Когда наложат штрафы за нарушения

Когда наложат штрафы за нарушения

Когда наложат штрафы за нарушения

КоАП РФ Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ, от 22.12.2014 N 437-ФЗ, от 03.08.2018 N 298-ФЗ, от 23.06.2020 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 383-ФЗ)

1.2. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.21.3, 12.21.4 настоящего Кодекса, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 362-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 14.12.2015 N 378-ФЗ, от 30.12.2020 N 521-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, статьей 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 437-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 513-ФЗ, от 20.04.2021 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3-1. При уплате административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное статьями 5.53 — 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4.1, частями 1 — 5 и 7 — 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, 14.36, частями 1 — 3 статьи 14.52 (в отношении саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка), статьями 14.52.2, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26, частями 2 — 4, 6 статьи 15.26.1, статьями 15.26.2 — 15.26.5, 15.28 — 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.36, 15.38 — 15.40.1, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

(часть 1.3-1 введена Федеральным законом от 23.06.2020 N 187-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса, должен быть уплачен не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

(часть 1.4 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 298-ФЗ)

1.5. Административный штраф, предусмотренный частями 1 — 1.4 настоящей статьи, может быть уплачен в соответствующем размере лицом, привлеченным к административной ответственности, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 201-ФЗ)

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 09.11.2009 N 249-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 298-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Части шестая — седьмая утратили силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

(часть 8 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 236-ФЗ)

К штрафам по маркировке добавятся новые санкции с декабря 2021

С 1 декабря к существующим штрафам за нарушения в обороте маркированных товаров добавились новые. Расскажем, что изменилось в кодексах и как избежать нарушения.

Вы найдете ответы на вопросы:

Какие санкции уже работают

Административная ответственность наступает для тех, кто производит и сбывает товары без маркировки, а также хранит, перевозит или приобретает в целях сбыта (ч. 2, ст. 15.12 КоАП РФ).

Штрафы за эти нарушения могут доходить до 4 000 ₽ для физлиц, для должностных лиц — до 10 000 ₽, для юридических — до 300 000 ₽. За аналогичные нарушения с немаркированными табачными изделиями санкции серьезнее (см. таблицу ниже).

Касаются ли штрафы ИП?

Да, касаются. Административный кодекс объясняет, что «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица», если кодексом не предусмотрено иное. То есть к ИП применяются санкции как к должностному лицу (ст. 2.4 КоАП).

Уголовная ответственность предусмотрена за те же нарушения, которые совершены в крупных и особо крупных размерах в составе организованной группы (ст. 171.1 УК РФ).

За нарушения в крупном размере могут наказать на сумму до 300 000 ₽ или взять сумму дохода за два года. Санкции могут быть иными: принудительные работы до трех лет или лишение свободы на тот же период плюс штраф до 80 000 ₽ (или сумма дохода за полгода).

За нарушения в особо крупном размере, которые совершены в составе группы, тоже есть варианты: штраф до 700 000 ₽ (или сумма дохода за период от одного до трех лет), работы до пяти лет, лишение свободы на срок до шести лет плюс штраф до 1 млн ₽ (или сумма дохода за пять лет).

Чем отличаются крупные и особо крупные нарушения

Крупный размер нарушения, когда немаркированные товары оцениваются более чем в 400 000 ₽.
Особо крупный размер — товары без маркировки оцениваются более чем в 1,5 млн ₽ (прим. 1 ст. 171.1 УК).

Какие виды наказаний начинают действовать с 1 декабря

Административный кодекс дополнился статьей о таких нарушениях:

  • не зарегистрировались в системе мониторинга Честный ЗНАК;
  • не представили сведения вовремя (в течение трех дней);
  • передали неверные или неполные сведения о движении маркированных товаров (Федеральный закон от 11.06.2021 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях»).

По этой статье штрафное взыскание для должностных лиц составит до 10 000 ₽, для юридических — до 100 000 ₽. Кроме того могут конфисковать товары и оборудование, на котором их производили.

Уголовный кодекс расширил сферу применения наказания — начнут применять санкции не только за отсутствие маркировки, но и за то, что коды маркировки «заведомо поддельные» (Федеральный закон от 01.07.2021 № 293-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса РФ»).

Список возможных наказаний не изменится, смотрите о них в предыдущем разделе или в памятке ниже.

Памятка. За что могут наказать участников оборота маркированных товаров.

  • Штраф до 300 000 ₽ или доход за 2 года
  • Работы до 3 лет
  • Лишение свободы до 3 лет + штраф до 80 000 ₽ или доход за период до 6 мес.
  • Штраф от 300 000 до 700 000 ₽ или доход за 1 — 3 года
  • Работы до 5 лет
  • Лишение свободы до 6 лет + штраф до 1 млн или доход до 5 лет

Порядок действий для тех, кто хочет работать без штрафов

1. Сначала нужно зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК. Для этого понадобится квалифицированная электронная подпись.

2. При продаже на кассе необходимо сканировать код маркировки. Для этого нужно, чтобы кассовая программа умела работать с маркировкой, а ОФД отправлял в Честный ЗНАК сведения о продаже.

3. Чтобы подтверждать в Честном ЗНАКе, что приняли товар от поставщика, нужно подключить электронный документооборот (ЭДО). Маркировочные накладные могут быть только в электронном формате.

Новые штрафы для бизнеса: за что наказывают в период карантина

С 1 апреля для организаций и ИП были введены значительные административные штрафы за несоблюдение временных ограничительных мер, введенных региональными властями из-за коронавируса (Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ).

Штрафы установлены по ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Правила могут различаться в зависимости от субъекта РФ. Например, в Москве эти правила установлены в соответствии с указом мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ. Согласно данному документу, все работающие организации и ИП обязаны в том числе обеспечивать своих работников масками и перчатками, а также измерять им температуру каждые четыре часа.

Если работники не носят масок/перчаток, не измеряют температуру или не соблюдают нормы социального дистанцирования (1,5 метра до другого сотрудника), организацию могут оштрафовать по ст. 20.6.1 КоАП РФ. За все перечисленные нарушения должностные лица организаций могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 50 000 рублей, а сами организации – на сумму от 100 000 до 300 000 рублей. Штраф для ИП составит от 30 000 до 50 000 рублей.

Если перечисленные выше нарушения повлекут причинение вреда здоровью человека или имуществу, должностные лица организаций заплатят штраф в размере уже от 300 000 до 500 000 рублей, а ИП и организации – от 500 000 до 1 млн рублей. При этом деятельность организации/ИП может быть приостановлена на срок до 90 суток (альтернатива штрафу).

Составлять протоколы по данным нарушениям вправе сотрудники полиции, МЧС, Росгвардии и Росжелдора, главы пожарно-спасательных подразделений и главы профессиональных аварийно-спасательных формирований и служб (распоряжение Правительства от 12.04.2020 № 975-р).

Штрафы за нарушение санитарных правил во время коронавируса

С 1 апреля 2020 года для организаций и ИП были введены штрафы за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов во время карантина (Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ).

Отличие от штрафов по ст. 20.6.1 КоАП РФ заключается в том, что в этом случае штрафы назначаются за нарушение федеральных санитарных норм и правил (СанПиНов), а не региональных (установленных в рамках режима повышенной готовности), как в случае со ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Согласно новым правилам, если ИП или организация во время карантина не соблюдает какие-либо СанПиНы или не выполняет предписания или требования должностного лица, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарных мероприятий, их могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Штрафы для должностных лиц организаций и ИП за данные нарушения составят от 50 000 до 150 000 рублей, а для организаций – от 200 000 до 500 000 рублей.

Если санитарные нарушения во время действия карантина повлекут причинение вреда здоровью человека или смерть человека, то должностные лица организаций будут оштрафованы на сумму от 300 000 до 500 000 рублей. Штраф для организаций и ИП за подобные нарушения составит от 500 000 до 1 млн рублей.

Штрафы для аптек

С 1 апреля для ИП, организаций и их должностных лиц, занимающихся продажей лекарств, были введены административные штрафы за несоблюдение предельно допустимых цен на лекарственные средства и препараты (Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ).

По новым правилам данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 250 000 до 500 000 рублей.

ИП и организации за незаконное завышение цен заплатят двукратный размер излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Штрафы за нарушение порядка воинского учета

С 5 мая были существенно повышены административные штрафы на должностных лиц организаций за нарушения в области воинского учета граждан (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ).

Напомним, что по действующему законодательству ответственность за организацию воинского учета сейчас несут руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица предприятий (ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Соответственно, директора предприятий и работники кадровых отделов несут административную ответственность за ненадлежащее осуществление воинского учета своих сотрудников.

По новым правилам непредставление в военкомат списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, повлечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ).

Аналогичные штрафы последуют для руководства организаций и ответственных должностных лиц за неоповещение работников о вызове их по повестке военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ) и за несвоевременное представление сведений об изменениях состава состоящих на воинском учете работников, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания (ст. 21.3 КоАП РФ).

При этом штраф за несообщение о принятых на работу либо об уволенных с работы сотрудниках, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, теперь составит от 1 000 до 5 000 рублей (ст. 21.4 КоАП РФ). Напомним, ранее штраф за все перечисленные нарушения назначался в пределах от 300 до 1 000 рублей.

Штрафы за самовольную перепланировку помещений

С 5 мая для организаций и ИП были введены штрафы за порчу и незаконную перепланировку помещений в многоквартирных домах (Федеральный закон от 24.04.2020 № 133-ФЗ).

Напомним, ранее административные штрафы по ст. 7.21 КоАП РФ за незаконную перепланировку помещений в многоквартирных домах назначались только физлицам. Теперь же за данные нарушения будут штрафовать также организации и ИП.

В соответствии с новыми правилами порча жилых помещений (их оборудования) либо использование жилых помещений не по назначению будет грозить должностным лицам организаций штрафом в размере от 2 000 до 3 000 рублей, а ИП и самим организациям — от 20 000 до 30 000 рублей.

Самовольные переустройство или перепланировка помещений (любых, не только квартир) в многоквартирном доме повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 4 000 до 5 000 рублей. ИП и организации за данные нарушения заплатят штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей.

Будут ли штрафовать за нарушения антивирусных норм после снятия ограничений

Организации и ИП возобновляют свою работу, а регионы постепенно отменяют введенные из-за коронавируса запреты и ограничения. В связи с этим возникает вопрос — продолжают ли действовать ранее введенные властями штрафы за нарушение санитарных норм и правил?

Какие бывают «вирусные» штрафы, и чем они отличаются

Административные штрафы из-за коронариуса были введены Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ. В соответствии с данным законом в КоАП РФ появились ч. 2 и 3 статьи 6.3 и статья 20.6.1, а также несколько новых составов административных правонарушений, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

По ч. 2 и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ были введены штрафы за нарушение федеральных санитарных норм и правил (СанПиНов) в период действия в регионах ограничительных мер (так называемый режим карантина).

По ст. 20.6.1 КоАП РФ были введены штрафы за невыполнение региональных правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Не нужно путать данные режимы, поскольку ничего общего в них вообще нет и они никак между собой не пересекаются.

Ограничительные меры или карантин вводятся по требованию региональных санитарных врачей, и основное его предназначение — защита здоровья и жизни населения. Режим же повышенной готовности вводится в целях мобилизации учреждений и организаций/ИП в экстренных ситуациях или в преддверии введения режима чрезвычайной ситуации. Конкретно санитарных целей режим повышенной готовности не преследует.

Именно поэтому штрафы по ст. 6.3 КоАП РФ значительно выше, нежели по ст. 20.6.1 КоАП РФ. В первом случае создается реальный риск здоровью и жизни человека, во втором — нарушаются местные временные ограничения и запреты, которые порой носят формальный характер.

Напомним, если ИП или организация во время карантина не соблюдает какие-либо СанПиНы или не выполняет предписания санитарных врачей, их привлекают к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Штрафы для должностных лиц организаций и ИП за данные нарушения составляют от 50 000 до 150 000 рублей, а для организаций — от 200 000 до 500 000 рублей.

В свою очередь за невыполнение местных правил поведения при введении режима повышенной готовности (ст. 20.6.1 КоАП РФ) должностных лиц организаций штрафуют на сумму от 10 000 до 50 000 рублей, ИП — от 30 000 до 50 000 рублей, а организации — на сумму от 100 000 до 300 000 рублей.

Читайте также  Льгота многодетным по оплате за детский сад в москве

Продолжают ли действовать штрафы после отмены ограничений

Следует понимать, что вышеуказанные штрафы не носят временного характера. Вводились они на постоянной основе. Просто, в отличие от других штрафов, скажем, за нарушение трудовых прав работников, данные штрафы имеют ограниченное значение. Это означает, что применяются антивирусные санкции только при определенных ситуациях. А именно тогда, когда в том или ином регионе введен режим так называемого карантина (ч. 2 и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ) или режим повышенной готовности (ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Сейчас режим повышенной готовности введен во всех регионах страны. В подавляющем большинстве регионов продолжает действовать и режим карантина. Поэтому и штрафы, о которых мы говорим, продолжают действовать и применяться.

То, что сейчас многие регионы разрешили организациям и ИП возобновить свою деятельность и отменили ранее действующие запреты, не означает, что был снят режим карантина. Режим карантина может быть снят только по распоряжению главного санитарного врача того или иного региона. Соответственно, санкции по ч. 2 и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ продолжат применяться к нарушителям ровно до того момента, пока конкретный регион не отменит карантин. Данное решение принимается главным санитарным врачом с учетом конкретной эпидемиологической обстановки в том или ином субъекте РФ.

То же самое касается и штрафов по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Отменят их только в том случае, если региональные власти решат снять режим повышенной готовности. До этого момента штрафы будут применяться.

Но здесь следует учитывать, что сейчас региональные правила поведения, установленные на время действия режима повышенной готовности, постепенно смягчаются, а некоторые и вовсе отменяются. Следовательно, с каждым днем законных оснований для вынесения штрафов по ст. 20.6.1 КоАП РФ становится все меньше. Но это не значит, что их нет. Если в регионе действует режим социального дистанцирования, масочный и перчаточный режимы (а они действуют в большинстве регионов), то штрафовать по указанной статье по-прежнему будут. Причем на законных основаниях.

За что сейчас могут оштрафовать компанию

По ст. 6.3 КоАП РФ штрафуют за нарушение общефедеральных санитарных норм во время режима карантина, а по ст. 20.6.1 КоАП РФ — за нарушение местных правил во время режима повышенной готовности.

К общефедеральным санитарным нормам сейчас относятся не только разнообразные СанПиНы, но и распоряжения Главного государственного санитарного врача РФ. В частности, Постановление от 18.03.2020 № 7, которое предписывает всем без исключения работодателям оказывать содействие в обеспечении работникам условий изоляции на дому. Сейчас режим самоизоляции для большинства работников уже отменен, но в отношении работающих пенсионеров он по-прежнему продолжает действовать.

Соответственно, если организация привлечет таких работников к труду или не окажет им содействия в оформлении электронного больничного листка, ее могут оштрафовать по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Объективную же сторону правонарушения по ст. 20.6.1 КоАП РФ образует невыполнение региональных правил поведения в условиях действия режима повышенной готовности. И если в регионе продолжает действовать такой режим (а сейчас он действует в большинстве регионов), то штрафовать по этой статье могут за нарушение/несоблюдение тех запретов, которые еще не были сняты в соответствии с решениями региональных властей.

Например, если в субъекте РФ продолжает действовать запрет на работу кафе, ресторанов, парикмахерских и некоторых других заведений, то компании, нарушающие такой запрет, рискуют быть оштрафованы по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Причем не за нарушение санитарных норм, а за несоблюдение местных запретов на осуществление деятельности в условиях повышенной готовности. Но если регион снял режим повышенной готовности, то штрафы по указанной статье выносить уже не могут.

Кого, как и на какую сумму оштрафуют за нарушения в путевых листах

Кого, как и на какую сумму оштрафуют за нарушения в путевых листах

При участии Наталья Бокова

В прошлом году правила заполнения путевых листов были изменены, что нарушило привычные для многих организаций алгоритмы оформления и выдачи этих документов. Между тем, проверяющие из разных контролирующих органов все чаще обращают внимание на наличие путевых листов и правильность их заполнения. Кто может ездить без путевых листов? Кого могут оштрафовать? На какую сумму? Кто может проверять путевые листы? На эти и другие вопросы отвечает эксперт программы « Путевые листы и ГСМ » компании СКБ Контур Игорь Голдырев.

Кого могут оштрафовать?

В тексте КоАП РФ фигурируют термины «должностные лица» и «юридические лица», но при этом имеются оговорки, что юридическим лицом с точки зрения закона в данном случае считается не только коммерческая/бюджетная организация, но и индивидуальный предприниматель. Самозанятые физлица в статьях КоАП РФ не упомянуты, но мы подозреваем, что инспектор ГИББД, выписывающий штраф, не будет обращать внимание на разницу между ИП и самозанятыми гражданами.

Кто может проверить путевой лист?

Путевые листы проверяют:

  1. Трудовая инспекция — на предмет нарушения режима труда и отдыха водителей (см. « С 1 января вводятся новые нормы труда и отдыха для водителей грузовиков и автобусов »);
  2. ФНС — при проверке правильности учета затрат (ГСМ) для расчёта налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  3. ГИБДД — непосредственно на дороге, в целях установления правомерности использования транспортного средства, права водителя им управлять или обоснованности самого рейса.

Из всех перечисленных инстанций штрафы непосредственно за путевые листы, как правило, выписывают только ГИБДД.

За что могут выписать штраф?

  1. За отсутствие путевого листа;
  2. За неверно оформленный путевой лист;
  3. За то, что путевой лист не подтверждает затраты на ГСМ.

Кому не нужен путевой лист?

Путевой лист необходим при перевозке пассажиров или грузов на легковом и грузовом транспорте, арендованном или принадлежащем юридическому лицу, а также в любой поездке таких ТС как трамвай, троллейбус, автобус (п. 2 ст. 6 закона № 259-ФЗ от 08.11.07).

Путевой лист не нужен частному лицу или сотруднику компании, который официально не является водителем, и который использует автомобиль для собственного передвижения. Однако при этом стоит помнить о том, что путевой лист необходим компании для подтверждения расхода ГСМ, поэтому единственный, кто может действительно обойтись без путевого листа — это частное лицо в частной поездке на собственном, арендованном автомобиле или автомобиле, управляемым по доверенности.

Путевой лист могут проверить не только непосредственно у водителя во время рейса, но и на предприятии. Срок хранения путевого листа составляет 5 лет, и его отсутствие в архиве также может привести к выписке штрафа.

Штраф за отсутствие путевого листа составляет 500 руб. (ст. 12.3 КоАП РФ). При этом инспектор ГИБДД вправе ограничиться предупреждением.

В то же время отсутствие путевого листа может интерпретироваться ГИБДД и Ространснадзором как свидетельство отсутствия предрейсового медицинского осмотра водителя и технического контроля транспортного средства, что повлечёт за собой дополнительные штрафы (см. далее).

Что необходимо указывать в путевом листе?

Штрафы налагаются в случае нарушений оформления путевого листа в части:

  • предрейсового медицинского осмотра водителя;
  • предрейсового технического контроля транспортного средства.

Отметка о медицинском осмотре

Неверное оформление — это отсутствие даты, подписи и штампа медицинского работника о прохождении предрейсового медосмотра. Отметим, что медицинский работник должен иметь соответствующее разрешение. Величина штрафов может быть различна:

  • Отсутствие отметки о предрейсовом медицинском осмотре водителя — 5000 руб. для должностных лиц и 30 000 руб. для организаций (п. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Если отметка о прохождении медосмотра имеется, но она не соответствует действительности (например, водитель при проверке оказался пьян) — 20 000 руб. для должностных лиц и 50 000 руб. для организаций (ст. 12.32 КоАП РФ).
  • Если же ГИБДД или Ространснадзор посчитает, что медосмотр вообще не был проведён, то штраф составит от 2000 до 3000 рубю для должностных лиц и от 30 000 до 50 000 руб. для организаций (ст. 11.32 КоАП РФ).

Отметка о техническом контроле

Неверное оформление — это отсутствие даты и подписи лица, контролирующего техническое состояние транспортного средства. Лицо, ответственное за техконтроль должно иметь профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта». Величина штрафов за неверное оформление технического контроля такова:

  • Отсутствия отметки о предрейсовом техническом контроле ТС — 5000 руб. для должностных лиц и 30 000 руб. для организаций (п. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ)
  • При наличии отметки о прохождении техконтроля, не соответствующей действительности (ТС имело неисправности, с которыми запрещена эксплуатация) — от 5 000 до 8 000 руб. для должностных лиц (п. 2 ст. 12.31 КоАП РФ)

Налоговые штрафы: путевой лист и расход ГСМ

При проверке ФНС может выявить либо отсутствие путевого листа, либо его неверное оформление. В данном случае «неверное оформление» трактуется гораздо шире, чем отсутствие отметок о предрейсовом контроле. Реквизиты путевого листа должны полностью соответствовать перечисленным в приказе Минтранса России № 152 от 18.09.08.

При отсутствии или при неверном оформлении путевой лист перестаёт являться документом, подтверждающим затраты предприятия, и ситуация интерпретируется налоговой, как занижение предприятием своей прибыли.

Размер штрафа в этом случае составит 20% от доначисленной суммы налога на прибыль (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Т.е. в общем случае:

сумма штрафа = (зарплата водителя + расход ГСМ + амортизация ТС) х 0.04.

Автор: Игорь Голдырев, эксперт программы «Путевые листы и ГСМ» компании СКБ Контур

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector