Когда проводится внеплановая прокурорская проверка

Когда проводится внеплановая прокурорская проверка

Когда проводится внеплановая прокурорская проверка

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Определены способы сокращения количества проверок

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закрепленным в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Права контролируемых лиц будут защищены лучше

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Прокурорская проверка. Часть I — уведомление о проверке

В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО «Глобус» постоянно анализируется законодательство и судебная правктика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.

Итак, законодательство не регламентирует подробно процедуру проведения прокурорской проверки, и при ее проведении прокуроры руководствуются общими правилами о своих полномочиях и ограничениях, предусмотренных Законом о прокуратуре, а также приказами Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 и от 17.03.2017 N 172. Конституционно-правовой смысл положений Закона о прокуратуре, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике (абз. 8 п. 2 резолютивной части постановления от 17.02.2015 N 2-П, далее — Постановление N 2-П, ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В крайне редких случаях суд отклоняет ссылки на указанное Постановление N 2-П, поскольку оно принято в отношении правил проверок некоммерческих организаций, а не бизнес-субъектов (постановление Семнадцатого ААС от 15.07.2015 N 17АП- 7249/15).

Ограничения и запреты, предусмотренные Законом N 294-ФЗ для должностных лиц органов государственного надзора (контроля), не распространяются на прокуроров при осуществлении ими прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Уведомление о проверке

Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать поверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения, суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16, решения АС Сахалинской области от 08.05.2015 по делу N А59-225/2015; АС Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14.04.2015 по делу N А75-222/2015, постановление Тринадцатого ААС от 24.03.2014 N 13АП-26524/13; противоположные решения — постановления Второго ААС от 22.10.2015 N 02АП-8406/15, Пятнадцатого ААС от 14.10.2015 N 15АП-16353/15) либо даже признать, что в действительности имела место незаконная внеплановая проверка иным ведомством, чей сотрудник был привлечен прокурором (постановление Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-28671/16, решение Иркутского областного суда от 16.04.2015 по делу N 21-168/2015). Само уведомление о проведении проверки может не содержать сведений об источнике получения информации о нарушениях (постановление АС Московского округа от 03.11.2015 N Ф05- 15425/15).

До сведения поверяемого лица должно быть доведено и мотивированное решение прокурора о расширении предмета (следовательно, и пределов) проверки (абз. второй п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 5 п. 5.2 мотивировочной части Постановления 2-П, приложение 2 к Приказу N 172). На практике это требование соблюдается (определение СК по административным делам Суда ЕАО от 04.05.2016 по делу N 33а-274/2016), однако далеко не всегда (решения Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23.01.2017 по делу N 2а-36/2017, Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 01.11.2016 по делу N 2а- 6906/2016, АС Новосибирской области от 29.05.2015 по делу N А45- 6044/2015, постановление Пятого ААС от 17.07.2015 N 05АП-5619/2015).

Должностные лица органов управления коммерческих и некоммерческих организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре). Однако прокурор часто удовлетворяет просьбу руководителя об отложении проверки на небольшой срок, если она мотивирована (например, для обеспечения присутствия необходимых специалистов, выделения прокурору помещения, офисной техники и т.п.).

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором в 2020 году

Когда Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку

Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзора приведены в п. 26 Административного регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764. Проверка проводится, если:

  • поступила жалоба от гражданина, организации или органа государственной власти;
  • истек срок, отведенный для устранения нарушений, выявленных в ходе проведенной ранее проверки;
  • поступило требование из прокуратуры.

Причина, по которой инспекторы пришли с проверкой, обязательно должна быть зафиксирована в распоряжении Роспотребнадзора о ее назначении.

Порядок проведения внеплановой проверки

Роспотребнадзор проводит аудиты вне установленного графика в следующей последовательности:

  1. В адрес проверяемой организации направляется уведомление о предстоящей проверке. Обратите внимание, что уведомление не направляют в ситуациях, о которых мы расскажем ниже.
  2. В назначенный день в организацию направляется запрос о предоставлении определенных документов (при документарной проверке) или выезжают инспекторы (при выездном визите).
  3. Инспекторы проводят проверку, по итогам которой составляется акт. В нем фиксируются результаты аудита, выявленные нарушения (при наличии) и сроки для их ликвидации. Если нарушения имеются, инспектор:
  • выносит предупреждение должностному лицу, ответственному за ту часть деятельности предприятия, в которой нашли несоответствия;
  • налагает на организацию штраф; или
  • приостанавливает деятельность организации на определенный срок.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Порядок проведения проверок Роспотребнадзором». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Форма проверки: документарная, выездная

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2020 году делятся:

  • на документарные;
  • выездные.

Документарная проверка проводится на территории Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Проверяемая организация должна представить копии запрошенных документов, заверенные подписью руководителя и печатью (если она есть). Можно предъявить электронные образы документов, но в этом случае их придется заверить усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 294). На передачу документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 294).

Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294). Необходимость в ее проведении возникает, если без выезда не получится:

  • проверить, насколько правдивы данные, указанные в представленных организацией документах;
  • установить соответствие процессов, протекающих внутри компании, законодательным требованиям.

Срок проведения проверки

Максимальная продолжительность проверки — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294). Правительство РФ может уменьшить этот срок для организаций, которые ведут деятельность, сопряженную с риском (например, несущую потенциальную опасность для природы или жизни работников предприятия).

Полномочия Роспотребнадзора

В ходе аудита Роспотребнадзор обязан соблюдать ограничения, установленные ст. 15 ФЗ № 294. Это значит, что инспектор:

  • проверяет только те источники информации, которые имеют отношение к предмету проверки;
  • отбирает образцы для исследования в количестве, соответствующем нормативам, при условии составления протоколов отбора;
  • изучает документацию, содержащую охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную и пр.);
  • проводит проверку с соблюдением установленных сроков.

Уведомляет ли Роспотребнадзор о внеплановой проверке

Ответ на вопрос о том, должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке, зависит от ее направленности.

Предварительное информирование необязательно, если проверяется:

  • информация о возможном причинении вреда человеку, природе или объектам культурного наследия (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294);
  • деятельность предприятий, связанная с продуктами, в том числе и с общепитом (ч. 2 ст. 13 закона «О качестве…» от 02.01.2000 № 29-ФЗ).

При других обстоятельствах Роспотребнадзор обязан сообщить о проведении проверки не позднее чем за сутки до того, как придут проверяющие (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294).

Как часто Роспотребнадзор может приходить с проверкой

Количество аудитов законом не ограничено. Это значит, что проверяющие могут приходить хоть каждый месяц. Главное, чтобы продолжительность каждой такой проверки не превышала 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294).

Сокращенные сроки проведения проверок для предприятий с малым оборотом и численностью (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия), установленные ч. 2 ст. 13 ФЗ № 294, при внеплановых мероприятиях не действуют. Их проводят в обычном порядке.

Итоги

Роспотребнадзор проводит внеплановые проверки вне графика, если на организацию поступила жалоба или требование из прокуратуры. Проверка может быть документарной (инспекторы запрашивают нужную информацию и самостоятельно ее изучают) или выездной (инспекторы приезжают в проверяемую организацию и работают на месте).

Внеплановая проверка прокуратуры

Надзорные ведомства нередко назначают внеплановые проверки по требованию прокурора. Оно направляется в государственный орган, который уполномочен осуществлять контроль в определенном виде деятельности. Однако в отношении нарушителя может проводиться и внеплановая прокурорская проверка. Причин для ее назначения – множество, так как прокуратура наделена широкими полномочиями. В отличие от других контролирующих органов, она надзирает, как соблюдается законодательство в целом, а не его отдельные нормы и правила.

Чем регулируются внеплановые проверки прокуратуры на 2019 год

Большинство надзорных проверок назначаются и проводятся в соответствии с законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 – о защите юрлиц и предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий. Если ведомство утверждает собственный регламент их проведения, он не должен противоречить положениям данного правового акта. Но следует учесть, что прокурорские проверки (плановые и внеплановые) под действие закона № 294-ФЗ не попадают (п. 3 ст.1 закона № 294-ФЗ). Он применяется лишь в случае, когда требование прокурора о проведении внеплановой проверки исполняется государственным или муниципальным органом, уполномоченным контролировать определенный вид деятельности.

Основным документом, регламентирующим внеплановые прокурорские проверки, является закон «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 (последняя ред. от 26.07.2019). В частности, он определяет:

что проверяет данный орган (что входит в сферу надзора прокуратуры);

каковы его полномочия;

порядок и сроки проведения надзорных мероприятий.

Типовая форма решения о назначении внеплановой прокурорской проверки утверждена Приказом Генеральной Прокуратуры РФ № 172 от 17.03.2017 (Приложение 1). В документе обязательно указываются цель проверки, основание, предмет и срок ее проведения. В Приложении 2 к данному приказу приводится форма решения о расширении предмета контрольных мероприятий, где необходимо изложить, чем оно было мотивировано.

Внеплановая проверка прокуратуры: основания

Согласно закону «О прокуратуре», данный орган вправе осуществлять надзор в следующих областях (п. 2 ст.1 закона № 2202-1):

за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;

за соблюдением прав и свобод российских граждан;

за выполнением законодательства судебными приставами, дознавательными, следственными и оперативно-розыскными органами;

за соблюдением законодательства органами исполнения наказания и принудительного содержания под стражей.

Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения может начаться, если в надзорное ведомство поступил «сигнал» о нарушениях, допущенных в данных сферах. Как правило, им является письменное обращение граждан, которые заявляют о нарушении своих прав определенным должностным лицом, организацией или предпринимателем. Либо указывают факты нарушения российского законодательства при осуществлении деятельности юридическим лицом или другим субъектом. Однако поводом к назначению внеплановой прокурорской проверки может стать и информация, появившаяся в средствах массовой информации, указание вышестоящей прокуратуры, или сведения о нарушениях, поступившие из иного государственного органа.

В органы прокуратуры гражданин или другое лицо вправе сообщить о любых фактах нарушения закона, которые ему известны, даже если они не касаются его лично. Если без проведения внеплановой проверки полученные сведения невозможно опровергнуть или подтвердить, она будет назначена.

Внеплановая проверка прокуратуры: особенности проведения

Решение о назначении внеплановых мероприятий принимает либо сам прокурор, либо его заместитель. До их начала проверяемое лицо информируют о грядущей проверке – это можно сделать и в день проведения надзорных мероприятий. Срок проведения прокурорской проверки не должен превышать 30 календарных дней (ст. 21 закона № 2202-1).

Порядок организации прокурорских проверок, осуществляемых с целью проконтролировать, не были ли нарушены российские законы или права гражданина, установлен Приказом Генпрокуратуры РФ № 195 от 07.12.2007. Данный документ носит не только нормативный, но и декларативный характер, так как его отдельные положения указывают, к чему нужно стремиться органам прокуратуры при проведении проверок (п.14 Приказа № 195).

Внеплановые надзорные мероприятия должны исключать истребование лишних документов и сведений, если их можно затребовать непосредственно при выездной проверке. Анализируя законность деятельности предпринимателя или организации, нельзя выходить за пределы предмета проверки.

Прокурорские проверки, в том числе, внеплановые, следует осуществлять гласно, предоставляя средствам массовой информации интересующие их сведения. Осуществляя надзорные функции, прокуроры не должны вовлекаться в коммерческие споры между хозяйствующими субъектами.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также  Можно ли вернуть шубу если срезана бирка
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector