Комментарий к Статье 266 НК РФ

Комментарий к Статье 266 НК РФ

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 266 УК РФ

1. Объектом преступления является безопасность эксплуатации транспортных средств, указанных в ст. ст. 263 и 264. В комментируемой статье выделены два особых вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии. И то и другое нарушения взаимосвязаны, в их основе лежит эксплуатация технически неисправных транспортных средств, создающая угрозу причинения физического вреда.

2. Предметом преступления является любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное, предусмотренное ст. 264. Кроме того, им может быть и другой элемент той или иной транспортной системы, обеспечивающий безопасность ее функционирования. В статье названы пути сообщения (имеются в виду железнодорожные пути), а также средства сигнализации и связи (в том числе авиационные, морские, железнодорожные, метро и т.д.).

Пути сообщения включают устройства, по которым осуществляется движение железнодорожного транспорта: железнодорожное (в том числе трамвайное, метро) полотно с рельсами, шпалами и насыпью. На железной дороге устраиваются различные сооружения, обеспечивающие безопасное движение поездов: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др. Сооружения, не обеспечивающие безопасности движения, к предмету данного преступления не относятся.

Средства связи — технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной и иной. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, лазерную и др. Возможна связь подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.

Сигнализация — средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласовании и т.д. Она может быть звуковой, световой, радио и т.д.

Кроме того, указывается и иное транспортное оборудование. Под ним понимается всякое техническое устройство, кроме сигнализации и связи, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортного средства, например, улавливатели, устраиваемые в железнодорожных и трамвайных тупиках, устройства, обозначающие фарватер реки, посадочная полоса на аэродроме и т.д.

3. Объективная сторона преступления включает в себя: недоброкачественный ремонт указанных в статье предметов, выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

4. Ремонт предполагает выполнение работ по восстановлению функциональных способностей поврежденных транспортных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами качества.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).

В связи с этим необходимо выяснять, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в комментируемой статье. Для установления таких нарушений и фактов использования при ремонте недоброкачественных деталей и узлов надлежит при наличии к тому оснований назначать автотехническую экспертизу (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

5. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает выдачу разрешения на использование по предназначению транспортного средства, имеющего техническую неисправность, создающую угрозу безопасной эксплуатации. Это неисправности тормозной системы, рулевого управления, крепления колес, контрольных приборов, автоматики и т.д.

6. Вредные последствия (тяжкий вред здоровью, смерть человека или двух и более лиц) те же, что и в ст. 264 УК.

7. При рассмотрении дел о недоброкачественном ремонте транспортных средств и выпуске их в эксплуатацию с техническими неисправностями надлежит устанавливать причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в комментируемой статье.

8. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.

9. Субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. Например, мастера, начальники ремонтных участков, работники отделов технического контроля, начальники транспортных предприятий и их заместители, начальники отделов технического контроля, механики и заведующие гаражами, начальники депо, владельцы транспортных средств и др.

Статья 266 НК РФ. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Положения настоящего пункта распространяются также на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по этим правам признаны безнадежными по основаниям, установленным настоящей статьей.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

4. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Комментарии к ст. 266 НК РФ

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2006 N Ф08-1388/2006-591А разъяснил, что пунктом 2 статьи 266 НК РФ установлены четыре основания, по которым долги признаются безнадежными: по истечении срока исковой давности, вследствие прекращения обязательства в соответствии с гражданским законодательством из-за невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа и в связи с ликвидацией организации. При этом суд указал, что в отношении сторонней организации завершена процедура конкурсного производства, вследствие чего она исключена из Единого государственного реестра юридических лиц. Из приведенных выше норм, по мнению суда, следует, что ликвидация юридического лица является достаточным основанием для признания долга безнадежным. Поскольку требования налогоплательщика не погашены в ходе конкурсного производства, налогоплательщик обоснованно признал задолженность сторонней организации нереальной к взысканию и, следовательно, подлежащей отнесению к внереализационным расходам.

Как следует из письма Минфина России от 20.06.2005 N 03-03-04/1/9, списание в состав внереализационных расходов безнадежных долгов, признаваемых таковыми согласно статье 266 НК РФ, производится в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были признаны безнадежными, в частности на дату исключения должника из реестра юридических лиц и погашения требования вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре банкротства должника.

В соответствии с письмом УФНС России по г. Москве от 21.08.2006 N 20-12/74624 организация может учесть суммы убытков по безнадежным долгам, по которым согласно гражданскому законодательству обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения в результате ликвидации организации (что подтверждается выпиской из государственного реестра), в составе внереализационных расходов при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль за тот отчетный (налоговый) период, в котором в государственный реестр сделана соответствующая запись о ликвидации должника.

НК РФ не определены какие-либо ограничения по формированию резерва по сомнительным долгам лишь за счет производственных средств (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2006 N А79-5765/2005).

Разъяснения Минфина России по вопросу о порядке использования организацией, образованной при реорганизации в форме выделения, резерва по сомнительным долгам, сформированного реорганизуемой организацией, содержатся в письме от 22.07.2005 N 03-03-02/31.

По мнению арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2006 N А33-7112/06-Ф02-5120/06-С1), переданный налогоплательщику в результате реорганизации наряду с дебиторской задолженностью остаток сформированного правопредшественником в целях налогообложения прибыли и неиспользованного резерва по сомнительным долгам, не включается у первого в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

При этом судьи ссылаются на то, что из положений статьи 266 НК РФ не следует, что реорганизуемое общество обязано на дату реорганизации включить сумму образованного резерва в состав внереализационных доходов и учесть ее при формировании налоговой базы.

Принятые к налоговому учету реорганизованной организацией данные, вытекающие из переданных согласно статье 50 НК РФ реорганизованной организацией прав и обязанностей, в том числе данные об операциях по формированию резерва, не должны утратить характер хронологичности, комплексности и взаимосвязи.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.08.2006 N Ф04-665/2005(25228-А81-37) суд пришел к выводу, что обязанность по возмещению материально-ответственным лицом потерь, связанных с недостачей, в силу статьи 266 НК РФ не относится к сомнительным долгам, в отношении которых может быть создан резерв, поскольку исходя из данной нормы под расходами на создание резерва по сомнительным долгам понимается задолженность, имеющая гражданско-правовое происхождение, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Данный вывод содержится также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2005 N Ф04-665/2005(15725-А81-33).

В то же время такой подход не является однозначным. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2006 N Ф04-10064/2005(20874-А27-37) арбитражный суд пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно списал убытки от кражи за счет резерва по сомнительным долгам, а не включил их в состав внереализационных расходов, поскольку в соответствии со статьей 266 НК РФ любая просроченная задолженность является сомнительным долгом, а на момент списания стоимости украденной продукции срок исковой давности истек.

В соответствии с письмом Минфина России от 12.07.2004 N 03-03-05/3/55 в случае, если налогоплательщиком принято решение не создавать резерв по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, в учетную политику должны быть внесены соответствующие изменения, а вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с пунктом 7 статьи 250 НК РФ.

Данная точка зрения поддерживается и арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 04.07.2006 N Ф09-5752/06-С7).

Внереализационные доходы по нормам ст. 265 НК РФ

Ст. 265 НК РФ закрепляет перечень расходов, которые при расчете налога на прибыль признаются внереализационными. Ниже мы расскажем о тех из них, которые в последнее время вызывали вопросы на практике.

Почему расходы из статьи 265 НК РФ называют внереализационными?

Термин «внереализационные расходы» говорит сам за себя — эти расходы не имеют непосредственной связи с процессом производства и реализации продукции, продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 265 НКРФ). Кроме этого, к внереализационным расходам приравниваются некоторые виды убытков.

Подразделение расходов на производственные и внереализационные обусловлено характером, условиями и направлениями деятельности организации. Например, если основным видом деятельности является оптовая торговля и при этом компания сдает в аренду что-то из своего имущества, расходы на содержание этого имущества будут для нее внереализационными (подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Но если сдача в аренду — это именно бизнес, такие расходы уже будут производственными.

Общие правила разделения расходов на производственные и внереализационные закрепляет Налоговый кодекс РФ. В то же время в отдельных случаях соответствующее решение остается за налогоплательщиком. Речь о расходах, в отношении которых нельзя четко сказать, производственные они или внереализационные, или о затратах, которые одновременно можно отнести и к одной, и к другой группе (п. 4 ст. 252 НК РФ). Порядок их учета избирается и закрепляется компанией в учетной политике для целей налогообложения.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 265 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о принципах деления расходов на связанные с реализацией и внереализационные читайте в статье «Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации».

Можно ли учесть в составе внереализационных расходы, не названные в п. 1 ст. 265 НК РФ?

Да, это возможно.

Перечень внереализационных расходов в ст. 265 НК РФ является открытым. На это прямо указывает подп. 20 п. 1 этой статьи, относящий к внереализационным «другие обоснованные расходы».

Главное здесь, чтобы затраты соответствовали общим требованиям, которые Налоговый кодекс предъявляет к расходам, а именно были:

  • экономически оправданы;
  • документально подтверждены;
  • связаны с получением доходов.

Например, по данному основанию можно учесть:

  • скидки, предоставленные по договорам выполнения работ, оказания услуг (см. письма Минфина России от 20.10.2014 № 03-03-06/1/52651, от 31.01.2011 № 03-03-06/1/40);
  • расходы на содержание профсоюза.

Е.С. Григоренко — советник государственной гражданской службы РФ 2 класса ответил на некоторые вопросы налогоплательщиков по применению ст. 265 НК РФ. Ознакомиться с менением чиновника можно в КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Общие моменты, связанные с внереализационными расходами, мы вкратце пояснили. Теперь остановимся на отдельных из них. Возьмем те, по которым недавно высказывались чиновники или судьи.

Как учитывать услуги банков?

Комиссии банка за проведение операций по счетам — классический пример расходов, порядок учета которых налогоплательщику стоит избрать самостоятельно, руководствуясь п. 4 ст. 252 НК РФ. Дело в том, что в НК РФ данные расходы есть и в составе производственных (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), и в составе внереализационных (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Наличие соответствующего условия в учетной политике позволит избежать нареканий со стороны контролеров. Ведь четко определиться с основанием не получается даже у Минфина. Например, комиссию за перевод зарплаты на карты работников он рекомендовал относить как к производственным расходам (письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03-03-06/1/56590), так и к расходам внереализационным (письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03-03-04/1/167).

К каким расходам отнести вознаграждение адвокату?

Так же, как и плата за услуги банков, услуги по представительству организации в суде подпадают под 2 вида предусмотренных НК РФ расходов. Так, в составе затрат на производство и реализацию перечислены юридические услуги (подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ), а в составе внереализационных — судебные расходы (подп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Читайте также  Чем грозит неуплата взносов на капитальный ремонт

Согласно последним разъяснениям чиновников услуги, связанные с представлением интересов организации в суде, и услуги адвокатов следует квалифицировать как внереализационные расходы (письмо Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39817).

Однако еще 2 года назад министерство рекомендовало относить их к расходам на производство и реализацию (письмо Минфина России от 27.05.2013 № 03-03-06/1/18995).

Если такие расходы имеют место в вашей практике, определитесь с порядком учета, включив его в учетную политику.

Обратите внимание: отнесение данных расходов на уменьшение прибыли не зависит от исхода судебного разбирательства. Если расходы обоснованы, их можно учесть даже в том случае, если спор проигран. Чиновники с этим не спорят.

Заметим также, что проигравшей стороне может вменяться обязанность по возмещению судебных расходов своему оппоненту. Эти суммы тоже можно учесть для прибыли как внереализационные расходы (письмо Минфина России от 08.04.2009 № 03-03-06/1/227).

Можно ли учесть в расходах проценты по займу, направленному на выплату дивидендов?

Пришло время платить дивиденды, а денег в компании нет. К сожалению, такая ситуация не редкость. Чтобы исполнить обязательства перед участниками, компания берет кредит или заем. А по ним, как известно, нужно платить проценты.

Уменьшение прибыли на проценты по займам, взятым на очевидно производственные цели, вопросов не вызывает. Такой вид расходов прямо поименован в подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, а порядок их учета определен в ст. 269 НК РФ.

Здесь заем не связан с производством, а направлен на дивиденды. Поэтому возникает вопрос: как быть с процентами?

Еще 2 года назад отнесение этих процентов к расходам гарантированно повлекло бы претензии контролеров и даже судебное разбирательство, ведь Минфин считал эти затраты необоснованными (см. письма от 06.05.2013 № 03-03-06/1/15774 и от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8152).

Однако в июле 2013 года такой подход не устроил высшую судебную инстанцию (постановление президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 3690/13). Арбитры подчеркнули, что выплату дивидендов нельзя расценивать как обязательство, не связанное с деятельностью, направленной на получение дохода, и указали, что в НК РФ нет ограничений для признания расходов, связанных с выплатой дивидендов.

Минфин подумал и согласился (см. письмо от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42780). Еще раньше это фактически сделала ФНС РФ (письмо от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Поэтому на текущий момент отнесение процентов по «дивидендным» займам к расходам должно пройти безболезненно.

О том, какие ставки применяются к доходам юрлиц в виде дивидендов, читайте в статье «Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы».

Как учесть проценты, если за счет займа приобретено ОС?

Однозначно, в составе внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ). Увеличивать на сумму этих процентов первоначальную стоимость основного средства не нужно.

Безусловно, проценты по займу, израсходованному на покупку основного средства, можно расценить как расходы, связанные с приобретением ОС, которые, по правилам п. 1 ст. 257 НК РФ, включаются в его первоначальную стоимость.

Однако проценты — это самостоятельный вид затрат, для которых НК РФ предусмотрел отдельное основание и собственные четкие правила учета. Ими и следует руководствоваться в данном случае. Это не раз подтверждали чиновники (письмо Минфина России от 10.03.2015 № 03-03-10/12339, направлено письмом ФНС РФ от 23.03.2015 № ГД-4-3/4568@, письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671 и др.).

Неиспользуемое компанией имущество передано в безвозмездное пользование: учет расходов на его содержание

К сожалению, уменьшить прибыль на такие расходы не получится. Во-первых, по общему правилу, содержать и поддерживать исправное состояние безвозмездно используемого имущества должен тот, кто им пользуется, т.е. ссудополучатель (ст. 695 ГК РФ). Во-вторых, пользование безвозмездное, а значит, расходы не связаны с деятельностью, приносящей доход. Следовательно, оснований учитывать их для налогообложения нет.

В этом вопросе наблюдается полное единодушие чиновников и судей (см. письма Минфина России от 27.03.2015 № 03-03-06/4/17133, ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.08.2014 по делу № А72-10571/2013).

Рекомендуем также ознакомиться с другими материалами сайта по внереализационным расходам:

Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 266 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 266 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ГАРАНТ:

Положения абзаца седьмого пункта 2 (в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 204-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г., и применяются по 31 декабря 2022 г.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:

ГАРАНТ:

Положения абзаца восьмого пункта 2 (в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 204-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г., и применяются по 31 декабря 2022 г.

кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;

ГАРАНТ:

Положения абзаца девятого пункта 2 (в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 204-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г., и применяются по 31 декабря 2022 г.

в отношении кредитного договора кредитной организации в 2020 и (или) в 2021 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Положения абзаца десятого пункта 2 применяются по 31 декабря 2022 г.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:

ГАРАНТ:

Положения абзаца одиннадцатого пункта 2 применяются по 31 декабря 2022 г.

кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 1 января по 31 декабря 2021 года на восстановление предпринимательской деятельности;

ГАРАНТ:

Положения абзаца двенадцатого пункта 2 применяются по 31 декабря 2022 г.

в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 и (или) в 2022 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положения настоящего пункта распространяются также на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по этим правам признаны безнадежными по основаниям, установленным настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 301-ФЗ пункт 3 статьи 266 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 405-ФЗ в пункт 4 статьи 266 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

4. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 405-ФЗ в пункт 5 статьи 266 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector