Ходатайство о помиловании в 2022 году - президенту

Ходатайство о помиловании в 2022 году — президенту

Право на помилование

Согласно статье 50 Конституции Российской Федерации, каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании.

Правом на обращение с просьбой о помиловании располагают граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранцы, отбывающие наказание на территории Российской Федерации.

Исключительное право на осуществление помилования принадлежит Президенту Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

Процедура помилования урегулирована Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме через администрацию исправительного учреждения.

Ходатайство о помиловании не имеет строго определенной формы и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой, и обстоятельства совершения преступления в том виде, как они представляются осужденному.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются документы, предусмотренные Указом Президента РФ, также по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация исправительного учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Владимир Путин утвердил новый порядок помилования

14 декабря Президент РФ утвердил новое положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании (Указ № 787), документ вступил в силу в тот же день.

Данным указом скорректирован также Указ президента от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ». В частности, среди основных задач таких комиссий теперь фигурирует контроль за соблюдением права просить о помиловании. Кроме того, если ранее состав комиссии обновлялся на треть один раз в два года, то теперь ротация будет происходить раз в 5 лет.

В новом положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании прямо указано, что этот институт применяется к освобожденным условно-досрочно (в течение оставшейся неотбытой части наказания), условно осужденным и тем, кто получил отсрочку от отбывания наказания. «Новые правила рассмотрения ходатайств о помиловании позволят применять их в отношении большего круга лиц. Об этом свидетельствует расширение перечня лиц, по отношению к которым Президент РФ может издать указ о помиловании», – пояснил в комментарии «АГ» советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн.

Несколько изменились правила рассмотрения в комиссии ходатайств о помиловании. Перечень обстоятельств, которые она могла принять во внимание, и раньше не был закрытым. Но теперь в него включены обращения о помиловании, поступившие от любых лиц, в том числе родственников, адвокатов осужденных и представителей общественных организаций. Также комиссия должна учитывать мнения потерпевших или их родственников и возможность ресоциализации осужденного. «Максимальный учет всех мнений может оцениваться исключительно как шаг вперед. Отмечу, что эти комиссии состоят из активных членов общества. Ротация на треть будет осуществляться раз в 5 лет, что позволит, с одной стороны, пополнять комиссии новыми лицами, а с другой –сохранять преемственность авторитетных правозащитников», – считает вице-президент ФПА Владислав Гриб.

Адвокат МКА «Князев и партнеры» Алексей Сердюк также обратил внимание, что теперь мнение потерпевших или их родственников будет играть определенную роль при оценке самой возможности помилования. «На мой взгляд, нововведение в полной мере соответствует идее восстановления социальной справедливости как цели наказания: необходимо учитывать мнение лица, пострадавшего от преступления, при смягчении уголовной репрессии для посягающего, – отметил он. – Кроме того, при рассмотрении также будут учитываться обращения представителей общественных организаций, а также иных лиц. Принимая во внимание развитие института омбудсмена в сфере предпринимательской деятельности и организаций, оказывающих поддержку лицам, отбывающим наказание в виде реального лишения свободы, думаю, что подобные обращения будут дополнительным аргументом для принятия положительного решения по ходатайству».

Скорректированы и многие другие нормы прежнего положения. Так, если ранее указ президента о помиловании направлялся высшему должностному лицу региона, а также в МВД, территориальный орган ФСИН и администрацию учреждения, где осужденный отбывает наказание, в течение двух дней после издания, то сейчас этот срок увеличен до пяти рабочих дней.

Кроме того, появился новый раздел – об информационном взаимодействии по вопросам помилования. В соответствии с п. 28 положения Минюсту и МВД по согласованию с Генпрокуратурой, ФСБ и рядом других ведомств предстоит утвердить совместный нормативный акт об оперативном обмене информацией о лицах, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и обратившихся с ходатайствами о помиловании. Администрация президента не реже одного раза в квартал будет представлять главе государства обобщенные сведения о таких ходатайствах. «Безусловно, обмен информацией осуществлялся и ранее, однако президент ориентирует правоприменителя именно на оперативный обмен сведениями. Представляется, что своевременность в данном вопросе – залог эффективной реализации прав осужденных на помилование», – подчеркнул Алексей Сердюк.

Однако, по мнению Евгения Рубинштейна, в большей степени имеет значение не формальная нормативная регламентация, а отношение президента к помилованию в целом и к каждому лицу, направившему соответствующее ходатайство. «В последние годы институт помилования практически перестал функционировать. По пальцам одной руки можно было пересчитать лиц, которых помиловал Президент РФ, за каждый год начиная с 2013-го. Поэтому незначительное изменение правил рассмотрения ходатайств о помиловании не повлияет на практику применения данного института», – уверен он.

Владислав Гриб полагает, что институт помилования все-таки работает. «Но мы, адвокаты, да и граждане России, рассчитываем на то, что помилованных будет больше. Вместе с тем, в отличие от амнистии, которая имеет характер массового явления, помилование проходит в индивидуальном порядке. На мой взгляд, учитывая число осужденных, которые в данный момент отбывают наказание, количество помилованных должно увеличиться», – заключил он.

«Судимость можно снять». Новации в процедуре помилования

14 декабря 2020 г. был издан указ президента, которым было утверждено новое положение «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации». Данным нормативно-правовым актом были введены важные новации в процедуру помилования.

Акты помилования, как и акты об амнистии, в соответствии с требованиями Уголовного кодекса РФ являются основаниями для освобождения осужденных за преступления от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования или актом об амнистии может быть снята судимость.

Как известно, постановление об объявлении амнистии принимает Государственная дума Федерального собрания РФ, при этом в данном правовом акте отдельно обозначается категория осужденных и перечень преступных деяний, на которые распространяется амнистия. Например, постановлением Госдумы от 24 апреля 2015 г. «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» амнистия распространялась на впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества; награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации; несовершеннолетних и др.

В отличие от амнистии каждое помилование осуществляется президентом в отношении индивидуально определенного лица, то есть это адресное решение. Объявлять помилование – исключительное право главы государства, закрепленное в Конституции. Таким образом, помилование объявляется пофамильно. То есть каждый случай здесь – индивидуальный.

Но прежде чем прошения осужденных на помилование попадают на рассмотрение президенту, их рассматривают комиссии по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации, в которые входят и представители гражданского общества. В состав комиссии входят не менее 11 человек; членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию.

Существует такая комиссия и в Приморском крае, куда помимо автора данной статьи входят и представители Общественной палаты Приморского края, Владивостокской епархии, краевой общественной наблюдательной комиссии, пенсионеры – почетные граждане края, Владивостока и других городов. То есть к процедуре помилования подключены активные члены гражданского общества.

Комиссии по помилованию в регионах проводят предварительный отбор, изучая прошения осужденных, затем губернаторы направляют одобренные ходатайства в администрацию президента. Такая система создана достаточно давно. Но сейчас она будет значительно усовершенствована, количество помилованных граждан должно увеличиться.

Президентским указом вводится несколько новаций, которые направлены на повышение эффективности института помилования.

Так, предусмотрены дополнительные обстоятельства, которые должны учитываться названными комиссиями при принятии решений о помиловании. А именно: помимо сведений о поведении осужденного в местах отбывания наказания должны учитываться обращения об этом от представителей общественных организаций, адвокатов и родственников осужденного. Кроме того, в этом контексте я бы особо отметил следующую новацию. При принятии решения о помиловании должны учитываться и мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования. На мой взгляд, это чрезвычайно важно.

Согласно уголовному закону, одной из целей наказания является восстановление социальной справедливости. Но о какой социальной справедливости можно говорить, если при принятии индивидуального акта о помиловании не учитывать мнение потерпевшего, которому причинен преступными действиями осужденного физический, моральный или материальный вред. Теперь это противоречие президентом устранено. Прежде чем обращаться с ходатайством о помиловании, осужденному придется разрешить претензии потерпевшего, в том числе и возместить, по возможности, ему материальный и моральный ущерб. Таким образом, максимальный учет всех мнений при принятии решения о помиловании может оцениваться исключительно как шаг вперед.

Как я указывал выше, региональные комиссии по вопросам помилования состоят из активных членов гражданского общества. Раз в пять лет треть этих комиссий будет обновляться. Такая ротация позволит, с одной стороны, пополнять комиссии новыми лицами, а с другой стороны, сохранять преемственность авторитетных правозащитников (по старым правилам ротация в комиссиях проходила раз в два года).

Указом президента расширен список лиц, которые вправе подавать ходатайство о помиловании. Просить прощения смогут условно осужденные, осужденные, получившие отсрочку, а также условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы. В случае помилования такие люди будут сняты с учета уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ФСИН РФ), ограничений в их жизни будет меньше. Представляется, что это важно для предпринимателей, осужденных за совершение экономических преступлений, досрочное снятие их с учета уголовно-исполнительных инспекций позволит им для развития своего бизнеса беспрепятственно передвигаться по стране и выезжать за границу.

Помимо этого помилованием может быть снята судимость с осужденных, отбывших наказание, что позволит аннулировать досрочно негативные последствия судимости. На мой взгляд, это также важно.

Так, в аппарат Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в последние годы обращается немало лиц без гражданства, освободившихся из мест лишения свободы, которые прибыли на территорию России с родителями в малолетнем возрасте из стран ближнего зарубежья и проживали безвыездно на территории РФ. Согласно требованиям закона для приобретения ими гражданства Российской Федерации необходимо, чтобы судимость у них была снята или погашена. Страны исхода, откуда они прибыли с родителями, отказываются их принимать, гражданство России они также не могут получить в течение достаточно длительного времени по указанным причинам и, соответственно, не имеют возможности трудоустроиться, рассчитывать на оказание медицинской помощи и социальной поддержки. Зачастую это является причиной совершения ими новых преступлений.

Пока данная проблема не урегулирована на законодательном уровне, у этих граждан есть возможность решить вопрос о снятии судимости и получении затем гражданства России через обращение с ходатайством о помиловании к президенту РФ.

Следует отметить, что в отличие от «лихих 90-х годов» количество ходатайств о помиловании, удовлетворенных президентом, невелико. Так, по сведениям Ассоциации юристов России за 2018–2020 гг., прошения о помиловании главой государства были удовлетворены 16 раз. А комиссиями по помилованию в регионах в 2019 г. было поддержано не более 5% ходатайств, остальные были отклонены на этом уровне.

Отклонения ходатайств о помиловании данными комиссиями производятся не потому, что члены комиссии настроены предвзято либо необъективно. Главная причина в том, что лица, которые обращаются за помилованием, осуждены, как правило, за особо тяжкие преступления (убийства, разбои, сбыт наркотиков и т. п.). При этом почти все они судимы неоднократно, ранее уже досрочно освобождались из мест лишения свободы, но вновь совершили преступления, поэтому нет оснований полагать, что они искренне раскаялись в совершении преступных деяний и в случае помилования не совершат новые преступления.

Например, в истекшем году комиссией по вопросам помилования на территории Приморского края из 82 обратившихся осужденных было принято положительное решение в отношении только троих, однако президентом и этим гражданам было отказано в удовлетворении ходатайства о помиловании.

Так как названным указом президента расширен список осужденных лиц, которые могут подавать ходатайства о помиловании, в том числе лица, условно осужденные, получившие отсрочку от наказания, условно-досрочно освобожденные и уже отбывшие наказания, которые просят актом помилования снять судимость, то это может повлечь и увеличение количества помилований.

В девяностые годы помилование применялось широко. Так, по сведениям Ассоциации юристов России, например, в 2000 г., когда действовали еще старые правила, было помиловано 12,8 тыс. человек, в том числе и ряд лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, такие как убийства с отягчающими обстоятельствами. Естественно, у общества возникли вопросы, внимательно ли изучаются материалы о помиловании. И система была изменена. Ходатайства проходят многоступенчатую проверку. При этом с тех пор почти в два раз снизилось и тюремное население: сейчас, по сведениям ФСИН РФ, в местах лишения свободы отбывают наказание чуть более 490 тыс. человек.

Личное поручительство учтут при помиловании

На официальном правовом портале опубликован Указ № 122, согласно которому институт личного поручительства распространяется на случаи при помиловании осужденных. Указ № 122 вступает в силу с 14.04.2021.

Указом N 122 регламентирован институт личного поручительства при помиловании осужденных (п. 9 — 11 Положения, утв. Указом N 122).

Институт личного поручительства не является абсолютным новшеством для белорусского уголовного законодательства, он и ранее применялся в уголовном процессе (ст. 121 УПК). При этом личное поручительство заключалось в принятии на себя лицами, заслуживающими доверия, письменного обязательства, что подозреваемый (обвиняемый), находясь на свободе, не скроется от уголовного преследования и суда, не будет препятствовать расследованию или рассмотрению дела судом, а также совершать преступлений. УПК определяет минимальное число поручителей — не менее двух (ч. 1 ст. 121).

Сущность личного поручительства при помиловании осужденных сходна с личным поручительством в уголовном процессе. Оно состоит в принятии на себя лицами, заслуживающими доверия, письменного обязательства, что осужденный, находясь на свободе, при применении к нему помилования не совершит нового умышленного преступления в течение неотбытой части наказания (п. 9 Положения, утв. Указом N 122).

При этом формы помилования остались прежними (замена смертной казни пожизненным заключением; освобождение полностью или частично от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; замена наказания или его неотбытой части более мягким наказанием; освобождение от наказания условно; снятие судимости (п. 5 Положения, утв. Указом N 122, п. 2 Положения N 250). Но личное поручительство применяется только в трех случаях из пяти вышеназванных:

— при освобождении полностью или частично от отбывания как основного, так и дополнительного наказания;

— замене наказания или его неотбытой части более мягким наказанием;

— освобождении от наказания условно.

Осужденные, ходатайствуя о помиловании, к подаваемым документам могут приложить личные поручительства (п. 9 Положения, утв. Указом N 122). Форма личных поручительств будет определена в 3-месячный срок МВД (п. 2 Указа N 122). Как следует из Указа N 122, количество личных поручительств не должно быть менее двух.

Определен перечень лиц, которые могут выступать поручителями. К таковым отнесены дееспособные родители или лица, их заменяющие, иные совершеннолетние родственники и близкие лица осужденного, лица по месту работы (учебы) или жительства осужденного до его осуждения. Число поручителей не ограничивается (ч. 1 п. 10 Положения, утв. Указом N 122). Для сравнения в уголовном процессе не содержится каких-либо ограничений в отношении поручителя ни по возрасту, ни по гражданству. На практике один из главных критериев, предъявляемых к поручителю в уголовном процессе, — чтобы он являлся лицом, заслуживающим доверия. Иными словами, поручитель должен обладать высокими моральными и психологическими качествами. Он должен быть законопослушным, добропорядочным, пользоваться уважением. Лиц, которые были ранее судимы либо ведут асоциальный образ жизни, не имеют рода занятий и т.п., допускать в качестве поручителя не рекомендуется.

Подлинность личного поручительства при помиловании осужденных и данные о личности поручителя должны быть проверены в 7-дневный срок со дня получения соответствующих материалов ОВД по месту жительства, работы (учебы) поручителя. По результатам проверки по каждому поручительству составляется заключение. Они должны быть приложены к ходатайству о помиловании (ч. 2 п. 10 Положения, утв. Указом N 122).

В случае совершения осужденным, за которого поручились, нового умышленного преступления в течение неотбытой части наказания после вступления в законную силу обвинительного приговора суда с каждого поручителя суд может взыскать от 30 до 500 БВ. Порядок взыскания определен УПК (п. 11 Положения, утв. Указом N 122).

С просьбой об удовлетворении ходатайства о помиловании на имя Президента вправе обратиться общественные организации, политические партии, госслужащие, трудовые коллективы, иные объединения граждан, юрлица (ч. 3 п. 10 Положения, утв. Указом N 122).

Читайте также  Преимущества оформления пенсии через МФЦ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector