Как определяется налоговая база по транспортному

Как определяется налоговая база по транспортному

Статья 359 НК РФ. Налоговая база (действующая редакция)

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 359 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает правила определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении различных налогооблагаемых объектов.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах в отношении следующих объектов — транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 комментируемой статьи).

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (пункт 18 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177).

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 329-О, которым были признаны соответствующими Конституции России положения статьи 361 НК РФ, разъясняется, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание. Такой характеристикой для обложения транспортным налогом легковых автомобилей федеральным законодателем установлена мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ). В соответствии с избранной для исчисления налоговой базы физической характеристикой объекта обложения транспортным налогом федеральный законодатель осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя.

Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как затрагивающее конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.

В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база по транспортному налогу подлежит определению как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы, что установлено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ.

В письме Минфина России от 25.01.2017 N 03-05-05-04/3409 рассмотрен вопрос о транспортном налоге в отношении воздушного судна, сведения о мощности и наличии двигателя которого, предоставленные Росавиацией и имеющиеся в формуляре на транспортное средство, различаются. Официальный орган уточняет, что пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенных на подведомственной им территории транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, в случае расхождения сведений о мощности и наличии двигателя воздушного судна, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, в налоговые органы, с данными, имеющимися в формуляре на транспортное средство, следует обратиться в регистрирующий орган (в Росавиацию) для внесения соответствующих изменений в сведения о транспортном средстве.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 комментируемой статьи налоговая база по транспортному налогу в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

При этом согласно пункту 21 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог», утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В письме ФНС России от 13.04.2016 N БС-4-11/6431@ рассмотрен вопрос о применении положений подпункта 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ в отношении плавучего дока.

Официальный орган разъяснил, что в соответствии с Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (том 4, разделы XVI — XXI, группы 85 — 97) плавучие доки — это определенный вид плавучих мастерских, применяемых вместо сухих доков. В Классификационном свидетельстве в графе «Название судна» указано «ПД-0002», в графе «Тип» указано «Плавдок», в графе «Валовая вместимость» указано «22 897», в графе «Главные механизмы» указан тип «Несамоходное», в графе «Главные котлы» стоит прочерк.

Таким образом, согласно Классификационному свидетельству по своим характеристикам судно плавучий док «ПД-0002» является несамоходным судном без главных котлов, имеющим валовую вместимость, то есть относится к категории «водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, у которых определена валовая вместимость».

Таким образом, учитывая изложенное, транспортное средство — плавучий док следует квалифицировать как водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство и определять налоговую базу с каждой регистровой тонны валовой вместимости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ.

Аналогичная позиция ранее была изложена в Определениях ВАС РФ от 07.10.2013 N ВАС-13689/13; ВАС РФ от 02.04.2014 N ВАС-18641/13.

Подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи определяет налоговую базу по транспортному налогу в виде единицы транспортного средства в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 2 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу подлежит определению отдельно по каждому транспортному средству в отношении объектов, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 комментируемой статьи. В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 комментируемой статьи, налоговая база определяется отдельно.

ТЕМА 4.3. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Целью данной темы является изучение транспортного налога, который был введен в налоговую систему РФ с 1 января 2003 г. (гл. 28 НК РФ). Он заменил действовавший ранее налог с владельцев автотранспортных средств и часть налога на имущество физических лиц (в отношении водных и воздушных транспортных средств).

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • назвать состав плательщиков транспортного налога;
  • перечислить объекты обложения транспортного налога;
  • изложить права законодательных органов субъектов РФ при установлении транспортного налога;
  • применять налоговые льготы по транспортному налогу;
  • объяснить порядок расчета и уплаты транспортного налога.

Оглавление

4.3.1. Плательщики, объект и налоговая база транспортного налога

Транспортный налог вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.

Государственной регистрации подлежат как наземные, так и воздушные и водные транспортные средства. Общий порядок регистрации наземных транспортных средств содержится в Постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Кроме того, налогоплательщиками могут быть признаны лица, которым соответствующие транспортные средства (как правило, автомобили) были переданы физическими лицами по доверенности на право владения и распоряжения до 30 июля 2002 г.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда, и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения:

  1. весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше 5 л. с.;
  2. автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
  3. промысловые морские и речные суда;
  4. пассажирские грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах;
  6. транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  7. транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона уполномоченным органом;
  8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база в зависимости от объекта может выражаться в стоимостной или физической форме.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Для некоторых водных и воздушных транспортных средств налоговая база принимается равной единице транспортного средства.

4.3.2. Ставки, порядок исчисления и уплаты транспортного налога

Налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Концепция транспортного налога предусматривает, что более высокие налоговые ставки применяются в отношении более мощных и дорогих автотранспортных средств. Вместе с тем для большинства автолюбителей, имеющих недорогие отечественные автомобили, увеличение суммы налога незначительно.

В ст. 361 НК РФ приведены базовые ставки транспортного налога, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока использования транспортного средства. В табл. 4.4 приведены базовые ставки транспортного налога и ставки налога, действующие на территории Санкт-Петербурга в 2006 г.

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога признается календарный год. Для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды по налогу – I квартал, II квартал, III квартал. Однако при установлении транспортного налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Порядок исчисления и уплаты. Уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства. При этом местом нахождения транспортного средства согласно п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

  • для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника транспортного средства;
  • для иных транспортных средств – место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника транспортного средства.

Ставки транспортного налога (в рублях)

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка
по НК РФ

Налоговая ставка
по закону Санкт-Петербурга (2007 г.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,10 кВт) включительно

– свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,10 до 183,90 кВт) включительно

– свыше 250 л. с. (свыше 183,90 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 20 л. с. (до 14,70 кВт) включительно

– свыше 20 до 35 л. с. (свыше 14,70 до 25,74 кВт) включительно

– свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 200 л. с. (до 147,10 кВт) включительно

– свыше 200 л. с. (свыше 147,10 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,10 кВт) включительно

– свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,10 до 183,90 кВт) включительно

– свыше 250 л. с. (свыше 183,90 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на самоходном и гусеничном ходу (с каждой л. с.)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

– свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощность двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых
определяется валовая вместимость (с каждой рег. т валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой л. с.)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого кг силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Сумма налога исчисляется для каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При регистрации или снятии с учета транспортного средства в течение налогового периода учитывается количество месяцев, на протяжении которых это транспортное средство находится у налогоплательщика. При этом определяется коэффициент как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Исчисление налога производится с учетом данного коэффициента.

Налоговые органы получают данные о транспортных средствах и о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган налоговую декларацию в срок, установленный НК РФ. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом авансовый платеж исчисляется исходя из ставок налога и количества транспортных средств, зарегистрированных по состоянию на эту дату, и засчитывается в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Расчет суммы налога, подлежащей уплате физическими лицами, производят налоговые органы на основании сведений, полученных от государственных органов регистрации транспортных средств.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, получившие от налогового органа налоговое уведомление на уплату налога не позднее 1 июня года текущего налогового периода, уплачивают авансовый платеж по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 1 сентября года текущего налогового периода. По истечении налогового периода в срок до 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговым органом производится перерасчет суммы налога. Сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается в срок не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При уплате транспортного налога учитываются льготы, которые устанавливаются законами субъекта РФ. Так, по Закону Санкт-Петербурга от уплаты транспортного налога освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;
  • полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств;
  • инвалиды I и II групп по общему заболеванию;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • родители (опекуны, попечители) детей-инвалидов.

Льготы предоставляются за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан одной из указанных категорий, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 100 л. с. включительно или со дня его выпуска прошло более 15 лет.

Пенсионеры, зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге, уплачивают налог в размере 70 % от установленной ставки, при условии, что данное транспортное средство – автомобиль легковой отечественного производства с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно. Указанная льгота предоставляется на одно транспортное средство.

Статья 359. Налоговая база

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

  • Статья 358. Объект налогообложения
  • Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

Комментарий к ст. 359 НК РФ

В соответствии со статьей 359 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л.с). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 150,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 203,94 л.с. (150 x 1,35962).

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ.

В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Читайте также  Статья 34650 (НК РФ) Налогового кодекса РФ

Судебная практика по статье 359 НК РФ

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 357, 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налогового кодекса), статей 3, 14, 15, 16, 19, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона Ярославской области от 05.11.2002 N 71-З «О транспортном налоге в Ярославской области», Правилами государственной регистрации судов, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2001 N 144, пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
С учетом изложенного судами сделан вывод о том, что налоговая база в отношении спорного транспортного средства должна определяться в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса, то есть как его валовая вместимость в регистровых тоннах.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 24, 75, 156, 169, 171, 172, 223, 224, 226, 247, 252, 256, 260, 270, 310, 312, 357, 358, 359, 361, 362 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о законности решения налогового органа в обжалуемой части.

Рассматривая спор в обжалуемой части, суды установили, что основанием для доначисления обществу транспортного налога за 2012-2013 годы в общей сумме 5 540 942 рубля послужил вывод налогового органа о неправомерном определении обществом налоговой базы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации и применении налоговой ставки в размере 1 000 рублей за единицу транспортного средства в отношении водных транспортных средств — Плавдок «ПД-18» и Плавдок «ПД-73».

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что спорный автомобиль указан в Перечне и относится к группе транспортных средств стоимостью от 5 до 10 млн. рублей и количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составляет 2 года для налогового периода 2018 года, руководствуясь положениями статей 156, 357, 358, 359, 362 Налогового кодекса, приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 N 316 «Об утверждении порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу об обоснованном применении налоговым органом к указанному транспортному средству коэффициента 2, а потому признали решение налогового органа законным.

База транспортного налога.

Итак, сначала мы разберем, что же такое база транспортного налога, а это именно та основа, которая используется для начисления налога. Многие путают объект налогообложения и налоговую базу, но это совершенно разные по сути и смыслу вещи, ведь база — это то, что входит в расчет налога, а объект — это то, что налогом облагается. Так, в транспортном налоге объектом налогообложения является средство передвижения, а вот налоговая база — это мощность средства, от которой и зависит величина налога. Если же существует проблема с определением мощности транспортного средства, то базой будут объемно-весовые характеристики транспорта. Считается что такая база транспортного налога как мощность является не самой справедливой, ведь человек, пользующийся авто несколько раз в год для поездки за город, и человек который проводит за рулем 20 часов в сутки, оплачивают одинаковый налог. В планах Госдумы включить транспортный налог в стоимость акциза на бензин, тогда владелец транспорта будет оплачивать в зависимости от времяпровождения за рулем.

Для предприятий и организаций транспортный налог намного серьезнее, чем для гражданского населения, а именно юридически ответственный момент в правильности определения базы транспортного налога, его вычисления и своевременное декларирование.

Расчет базы транспортного налога.

Далее мы рассмотрим, как же производят расчет базы по налогу. Так как данная база заявлена производителями и указана в технических документах, то автопользователю следует просто найти нужный показатель в документах и перенести в декларацию.

База транспортного налога согласно технической документации или законодательных актов:

1) для автомобиля, автобуса, мотоцикла, грузовика, снегоходов или другого транспортного средства оснащенного двигателем — это мощность мотора указанная в техническом паспорте (выражается в л.с.);

2) для самолета, вертолета или другого транспортного средства оснащенного воздушно-реактивным двигателем — это изометрическая тяга в режиме взлета, или сумма нескольких тяг, указанных в технических документах (выражается в кгс);

3) для водных транспортных средств, не оснащенных двигателем и перемещающихся на буксире — это валовая вместимость (выражается в рег. тоннах);

4) для других, не классифицируемых воздушных транспортных средств и водных транспортных средств — средства передвижения целиком.

Существует коэффициент для перевода мощности транспортного средства из кВт в л.с, если такова указана в техдокументах. Не оплачивают налог владельцы весельных лодок, моторных лодок с двигателем мощностью не более 5 л.с., автомобили, оборудованные под управление инвалидами и автомобили с мощностью двигателя не более 100 л.с., приобретенные через органы соцзащиты населения.

Предприятие отражает базу транспортного налога, по каждому транспортному средству, зарегистрированному на предприятии отдельно в разделе 2 налоговой декларации, складываются только конечные суммы.

Теоретически, транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов, но, несмотря на кажущуюся простоту знать одну лишь транспортную базу маловато. Для этого нужны установленные законами налоговые ставки. Допускается дифференциация ставок по отношению к каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет, прошедших с момента выпуска средства или их экологического класса. Ставки также могут отличаться в зависимости от количества транспортных средств у автовладельца. А в 2015 году рассчитывая транспортный налог на средства класса «люкс» использовался повышающий коэффициент к налоговой базе. Данные классы (категории) устанавливаются Минпромторгом.

Зная базу и соответствующую ставку можно рассчитать транспортный налог, для этого достаточно их перемножить. В случае если средство продали и сняли с учета в течении налогового года, полученную сумму налога необходимо умножить на поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент = количество месяцев, на протяжении которых транспорт находился на учете / 12 месяцев.

Коэффициент будет аналогичный, если автомобиль не продали, а купили и поставили на учет. Полученный коэффициент тоже необходимо перемножить с суммой налога.

Во многих регионах установлены налоговые льготы для предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт автомобильных дорог общего пользования, для инвалидов, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, и т. д.

Налоговую льготу также перемножают с полученной суммой налога.

Если транспортные средства не эксплуатируются или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с учета позволит не платить налог по таким ТС.

Во второй раздел бланка налоговой декларации вносятся все полученные вычисления, с учетом повышающего коэффициента или налоговой льготы (в случае их необходимости). После этого расчеты по каждому виду транспортных средств суммируют и заносят в первый раздел. Сумма фактически оплаченных авансовых отчислений также указывается в первом разделе.

За умышленное занижение базы транспортного налога или подделку технической документации юридическое лицо несет уголовную ответственность. Поэтому необходимо тщательно заполнять декларацию и сверять все значения с данными технических паспортов.

Как определяется налоговая база по транспортному налогу

Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета

Этот налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется зарегистрированный транспорт (ст. 357 НК РФ).

Физлица, ИП и ООО сумму налога уплачивают по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.

В некоторых случаях платить налог на транспорт не нужно. И это не только льготы по налогу. Полный перечень таких случаев привели эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в готовое решение.

Предприятия рассчитывают налог и авансы сами. При этом до 2020 года (то есть по налог за 2019 год включительно) они обязаны были отчитываться по нему в ИФНС. С отчетности за 2020 год для организаций сдача деклараций по транспортному налогу отменена, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой (по аналогии с тем, как она сейчас это делает для ИП и физлиц). Но считать налог юрлица все так же будут самостоятельно. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Проверьте себя! Рекомендация от «КонсультантПлюс»:
Сравните сумму налога, исчисленного инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили сами. Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно. Если суммы различаются, проверьте. (подробнее смотрите в К+).

Поэтому для компаний и в 2021 году также важно знать основные принципы расчета налога. А они следующие:

  • налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
  • авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
  • предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
  • итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база транспортного налога в 2021 году рассчитывается по-разному для отдельных видов транспортных средств (ст. 359 НК РФ).

Вид транспортного средства (ТС)

Налоговая база для расчета транспортного налога

Источник информации о налоговой базе

ТС, имеющие двигатели

Мощность двигателя(Nд) в лошадиных силах (л. с.)

Показатель для расчета:

  • определяется исходя из техдокументации;
  • отражается в регистрационных документах

Если Nд или Nдс указан в кВт, необходимо перевести этот показатель в л. с. по формуле:

Nд (л. с.) = Nд (кВт) × К,

где К = 1,35962 – переводной коэффициент из кВт в л. с.

Результат вычислений округляется с точностью до 2 знаков после запятой

Мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным ТС (Nдс)

Водные, несамоходные (буксируемые) ТС, для которых определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых тоннах (р. т.)

Мерительное свидетельство судна, выдаваемое органами технадзора

Показатель устанавливается путем обмера внутреннего объема судна

1 р. т. = 100 куб. футов = 2,83 м 3

Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного ТС на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (кгс)

Паспорт воздушного ТС

В ст. 361 НК РФ для самолетов, имеющих реактивные двигатели, установлена ставка налога 20 руб. за каждый кгс – перевод в л. с. для определения налога не требуется

Иные водные и воздушные ТС, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость

ЕТС (единица транспортного средства)

К подобным ТС относятся:

  • плавучая землечерпательная техника;
  • плавучие краны;
  • дебаркадеры;
  • иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения

Объект и ставка по налогу

Объектом обложения налогом является весь транспорт, который зарегистрирован с соблюдением законов РФ (ст. 358 НК РФ). К примеру, если у вас имеется автомобиль, но он зарегистрирован не на вас, а на тестя, уплачивать налог за него будет тесть. Если же предприятие в собственности имеет автомобиль, а использует его в личных целях директор, уплачивать налог в данном случае будет предприятие.

Ставки налога утверждаются на местах субъектами РФ, которые могут дифференцировать их в зависимости от следующих показателей:

  • категория единицы транспорта;
  • мощность двигателя;
  • валовая вместимость;
  • срок эксплуатации, год выпуска единицы транспорта.

Субъекты РФ не имеют права изменять ставку налога более чем в 10 раз по сравнению со ставкой, отраженной в НК РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Обратите внимание! Существует арбитражная практика, которая говорит о том, что отсутствие регистрации на транспорт не освобождает от уплаты налога.

Итоги

Налоговая база по транспортному налогу для имеющих двигатель транспортных средств — это выраженная в лошадиных силах мощность двигателя. Для водных несамоходных транспортных средств налог исчисляется исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах, а для воздушных судов — из выраженной в килограммах силы статической тяги реактивного двигателя. Для иных водных и воздушных судов за налоговую базу принимается единица транспортного средства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector