Какие существуют категории льготных граждан в России?

Какие существуют категории льготных граждан в России?

Льготным категориям населения

В соответствии со ст.6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» (с изменениями на 21 июля 2014 года) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • Инвалиды войны;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О ветеранах” (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
  • Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • Лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  • Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • Инвалиды;
  • Дети-инвалиды.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМИ В МЕДИЦИНСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЦЕПТОВ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ

  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт)
  • Документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (удостоверение участника Великой Отечественной войны, справка об установлении инвалидности и т.д.)
  • Страховой медицинский полис
  • СНИЛС

Граждане, сохранившие право на бесплатное лекарственное обеспечение на текущий год, включаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в Федеральный регистр имеющих право на получение набора социальных услуг (услуги), который предоставляется в медицинскую организацию.

Гражданам, приехавшим из других субъектов Российской Федерации, при предъявлении указанных документов могут быть выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты.

ПЕРЕЧЕНЬ АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ОТПУСК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН ПО РЕЦЕПТАМ ВРАЧЕЙ БЕСПЛАТНО ИЛИ С 50% СКИДКОЙ

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ИМЕЮЩИМ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ВИДЕ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Приложение 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255 “О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг” (с изменениями и дополнениями).Настоящий Порядок регулирует предоставление первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (далее – граждане), в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

При обращении граждан в учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь, в регистратуре заводится “Медицинская карта амбулаторного больного” (учетная форма N 025/у-04) или “История развития ребенка” (учетная форма N 112/у) с маркировкой литерой “Л”.

Заполняется “Талон амбулаторного пациента” (учетная форма N 025-12/у), с которым гражданин направляется на прием к участковому врачу, фельдшеру.

Участковым терапевтом, участковым педиатром, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером при первичном медицинском осмотре пациента проводится углубленное обследование с участием необходимых специалистов, устанавливается клинический диагноз, определяется индивидуальный план лечебно-оздоровительных мероприятий и порядок диспансерного наблюдения, в соответствии с которым производится запись в “Контрольной карте диспансерного наблюдения” (форма N 030/у-04).

Обязательное диспансерное наблюдение проводится по схеме: 1 раз в год – углубленный медицинский осмотр с участием необходимых специалистов, 1 раз в полугодие – дополнительное лабораторное и инструментальное обследование, 1 раз в 3 месяца – патронаж участковой медицинской сестры.

При наличии у пациента заболеваний, требующих индивидуального диспансерного наблюдения, лечащим врачом проводится диспансерное наблюдение по индивидуальному плану, соответствующему данному заболеванию.

Участковый терапевт, участковый педиатр, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, осуществляющий диспансерное наблюдение:
– организует в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке, на амбулаторном этапе лечение пациентов как в учреждении первичной медико-санитарной помощи, так и в дневном стационаре (в стационаре на дому);
– при необходимости направляет пациентов на консультацию к специалистам или на госпитализацию;
– в случае невозможности посещения пациентом амбулаторно-поликлинического учреждения организует медицинскую помощь на дому.

В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Участковый терапевт, участковый педиатр, врач общей практики (семейный врач), фельдшер при наличии показаний и отсутствии противопоказаний каждому гражданину в соответствии с его заболеванием назначает санаторно-курортное лечение, с заполнением справки для получения санаторно-курортной путевки и оформлением санаторно-курортной карты.

При выписке рецептов (учетная форма N 148/у – “Л”), справок для получения санаторно-курортных путевок (учетная форма N 070/у-04), оформлении санаторно-курортных карт (учетная форма N 072/у-04 или N 076/у-04 – для детей) делается отметка в соответствующей учетной документации, которая маркируется литерой “Л”.

Участковым терапевтом, участковым педиатром, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером составляется “Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг” (учетная форма N 030-П/у).

С целью сохранения преемственности в организации медицинской помощи, при достижении ребенком возраста 17 лет (включительно) и передаче его на медицинское обслуживание в амбулаторно-поликлиническое учреждение общей лечебной сети данные из истории развития ребенка (учетная форма N 112/у) переносятся во “Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного” (учетная форма N 052-1/у), который передается в амбулаторно-поликлиническое учреждение по месту жительства.

Организационно-методический кабинет учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), осуществляет мониторинг предоставляемой медицинской помощи и представляет главному врачу учреждения информацию о работе с гражданами, имеющими право на получение набора социальных услуг, не реже 1 раза в квартал.

Льготным категориям граждан

К ЛИЦАМ, ВЗНОСЫ ЗА КОТОРЫЕ ПЛАТИТ ГОСУДАРСТВО, ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН:

2) лица, зарегистрированные в качестве безработных;

3) неработающие беременные женщины;

4) неработающее лицо (один из законных представителей ребенка), воспитывающее ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет, за исключением лиц, предусмотренных подпунктом 5) настоящего пункта;

5) лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;

6) неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом;

7) получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

8) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);

9) лица, содержащиеся в следственных изоляторах;

10) неработающие оралманы;

11) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;

13) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования

СКОЛЬКО?

1,4% в 2020 году, 1,6% — в 2021 году, 1,7% — в 2022 году

Примечание:

*Государство- Объектом исчисления взносов государства является среднемесячная заработная плата, предшествующая двум годам текущего финансового года, определяемая уполномоченным органом в области государственной статистики

ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?

1) Проверить свой статус через портал egov.kz или ЦОНы;

2) Если Вас нет в списках категорий граждан, взносы за которых платит государство, то необходимо будет принести необходимый перечень подтверждающих документов в ЦОН;

3) Далее информация будет направлена для подтверждения обоснованности включения Вас в списки льготных категорий граждан в госороганы и если все данные верны, страховку за Вас оплатит государство.

ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ?

1) Если Вы находитесь в списке льготных категорий граждан, то сможете получать медпомощь в системе ОСМС с 1 января 2020 года;

2) Вы можете выбрать поликлинику и узких специалистов по своему выбору. Как выбрать поликлинику (смотрите тут)

ЧТО ВОЙДЕТ В ПАКЕТ ОСМС?

1) амбулаторно-поликлиническая помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом), включающая:

  • первичную медико-санитарную помощь;
  • консультативно-диагностическую помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов;

2) абмулаторное лекарственное обеспечение по рецепту врача;

3) стационарная помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом):

  • плановая стационарная помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации, включая высокотехнологичные медицинские услуги;
  • по экстренным показаниям – вне зависимости от наличия направления специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации;

4) стационарозамещающая помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом) – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации.

ЧТО ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ?

Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь:

2) амбулаторно-поликлиническая помощь при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом, а также лицам, не имеющим права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», включающая:

    ;
  • консультативно-диагностическую помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов;

плановая стационарная помощь только при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемомууполномоченным органом, – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации, определяемого уполномоченным органом;

  • по экстренным показаниям – вне зависимости от наличия направления;

4) стационарозамещающая помощь при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемомууполномоченным органом, – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации;

5) профилактические прививки.

Единый совокупный платеж (ЕСП)

Налоговый режим

Регистрация

Единый совокупный платеж (ЕСП)

нет отдельной регистрации начала уплаты постановка на учет

Что надо платить

1 МРП — 2525 тенге для города, 0,5 МРП -1263 тенге для села в месяц.

А) ИПН: 252/126 тенге

Б) ОПВ: 758/379тенге

В) Соц. Отчисления: 505/253 тенге

Г) ОСМС: 1010/505 (40% от 1/ 0,5 МРП)

Предельный доход для применения

1 176 МРП в год- 2 969 400 тенге

Условия

Без наемных работников

Оказание услуг, реализация услуг личного подсобного хозяйства, только для физических лиц

1. В соответствии со ст.774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»

2. ст.14 Закона об ОСМС

Примеры: транспорт (личный водитель), разовый наемный труд (ремонт бытовой техники, сантехники и т.д.), отдельные частные услуги (репетиторы, няни, сиделки, вязание на заказ), артисты (тамада, музыканты и другие), программирование (установка ОС, анти-вирус и т.д.), содержание пасеки и продажа меда, продажа молока, картофеля, выращенного в своем личном подсобном хозяйстве, другим физическим лицам и др.

Примечание: Плательщиками ЕСП не могут быть иностранцы и лица без гражданства, а также лица, осуществляющие деятельность через стационарные точки коммерческие объекты — торговые объекты, рынки и т.п.), сдающие в аренду имущество, за исключением жилища.

Какие существуют категории льготных граждан в России?

Лекарственное обеспечение льготной категории граждан осуществляется по 5 программам:

I. Федеральные льготники.

1.1. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • Инвалиды войны;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 02.01. 2000 г. № 40-ФЗ);
  • Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, па прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • Инвалиды;
  • Дети-инвалиды;
  • Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан по заявительному принципу;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеров ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена трудовой Славы (далее — Герои) — при отказе от ежемесячной денежной выплаты Героям.

По состоянию на 25.12.2017 г., в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов числится 40 145 человек.

1.2. Граждане, страдающие злокачественными новообразованиями лимфоидиой. кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее – программа 7 «нозологий»).

По состоянию на 09.01.2018 г., в программе 7 «нозологий» зарегистрированы 652 человека.

II. Региональные льготники.

2.1. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07. 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.10.2017 г. № 342 «Об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно:

2.1.1. Группы населения:

  • Участники Гражданской и Великой Отечественной войн;
  • Ветераны боевых действий на территориях других государств;
  • Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
  • Инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
  • Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • Лица, страдающие жизнеугрожающими и хроническим прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;
  • Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • Малочисленные народы Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;
  • Отдельные группы населения, страдающие гельминтозами;
  • Беременные женщины с самопроизвольным выкидышем (абортом); с привычным невынашиванием беременности;
  • Ветераны тыла из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, при условии отказа от ежемесячной денежной выплаты.

2.1.2. Категории заболеваний:

  • Аддисонова болезнь;
  • Болезнь Паркинсона;
  • Бронхиальная астма;
  • Гипофизарный нанизм;
  • Глаукома, катаракта;
  • Детские церебральные параличи;
  • Диабет сахарный;
  • Диабет несахарный;
  • Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев);
  • Лепра;
  • Лучевая болезнь;
  • Миастения Миопатия;
  • Мозжечковая атаксия Мари;
  • Муковисцидоз;
  • Онкологические заболевания;
  • Острая перемежающаяся порфирия;
  • Отдельные группы населения, страдающие гельминтозами;
  • Пересадка органов и тканей;
  • Преждевременное половое созревание;
  • Психические заболевания (больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях, для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях);
  • Рассеянный склероз;
  • Системные хронические тяжелые заболевания кожи;
  • Сифилис;
  • Состояние после операций по протезированию клапанов сердца;
  • Туберкулез;
  • Тяжелая форма бруцеллеза;
  • Хронические урологические заболевания, требующие наложения эпицистостомы;
  • Шизофрения и эпилепсия СПИД. ВИЧ-инфицированные;
  • Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии;
  • Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия;
  • Ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева.

По состоянию на 29.12.2017 года, количество лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение составляет 141 154 человека.

2.2. В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 09.12 2004 г. 188-З N 383-III «О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)», от 09.12 2004 г. 189-З N 385-III «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)» из средств республиканского бюджета бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются ветераны тыла, реабилитированные лица и лица, признанные жертвами политических репрессий (льготой пользуются 2020 человек).

2.3. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.12 г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» сформирован Региональный регистр лиц, страдающих редкими заболеваниями. По состоянию на 10.01.2018 года в регистре состоят 145 человек.

Единый федеральный регистр защитит права льготников

alt=» Фото: iStock» />  Фото: iStock

Профильным министерствам и ведомствам пришлось в экстренном порядке решать вопросы увеличения производства и закупок различных лекарств и медицинских изделий — средств индивидуальной защиты, специальной аппаратуры, приборов, тест-систем.

Фото: iStock

Но за этими срочными задачами не были забыты и сложные системные проблемы организации медицинской помощи — плановая госпитализация, маркировка лекарств и организация мониторинга движения лекарственных средств, обеспечение нужными препаратами льготных категорий, наиболее уязвимых и в условиях пандемии.

Государственная Дума на днях приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания». Документ предусматривает создание Федерального регистра граждан, имеющих право на льготы. Согласно законопроекту, обеспечивать отдельные льготные категории граждан будут в объеме лекарств, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а перечень ОНЛС, по которому обеспечивали федеральных льготников, будет отменен. Предоставлять необходимые лекарства региональным льготникам в рамках территориальных программ государственных гарантий также будут по Перечню ЖНВЛП. При этом сам перечень смогут пересматривать не реже одного раза в год.

О том, что такое решение готовится, сообщил в своем Послании Федеральному Собранию президент страны еще в январе этого года: «В текущем году должен заработать единый сквозной регистр получателей препаратов, которые предоставляются человеку бесплатно или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе, чтобы путаницы здесь больше не было».

О необходимости этого решения врачи, пациентские организации, эксперты говорили не один год. Переоценить его важность просто невозможно — закон наконец сделает прозрачной, понятной и гарантированной систему лекарственного обеспечения льготников — как федеральных, так и региональных.

Фото: Алексанадр Корольков/РГ

— В результате каждый, кто будет включен в регистр, получит гарантию, что он будет обеспечен необходимыми лекарствами, — пояснил «РГ» Александр Петров, член Комитета ГД по охране здоровья, который внес законопроект на рассмотрение депутатов. — Сегодня льготники то получают лекарства, то не получают. Средства, которые выделяет на эти цели федеральный бюджет, определяются методом, непонятным даже нам, депутатам Госдумы. Выделяется какая-то сумма, и нам говорят — этого хватит. Но проверить, так ли это, никто не может. И когда выясняется, что их не хватает, мы начинаем вносить изменения в бюджет. А если мы будем знать количество льготников и сумму на лечение каждого из них, то сможем эти средства подсчитать с математической точностью — такого никогда прежде не было. И государственные закупки лекарств и медизделий будут выстраиваться по-иному — их можно будет делать на год, а не «кусочками», как сейчас, гадая, то ли деньги дадут, то ли не дадут… А поскольку это будут крупные закупки, мы сможем снизить цены, а значит, и расходы федерального бюджета. Более того, у нас теперь разрешены трехлетние контракты, государство с этими производителями может вести переговоры напрямую, и когда они будут знать, что закупать их препараты будут подряд три года, они и еще снизят цены. Централизация закупок приведет к упорядочению, пациенты перестанут бегать из региона в регион в поисках, где льготное обеспечение лучше, они будут получать все нужные лекарства там, где живут. Число жалоб должно снизиться.

Читайте также  Денежная компенсация за проезд в общественном

— Создание регистра — шаг правильный, потому что речь идет о миллиардах рублей, которые федеральные власти и регионы тратят на льготное лекарственное обеспечение, — согласен и сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. — Повысить эффективность системы сможет четкий учет. Все льготники должны быть посчитаны, должна быть понятна потребность каждого — это приведет к экономии средств и равным условиям для всех льготных групп. А сейчас системы в субъектах сильно различаются, особенно по региональной льготе. Не менее важное решение — обеспечение льготников по ПеречнюЖНВЛП. Многочисленные мониторинги показывали, что региональные перечни серьезно отличаются, в зависимости от экономической ситуации в регионах, что неправильно.

Фото: РИА Новости www.ria.ru

— Мы эту идею всегда горячо поддерживали, — подчеркнул в беседе с «РГ»председатель координационного совета Межрегионального общественного объединения «Движение против рака» Николай Дронов.- Нам для начала надо посчитать и понять, сколько человек нуждается в тех или иных лекарствах. Людям трудно объяснить, почему по федеральной льготе кто-то получает необходимый препарат, а по региональной — нет, хотя заболевание у них одинаковое. За основу можно взять регистры Пенсионного фонда или получателей социальной помощи. Конечно, многое будет зависеть от того, как будут написаны подзаконные документы. Но то, что процесс сдвинулся с мертвой точки, надо только приветствовать.

Эксперты обращают внимание и на то, что единый федеральный регистр льготников может стать не только системой прогноза и учета расходуемых государственных средств, но и инструментом контроля правильности назначений и качества лечения.

— Регистр — это не просто список людей — это форма, в которой можно видеть ход лечения пациента, выживаемость, качество его жизни, прошел ли он диспансеризацию или нет, когда он лекарство получил, были ли выявлены побочные эффекты и т.д., — подчеркивает Александр Петров. — Кроме того, сейчас каждая упаковка лекарства будет иметь индивидуальную маркировку, и система мониторинга движения препаратов покажет, что эта упаковка использована. Более того, мы будем уверены, что дорогостоящее лекарство получил именно этот пациент, а не то, что его списали на пациента, а потом «в серую» продали — такие факты тоже выявлялись, но во многом случайно. При цифровом здравоохранении, когда все будет отслеживаться в электронной форме, а регистр пациентов будут вести по нозологиям, все это будет видно, как на ладони.

Однако эксперты отмечают и новые проблемы, которые могут возникать при создании такой системы.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

— Основная проблема льготного лекарственного обеспечения заключалась в том, что федеральные и региональные льготы вводились в разное время и под разными статусами, — напомнила «РГ» директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович. — Если в программах обеспечения федеральных льготников (ОНЛС) и высокозатратных нозологий» (ВЗН) регистры ведет Пенсионный фонд, и ему удалось наладить систему учета, то по региональной льготе их формировали сами регионы — и каждый составлял, как хотел. Но самое главное, что в результате разобщения структур, ответственных за регистры, они не совмещаются между собой. Кроме того, по этим типам льгот разные и объемы обязательств: федеральные льготы ограничены списком ОНЛС, который не всегда совпадает со списком ЖНВЛП, а региональные по ряду нозологий вообще ничем не ограничены.

При этом перетекание пациентов, которые монетизировали свою федеральную льготу (проще говоря, брали ее деньгами), в региональный сегмент приводит к тому, что огромное количество денег просто уходит из федерального бюджета, а регионы несут дополнительную финансовую нагрузку, потому что эти люди требуют лекарства в рамках региональных программ, и таким образом получают льготы по двум основаниям. Запретить пользоваться такой возможностью нельзя, поскольку это ухудшит их положение, что запрещено Конституцией. Тем более, что причина сложившейся ситуации — это законодательно разрешенная опция выхода из системы федеральных льгот, которая полностью сломала всю страховую конструкцию. В результате те, кого не устраивают ограничения программы ОНЛС, из нее уходят вместе с деньгами, а в системе остаются так называемые «плохие риски», то есть те больные, которые требуют самых значительных расходов.

При этом невозможно просто увеличить норматив средств на льготника, поскольку получается, что чем больше даешь денег в программу ОНЛС, тем больше из нее утекает с монетизированными льготами. По разным оценкам, объем возможного пересечения пациентов льготных категорий, которые имеют дублирующие права на льготы в двух системах (федеральной и региональной), может достигать 25 процентов. И это не точная оценка, потому что сейчас нет единого персонифицированного учета по всем льготам. Кроме того, регистры льготников ведутся разными операторами. Если получится свести всех в единый регистр, это может упорядочить всю систему. Я не уверена, что это будет сделать легко, но это, как минимум, хороший шаг в правильном направлении.

— Этот вопрос давно дискутировался, и было много предложений, как учитывать льготы, какие регистры должны быть, — рассуждает Александр Петров. — Мы пробовали это делать, не имея закона, но этим занимались различные ассоциации, клинические центры. А нам нужно, чтобы это был государственный федеральный регистр, который позволяет управлять процессом. Возможно, частично это позволит снять проблему монетизации льгот, но саму монетизацию мы не будем отменять. Мы видим эту проблему, но ее нужно решать очень аккуратно. А для полного решения нужно перейти на систему лекарственного возмещения всем застрахованным гражданам. И тогда мы проблему двойного финансирования точно изживем.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Всероссийский союз пациентов тревожат и другие вопросы, связанные с созданием федерального регистра.

— Формулировки постановления правительства №890, которым вводились региональные льготы, крайне устарели, — говорит Юрий Жулёв. — Причем как в названиях заболеваний (там указываются прежние, которых уже нет в действующем международном классификаторе болезней — МКБ-10), так и групп заболеваний. Союз пациентов не раз сталкивался с тем, что пациенты, имеющие право на льготные лекарства, не получают их именно из-за устаревших формулировок постановления. И Миндзрав РФ вынужден комментировать в своих письмах, как регионы должны трактовать такие-то фразы постановления с современных позиций и включать в свои списки препараты, которые являются золотым эталоном в лечении тех или иных заболеваний, но в 890-м постановлении не были упомянуты. Однако письма МЗ РФ не имеют силы закона, это лишь рекомендации. И в этой связи вызывает беспокойство, как приведение к единому знаменателю скажется на региональной льготе. Мы заинтересованы в том, чтобы эти трактовки были едиными и отвечали современным подходам к лечению. И мы видим, что в комплекте документов к законопроекту наша озабоченность отражена — упоминается, что должен быть учтен международный классификатор заболеваний. Хочу подчеркнуть: постановление правительства — главный гарант для региональных льготников, любые дискуссии вокруг него вызывают социальные волнения, но мы за уточнение его позиций и приведение их к современным реалиям.

В целом эксперты единодушны: решение о создании единого Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием — большой и важный шаг в совершенствовании системы лекарственного обеспечения населения. Если он будет одобрен сенаторами и подписан президентом страны, новый закон вступит в силу 1 января 2021 года.

Социальные льготы в 2021 году

Социальные льготы — это социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые заслуженным гражданам и законодательно установленным отдельным категориям граждан по сокращению их расходов по оплате жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства, топлива, транспортных расходов, протезирования, а также налоговые льготы, первоочередное обслуживание различными учреждениями и ряд других мер.

Категории граждан, имеющих право на федеральные социальные льготы

    «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»

Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме социальных льгот предусматривает для отдельных категорий граждан:

  • Оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг;
  • Прием вне конкурса для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • Внеочередное обслуживание учреждениями связи, культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными учреждениями, предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
  • Внеочередной прием в учреждения социального обслуживания;
  • Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • Внеочередную установку квартирного телефона и пр.

В настоящее время льготные категории граждан продолжают получать 50%-ую скидку на оплату в сфере ЖКХ, хотя со временем ожидается, что порядок предоставления жилищных льгот будет приведен в соответствие с Жилищным кодексом РФ и понятие «льгота» будет заменено на понятие «компенсация».

Пока же процесс замены натуральных льгот денежными выплатами осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», известным больше как закон «о монетизации льгот».

Монетизация льгот в сфере ЖКХ дает возможность предприятиям жилищно-коммунального хозяйства оформлять квитанции на оплату услуг для льготников на полную сумму оплаты, а ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг производится на их собственные индивидуальные банковские счета.

Перечень социальных льгот и категорийная классификация их получателей регулируется региональным законодательством. С нормативной базой своего региона проживания в социальной сфере можно ознакомиться в разделе «Меры социальной поддержки граждан в регионах».

Новости по теме

Член Президиума Генсовета «Единой России», руководитель партпроекта «Детские сады — детям», заместитель председателя по образованию Алена Аршинова направила запросы о сохранении льгот на проезд для учеников и студентов, сообщили изданию «Кремлевская пресса» в ..

Пересмотр федерального бюджета, похоже, неизбежен. Но с точки зрения социального самочувствия это, возможно, не самая трудная задача — сложнее могут оказаться попытки сокращения дефицита региональных бюджетов.

1 февраля социальные пособия проиндексируют в среднем на 7%. В этот же день на 4% вырастут страховые пенсии по старости, фиксированная выплата и т. д. О том, какими станут основные социальные пособия и выплаты в 2016 г., — в материале «АиФ»..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector