7 пенсия по старости: понятие, условия

7 пенсия по старости: понятие, условия

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

ГАРАНТ:

Гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к настоящему Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1.1. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее — государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее — муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее — должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Информация об изменениях:

Статья 8 дополнена частью 1.2 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 2 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 2 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию

О продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, в зависимости от года назначения пенсии, см. приложение 3

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 3 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть 3 статьи 8 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Пенсии по старости: функции, признаки, разновидности

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

Термин «старость» можно рассматривать с позиции нескольких аспектов:

  1. с медицинской точки зрения она представляет собой состояние организма пожилых людей, которое можно характеризовать потерей способности к продолжению рода, полноценному труду, ухудшением здоровья;
  2. с юридического аспекта старость заключается в достижении возраста, который указывает закон.

Законодатель закрепил разные возрастные границы для старости. В первую очередь, классификация осуществляется в соответствии с половым признаком, когда нет речи о дискриминации, а возраст рассматривается в качестве дифференциации правового регулирования. Вне зависимости от того, что по статистике мужчины умирают раньше, чем женщины, право на пенсию у мужского пола возникает позже. Что касается пониженного возраст для выхода на пенсию женщин, то это связано с более сложной и напряженной жизнью, аспектами биологического характера, включая рождение и воспитание детей, большую нагрузку по ведению домашнего хозяйства и др. В последние годы можно наблюдать общемировую тенденцию в виде установления пенсионного возраста, единого для обоих полов. В нашей стране до последнего времени был самый низкий общий пенсионный возраст.

Так, в Германии пенсия начинает выплачиваться с 65 лет, если человек вносил взносы в течение 5 лет, с 63 лет право на пенсию возникает при условии, если взносы вносились в течение 35 лет. В Соединенных Штатах по стандарту пенсионный возраст 65-66 лет, в Японии — с 65 лет.

Низкая граница пенсионного возраста может быть установлена для тех людей, которые осуществляют трудовую деятельность в условиях, отличных от нормальных условий. Эти граждане имеют специальный страховой стаж.

Особенности и признаки пенсии по старости

Общие признаки пенсий, которые присущи для любого вида:

  1. государственный и правовой характер;
  2. периодичность выплат;
  3. осуществление выплат из Пенсионного Фонда (федеральных бюджетов);
  4. учет социальных факторов и трудового вклада граждан;
  5. соизмеримость суммы пенсии и заработной платы.

В число специфических признаков пенсии по старости можно включить:

  1. назначается в момент достижения человеком установленного возрастного предела;
  2. предусматривает страховой стаж соответствующей длительности;
  3. включает принцип постоянства (пожизненной выплаты);
  4. выплачивается вместо заработной платы или в качестве дополнения к ней;
  5. является основным (одним из основных) источников для жизни и существования пенсионеров.

Если учесть данные признаки, то понятие пенсии по старости представляет собой гарантированную государством ежемесячную пожизненную денежную выплату. Она должна быть соразмерна прежней заработной плате, назначаться по достижении определенного возраста при условии наличия страхового стажа требуемой продолжительности. Выплата пенсии происходит вместо оплаты по труду (как дополнение к ней).

Функции пенсии

Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.

В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.

Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.

Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.

Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.

Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.

Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).

Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.

В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.

Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.

Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.

Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.

Классификация пенсий

Классификация пенсии по старости проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, с помощью которых происходит регулирование ее предоставления:

  1. Законом о трудовых пенсиях назначается и регулируется:
    1. трудовая пенсия по старости (понятие предусматривает использование на общих основаниях);
    2. досрочная трудовая пенсия (назначается по старости по причине особых условий труда);
    3. досрочная трудовая пенсия для граждан-работников летно-испытательного состава;
    4. досрочная трудовая пенсия для прочих категорий;
    1. пенсия по старости для тех граждан, которые пострадали в ходе радиационных или техногенных катастроф;

    Разницу в рассмотренных видах пенсии можно отразить источником их финансирования. Так, финансирование трудовой пенсии происходит с помощью средств ПФР, пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф финансируются средствами федерального бюджета.

    Страховые пенсии по старости: понятие, условия назначения, размер

    См. также Постановление ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775

    Понятие страховой пенсии по старости

    Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

    Страховая пенсия по старости — один из видов страховой (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

    Виды страховой пенсии (ст. 6 ФЗ):
    1. по старости;
    2. по инвалидности;
    3. по случаю потери кормильца.

    Условия назначения страховой пенсии по старости

    К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся (ст. 8 ФЗ):

    • для мужчин – возраста 65 лет;
    • для женщин – возраста 60 лет;

    (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

    (исключение — лица, замещающие должности государственной гражданской службы РФ, субъектов РФ и должности муниципальной службы — см. в приложении 5 к ФЗ).

    Не менее 15 лет (повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляет 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.).

    Требование по наличию 30 баллов вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году).

    Замечание: Некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

    Получение гражданином страховой пенсии по старости осуществляется по заявлению об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (по соглашению).

    Работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

    Размеры страховых пенсий по старости

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по формуле:

    О порядке расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или доля страховой пенсии по старости (по инвалидности) см. части первую и вторую статьи 34 ФЗ.

    Одновременно со страховой пенсией может назначаться и пенсия за выслугу лет в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

    Условия выхода на страховую пенсию по старости

    ГУ — Главное управление ПФР № 7 по г. Москве и Московской области информирует об изменениях в пенсионном законодательстве с 01.01.2019г. В системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

    Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты либо накопительной пенсии.

    Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии.

    Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

    1. достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;

    Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, — возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.
    При этом если застрахованные лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

    Гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

    2. наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

    3. наличие минимальной суммы пенсионных баллов – не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

    ГУ — Главное управление ПФР № 7 по г. Москве и Московской области обращает Ваше внимание, что количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

    Читайте также  Потеряли коробку от обуви, товарный чек есть
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector