Концепция системы планирования выездных налоговых

Концепция системы планирования выездных налоговых

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
(п. 1 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
(п. 2 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
(п. 3 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.
(п. 4 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему Приказу.
(п. 5 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев N N 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.
(п. 6 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.
(п. 7 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий Приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе «Налоговый контроль», подраздел «Налоговые проверки».
(в ред. Приказов ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@, от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.
(в ред. Приказов ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@, от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.
(п. 10 введен Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

11. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.
(в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

Обновлены критерии назначения выездных налоговых проверок

Существует 12 критериев для выездной налоговой проверки, на основании которых налоговые контролеры планируют проведение выездных проверок. Чем больше совпадений по параметрам, тем выше вероятность назначения контрольного мероприятия.

Предприниматели и организации, которые соответствуют всем критериям, с наибольшей вероятностью могут быть включены в план выездных проверок, инициируемых налоговой службой.

Важными числовыми показателями являются налоговая нагрузка (критерий 1) и уровень рентабельности (критерий 11), которые обновляются каждый год.

Низкая налоговая нагрузка

Одной из причин включения в перечень организаций для проведения выездных проверок является уровень налоговой нагрузке ниже среднего показателя, который установлен для определенной отрасли субъектов хозяйствования.

Для расчета текущего уровня налоговой нагрузки применяется формула:

Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%

Расчетные показатели претерпели незначительные изменения. Для большинства отраслей, в среднем, они повысились/снизились на 1,5%.

Важным основанием для осуществления выездной проверки является снижение уровня рентабельности бизнеса от средних показателей более чем на 10%. При этом учитывается рентабельность активов и продаж.

Рентабельность активов рассчитывается по формуле:

(прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 2300 Отчета о финансовых результатах) / стоимость активов (стр. 1600 Бухгалтерского баланса) × 100%

Рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг – процент прибыли в выручке компании. Рассчитывается по формуле:

прибыль (убыток) от продаж (стр. 2200 Отчета о финансовых результатах) / выручка от продаж (стр. 2110 Отчета о финансовых результатах) × 100%

Относительно большинства видов деятельности данный показатель снизился по сравнению с 2018 годом. Так, например, в отрасли оптовой торговли, за исключением продажи мотоциклов и автомобилей, рентабельность уменьшилась с 10% до 8,3%. В сфере производства продуктов питания — с 9,2% до 8,2%. Показатель рентабельности в строительной отрасли повысился до 7%.

Внимание! Проведение выездных налоговых проверок приостановлено до 30 июня 2020 года включительно. Подробнее в теме: «Мораторий на выездные налоговые проверки продлен до 30 июня».

Ещё материалы по теме

Чек-лист: ждёт ли Вас налоговая проверка

Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ

Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ
ФНС объяснила частую подачу уточнённых налоговых деклараций

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС

Последнее

Статус самозанятого: ограничения для плательщиков НПД

Статус самозанятого: ограничения для плательщиков НПД

Выбор системы налогообложения: какие запреты и ограничения для самозанятых установлены законом. Ограничения по доходу, видам деятельности и не только.

Единый налоговый платёж для ИП и юрлиц в 2022 году

По ФЗ от 29.11.2021 № 379-ФЗ о едином налоговом платеже юрлица и ИП смогут одним платёжным поручением платить налоги, сборы, взносы, штрафы и пени. Такой механизм будет действовать с 01.07.22 по 31.12.22.

Форма РСВ с 2022 года и учёт коронавирусных расходов

Форма РСВ с 2022 года и учёт коронавирусных расходов

Учёт расходов на профилактику коронавируса: на вакцинацию от COVID-19, анализы и не только. Новые формы отчётности с 2022 года: форма РСВ, декларация по налогу на прибыль.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок 2017

Добрый день, наша фирма существует на рынке первый год. Мне сегодня знакомый с большим предпринимательским опытом порекомендовал оценить насколько мое предприятие соответствует критериям, установленным в концепции планирования выездных налоговых проверок 2017? Подскажите, как правильно это сделать? И есть ли в этом смысл?

День добрый, Ильдар. Смотрите какая ситуация сама по себе. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок была утверждена в 2007 году п. 1 Приказа от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. По большей части она была принята для облегчения работы контролирующих органов. Вы только представьте, насколько это затратное дело провести выездную налоговую проверку организации. Благодаря разработке данной Концепции налоговая может приходить с налоговой проверкой в первую очередь к тем организациям, чья деятельность вызывает у них вопросы и сомнения. В Концепции установлены финансово-экономические показатели деятельности, которые должны быть проанализированы инспекторами, чтобы оценить необходимость проведения выездной проверки у конкретного налогоплательщика.

Концепция включает в себя следующие критерии отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок:

  • Налоговая нагрузка ниже среднего уровня, который сложился в данной отрасли.
  • Наличие убытков бухгалтерской и налоговой отчетности в нескольких налоговых периодах. Вообще, налоговая нередко просит пояснить им наличие убытка. И если ответы на вопросы компания даст невнятные, то выездной налоговой проверки такой фирме не избежать.
  • Большая сумма налогового вычета в отчетности (сумма вычетов по НДС не должна составлять более 89% от начисленного НДС).
  • Значительное превышение роста расходов по сравнению с доходами от реализации.
  • Размер среднемесячной заработной платы работника ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в данном конкретном регионе. Это может говорить о неуплате НДФЛ и черной бухгалтерии.
  • Налогоплательщик на спецрежиме имеет показатели деятельности на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима.
  • Указание индивидуальным предпринимателем примерно одинаковых сумм дохода и расхода.
  • Заключение плательщиком договоров с перекупщиками и посредниками без особой необходимости и без экономической выгоды.
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений, если налоговая направит ему уведомление о необходимости уточнить некоторые данные.
  • Неоднократное снятие с учета и постанова на учет в налоговых органах (так называемая миграция между инспекциями).
  • Заметное отклонение уровня рентабельности от аналогичного показателя в соответствующей сфере деятельности.
  • Ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Если ваше предприятие не подходит под большинство перечисленных критериев, то вам бояться нечего.

Понятие и виды налоговых проверок

Налоговая проверка – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Как указано в “Концепции планирования выездных налоговых проверок”, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения налогового контроля в виде налоговых проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются главой 14 Налогового кодекса.

Кто проводит проверку?

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверкаВыездная проверка
Кто проверяетСотрудники местных фискальных органовСотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяетсяДокументация только за отчетный периодДокументация за период до 3 лет
Причина проверкиНе требуетсяНе требуется
РегулярностьКаждый период, по мере предоставления декларацийВыборочно
Где проверяетсяПо месту расположения надзорной службыПо месту расположения проверяемой организации
Кого проверяютВсех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц)Только юридических лиц
Что делаетсяАнализ предоставленной документацииВсе действия, разрешенные НК РФ

Камеральные проверки

Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок. На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Консультация юриста в Москве

Юридическое сопровождение проверок налоговых органов

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

Вот эти критерии на сегодняшний день:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки.

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Встречные налоговые проверки

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций. Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома. Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

Авторский подкаст «Следователь Позвонит»

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих – это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Обязательно необходимо понимать, что решение по дополнительным основаниям не отменят, если нарушения установлены и подтверждены законными доказательствами.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Рабочее совещание. Круглый стол. Иначе — предпроверочная тряска бизнеса.

Итак, дважды на этой неделе пообщался с представителями ФНС РФ. Доверители получают вот такие уведомления в рамках проведения мероприятий утвержденных Приказом ФНС от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), и по прошлому опыту совсем не рады предстоящей беседе с налоговыми инспекторами, потому как и беседой это мероприятие не назовешь.

По факту происходит следующее. Заходит доверитель (руководитель юр.лица) в кабинет налоговой инспекции, в котором находятся не менее трех человек- строгий руководитель контрольно-ревизионного отдела и несколько налоговых инспекторов-аналитиков.

Включается аудиозапись совещания, все участвующие лица представляются, составляется протокол. Далее участвующая троица налоговиков организует психологический наезд на доверителя. Само психологическое давление начинаются с содержания уведомления (с которым, надеюсь, читатель внимательно ознакомился).

От допроса следователя — по-сути, отличий нет. Ан нет есть, следователь-то ведёт допрос один, а здесь с тобой беседуют три инспектора одновременно и по-очереди))).

Суть всех подобных совещаний сводится к тому, что налоговики жестко внушают вызванному руководителю, что определенный контрагент, по которому был заявлен вычет НДС, не мог выполнить работу (поставить товары) в определенный квартал. Якобы контрагент не обладает для этого ресурсами и возможностями, создан лишь для транзита «разрывного НДС», в отношении его руководителя есть информация о возбуждении уголовного дела и т.д. и т.п., фирма-контрагент имеет признаки «однодневки», участвует «в схеме» и так далее и тому подобное.

Далее инспекторы предлагают внести уточненные декларации по НДС, и взять на себя НДС, который не уплатил «проблемный контрагент». И тогда к вам не придет выездная налоговая проверка со штрафами и пенями.

Отмечу, что мало кому хочется отвечать «за дядю» и брать дополнительную налоговую нагрузку на организацию, при тех обстоятельствах, что затраты реально были понесены.

Сами доверители отмечают, что присутствие адвоката на таких «совещаниях», довольно-таки поддерживает доверителя в вышеописанной ситуации и сдерживает пыл налоговых инспекторов, которые не прочь директора разложить по «атомам и молекулам».

Поверьте мне, уровень мастерства налоговых инспекторов повышается. Они и лучше работать стали, и умеют очень и очень неплохо допрашивать.

Бывают ситуации, когда руководитель предприятия-налогоплательщика попадает в ступор от психологического прессинга налоговиков. Для таких случаев я разработал примерный ответ на уведомление, в котором обосновываю и заключение спорной сделки со спорным контрагентом, и основания для выбора именно этого контрагента, и описываю суть сделки, и её деловую цель, и достигнутый положительный экономический эффект.

Также ответ содержит вежливый отказ от предложения налогового органа об уточнении декларации по НДС, с приведением ссылки на постановления Конституционного Суда; отказ обосновывается в том числе реальностью спорной хозяйственной операции и проявлением должной осмотрительности со стороны вызванного директора при выборе контрагента. Поэтому руководитель вообще может отмолчаться, сказав лишь: «я все изложил в письменном виде, ознакомьтесь, пожалуйста».

В настоящее время программный комплекс АСК НДС-2, который использует ФНС, может выявлять разрывы НДС по многостадийной цепочке поставщиков. Позавчера опер из ОБЭПиПК даже заявил, мол, сейчас есть возможность отследить цепочку поставщиков вплоть до 15-го контрагента (!). Круто, конечно. Прогнозирую увеличение подобных мероприятий, о которых написано выше.

И конечно же, качественная подготовка к указанному мероприятию, наличие защитника, будут являться надежным подспорьем для руководителя организации.

Благодарю за внимание.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком » «

Читайте также  Налоговый вычет для пенсионеров и инвалидов при
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector