Изменения в законе о банкротстве физических лиц

Изменения в законе о банкротстве физических лиц

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Ведущий юрист проекта «ЮрХелп» Гюнай Везирова подготовила подробный материал о грядущих изменениях в закон о банкротстве. Чем он плох и есть ли существенные плюсы?

Предстоящие весенние изменения в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» включают в себя не только переименование закона (новое название — «О реструктуризации и банкротстве»), но и ряд очень серьезных нововведений в отношении физических, юридических лиц и арбитражных управляющих. Разбираемся в деталях.

Для чего вводятся изменения в закон о банкротстве

Попасть в сложное финансовое положение в современном мире со всеми его экономическими проблемами — задача не из сложных. Неудачное поручительство за должника (бизнесмена или родственника), долларовая ипотека — подобных вариантов немало. Справиться с проблемами помогает отлаженное законодательство о банкротстве. Но, к сожалению, термин «отлаженное» нельзя применить ни к действующим нормативным актам, ни, тем более, к новым поправкам, о которых и написана эта статья.

Изначально все планировалось для урегулирования деятельности арбитражных управляющих. Действительно, есть темные зоны в вопросе контроля деятельности: кто-то работает добросовестно, кто-то — не очень. Управляющим запрещено заниматься коммерческой деятельностью, но некоторые из них активно рекламируют свои услуги, в том числе и сопутствующие.

Количество банкротов растет — в отрасли циркулируют прогнозы о 20 % от трудоспособного населения России к 2024 году.

Это гигантские цифры на фоне общепринятой в мире 5–7 % нормы для экономически развивающейся страны. Можно долго рассуждать о причинах, но важнее подготовиться к последствиям. Именно эта подготовка, на мой взгляд, и стала основной для внесения изменений. Но, как у нас часто бывает, вместо того, чтобы подключить к вопросу практиков из бизнеса и специалистов по банкротству, закон писали другие люди.

Нововведения в порядке торгов имущества

Однако начнем с позитивных изменений.

Сейчас торги по имуществу должника могут длиться до полутора лет. Фактически есть риск, что вместо оперативного решения своего вопроса человек «застрянет» в процедуре на эти год-полтора из-за какого-нибудь старого «Москвича» за 10 000 рублей, который числится на нем и который никому не нужен.

По этому объекту будет точно такая же процедура, как и по чему-то более ликвидному — оформление бумаг, подготовка к торгам, сами торги (только они, согласно закону, могут растянуться до полугода). Сейчас процедура торгов выглядит так: проводятся два этапа с фиксированной ценой, если сделки нет, следующие этапы идут на понижение стоимости лота (имущества).

Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение / понижение) в течение дня.

То есть если раньше длительность сроков была обозначена сугубо «на глаз» и в зависимости от скорости прохождения судебного процесса, то сейчас ее значительно сокращают.

Еще один плюс — возможность реализации имущества банкрота не только с помощью специализированных площадок и прямых продаж имущества через доски объявлений, но и при размещении на маркетплейсах. Больше возможностей по реализации, ускорение процедуры — это однозначно хорошо. Но вот другие изменения положительными назвать никак нельзя.

Нововведения в цифрах: группы должников, стоимость услуг и введение балльной системы для СРО

Вводится разделение должников по уровню доходов:

  • Первая группа. Физические лица и ИП, а также все организации со стоимостью активов не более 300 миллионов рублей и годовым доходом не более 800 миллионов рублей.
  • Вторая группа. ИП и компании с доходами от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей.
  • Третья группа. Индивидуальные предприниматели и предприятия с доходами свыше двух миллиардов рублей.

Для физических лиц значительно подорожает сама процедура банкротства — стоимость услуг арбитражных управляющих. На сегодняшний день стоимость зафиксирована — это 25 000 рублей, после изменений цифра вырастет в 4 раза. Кроме того, изменятся «гибкие» проценты, которые зависят от стоимости имущества, проданного на торгах. Текущее значение — 7 %, запланированное — 10 %.

Нововведения для арбитражных управляющих и СРО

  • для первой группы — 100 000 рублей;
  • для второй — 300 000 рублей;
  • для третьей — 500 000 рублей.

На текущий момент процедура назначения управляющего выглядит так: пишется заявление на банкротство, в нем указываются суд и СРО — законом это не воспрещается. Если определенный арбитражный управляющий реагирует не сразу, внутри СРО выбирается другой, и об этом уведомляются участники процесса. Соответственно, обе стороны знают, кто и когда приходит, кому с кем работать, какие нюансы нужно учитывать при процедуре.

А сейчас, в новом законе, планируют сделать государственный реестр и туда внести всех арбитражных управляющих и все СРО. Запустить балльную систему оценки их деятельности: у кого лучше «оценка», тот себе и забирает процедуру — попахивает небольшой монополией. Или большой, смотря с какой стороны посмотреть.

Как будет работать предлагаемая рейтинговая система

  1. В регистр поступают сведения о запросе на процедуру банкротства.
  2. СРО подают заявки, обязательно отмечая количество баллов, которые они «ставят» на участие в конкурсе.
  3. В регистре подбивают количество всех заявок, баллов, их среднее значение и убирают все СРО, которые не попадают под этот параметр.
  4. Среди тех организаций, которые «остались в игре», случайным образом выбирается одна, которая и назначает арбитражного управляющего.

В теории эта схема обеспечит прозрачность всей процедуры за счет отсутствия «договорных» специалистов. Но практика, как всегда, сильно отличается от теории.

Чем это чревато? Тем, что определенные СРО и не менее определенные арбитражные управляющие, пользуясь своим монопольным положением, смогут банально увеличивать сумму договора.

В итоге в проигрыше окажутся и физические лица, и ИП, и предприятия, и другие СРО и управляющие.

И все это — из-за отсутствия понятной прозрачной структуры формирования государственного реестра: какая будет балльная система, кому и по каким принципам будут добавляться баллы, кто эти принципы разработает и так далее.

Балльная система еще и сильно увеличивает ответственность арбитражного управляющего. Условно «неправильные» шаги будут уменьшать баллы и автоматически снижать техническую возможность специалиста принять участие в следующей процедуре.

Что получим? Перегруженность «правильных» управляющих и СРО, и, наоборот, недостаточную загрузку других. В итоге, учитывая двукратный рост количества банкротов в РФ за последний год (темпы роста подающих заявлений и признанных банкротами людей: в 2019 году их было около 60 тысяч, в 2020 году — около 120 000), образуется «транспортный коллапс» в этой сфере. Кто от этого выиграет? Уж точно не должники и кредиторы, у которых горят сроки по процедурам.

Еще один заслуживающий внимания момент, который ждет нас после принятия изменений, — усложнение организации всех необходимых процедур.

Юридическим компаниям придется сотрудничать не с одним-двумя постоянными арбитражными управляющими, а каждый раз в каждой процедуре договариваться с новым.

А это значит — регулярный контроль над каждым «новичком», оценка уровня его объективности по отношению к требованиям закона, соблюдения баланса интересов всех участников процесса: кредиторов, должника и самого финансового управляющего. Условно — вместо работы с уже многократно проверенным человеком необходимо будет каждый раз «ставить на темную лошадку». Это — время и нервы.

Итоги законопроекта о банкротстве

На текущий момент изменения еще не вступили в силу — они были отправлены на доработку. Одна из причин — резкое неприятие нововведения юридическим сообществом, арбитражными управляющими и компаниями.

Изменение уровня ответственности, непрозрачные процедуры начисления баллов, непонимание ряда процессов — все это заставляет декларировать крайне негативное отношение заинтересованных лиц к ФЗ «О реструктуризации и банкротстве».

Да, радует, что государство это услышало, но, с другой стороны, необходимых изменений «скользких» мест в тексте все еще нет, а дата рассмотрения — все ближе.

Закон вполне могут принять в весеннюю сессию в текущем виде, соответственно, до конца года поправки уже заработают.

И эта попытка искусственного торможения официального количества банкротов (что, без сомнений, важно не только для экономики нашей страны, но и для оценки с помощью разнообразных международных метрик и последующих за ними договоренностей в экономических сферах) с большой долей вероятности приведет к обратному от желаемого эффекту — еще большему резкому росту количества банкротов реальных. Что в итоге вместо планомерной регуляции отрасли может привести к серьезному росту социальной напряженности.

Таким образом, декларируемая суть изменений — смена курса со списания долгов на их реструктуризацию, улучшение условий для всех сторон процесса и так далее — практически абсолютно не отображает нововведения в нормативном акте.

Закон о банкротстве физических лиц

Закон о банкротстве физических лиц

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее — Закон № 127-ФЗ) определяет и законодательно закрепляет условия, процедуру и последствия, наступающие при банкротстве физических лиц. Закон позволяет должнику, попавшему в трудную ситуацию, в результате которой пострадала его платежеспособность, избежать преследований кредиторов и хоть не полностью, но исполнить долговое обязательство. В связи с чем встает закономерный вопрос для должника, как закон предусматривает процедуру банкротства и какие последствия ожидают его в конечном итоге.

Банкротство физических лиц

Банкротство физических лиц предполагает, прежде всего, проведение судебного процесса, в результате которого будут удовлетворены по возможности требования кредиторов, при этом преследование должника после вынесенного судебного решения для исполнения денежных обязательств не допускается. Любой гражданин, имеющий задолженность перед кредитором свыше 500 тысяч рублей и не исполняющий обязанности в течение 3 месяцев, может подать исковое заявление в суд о признании себя банкротом. Подведомственность данных дел закон отнес к арбитражным судам по месту жительства должника, что не всегда является территориально удобным. В любом случае, наличие условий, предусмотренных ст. 213.3 Закона 127-ФЗ, а так же указание веских причин в заявлении, приведших к неплатежеспособности должника, являются основанием к признанию судом и объявлению процедуры реструктуризации задолженности. Должник обязан доказать, что является неплатежеспособным, только в этом случае он может быть объявлен судом банкротом. Процедура реструктуризации направлена на погашение долга перед кредиторами и включает следующие меры, которые применяются либо в совокупности, либо отдельно:

  1. списание части долга;
  2. изменение размера платежа;
  3. изменение срока платежа.

Суд оценивает состояние имущества должника и первым делом назначает финансового управляющего, услуги которого согласно закону оплачивает должник. Финансовый управляющий направляет уведомление о начале реструктуризации долга кредитором в течение 15 дней с момента вынесения судом определения о начале данной процедуры.

Обратите внимание! Составление плана по реструктуризации задолженности является правом должника на основании п. 1 ст. 213.2 Закона № 127-ФЗ, который затем предоставляется финансовому управляющему и собранию кредиторов.

После того, как план реструктуризации одобрит собрание кредиторов, план утверждается судом. Срок для реализации плана реструктуризации задолженности составляет 3 года, а если должник добросовестно исполняет его, то обязательства считаются выполненными перед кредиторами и дальнейшее преследование должника не допускается.

Если во время судебного разбирательства между должником и кредитором будет заключено мировое соглашение в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ, то на основании ст. 213.31 прекращается:

  1. исполнение плана реструктуризации;
  2. полномочия финансового управляющего.

Гражданин же при заключении мирового соглашения начинает исполнять денежные обязательства перед кредиторами.

В случае, когда план реструктуризации не был представлен, либо не был одобрен арбитражным судом или собранием кредиторов, то выносится решение о признании гражданина банкротом и начинается процедура реализации имущества должника согласно п.8 ст. 213.6 Закона № 127-ФЗ. Денежные средства, вырученные с торгов за реализацию имущества должника, будут переведены кредиторам в счет погашения задолженности. После вынесения определения суда об окончании реализации имущества гражданина, с должника снимаются все обязательства по отношению к кредиторам, которые не вправе далее настаивать на исполнении требований.

Закон о банкротстве физических лиц

При наступлении форс-мажорных обстоятельств, приведших должника к финансовой несостоятельности и который не может исполнить требования кредиторов об уплате долгового обязательства, общий размер которого составляет свыше полмиллиона рублей, и если должник отвечает признакам неплатежеспособности, то он обязан подать исковое заявление в суд о признании себя банкротом.

Обратите внимание! Не только гражданин может подать исковое заявление в арбитражный суд о признании себя банкротом, это может сделать и кредитор при наличии обязательного условия — просрочки платежа в течение 3 месяцев.

Если доказано, что должник не имеет возможности исполнить денежное обязательство перед кредиторами, то суд считает заявление обоснованным и начинает процедуру реструктуризации. При введении данной процедуры должник ограничивается в правах по управлению своими активами, в то же время судом назначается финансовый управляющий и предпринимаются меры по сохранности имущества должника. В итоге должник исполняет максимально возможно обязательства перед кредиторами, а недостаточность средств для полного погашения не означает, что после решения суда о признании гражданина банкротом кредиторы имеют право взыскать недостающую часть задолженности.

Закон направлен на поиск компромисса между кредиторами и должником, хоть и с некоторыми потерями, но позволяет урегулировать спор о долговом обязательстве и выйти из трудного финансового положения должнику.

Последствия

Последствия, наступающие при банкротстве физического лица, условно можно разделить на две группы согласно времени наступления:

  1. во время судебного разбирательства, когда заявление должника суд посчитал обоснованным;
  2. после признания должника банкротом.

Согласно Закону № 127-ФЗ при введении процедуры реструктуризации на должника налагается ряд ограничений, в том числе:

  1. свободное распоряжение своим имуществом, внесенную в конкурсную массу (п.2 ст. 213.24);
  2. запрещается заключать безвозмездные сделки (например, по отчуждению либо по приобретению имущества) согласно п. 5 ст. 213.11;
  3. временное ограничение права на выезд за пределы страны, установленное судом (п.3 ст. 213.24);
  4. передача денежных средств, находящихся на счету в банке, финансовому управляющему (пп. 5, 6, 9 ст. 213.25).

Так же во время судебного процесса должник несет расходы, связанных с публикациями сведений в деле о банкротстве (п. 4 ст. 213.7), а так же оплату государственной пошлины и оплату услуг финансового управляющего (п. 4 ст. 213.4) через внесение средств в депозит арбитражного суда. Но в это время так же приостанавливается применение к должнику неустоек и штрафных санкций, производство о возбуждении дела о принудительном взыскании и т.д., а все требования кредиторов могут подаваться только в рамках настоящего процесса.

После признания должника банкротом, должник не вправе занимать руководящие должности либо иным образом участвовать в руководстве юридическим лицом в течение трех лет, а при заключении сделок с кредиторами обязан уведомлять их о банкротстве в течение пяти лет.

Так же законом предусмотрено, что должник не может объявить в судебном порядке себя банкротом повторно пять лет с момента вынесения первого решения о признании банкротом. Следовательно, процедура банкротства для должника является не только инструментом для выхода из долговой кабалы, но и налагает ряд ограничений, связанных с реализацией имущества и последствий, установленных ст. 213.30 Закона 127-ФЗ. Поэтому при решении должником объявить себя банкротом, следует посоветоваться с квалифицированным юристом, который расскажет о нюансах признания банкротом физического лица и поможет грамотно провести через эту процедуру гражданина.

Жизнь банкротов не упрощается

Финансисты выступили против расширения внесудебной практики

Участники финансового рынка раскритиковали законопроект Минэкономики по упрощению процедуры внесудебного банкротства граждан. По их мнению, увеличение суммы обязательств, допускающих использование схемы, до 1 млн руб. поместит в зону риска ипотечные кредиты в регионах. А рост числа потенциальных внесудебных банкротств приведет к ужесточению условий выдачи кредитов.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, Национальный совет финансового рынка (НСФР) написал письмо в Минэкономики с отзывом на разработанный ведомством законопроект, упрощающий процедуру внесудебного банкротства граждан. Согласно проекту, вдвое, до 1 млн руб., увеличивается максимальная сумма долга, с которой можно подать заявление на банкротство в многофункциональный центр (МФЦ) о внесудебном банкротстве.

Процедура упрощенного банкротства физлиц появилась 1 сентября 2020 года. За десять месяцев возбуждено 4032 процедуры, завершено 1679.

Именно против увеличения порога для внесудебного банкротства выступает НСФР. При увеличении суммы до 1 млн руб. в «зону риска» инициирования внесудебного банкротства попадают кредиты, обеспеченные ипотекой (особенно учитывая стоимость жилых помещений в регионах), что может создать сложности для добросовестных кредиторов в реализации прав залогодержателей в виде приостановления взыскания по исполнительным документам, отмечается в заключении на проект. Это повлечет ужесточение требований к заемщикам при выдаче кредита:

«По большому количеству долгов мы лишимся возможности взыскания долга, так как не будет производиться анализа обоснованности признания должника банкротом».

Впрочем, из поправок следует, что 500 тыс. из них — налоговая задолженность, а долг перед остальными кредиторами ограничен 500 тыс. руб.

Кроме повышения суммы, по мнению главы НСФР Андрея Емелина, проблемой выглядит отсутствие коммуникации между МФЦ и бюро кредитных историй (БКИ). МФЦ запрашивает только сведения об исполнительных производствах в отношении подавшего заявление на банкротство. При этом сведения о кредиторах МФЦ получает от самого должника и не проверяет. В результате может быть нарушено условие о максимальном размере долга для внесудебного банкротства, поясняет господин Емелин.

Еще одна проблема в том, что МФЦ не обязан направлять информацию о внесудебном банкротстве гражданина в БКИ. «В процедуре «стандартного» банкротства такие сведения согласно закону «О кредитных историях» направляет финансовый управляющий, который является источником формирования кредитной истории. В рамках же процедуры внесудебного банкротства такие сведения в БКИ не поступают»,— говорится в письме НСФР. В результате, по мнению экспертов совета, потенциальный кредитор может просто не знать о процедуре внесудебного банкротства у гражданина, который обращается к нему за кредитом.

Для решения этих проблем НСФР предлагает обязать МФЦ запрашивать в БКИ сведения о размере обязательств гражданина, обратившегося с заявлением о внесудебном банкротстве.

А также в обязательном порядке добавить МФЦ, наряду с финансовым управляющим, в перечень источников формирования кредитной истории.

Председатель «Банкротного клуба» Олег Зайцев не согласен с критикой повышения суммы долга до 1 млн руб.: «Это людоедство. Сейчас для внесудебной процедуры установлены слишком зауженные критерии и мало кто из россиян может ею воспользоваться». Директор департамента корпоративного права РКТ Елена Кравцова называет сомнительным указание на возможность утраты залогов: «Наличие у должника имущества, пусть и заложенного банку, не позволяет инициировать внесудебное банкротство».

Почему внесудебное банкротство ставит кредиторов в тупик

Глава правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский полагает, что из-за неясных формулировок в законе риски для залоговых кредиторов теоретически все же есть, поэтому имеет смысл четко прописать, что если на ипотечную квартиру взыскание не обращено, то и долг по такому кредиту с ипотекой не может списываться через «внесудебку».

По словам замглавы Минэкономики Ильи Торосова, обязанность гражданина представить исчерпывающий список кредиторов и размер обязательств перед ними закреплена законом. «Кроме того, проект расширяет права кредиторов»,— добавляет чиновник. Их предложено наделить правом обратиться в суд при несогласии с указанными в заявлении сведениями о кредиторе, размере требований или иных спорных моментах с иском о неприменении правила об освобождении от долгов.

Закон о банкротстве физических лиц: особенности применения в 2021 году

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ даёт возможность юридическим и физическим лицам официально избавиться от непосильных долгов. В этой статье рассмотрим банкротство физических лиц и выясним, как инициируется процедура, согласно законодательству.

Когда принят закон и поправки в отношении физических лиц?

Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда.

1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.

Как применяется закон в 2021 году?

Сейчас закон с изменениями в последней редакции позволяет физическим лицам инициировать процедуру банкротства как в судебном, так и внесудебном порядке. Внесудебное банкротство физлиц регулирует параграф 5 действующей редакции закона. При этом в статье 223.7 сказано, что процедура внесудебного банкротства является бесплатной. Порядок банкротства в судебном порядке описан в п. 1-32 ст. 213 параграфа 1.1 X главы закона.

Инициация процедуры банкротства физлица останавливает начисление процентов, пеней и штрафов. А по окончании процедуры долг списывается. Коллекторы прекращают работу. Судебные приставы закрывают исполнительные производства, снимают аресты и запреты.

Начать банкротство гражданин РФ может при наличии определенных признаков:

Читайте также  Банкротство стратегических предприятий

долг от 50 тысяч рублей;

просрочка от 3 месяцев;

отсутствие возможности оплатить долг.

Если долг превышает 500 тысяч рублей, и нет возможности платить, то гражданин обязан начать процесс банкротства. При меньшей сумме задолженности есть право на объявление себя банкротом, но не обязанность. При этом гражданин должен доказать свою неплатёжеспособность.

Сколько длится банкротство физического лица по закону?

В 2021 году гражданин может подать заявление о признании банкротом и необходимые документы:

в арбитражный суд;

В первом варианте заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, а судебное заседание назначается через 1,5-2 месяца. В ходе первого заседания назначают арбитражного управляющего и выбирают процедуру банкротства физического лица — реструктуризация долгов или реализация имущества.

Пройти банкротство во внесудебном порядке могут только те граждане, у которых нет имущества, что признано судом и судебными приставами. То есть уже должно быть закрытое исполнительное производство по факту невозможности взыскания долга.

Если гражданин подаёт заявление в МФЦ, он указывает список кредиторов и суммы задолженности. После этого сведения 6 месяцев находятся в базе Федресурса для возможности опротестования процедуры банкротства кредиторами. Если кредиторы не реагируют, то по прошествии срока гражданин признаётся банкротом, и его долги списываются.

Практика показывает, что в последние годы физические лица успешно списывают долги по закону как самостоятельно, так и с привлечением специализирующихся на банкротстве юридических организаций.

По сути, действующий закон призван помочь гражданам, которые действительно не могут оплатить долги по объективным обстоятельствам (ситуации бывают разные). Однако не исключено, что долги по кредитам ловко списывают и те, кто оплатить их в состоянии.

При этом люди списывают долги, не учитывая довольно серьёзные последствия. Например, в течение 5 лет банкрот, скорее всего, не сможет воспользоваться услугами банков по кредитованию, поскольку должен будет оповещать о проведённом банкротстве. А в течение 3 лет банкрот не сможет занимать руководящие должности.

Статус банкрота — это значительный минус к репутации физического лица. И многие работодатели не хотят принимать в штат таких сотрудников. Современные компании часто проверяют будущих сотрудников на предмет наличия исполнительных производств, начатых или завершённых процедур банкротства. А сделать это достаточно просто через сервис Проверка физлиц. С его помощью работодатель может также проверить:

наличие статуса ИП;

наличие проблем с законом;

Сервис полезен всем юрлицам и ИП, которые считают важным иметь в штате благонадёжных и добросовестных сотрудников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector