ФЗ 161 о национальной платежной системе РФ в 2022

ФЗ 161 о национальной платежной системе РФ в 2022

Юристы по ФЗ 161 о национальной платежной системе

161-ФЗ о национальной платежной системе: юридические услуги.

У каждого из нас в определенный момент времени возникает необходимость в юридических услугах. При этом хочется, чтобы оказывающие услуги юристы были адекватными, знали свое дело, обладали нужным опытом и знаниями, были образцом клиентоориентированности и при этом недорогие. Как правило, есть мнение, что дешевые услуги априори некачественные, а дорогие хоть может и высококлассные, но ведь не всегда такие нужны в каждом возникающем деле. Поэтому подходит вариант средний. Не сильно дешевый, но и не дорогой.

Как кроме цены выбирать юриста непонятно. Поэтому подойдет вариант «спроси знакомых» (он же сарафанное радио), посмотреть кто и с кем работал ранее, посмотреть кто находится рядом. Затем можно посмотреть на опыт, знания, практику (всегда хочется максимально большое количество подходящего опыта). Затем можно обратить внимание на рекомендации других клиентов, публикации в профильных изданиях, выступления на конференциях, наличие команды юристов.

Что еще? Вроде ничего не забыли.

Если часть или всё перечисленного соответствует вашему представлению при поиске юриста, выборе юридических услуг, связанных с 161-ФЗ , то тогда вам к нам.

Описанное соответствует характеристикам деятельности нашей юридической фирмы «Ветров и партнеры». Начиная от знаний, опыта, наличия компетентных специалистов и заканчивая средними ценами на услуги, клиентоориентированностью каждого из сотрудников.

Юрфирма «Ветров и партнеры» подтверждает свою готовность и способность оказать клиентам запрашиваемую юридическую помощь, равно как и наличие специалистов, обладающих релевантным опытом и необходимой квалификацией при оказании юридических услуг по вопросам, касающимся Федерального закона .

Наши юристы по сделкам, операциям и спорам, связанным с ФЗ 161 о национальной платежной системе оказывают юридические услуги в Новосибирске (сопровождение, обслуживание) и иных городах (в т.ч. Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Юридические услуги предоставляются одним из следующих способов:

1. Силами сотрудников юридической компании «Ветров и партнеры»: лично в месте нахождения основного офиса, лично, находясь в командировке в месте нахождения Клиента, или дистанционно (почта, телефон, скайп, мессенджеры);

2. Силами партнерской юридической компании, с которой юрфирма «Ветров и партнеры» сотрудничает в месте нахождения Клиента;

3. Комбинация способа №1 и №2.

Обращайтесь к нам по следующим контактам:

Пишите на info@vitvet.com, звоните на +7 (383) 310-38-76, +7 (983) 510-38-76.

Пишите WhatsApp, Telegram на +7 (913) 918-25-62.

Прежде чем Фирма расскажет о содержании и условиях предоставляемых услуг, предлагаем ознакомиться со следующими аналитическими материалами и судебной (арбитражной) практикой:

Закон «О национальной платежной системе»: редакция 2022 года

Структура национальной платежной системы согласно нормам закона

Сегодня в России НПС трехуровневая. На самом верху находится Банк России — это центральное звено.

На втором уровне располагаются операторы, занимающиеся переводом средств, платежные агенты, даже организации связи (в последнее время все меньше, но все еще участвуют). Именно они оказывают непосредственно платежные услуги.

Каких законодательных норм коснулись последние изменения

В 2019 году был принят ряд изменений, которые существенным образом повлияли на функционирование национальной платежной системы за счет введения новых положений. Прокомментируем основные из них:

  1. Сегодня многие платежи, особенно в Интернете, проводятся с помощью ApplePay, SamsungPay, GooglePay, MirPay. Их деятельность до недавнего момента никоим образом не регулировалась, а они именовались как «специальные платежные сервисы» и по сути ничем не отличались от других приложений в телефонах. Теперь они именуются «платежное приложение» и подчиняются требования по защите прав плательщиков и персональной информации.
  2. Законом вводится понятие «платежного агрегатора», уточняется его значение, перечислено, кто может стать им, а также выявлены требования к этим структурам. К ним, в частности, относятся платформы электронной коммерции и онлайн-магазины. Вся информация касательно их деятельности будет передаваться для мониторинга в ЦБ РФ через обслуживающий банк.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств.

Изменения в применении национальной платежной системы для 2019 года: привлечение платежных агрегаторов и контроль за ними

ФЗ №173 от 03.07.2019 привнес в ФЗ №161 от 27.06.2011, регулирующий работу с национальной платежной системой, целый ряд значительных изменений. Большая часть норм нового закона вступила в силу 5 июля 2019 года за исключением новых статей 14.1 и 14.2, которые вступят в силу с 1 января 2021 года.

Новые понятия в законе. Дополнения к статье 3

ФЗ №173 внес в третью статью ФЗ №161 следующие новые понятия:

  1. Поставщики платежных приложений – это юридические лица-разработчики приложений для осуществления платежей, которые предоставляют такие приложения по договорам с операторами перевода средств.
  2. Платежные приложения – программы, работающие через интернет, для пользования через ПК, смартфоны и другие устройства. Приложения позволят клиентам операторов направлять распоряжения для перевода денежных средств в электронном виде.
  3. Платежные агрегаторы — юридические лица, которые будут привлекаться операторами для перевода средств для того, чтобы:
  • обеспечить прием электронных средств платежа;
  • участвовать в переводе денежных средств в пользу юридических лиц.

Распоряжения клиентов оператора

Новый закон также внес изменения в статью 8 ФЗ №161, которая регулирует порядок приема распоряжений клиентов операторами перевода средств:

  1. Реквизиты для переводов средств теперь могут быть предоставляться в виде кода. Минфин при взаимодействии с ЦБ РФ установит порядок приема закодированных платежей, касающихся бюджетной системы страны и требующих особого учета.
  2. Поставщики приложений для работы с операторами обязаны защищать информацию при переводе средств, согласно третьей части статьи 27 ФЗ №161 (Положение ЦБ РФ №382-П от 09.06.2012).
  3. Оператор не имеет права предоставлять поставщикам приложений информацию о подписях, кодах, паролях и других личных сведениях клиентов.
  4. При работе с поставщиками приложений операторы обязаны:
  • предоставлять клиентам сведения о поставщиках: наименование, место нахождения, условия использования приложений. Информация должна быть доведена до клиента не позднее дня, в который он может воспользоваться приложением, в том числе сведения могут быть поданы через сайт оператора;
  • включать условия пользования приложениями, в том числе возможности приостановления и блокировки работы с ними, в свой договор с клиентами;
  • подтверждать возможность использования приложений клиентами;
  • доносить информацию клиенту об изменении размера вознаграждения за пользование приложением, если это предусмотрено договором.
  1. ЦБ РФ создает перечень поставщиков приложений с основными сведениями о них. Сведения о поставщиках должны предоставлять операторы.

Привлечение платежных агрегаторов

ФЗ №173 привнес в ФЗ №161 новую статью 14.1, регулирующую процесс назначения требований к платежным агрегаторам, которых могут привлекать операторы по переводу средств. Так, агрегаторы должны соответствовать следующим требованиям (и имеют следующие права):

  1. Агрегатор должен быть признан банковским платежным агентом для приема и перевода электронных платежей (подпункты «а» и «б» пункта 31 статьи 3 ФЗ№161), а также соответствовать законодательству РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр.
  2. Операторы могут воспользоваться услугами агрегаторов, если следующие условия соблюдены одновременно:
  • платежный агент – официально зарегистрированное юридическое лицо;
  • между оператором и агентом заключен договор;
  • агент должен предоставить оператору информацию о его иных клиентах по приему и переводу средств, сведения об урегулировании спорных моментов при осуществлении платежей;
  • агрегатор должен предоставить следующие сведения клиентам в местах осуществления операций по платежам: наименования, адреса, ИНН и телефоны оператора и агента, номер лицензии оператора, реквизиты договора между ними, способы подачи претензий.
  1. Агрегатор имеет право:
  • проводить идентификацию клиентов, согласно законодательству РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр.;
  • предоставлять юридическим лицам и ИП технику, за счет которой производятся электронные платежи;
  • участвовать в переводах средств в пользу юрлиц и ИП посредством электронных платежей.
  1. Для проведения идентификации клиентов агрегатор обязан:
  • иметь сотрудника, отвечающего за соблюдение законодательства РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр., не имеющего неснятых и непогашенных судимостей за экономические преступления;
  • руководитель и главных бухгалтер агрегатора также не должны иметь неснятые и непогашенные судимости за экономические преступления.
  1. При использовании для работы программ и приложений, а также техники, которые выдаются клиентам, агрегатор обязан:
  • защищать информацию, согласно третьей части статьи 27 ФЗ№161 (Положение ЦБ РФ №382-П от 09.06.2012);
  • предоставлять информацию об операциях оператору (запрещено передавать информацию на территорию иностранных государств).
  1. Средства в пользу юрлиц и ИП, проходящие электронным платежом, должны быть зачислены на специальный счет, который открывается агенту у оператора. На этот счет не может быть наложен арест, не может быть обращено взыскание. По такому счету могут проходить только такие операции, как:
  • зачисление средств, которые переводятся, согласно электронным операциям в пользу юрлиц и ИП;
  • зачисление средств, которые должны быть возвращены плательщикам при отмене операции;
  • списание средств на счета юрлиц и ИП;
  • списание вознаграждения агрегатора;
  • списание средств в пользу оператора, в том числе вознаграждение.

Контроль за платежными агентами

ФЗ №173 также добавил в ФЗ №161 новую статью 14.2, которая описывает порядок контроля за платежными агентами.

Форму и порядок запросов операторам и их ответов устанавливает федеральный орган исполнительной власти совместно с ЦБ РФ.

ФЗ-161 о национальной платежной системе в 2021 году

Национальная платежная система была основана в 2014 году. На её базе выпускаются карты МИР, а также была разработана система быстрых платежей. Через национальную платёжную систему проходят все внутрироссийские платежи, которые обслуживаются на картах международных платежных систем. Национальная платёжная система (НПС) включает в себя тридцать одну платёжную систему, четыреста восемьдесят шесть операторов по проведению платежей, а также более чем пятьсот платёжных агентов. Банковские учреждения поддерживают бесперебойную работу НПС. Банк России обеспечивает устойчивое функционирование проведения безналичных расчётов по всей территории страны.

Карта МИР основана на национальной платёжной системе. Обслуживается всеми банками страны, также её принимают в странах ближнего и дальнего зарубежья. Через карты МИР проходит 25% всех операций, которые осуществляются по банковским картам. Из 100% новых карт 32% занимают карты МИР. За прошедший период 2021 года в России было выпущено 108,6 млн. карт МИР. Открыть карточку может любой гражданин РФ. Если вы относитесь к льготной категории, то все социальные пособия приходят именно на карту МИР. Нею пользуются пенсионеры, госслужащие, бюджетники, мамы в декрете и прочие группы лиц.

В 2019 году национальная платёжная система запустила систему быстрых платежей. Это очень удобно, потому что все платежи, которые вы совершаете через свой банковский счёт, приходят получателям мгновенно. Например, пополнение счёта, оплата покупок, расчёт за коммунальные услуги. На 1 ноября 2021 года в системе быстрых платежей подключено 210 банков, 4,5 триллиона руб. прошло через 733 млн. операций.

Национальный банк России разработал стратегию развития национальной платёжной системы на 2021-2023 годы. В ближайшие два года банковская система нацелена на создание благоприятных условий, которые будут предоставлены клиентам, потребляющим платёжные услуги. Система нацелена на то, чтобы развивать и поддерживать конкурентный инновационный платёжный рынок. На первом месте стоит совершенствование платёжной инфраструктуры. Национальная платёжная система была разработана в рамках стратегии экономической безопасности России. В рамках развития НПС происходит развитие финансового рынка и повышения финансовой доступности. Развитие технологии позволяет оказывать населению качественные банковские услуги. Стратегия развития НПС на ближайшие два года поддерживается банком России. Активными участниками рынка платёжных услуг являются многочисленные банки, а также профессиональные объединения.

Из чего состоит национальная платёжная система

Система строится из многих составляющих. Регулирующим органом является Банк России. Инфраструктура платёжной системы состоит из следующих участников: платежных сервисов Банка России, платежных систем, социально значимых платежных систем, операторов услуг иностранных платежных систем. Поставщиками платежных систем являются банковские агенты, почта России, кредитные организации, платёжные операторы, поставщики платёжных услуг и приложений. Потребители платёжных услуг – это государство, юридические и физические лица.

Законодательная база национальной платёжной системы

НПС регулируется несколькими законодательными актами:

В законах чётко прописаны механизм и основные участники платежного рынка, правила оказания услуг, что могут выполнять платёжные инструменты. Например, банкам позволено проводить автоматические платежи и переводы, но совместно с клиентами можно принимать формы распоряжения о переводе денег. Законодательство устанавливает правовые аспекты деятельности всех участников рынка. Прописывает порядок взаимодействия между клиентом и банком, когда используются электронные средства оплаты.

Законодательством указана защита прав потребителей, поэтому каждая платежная услуга имеет свою защиту. Важной составляющей является запрет на повышение комиссии внутрибанковских переводов. Если банком списываются средства, на которые клиент не давал своего согласия, то банки обязаны возмещать эти суммы денег. Если смотреть более глобально, то нет ничего особенного в Российской национальной платёжной системе. Ее деятельность сопоставима с принципами, которые применяются в других странах. Законодательством определены главные участники платежного рынка, виды инструментов и услуг, требования к защите прав потребителей и раскрытию финансовой информации.

Инфраструктура национальной платёжной системы

ФЗ-161 о национальной платежной системе в 2021 году

Национальная платёжная система на 1 января 2021 года включала в себя 28 платежных систем, включая систему Банка России и МИР. Также в инфраструктуру входят 36 операторов услуг по проведению платежей. Это расчётные, платёжные клиринговые и операционные центры. Через национальную платёжную систему в прошлом году было проведено средств, составляющих более чем один годовой объём ВВП РФ в месяц. Главной особенностью национальной платёжной инфраструктуры является её независимость на Российском платежном пространстве.

Все платежи в национальной платёжной инфраструктуре проходят через платёжную систему Банка России. Она поддерживает операции бюджетной и денежно-кредитной политики, проводит государственные и межбанковские расчёты всех кредитных организаций России. В платёжной системе Банка России получилось реализовать все самые современные RTGS-системы. В каждой развитой стране есть своя RTGS-система, через которую проводятся платежи в реальном времени. Она управляется центральным банком страны. Платёжная система Банка России обеспечивает проведение срочных переводов. В онлайн-режиме обрабатывается более 80% всех платежей. Каждые 30 минут проводятся не срочные переводы. Операционный день занимает двадцать часов. Это один из самых продолжительных периодов в мировой практике. Система имеет гибкие инструменты управления ликвидностью.

По платёжной системе Банка России проходит 93% всех платежей всех платежных систем. В сумме составляет около 7 млн. платежей ежедневно. Объём обработанных заявок держится на уровне таких стран, как Франция, Великобритания и Германия.

В инфраструктуру национальной платёжной системы входит система быстрых платежей. Она работает с января 2019 года. Круглосуточная система предоставляет возможность осуществлять онлайн переводы для клиентов. Система быстрых платежей очень удобна для физических лиц. Бесплатно переводы проводятся на сумму до 100 000 руб. в месяц. Превышая этот лимит, клиент будет платить не более полпроцента от суммы перевода. Эквивалент в сумме составляет максимум полторы тыс. руб. за один платеж.

Система быстрых платежей включает в себя оплату услуг, работ и товаров с использованием QR кодов. За полтора года работы количество операций в системе быстрых платежей возросло в 16 раз, по объемам сумма выросла в 13 раз. Система быстрых платежей стимулирует участников рынка и развивает сегменты экономики. Современные люди привыкли моментально получать средства на свой счёт.

Национальная система платёжных карт

Эта система поддерживает работоспособность операций с банковскими картами для финансовых учреждений внутри страны. Национальная система платёжных карт (НСПК) – это оператор и операционный платежный клиринговый центр национальной платёжной системы МИР. Для обеспечения приёма платежей, переводов и интернет эквайринга в рамках платёжной системы МИР налажен выпуск карт МИР. В начале 2021 года платёжная система выпустила 95 млн. карт. Это больше 30% всех платёжных карт, выпущенных в РФ. Количество операций по картам МИР на фоне внутрироссийских операций по всем платежным картам выросло до 24%.

Надёжность платёжной инфраструктуры очень важна как для государства, так и для граждан, потому что осуществляется большое количество переводов. В платёжной системе серьёзные нарушения недопустимы, потому что они могут создавать риски для работы всей финансовой системы страны. Обязательно платёжные системы должны функционировать бесперебойно. Все расчёты и инструменты должны работать как швейцарские механизмы. Банк России контролирует эту ситуацию и устанавливает более высокие требования к платёжным системам. Под контролем Банка России находится финансовая стабильность. Сфера финансов требует доверия потребителей к безналичным платежам.

Банком России регулярно проводится оценка соответствия платежных систем требованиям законодательства. Национальная платёжная система должна соответствовать международным стандартам. Все результаты проверок публикуются на сайте Банка России.

Национальная платёжная система имеет высокие стандарты защиты. Соблюдая некоторые правила, можно абсолютно безопасно пользоваться банковскими услугами. Платёжные услуги должны предоставляться на высоком уровне. Все права потребителей защищены согласно национальному законодательству.

На данный момент количество попыток несанкционированного доступа к средствам на счетах остаётся высоким, но национальная платёжная система расширила возможности обслуживающих банков противодействовать этому явлению. В фокусе внимания регулятора и банков находятся вопросы по повышению безопасности нахождения средств на счетах клиентов. Это одни из самых важных элементов для установления безопасности национальной платёжной системы.

Читайте также  С начала 2022 года в Омске увеличат пенсию

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector