Декретный отпуск учителя: права и обязанности учителя

Декретный отпуск учителя: права и обязанности учителя

Советы репетитору в декрете: заметки из личного опыта

Диана Круповес

Рождение ребенка — это, безусловно, значимый жизненный этап и серьезная смена внутренних ориентиров. Но в то же время малыш не овладевает вашей личностью целиком и полностью, не отнимает у вас ваше призвание и право на самореализацию. Вы — это по-прежнему вы, вопреки тому, что изменились до неузнаваемости.

Как работать во время декрета учителю?

Совместить работу мамы и преподавателя непросто. Многие станут утверждать, что это необходимо: окружающий нас мир ежесекундно меняется, уйти из профессии на время означает создать себе дополнительные трудности при возвращении, а то и вовсе утратить сноровку. На мой взгляд, решение всегда остается за вами. Могу лишь поделиться собственным опытом.

Немного о цифрах

На момент выхода в декретный отпуск я не была официально трудоустроена. Моей основной занятостью была учеба в магистратуре. На 30-й неделе беременности я брала справку в женской консультации и оформляла отпуск по беременности и родам. После счастливого события было необходимо направить свидетельство о рождении в учебную часть для предоставления отпуска по уходу за ребенком на 1 год.

Согласно законодательству РФ, отпуск по беременности и родам предоставляется женщине на 70 дней до и на 70 дней после родов (срок увеличивается, если вы беременны двойней). Декретный отпуск по уходу за ребенком длится 3 года (для матери-студентки 1,5 года, но в разных вузах условия могут отличаться).

Мой перерыв в преподавании составил 7 месяцев, если не учитывать разовые подработки. Семимесячный день рождения моего сына выпал на конец августа – начало сентября, то есть самое горячее время поиска репетиторов. Поначалу я взяла себе двух учеников для подготовки к ЕГЭ. С октября я преподаю в вузе и веду групповые занятия по иностранным языкам.

Звучит парадоксально, однако мой доход преподавателя значительно возрос во время отпуска по уходу за ребенком.

Могу это связать с тем, что у меня не было постоянной необходимости присутствовать на парах в университете и делать домашние задания, как это было до академа. Кроме того, теперь я живу не только для себя: моя семья и мой сын мотивируют меня на непрерывный профессиональный рост.

Становясь мамой, каждая женщина со всех сторон получает нужные или не очень советы: как кормить, как купать, как одевать… На личном опыте знаю, что сохранять душевное равновесие в ситуации плюрализма мнений по воспитанию непросто. Поэтому не буду взваливать на вас очередной список субъективных и не универсальных рекомендаций. Я расскажу вам о тех установках, которые помогли лично мне. Надеюсь, мой опыт окажется для кого-то из вас полезным.

Не спешить

Нужно дать себе время на отдых — физиологический и интеллектуальный. У каждой молодой мамы должна быть возможность привыкнуть к новой рутине. И период для формирования новых привычек зависит только от ваших внутренних ощущений. Лучший помощник для быстрого восстановления — это сон (пока спит ребенок, пока родственники играют с ребенком, пока вернувшийся с работы папа гуляет с ребенком).

Если бы я хваталась за каждую возможность вздремнуть, возможно, вернулась бы к работе раньше.

Подготовиться к возвращению заранее

Я провела полезную подготовительную работу еще до родов, а именно:

  • отсортировала материал по темам и раскидала по отдельным папкам;
  • подготовила практический материал, упражнения, задания, тесты к каждой теме;
  • создала карты памяти (флеш-карточки, если хотите) в приложении Quizlet.

Перевести занятия в онлайн

Здесь нужно сделать небольшое замечание: мой декретный отпуск выпал на локдаун, поэтому других вариантов у меня не было, кроме как вести занятия из дома и одновременно осваивать новые фишки дистанционного образования.

Однако пандемия — второстепенный предлог. Ведь в ситуации декретного отпуска поездки в общественном транспорте и контакты с чужими людьми — не самая удачная идея.

Я довольно быстро освоила основные функции ZOOM, Google Classroom и Quizlet, что на начальном этапе показалось достаточным.

Да, не хватает живой коммуникации, но меня радует, что образовательные технологии подстраиваются и под нужды таких, как я, — матерей, не желающих надолго оставлять свое чадо.

Организовать комфортные условия для работы

В этом пункте все достаточно тривиально:

  • на все время занятия за ребенком должны присматривать (папа, бабушка, няня — нужное подчеркните);
  • не ставить занятия одно за другим с коротким перерывом, так как режим кормления и сна у ребенка, в особенности в первые месяцы, регулярно сдвигается;
  • проверять домашние задания на занятии вместе с учеником (чтобы не тратить на проверку свободное время).

Считать доходы через приложение

Став мамой, женщина с головой погружается в новую среду, где главенствует маленький человек. Помимо собственных нужд, она обслуживает ребенка. И не забывайте о домашних обязанностях, о необходимости отвечать на телефонные звонки, чтобы принимать поздравления, о перманентном желании провалиться в сон (желательно 12-часовой). Следовательно, риск того, что новоиспеченная мама что-то забудет, довольно высок.

Что касается заработка, я не полагаюсь на собственную память.

Сначала записывала, приплюсовывала, умножала и делила в заметках на телефоне, затем скачала приложение, чтобы не мучиться.

Я пользуюсь Light, но вариантов бесчисленное множество и на любой вкус.

Проводить время с пользой

Первое время прогулки с сыном были для меня глотком свежего воздуха — в прямом и в метафорическом смысле. Я могла ненадолго сбежать из душной квартиры (а с появлением ребенка в помещении поддерживается тепло) и побыть в своих мыслях.

Когда я более-менее привыкла к роли мамы и стала больше спать ночью, я возобновила привычку чтения на улице. Или иной раз, идя по парку с коляской, слушала подкасты, смотрела тематические видео. Все это не о моем саморазвитии, а о возможности делиться с учениками полезными ссылками.

Своего рода лайфхак преподавателя: не знаешь, что задать на дом — скинь ссылку на видео или аутентичный текст. На занятии можете обсудить увиденное/прочитанное.

Декретный отпуск учителя

На что учительница имеет право при беременности и в декретном отпуске? Как начисляются выплаты и в какой срок нужно встать на учет в женской консультации? Как проходить аттестацию на должность учителя после окончания декретного отпуска? На эти и другие вопросы ответы дает наша статья.

Продолжительность декретного отпуска преподавателя
Декрет преподавателя исчисляется так: 70 дней до родов + 70 дней после родов. Если родилось два и больше малышей — 94 дня. Если роды имели сложный характер, наступили преждевременно, то мать вправе взять 156 дней отдыха. Перед родами положен отпуск — 84 дня, 110 дней в послеродовой период.
Закон разрешает оформить дни отдыха для ухода за ребенком, финансовая поддержка будет зависеть от возраста ребенка (полтора или три года).
Отпуск, срок которого 140 (194) дней, вправе взять только мама ребенка. По окончании отпуска учитель может приступить к трудовой деятельности. Последующий отпуск для ухода за ребенком разрешено взять как любому родителю, так и другим близким, кто будет заниматься малышом.

Обязаны ли вы заранее сообщать директору учебного заведения о предстоящем уходе
Если вас беспокоит этическая сторона вопроса о том, чтобы администрация учебного заведения успела подыскать вам замену на период отсутствия, то по вашему желанию вы можете сообщить новость руководству заранее.
Известить начальство о том, что вы ждете малыша, рекомендуется после срока беременности в 12 недель. Угроза прерывания беременности на этом сроке снижается. Учительнице необходимо встать на учет по беременности в медицинском учреждении, пройти обследование.

Как исчисляются суммы на декретный отпуск педагога
Сумма выплаты исчисляется в зависимости, какой заработок имел педагог в предшествующий двухгодичный период. Если учительница работала в это время не в одном учебном заведении, то учитывается общий заработок.
Нормами закона предписано, что сумма выплаты учителю за 140 дней равна 100% от средней заработной платы по последним 2 годам перед декретом. Это единовременная выплата. Пока ребенок не достиг полутора или трех лет, каждый месяц педагогу полагается выплата 40% от средней зарплаты.

Комплект документов для декрета учителя
Будущая мама должна заранее побеспокоиться об оформлении пакета документов, которые потребуются для декрета. Декретный отпуск преподавателю будет предоставляться тем учебным заведением, в котором работает педагог, но о начислении денег в срок следует побеспокоиться самостоятельно. Комплект документов, по которому осуществляются декретные выплаты, включает в себя:
* заявление учителя, претендующего на соответствующие выплаты;
* больничный лист из поликлиники, где учитель стоит на учете по беременности;
* справка о зарплате за предшествующий двухгодичный период.
Подавать документы нужно в отдел кадров.
Законодательство определяет срок выплат по декрету — 10 календарных дней. Срок начинается с даты подачи соответствующего заявления. Учебное учреждение, где работает учитель, вправе осуществить выплату в день ближайшей зарплаты. Начало декрета приходится на 30-ю неделю при одноплодной беременности, 28-ю неделю при многоплодной.

Декрет и стаж преподавателя
Согласно ст. 256 Трудового кодекса РФ предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в заявительном характере. Соответствующий период включается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. При выходе на досрочную пенсию, положенную законом преподавателям, период отпуска по уходу за ребенком в стаж на льготную пенсию не входит (ФЗ от 2002 г.). Возможен вариант защиты этого периода в стаж на льготную пенсию в судебном порядке.
Таким образом, отпуск по уходу за ребенком входит при исчислении общего стажа трудовой деятельности и педагогического стажа, но не входит в льготный стаж для выхода на пенсию по выслуге лет учителя. Однако первый отпуск, получаемый педагогом в связи беременностью и после рождения ребенка в количестве 140 календарных дня, входит в льготный стаж.

Условия работы учителя при выходе из декретного отпуска
По окончании отпуска, предоставленного в связи с рождением малыша, учитель вправе требовать те же условия работы, что были до отпуска (количество часов, кабинет, классное руководство). Однако если педагог желает уменьшить нагрузку, он может подать соответствующее заявление в администрацию учебного заведения.

Аттестация педагога после декретного отпуска
По нормам закона, содержащимся в Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. № 209, с 01.01.2011 (Раздел III, п. 18) аттестоваться не могут:
* учителя, замещающие должность меньше двух лет;
* беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
* педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестовать данную категорию лиц можно только через 2 года с даты окончания соответствующих отпусков.

Нормативная составляющая вопросов: как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми? Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя в школе? Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?

Должностные обязанности учителя

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определены должностные обязанности учителей образовательных организаций. Так, учитель:

1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета,

2. способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

4. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

5. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения,

6. разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,

7. реализует проблемное обучение,

8. осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,

9. обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

10. обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

11. оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

12. соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

13. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

14. вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

15. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

16. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

17. осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

18. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Учитель должен знать:

1. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

2. законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

3. Конвенцию о правах ребенка;

4. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

5. педагогику, психологию, возрастную физиологию;

6. школьную гигиену;

7. методику преподавания предмета;

8. программы и учебники по преподаваемому предмету;

9. методику воспитательной работы;

10. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

11. средства обучения и их дидактические возможности;

12. основы научной организации труда;

13. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

14. теорию и методы управления образовательными системами;

15. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

16. методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

17. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

18. основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

19. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

20. правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

21. правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Декретный отпуск учителя: права и обязанности учителя

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Читайте также  Наш работник за границей: влияние статуса

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector