Изменения с 2022 г п 25 ст 381 НК РФ по налогу на

Изменения с 2022 г п 25 ст 381 НК РФ по налогу на

Изменения с 2022 г п 25 ст 381 НК РФ по налогу на

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ (далее – Закон № 305-ФЗ) внес изменения в гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. Они вступают в силу после 31.12.2021. Рассмотрим нововведения подробнее.

Расчет налога из кадастровой стоимости по недвижимости, которая находится в долевой собственности

В этой ситуации сумма налога на имущество (авансового платежа) исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве общей собственности на объект недвижимости. Если в течение налогового периода указанная доля изменилась, налог (авансовый платеж) исчисляется с учетом коэффициента, рассчитанного по правилам п. 5 ст. 382 НК РФ (применяется, когда право собственности на недвижимость возникло (прекратилось) в течение года). Это следует из нового пп. 4 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, вступающего в силу 01.01.2022 (п. 79 ст. 2, п. 3 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Отметим, что контролирующие органы ранее придерживались аналогичной позиции (см. письмо Минфина России от 12.04.2017 № 03-05-04-01/21781, направлено налоговым органам письмом ФНС России от 18.04.2017 № БС-4-21/7363). Теперь она закреплена законодательно.

Освободили от уплаты налога при гибели (уничтожении) недвижимости

Исчисление налога в отношении такого объекта будет прекращаться с 1-го числа месяца, в котором произошла его гибель (уничтожение). Для этого организация должна подать в любую ИФНС, в которой она стоит на учете, заявление о гибели (уничтожении) объекта налогообложения. Форму заявления, порядок его заполнения и формат представления в электронном виде утвердит ФНС России. Это следует из нового п. 4.1 ст. 382 НК РФ, который вступит в силу 01.01.2022 (п. 81 ст. 2, п. 3 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Полагаем, новое правило можно применить и к недвижимости, гибель которой произошла до 1 января 2022 г.

Напомним, аналогичный порядок освобождения от исчисления транспортного налога с 2021 г. закреплен в п. 3.1 ст. 362 НК РФ в отношении уничтоженных транспортных средств. Рассмотрение инспекцией заявления о гибели (уничтожении) недвижимости с целью подтверждения этого факта (а вместе с ним и права не исчислять налог) будет осуществляться в том же порядке, что установлен п. 3.1 ст. 362 НК РФ (подробнее об этом порядке см. здесь).

Таким образом, месяц гибели (уничтожения) недвижимости не учитывается при расчете налога на имущество (как по среднегодовой, так и по кадастровой стоимости). При этом снимать объект с кадастрового учета и вносить запись в ЕГРН о прекращении права собственности не требуется.

Изменятся сроки уплаты налога и авансовых платежей

Сегодня эти сроки устанавливаются законами субъектов РФ. С 2022 г. они будут унифицированы со сроками уплаты организациями других имущественных налогов (транспортного и земельного) и авансовых платежей по ним. Это значит, что налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовые платежи – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 82 ст. 2, п. 3 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Следовательно, налог на имущество организаций за налоговый период 2021 г. необходимо уплатить не позднее 1 марта 2022 г. Авансовые платежи по налогу (начиная с налогового периода 2022 г.) подлежат уплате не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

По недвижимости, облагаемой исходя из кадастровой стоимости, отменяются декларации

Это правило вводится с налогового периода 2022 г. и касается только налогоплательщиков – российских организаций. Им не нужно будет включать в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Если это единственные объекты налогообложения в истекшем налоговом периоде, налоговая декларация не представляется.

Таким образом, по итогам налогового периода 2022 г. и за последующие периоды российские организации должны представлять налоговые декларации по налогу на имущество только в отношении недвижимости, облагаемой по среднегодовой стоимости. Соответствующие изменения внесены в ст. 386 НК РФ (пп. «б» п. 83 ст. 2, п. 5, 17 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

При этом с 2023 года налоговые инспекции будут направлять организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога на имущество в отношении объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости (основываясь на имеющихся у налоговиков документах и иной информации). Это необходимо в целях полноты уплаты налога по такой недвижимости (в связи с отменой указания сведений о ней в декларации).

В ответ на это сообщение налогоплательщик сможет представить (в течение 10 рабочих дней) пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога; обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот; наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Если налогоплательщик не представил пояснения и необходимые документы (или их недостаточно) и налоговая инспекция выявила недоимку, то только тогда она направляет требование об уплате налога.

При этом до рассылки указанных сообщений ФНС России собирается провести с налогоплательщиками сверку сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее – ЕГРН), об объектах недвижимого имущества, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. Для этого налоговые инспекции будут рассылать налогоплательщикам информационные письма о возможности запросить выписку из ЕГРН об этих объектах (с целью выявления расхождений сведений, имеющихся у налоговиков, со сведениями, полученными налогоплательщиками от Росреестра, и актуализации сведений в ЕГРН при наличии оснований). Это следует из письма ФНС России от 10.08.2021 № СД-4-21/11246@.

Аналогичные правила уже действуют в отношении транспортного и земельного налогов, в том числе в отношении сверки сведений, содержащихся в ЕГРН о транспортных средствах и земельных участках налогоплательщиков (п. 4-7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, письмо ФНС России от 16.01.2020 № БС-4-21/452@).

Льготы по налогу будут предоставляться по заявлению

Сейчас налогоплательщики заявляют о своем праве на льготу в декларации по налогу на имущество. Однако, как указано выше, с налогового периода 2022 г. российские организации больше не представляют налоговые декларации в отношении недвижимости, налоговая база по которой определяется исходя из кадастровой стоимости. Поэтому чтобы с 2022 г. применить льготу, такие налогоплательщики обязаны подавать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Форму заявления утвердит ФНС России. Если налогоплательщик не представит заявление и не сообщит об отказе от льготы, она будет ему предоставлена на основании имеющихся у налоговиков сведений. Аналогичный порядок действует в отношении транспортного и земельного налогов (пп «в» п. 81 ст. 2, п. 3 ст. 10 Закона № 305-ФЗ, п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Срок направления такого заявления не установлен. Целесообразно сделать это не позднее срока уплаты налога по итогам года. Например, при уплате налога за 2022 г. подать заявление следует до 1 марта 2023 г. (включительно).

Одновременно с заявлением налогоплательщик вправе представить в ИФНС документы, подтверждающие право на налоговую льготу. Если этого не сделать, инспекция запросит соответствующие сведения (основываясь на информации, указанной в заявлении) в порядке межведомственного взаимодействия у органов (иных лиц), у которых эти сведения имеются. Однако тогда срок рассмотрения заявления может быть увеличен с 30 до 60 дней (ИФНС обязана уведомить об этом налогоплательщика).

Организации могут подать заявление о предоставлении льготы в любой налоговый орган, в котором они состоят на налоговом учете по любому из оснований. Это может быть место нахождения организации, место нахождения ее обособленного подразделения, место нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств (см. п. 1, 5 ст. 83 НК РФ).

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Изменения с 2022 г п 25 ст 381 НК РФ по налогу на

НК РФ Статья 381. Налоговые льготы

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 381 НК РФ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) — 10) утратили силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;

(п. 15 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

(п. 19 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, — пунктом 2.1 статьи 145.1 настоящего Кодекса). Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов);

(п. 20 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;

(п. 21 введен Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ)

22) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;

(п. 22 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

23) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

(п. 23 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

24) организации — в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:

имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого — третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года;

(п. 24 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

25) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

26) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

(п. 26 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 297-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27) организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(п. 27 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 373-ФЗ)

28) организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения такие организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусмотренные указанным Федеральным законом, а также данные учета доходов (расходов).

Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

С 1 января 2018 года отменена федеральная льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства. Теперь такую льготу будут устанавливать регионы. Об особенностях применения указанной льготы расскажем в статье.

Нормы НК РФ.

Пунктом 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года данная налоговая льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Стоит отметить, что регионы вправе освободить от налого­обложения перечисленное имущество полностью либо установить в отношении него пониженную налоговую ставку. Причем такая ставка в 2018 году не должна превышать 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Кроме того, законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

Региональное законодательство.

Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в отношении движимого имущества переданы на региональный уровень, приведем обзор законов субъектов РФ, из которых выясним, какие налоговые ставки по указанному имуществу определены в регионах на 2018 год.

Нормативный акт субъекта РФ

Ставка налога на 2018 год (в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года)

Закон от 27.12.2017 № 135‑ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 29.11.2017 № 116‑ОД

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 28.12.2017 № 4269‑ОЗ

Освобождаются от уплаты налога организации, осуществляющие инвестиции в объекты основных средств в объеме не менее 100 млн руб. в год

Еврейская автономная область

Законы от 30.11.2017 № 194‑ОЗ, от 20.12.2017 № 196‑ОЗ

Более низкие ставки установлены для организаций здравоохранения области и организаций, получивших статус резидентов территории опережающего развития

Закон от 11.12.2017 № 94‑ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 28.11.2017 № 118

От уплаты налога освобождаются организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, спорта, строительства и прочих областях, перечисленных в региональном законе, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общем объеме выручки

Закон от 02.10.2017 № 147

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 24.11.2017 № 78‑ЗКО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 29.12.2017 № 92‑ОЗ

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Закон от 29.11.2017 № 785‑129

Закон от 14.09.2017 № 106‑ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 03.10.2017 № 159/2017‑ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 08.11.2017 № 152‑З

При этом в данном регионе установлена льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду. Однако такая льгота действует только для определенных организаций, например для учреждений, финансируемых из областного или местных бюджетов

Читайте также  Налог на доходы иностранных организаций (правовая)

Закон от 20.12.2017 № 3127‑ЗПО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 22.12.2017 № 97‑ЗРТ

Закон от 15.11.2017 № 144‑З

Закон от 30.11.2017 № 82‑ЗТО

Закон от 24.10.2017 № 74

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Закон от 20.12.2017 № 92‑оз

Закон от 27.11.2017 № 45‑РЗ

Льгота распространяется на все организации

Чукотский автономный округ

Закон от 19.12.2017 № 103‑ОЗ

Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов (органов местного самоуправления), а также казенных, бюджетных и автономных учреждений, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Чукотского автономного округа

Закон от 31.10.2017 № 44‑З

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года. Таким образом, ставка 1,1 % применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года по 2015 год

Анализируя таблицу, можно отметить, что из 22 субъектов РФ решение о сохранении льготы на 2018 год приняли лишь шесть регионов (Владимирская, Ивановская, Липецкая, Московская области, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ). Причем в Чукотском автономном округе данная льгота установлена только в отношении государственных органов и учреждений госсектора.

Другие регионы предпочли определить в отношении движимого имущества пониженную ставку от 0,5 до 1,1 %.

В отдельных субъектах по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, налоговая ставка не установлена, при этом введено освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого на учет в более поздние сроки, например:

  • в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге освобождается от уплаты налога движимое имущество учреждения, с даты выпуска которого прошло не более трех лет;
  • в Нижегородской области – движимое имущество учреждения, принятое на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду (для отдельных организаций).

Если льгота не продлена, пониженная ставка не установлена…

На сегодняшний день не по всем регионам изданы нормативные акты, регулирующие порядок взыскания налога на имущество в отношении движимого имущества.

И даже в тех законах, которые уже приняты, зачастую приводятся ставки не по всему движимому имуществу, принятому на учет в 2013 – 2018 годах. Например, установлена ставка 0 % в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2016 года, а по имуществу, учтенному с 2013 года по 2015 год, ставка налога не определена.

Что делать в этих случаях, какую налоговую ставку применять?

Согласно официальным разъяснениям, если в субъекте РФ в 2018 году не будет законодательно предусмотрено продление действия льготы по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, и не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то в отношении указанного имущества налог и авансовые платежи по нему за налоговый период (отчетные периоды) 2018 года будут исчисляться по ставке, установленной региональным законодательством в пределах 1,1 %, или по ставке 1,1 % (если законодательством субъекта РФ не будет определена ставка по п. 3.3 ст. 380 НК РФ) (письма ФНС РФ от 20.12.2017 № БС-19-21/327, Минфина РФ от 19.12.2017 № 03‑05‑05‑01/84676, от 22.12.2017 № 03‑05‑04‑01/85757).

О применении льготы по имуществу,

с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

Как упоминалось выше, согласно п. 2 ст. 381.1 НК РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

К примеру, такая льгота в виде полного освобождения от налогообложения введена в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге (см. п. 9, 10 таблицы).

При применении данной льготы возникает вопрос: что признается датой выпуска имущества? Ответ на него содержится в Письме Минфина РФ от 23.01.2018 № 03‑05‑04‑01/3204. В нем разъясняется, что под термином «выпуск промышленной продукции» в нормативных правовых актах РФ понимается «изготовление продукции».

Так, Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 № 18 утверждены Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50‑605‑80‑93 (далее – Рекомендации), которые содержат термины и определения основных понятий, применяемых в системе разработки и постановки продукции на производство при создании, производстве и эксплуатации или потреблении продукции. Согласно п. 1.5.6 Рекомендаций предприятие (организация, объединение), осуществляющее выпуск продукции, рассматривается как изготовитель (продукции). При этом под объемом выпуска (продукции) (п. 1.1.14 Рекомендаций) понимается количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени (ГОСТ 14.004‑83).

Кроме того, п. 19 Порядка заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 137, установлено, что в целях классификации товара и (или) исчисления таможенных и иных платежей под датой выпуска товара понимается дата изготовления товара.

В судебной практике момент выпуска товара в обращение обусловлен по времени датой изготовления товара (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 09АП-7491/2017‑ГК, от 16.08.2017 № 09АП-32129/2017).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя, которая закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. Указано, что если в технической документации и табличке изготовителя содержится противоречивая информация о дате изготовления либо отсутствует информация изготовителя техники о дате изготовления, то считать эту технику техникой, с момента выпуска которой прошло более трех лет.

На основании вышеизложенного Минфин сообщает, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме дают пояснения по установлению даты выпуска в отношении объектов движимого имущества, изготовленных собственными силами. Сообщается, что дата выпуска такого имущества определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основного средства.

Льгота по налогу на имущество учреждения в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства, с 1 января 2018 года устанавливается законами субъектов РФ. Исходя из уже принятых региональных законов, не все субъекты сохраняют льготу. Скорей всего, это связано с тем, что не каждый регион может себе позволить отказаться от дополнительных поступлений в бюджет, ведь налог на имущество учреждения является региональным налогом, следовательно, собранная сумма налога увеличивает доход соответствующего бюджета субъекта РФ.

В случае неосвобождения указанного имущества от налогообложения субъект РФ определяет по нему пониженную налоговую ставку, которая не должна превышать 1,1 %.

Если решение об установлении налоговой льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года, не принято в субъекте РФ, в 2018 году по данному имуществу применяется предельная налоговая ставка в размере 1,1 %.

Помимо названной льготы, регионы могут вводить дополнительные льготы, например, в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. В случае применения такой дополнительной льготы стоит отметить, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. Если же движимое имущество учреждения изготовлено собственными силами, то его датой выпуска признается дата постановки объекта на бухгалтерский учет в качестве основного средства.

П. 25 ст. 381 НК РФ (2018-2019): вопросы и ответы

Мечта любого лица, занимающегося коммерческой деятельностью, — заработать побольше без лишних затрат. Способов, помогающих компаниям, не нарушая установленных норм и правил, избавлять себя от излишних материальных трат, не так много. Такую возможность предоставляет, в частности, ст. 381 НК РФ. Из ее содержания становится ясно, когда можно сэкономить на уплате имущественного налога.

Это достижимо только в том случае, если имущество (автомобили, станки, оборудование) принадлежит фирме и признается в ее учете амортизируемым имуществом. Так что если компания использует только арендованный офис и транспорт, положения ст. 381 НК РФ сэкономить не помогут.

Если у вас есть имущество, нелишним будет свериться с перечнем организаций, которым разрешено законно не платить налог на него. А вдруг и вам повезет?

Кто освобождается от уплаты налога на имущество, см. здесь.

Но к сожалению, большинство коммерческих фирм в этот список не попадают и полностью освободиться от налога не смогут. Так, в перечень льготников по ст. 381 НК РФ включены учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественные организации инвалидов и др.

В отношении физлиц указанная статья не применяется.

Далее рассмотрим вопросы, связанные с особенностями применения п. 25 ст. 381 НК РФ в 2017-2018 годах.

Согласно этому пункту от налога освобождается движимое имущество, учтенное у юрлица после 01.01.2013, за исключением полученного:

  • от взаимозависимого лица;
  • в результате ликвидации или реорганизации.

С 01.01.2017 эти исключения не применяются для железнодорожных подвижных составов, произведенных после 01.01.2013.

С 2018 года на применение п. 25 ст. 381 НК РФ влияет введенная в кодекс в 2017 году новая ст. 381.1, передающая право принятия решения о применении освобождения от уплаты налога по движимому имуществу регионам.

В этой связи если в регионе на начало 2018 года не было принято решение о таком освобождении, то движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01.01.2013, должно облагаться налогом на имущество.

А о том, как менялся налог на имущество для юрлиц в последние годы, читайте: «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».

Что такое движимое имущество?

Прежде чем говорить о преимуществах, скрытых для юрлица в ст. 381 НК РФ, разберемся с термином «движимое имущество», ведь именно оно является предметом льготы.

В обыденном понимании мы называем движимыми объекты, которые перемещаются в пространстве — либо сами (например, автотранспорт), либо их кто-то переносит (вещи, предметы). Однако для норм п. 25 ст. 381 НК РФ такая характеристика не будет точной.

Попытку охарактеризовать движимые предметы предприняли чиновники Минфина России (письмо от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5322). Они пришли к выводу, что, если вещи можно переместить без ущерба для их состояния и при этом не пострадают иные объекты, из состава которых они изымаются, можно говорить о движимом имуществе.

О подходе ФНС к классификации объектов на движимые и недвижимые читайте здесь.

От того, насколько верно вы разграничите свои активы на движимость и недвижимость, зависит достоверность величины имущественного налога.

К примеру, сложности могут возникнуть при классификации водопровода и канализации, расположенных в помещении. По сути, это трубопроводы и иные конструктивные элементы, которые можно разобрать и перенести в другое место. Но Минфин думает иначе и не признает их движимостью (письмо от 15.08.2013 № 03-04-06/33238). Другой пример — кабельные линии. Судьи и чиновники относят их к движимым предметам (п. 5 постановления Правительства РФ от 11.02.2005 № 68, письмо Минфина России от 27.03.2013 № 03-05-05-01/9648).

Не все однозначно и в отношении часто используемых большинством юрлиц систем кондиционирования воздуха и сигнализации. Если их конструктивные элементы встроены в стены помещения, это недвижимость, но если они поддаются разборке без нанесения повреждений зданию, это движимые объекты (письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960).

Как взаимозависимость мешает льготе?

П. 25 ст. 381 НК РФ свидетельствует, что если фирма купила движимый объект у взаимозависимого лица, то его стоимость надо учесть при расчете имущественного налога. Взаимозависимым лицам посвящена ст. 105.1 НК РФ, из п. 1 которой становится понятно, что их главный признак — возможность влиять на условия и (или) итоги сделок между ними.

Перечень таких лиц приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Очень важно скрупулезно оценивать сторону, передающую объекты, ведь от этого непосредственно зависит, можно ли будет воспользоваться налоговым послаблением по п. 25 ст. 381 НК РФ. Так, участие России и ее субъектов, а также муниципальных образований в российских фирмах не означает, что эти фирмы взаимозависимы (письмо Минфина от 28.05.2015 № 03-05-05-01/30848). Главное — были ли стороны таковыми на момент передачи движимых объектов.

Подробнее о налогообложении имущества, полученного от взаимозависимых лиц, читайте в статьях:

    ;.

Страдает ли движимое имущество 1-й и 2-й групп от взаимозависимости лиц?

Ответ на этот вопрос очевиден. В подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ установлено, что имущество 1-й и 2-й амортизационных групп не учитывается при расчете имущественного налога. С этим не спорит и Минфин (письма от 16.01.2015 № 03-05-05-01/676, от 06.04.2015 № 03-05-05-01/19071, от 27.03.2015 № 03-05-04-01/17031). Взаимозависимость лиц в этом случае значения не имеет.

ВАЖНО! Чтобы правомерно сэкономить, применяя подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, необходимо правильно отнести имущество к амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Какие коды в 2018 году указывать налогоплательщику, претендующему на льготу по п. 25 ст. 381 НК РФ?

Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям контролеров. В своих письмах они советуют писать в строке 130 раздела 2 авансового расчета по имущественному налогу код 2012000. Через дробь после этого кода нужно вписать номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется льгота (письма ФНС от 24.05.2018 № БС-4-21/9062, от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@).

Подробнее о том, как правильно заполнить отчетность по движимому имуществу мы рассказывали здесь, а здесь вы найдете пример заполнения льготной строки.

ВАЖНО! В 2018 году действуют форма и формат представления электронной налоговой декларации и расчетов по авансовому платежу по имущественному налогу, утв. приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. А с отчетности за 1 квартал 2019 года вводятся новые формы отчетности.

О том, как правильно оформить декларацию по налогу на имущество, читайте в статье «Нюансы заполнения декларации по налогу на имущество».

Может ли АО воспользоваться льготой по п. 25 ст. 381 НК РФ после перерегистрации?

П. 25 ст. 381 НК РФ не только дает организациям налоговое послабление, но и ограничивает их в его применении. К примеру, льгота не дается, если собственность поступила к налогоплательщику после реорганизации или ликвидации юрлица.

Правомерно встает вопрос: если по требованию закона организация обязана преобразоваться из ОАО в публичное АО, возможно ли продолжать применять послабление по п. 25 ст. 381 НК РФ?

ВАЖНО! В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ, чтобы АО приобрело статус публичного, ему нужно либо включить в устав и фирменное наименование указание на то, что оно является таковым, либо публично размещать ценные бумаги.

Позиция чиновников вас порадует. В письме Минфина от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111 сказано, что не является реорганизацией (ликвидацией) юрлиц факт приведения учредительных документов и названия компании, созданной до дня вступления в силу закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ. Следовательно, причин для отказа от льготы нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector