Что такое репатриации денежных средств в иностранной

Что такое репатриации денежных средств в иностранной

Как минимизировать риски?

Если российская компания заключила внешнеторговый контракт, то она отвечает за то, чтобы денежные средства от иностранного контрагента в РФ поступили вовремя и в полном объеме. Эта мера необходима для предотвращения утечки капиталов и предусмотрены достаточно жесткие санкции за нарушение порядка репатриации (возврата) валюты.

В каких случаях возникает ответственность за невозврат валютной выручки?
Состав правонарушения образуют как активные действия, так и бездействие российской стороны внешнеторгового контракта, в результате которого произошло:
Неполучение (или просрочка получения) на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные иностранным контрагентам товары, работы или услуги;
Невозврат в РФ в установленный контрактом срок авансов, уплаченных нерезидентам.

Каков размер административной ответственности за невозврат валюты по контракту ВЭД?
Согласно ст. 15.25 КоАП РФ на сегодняшний день за неисполнение обязанности по возврату средств по контракту ВЭД резиденту грозит штраф:
— за просрочку получения оплаты, возврата авансов: в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств за каждый день просрочки. Данный штраф применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства возвращены, но с просрочкой;
— за неполучение оплаты, невозврат авансов в Россию: в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в Россию. Эта мера ответственности применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства не возвращены в полном объеме.

Когда наступает уголовная ответственность за невозврат валютной выручки?
Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена статьей 193 УК РФ.
Лица, по вине которых произошел невозврат (незачисление) выручки по внешнеторговым контрактам, могут быть привлечены к уголовной ответственности, если общая сумма невозвращенной выручки (в совокупности по всем контрактам ВЭД) в течение года превысит девять миллионов рублей.
Отягчающими обстоятельствами являются:
— совершение правонарушения группой лиц;
-невозврат выручки в сумме более 45 миллионов рублей;
-использование фиктивных документов;
— использование специально созданного фиктивного юридического лица.
За такие правонарушения предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. При отсутствии отягчающих обстоятельств: штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Читайте подробности об уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ>>>

Каким образом уменьшить риски санкций за невозврат валютной выручки?
Для того, чтобы максимально минимизировать риски привлечения к административной и валютной выручке по контракту ВЭД, целесообразно предпринимать следующие шаги:
Проверять иностранного контрагента. Составлять по каждому контрагенту досье, свидетельствующее о проявлении должной осмотрительности.
Включать в контракт только гарантированные контрагентом сроки выполнения обязательств. При заключении контракта крайне целесообразно проверить реальные возможности контрагента. Провести анализ его производственных мощностей, сравнить с аналогичными условиями у конкурентов. В любом случае, не стоит включать в контракт чрезмерно жесткие условия по срокам — это может обернуться выше обозначенными штрафами.
Авансы- только с проверенными контрагентами. В любом случае, по возможности, следует избегать 100%-го авансирования. А с ненадежными, непроверенными партнерами вовсе избегать авансирования, либо, в крайнем случае, оплачивать аванс только после подтверждения о готовности товара к отгрузке.
Контролировать исполнение внешнеторгового контракта. Крайне важно наладить на предприятии систему эффективного контроля исполнения контракта ВЭД, а именно:
своевременное выставление счетов (инвойсов), оплата авансов;
заблаговременное получение от контрагента подтверждения о возможности исполнения им обязательств;
передача всех документов и сведений в необходимые сроки;
обеспечение своевременной доставки товара на территорию РФ;
возможность обеспечения рекламационной, досудебной и судебной работы.
Включать в контракты условия, стимулирующие своевременное выполнение обязательств: серьезные пени, штрафы, неустойки, заранее определенные убытки.
Уделять должное внимание описанию в контракте ВЭД алгоритма досудебного и судебного урегулирования спора. Предусмотреть достаточно длительный срок ответа на претензию. Это позволит избежать необходимость сразу подавать в суд. Указать на возможность разрешения спора в российском суде. В случае, если в контракте будет установлена подведомственность иностранному суду, в некоторых случаях ведение судебного процесса может вылиться в десятки, а то и сотни тысяч долларов США.

Что делать, если нарушения сроков возврата валютной выручки не избежать?
Коммерческая деятельность, в том числе внешнеторговая, всегда сопряжена с предпринимательским риском. Поэтому могут ситуации, когда своевременное исполнение иностранным контрагентом своих обязательств по контракту невозможно.
По общему правилу, сегодня в РФ действует правило о презумпции вины российской стороны контракта в невозврате выручки. Т.е. именно эта сторона должна доказать, что предприняла все необходимые меры с целью обеспечения возврата валюты.
Рекомендуем придерживаться нижеизложенных правил.

Правило № 1. Заблаговременно договориться об изменении сроков. Если стало известно, что обязательства не будут исполнены иностранным контрагентом вовремя, следует согласовать с ним новый срок и подписать соответствующее дополнительное соглашение. Крайне важно, чтобы дополнительное соглашение было заключено до наступления просрочки. В случаях, когда контракт зарегистрирован в банке, до наступления просрочки следует предоставить соглашение об изменении сроков в банк. Если такая информация в банк не поступит до просрочки, в дальнейшем организация может быть привлечена к административной ответственности, даже если покажет при проверке соглашение об изменении сроков.

Правило № 2. Своевременное принятие мер по досудебному урегулированию спора. Как только возникла просрочка, в этот же день, нужно составить претензию в строгом соответствии с контрактом и направить ее в адрес иностранного контрагента. Претензия должна отправляться по адресу, указанному в контракте, с документальным подтверждением получения. Отправки по факсу, электронной почте, как правило, недостаточно. В претензии истребовать неустойку, предусмотренную контрактом.

Правило №3. По истечении срока досудебного урегулирования незамедлительно подавать в суд. Это необходимо, даже если ведется переписка об отсрочке. Или есть информация о том, что иностранный контрагент пропал, прекратил деятельность и т.п. Иначе штрафа избежать не удастся.
Подавать в суд не нужно, если:
— оформлено дополнительное соглашение об изменении сроков;
— имеются апостилированные документы о прекращении деятельности контрагента без правопреемства.

Обращаем внимание, что приведенная в данной статье информация носит обобщенный характер и в каждом конкретном случае требуется индивидуальная оценка документов и обстоятельств.

Практика «ВЭД Legal» специализируется на правовом сопровождении контрактов ВЭД. Юристы со статусом адвоката, специализирующиеся в сфере ВЭД, помогут составить контракт и организовать работу в сфере ВЭД. По выявленным правонарушениям адвокаты сопровождают административные и уголовные дела, связанные с невозвратом валютной выручки.

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ — это…

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает два аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ. Сюда же относятся возврат займов и авансов по невыполненным поставкам.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

О правилах совершения валютных операций подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности валютного обращения в РФ.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того, что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь, это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. В 2021 году наблюдаются тенденции послабления в сфере валютного регулирования. В статью 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ внесены поправки, отражающие курс на поэтапную отмену репатриации. Изменения касаются величины доли средств, которую участники ВЭД вправе «оставить» за рубежом — теперь она выросла до 30%. Предыдущаяцифра составляла 10%. В будущем планируется еще большее увеличение этого лимита — до 100% к 2024 году. Правда, мера действует лишь при соблюдении следующих условий:

  • расчеты по контрактам осуществляются в валюте РФ;
  • объект сделок — определенные сырьевые товары, перечисленные в п. 4 ст. 2 закона № 265-ФЗ.

Также российским организациям теперь предоставляется право не получать от иностранных партнеров денежные средства, а вместо этого проводить зачет встречных обязательств. Взаимозачет не попадает под требование репатриации. Эта мера значительно снижает риск нарушения валютного контроля. Перечень товаров и услуг, в отношении которых действует поправка, определен законодательно.

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшей либерализации валютного законодательства РФ в данном вопросе.

О контроле за репатриацией средств по экспортным договорам и договорам займа

Сообщается, в частности, что истребованные в ходе валютного контроля документы и информация должны исследоваться налоговыми органами на предмет разрешенных случаев нерепатриации резидентами средств, установленных частью 2 статьи 19 Закона о валютном регулировании.

При определении сроков исполнения обязанности по репатриации средств должны учитываться также условия внешнеторгового договора (договора займа), определяющие порядок и сроки оплаты, периодичность и иные условия, имеющие значение для принятия решения о наличии признаков нарушений.

Кроме того, сообщается о необходимости учитывать обстоятельства, касающиеся отсутствия между российскими и зарубежными банками прямых корреспондентских отношений, особенности национального законодательства страны контрагента, заключающееся в требовании зачислить первоначально средства резидента на счет в зарубежном банке и т.п.

Отмечено, что согласно диспозиции примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ зачисление на счета резидента в уполномоченных банках денежных средств в установленные сроки, ранее зачисленных на счета в зарубежных банках в нарушение требований валютного законодательства, является условием освобождения резидента от административной ответственности предусмотренной частью 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

С целью организации мониторинга за проводимыми мероприятиями валютного контроля, в части правильности квалификации нарушений, поручено, в частности представлять в Управление международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России проекты актов проверок соблюдения валютного законодательства, если предполагаемый размер административных штрафов составляет: в отношении юрлиц и ИП — более 40 млн. рублей; в отношении физлиц и должностных лиц организаций — более 1 млн. рублей.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 января 2021 г. N ВД-4-17/10@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Федеральная налоговая служба с целью формирования единообразной практики применения норм Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ), а также положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в части контроля за репатриацией средств и проведением резидентами расчетов по экспортным договорам и договорам займа, сообщает следующее.

Частью 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.

Данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями. В частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.

Таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных Законом N 173-ФЗ случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.

При этом для определения сроков исполнения обязанности по репатриации средств, предусмотренных положением части 1 статьи 19 Закона 173-ФЗ, необходимо учитывать условия внешнеторгового договора (договора займа) и всех приложений к нему, определяющие порядок и сроки оплаты, периодичность, сумму платежей, подлежащую репатриации и иные условия, имеющие значение для принятия решения о наличии признаков нарушений.

Требование о необходимости в обязательном порядке исследовать в ходе проверки обстоятельства, исключающие привлечение резидента к административной ответственности, установленной частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ, в равной степени относится и к установленным примечанием 7 к статье 15.25 КоАП РФ случаям. В частности, ответственность не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой счет в зарубежном банке, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением на счет этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет в зарубежном банке.

При этом следует учитывать обстоятельства, которыми руководствовались резиденты при принятии решения о зачислении выручки на свои счета в зарубежных банках, в том числе это может быть отсутствие между российскими и зарубежными банками прямых корреспондентских отношений, особенности национального законодательства страны иностранного контрагента заключающееся в требовании зачислить первоначально средства резидента по внешнеторговому договору или договору займа на счет в зарубежном банке или связанные с валютообменными операциями и т.п.

Согласно диспозиции примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ зачисление на счета резидента в уполномоченных банках денежных средств в установленные сроки, ранее зачисленных на счета в зарубежных банках в нарушении требований валютного законодательства, является условием освобождения резидента от административной ответственности предусмотренной частью 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

Также следует учитывать, что положения примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ имеют обратную силу (соответствующие разъяснения доводились письмом ФНС России от 15.09.2020 N ВД-4-17/15024@).

Формальный подход к изучению документов и информации при проведении проверок, может привести к принятию необоснованных решений о привлечении добросовестных участников внешнеторговой деятельности к административной ответственности, оспариванию и отмене вынесенных налоговыми органами постановлений о назначении административных наказаний.

Обращаем внимание, что все выше перечисленные требования должны также учитываться вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалоб резидентов на вынесенные налоговым органом постановления о назначении административного наказания.

Одновременно, с целью организации мониторинга за проводимыми территориальными налоговыми органами мероприятиями валютного контроля, в части правильности квалификации нарушений, ФНС России поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам в функции которых входит осуществление валютного контроля:

1. Представлять в Управление международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России проекты актов проверок соблюдения валютного законодательства (до возбуждения дел об административных правонарушениях и не позднее, чем за 15 календарных дней до окончания проверки), предварительно доработанные управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации или межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в которых содержатся выводы о нарушениях валютного законодательства, ответственность за которые предусмотрена частям 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ

Указанные материалы необходимо представлять если предполагаемый размер административных штрафов по одному или нескольким нарушениям в отношении одного лица в проверяемом периоде в совокупности составляет:

  • в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — более 40 млн. рублей;
  • в отношении физических лиц и должностных лиц организаций — более 1 млн. рублей.

Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. К акту проверки должны прилагаться все копии документов, подтверждающие выводы налогового органа.

Материалы следует направлять не позднее чем за 6 месяцев до истечения установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства с учетом времени, необходимого на проверку представленной информации.

2. Руководителям территориальных налоговых органов взять на особый контроль исполнение положений настоящего письма;

3. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами

Репатриация средств — это возврат денег из других государств на родину.

Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.

Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.

Пример употребления на «Секрете»

«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».

Наказание

Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:

Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.

Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:

  • Если в рублях, то от 3% до 10% неполученной суммы.
  • Если в иностранной валюте или речь идёт о договоре займа с нерезидентом (независимо от валюты платежа), штраф составит от 5% до 30% неполученной суммы.
  1. Если сумма обязательств по внешнеторговому договору (контракту) не превышает 200 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то ответственность отсутствует вовсе.

Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Практика

Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.

Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.

Читайте также  Субсидии на сельское хозяйство в 2022 году: какие

Что изменилось на практике за последние годы:

До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.

Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.

Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.

Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.

До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.

Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.

Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.

Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.

Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.

Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.

Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.

С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.

Критика

Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».

В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.

Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.

На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.

При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.

Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.

В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector