удовлетворение таких требований происходит после расчетов с другими независимыми кредиторами за счет оставшегося имущества (Определение ВС РФ от 15.02.2018 Ж305-ЭС17-17208).

    В отсутствии доказательств разумной экономической цели совершения сделки между аффилированными лицами действия по перечислению денег по Договору, а также в отсутствие полных сведений о его возврате, носят исключительно корпоративный характер и не подлежат учету в реестре требований кредиторов должника. Этот вывод подтверждается судебной практикой — в частности, Определением коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 06.07.2017 № 308-ЭС 17-1556 (2).

    Из всего, что мы сегодня рассмотрели, становится более понятен механизм оспаривания требований аффилированных с должником кредиторов. Зачастую достаточно доказать факт взаимозависимости лиц по той или иной сделке, чтобы требование не было включено в реестр требований кредиторов. И, как следствие, отсутствовала возможность «контролируемого» банкротства или банкротства с целью прекращения деятельности должника как части цепочки транзита денег (и сокрытия реальной картины деятельности должника).

    Отдельно отметим: в случае прекращения деятельности такого должника в последующем возможно инициировать банкротство аффилированного лица. Это. по сути, один из механизмов сокрытия преступного сговора между аффилированными лицами и ухода конечного бенефициара от уголовной и субсидиарной ответственности.

    Рекомендуем более тщательно подходить к рассмотрению требований кредиторов, так как не все из них являются действительными. В случае включения требований таких аффилированных кредиторов шанс на получение добросовестным кредитором какой-либо значительной суммы в случае распределения конкурсной массы может стремиться к нулю. В этой ситуации львиная доля конкурсной массы уйдет на счет аффилированного кредитора, то есть должник фактически оставит данные денежные средства на своем счету.

    То же самое касается и реализации имущества в рамках банкротства — если контролирующим кредитором будет аффилированное с должником лицо, то при реализации имущества его цена может быть значительно занижена или оно может быть приобретено за меньшую стоимость аффилированным с должником лицом.

    [1] Статья 19 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что заинтересованным лицом по отношению к должнику признается лицо, которое является аффилированным лицом должника, в том числе физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, учредитель должника).

    [2] Определение Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-105425/18-184-125 от 28.02.2020.

    Читайте также  Увольнение в порядке перевода к другому работодателю
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector