52н инструкция по бюджетному учету с изменениями

52н инструкция по бюджетному учету с изменениями

52н инструкция по бюджетному учету с изменениями

25 сентября 2020 г. вступили в силу изменения в федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»). Стандарт устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности организациями бюджетной сферы, поэтому важно изучить все изменения.

Централизация учета

Раздел «Общие положения» стандарта дополнен пунктом 4.1. Положения стандарта, которые касаются ведения учета и составления отчетности отдельных учреждений, распространены и на централизованную бухгалтерию (иное учреждение), если ей переданы полномочия по ведению учета (составления отчетности) учреждений.

Дополнена норма п. 14 СГС «Концептуальные основы» о единой учетной политике при централизации учета. Стандарт действует с 01.01.2018, т.е. с начала применения федеральных стандартов организациями бюджетной сферы. Положениями о единой учетной политике при централизации учета стандарт дополнен с 16.07.2019 (приказ Минфина России от 10.06.2019 № 94н). Позже аналогичные нормы были внесены в федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

По действовавшим нормам централизованным бухгалтериям следовало разрабатывать единую учетную политику для обслуживаемых учреждений. Теперь уточнено, что единую учетную политику необходимо разрабатывать и при централизации учета через Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований (они поименованы в стандарте как уполномоченные органы). Речь идет о ситуациях, когда таким органам передаются полномочия по начислениям физическим лицам, ведению бюджетного учета и составлению отчетности согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.2019 № 1890.

Уточнены (дополнены) формулировки, которые касаются централизации учета. В связи с положениями по единой учетной политике введено новое понятие «Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета».

Казначейский учет

С 01.01.2021 будут вступать в силу стандарты, которые касаются казначейского учета и отчетности. Подробнее читайте здесь.

Эти изменения не случайны – с 01.01.2021 вступят в силу поправки в БК РФ, которые касаются совершения операций через систему казначейских платежей. В связи с этим с 01.01.2021 будут применяться новые формулировки в СГС «Концептуальные основы». Положения п. 6 стандарта о представлении индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнены формулировками о казначейском учете, движении денежных средств через систему казначейских платежей.

Правила подписания электронных документов

Нормативными актами в области бухгалтерского (бюджетного) учета установлена возможность применения электронных первичных документов и регистров вместо бумажных (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее – Закон № 402-ФЗ, разд. 1 методических указаний, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее – Приказ № 52н).

Аналогичные положения содержит п. 32 СГС «Концептуальные основы». Ранее в нем была установлена необходимость подписания электронных документов электронными квалифицированными подписями. Теперь это правило изменено. Допускается использовать простую электронную подпись вместо квалифицированной в случаях, установленных СГС «Концептуальные основы» и иными нормативными актами, которые регулируют ведение учета и составление отчетности. Это случаи, когда электронные документы содержат несколько подписей ответственных лиц. Утверждающие подписи (руководителя, главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц) должны быть квалифицированными, подписи других ответственных лиц могут быть простыми электронными.

К примеру, в акте о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) есть подписи председателя и членов профильной комиссии, исполнителя и ответственного лица, а также утверждающая подпись руководителя. В случае оформления этого документа в электронном виде утверждающая подпись должна быть электронной квалифицированной подписью, подписи других лиц могут быть простыми электронными. Аналогичные изменения внесены в Приказ № 52н (приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н, вносящий поправки, вступает в силу с 27.09.2020).

Изготовление бумажных копий электронных документов

Пункт 32 СГС «Концептуальные основы» дополнен положениями об изготовлении копий электронных документов и их заверении. Уточнено, что если учреждению необходимо представить электронный документ другому лицу или в госорган, то копия на бумажном носителе изготавливается за счет учреждения. Аналогичная норма содержится в ч. 6 ст. 9, ч. 7 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, разд. 1 методических указаний, утв. Приказом № 52н.

Внесено положение о заверении копий электронных документов на бумажном носителе. Такой порядок должен устанавливаться учетной политикой. Ранее аналогичное положение содержалось в разд. 1 методических указаний, утв. Приказом № 52н.

Принятие к учету скан-копий документов

Пункт 32 СГС «Концептуальные основы» дополнен порядком принятия к бухгалтерскому учету скан-копий документов, сформированных на бумажном носителе и подписанных собственноручными подписями. Они могут быть приняты к бухгалтерскому учету при одновременном выполнении следующих условий:

  • скан-копии соответствуют положениям, установленным в п. 26 СГС «Концептуальные основы»;
  • скан-копии подписаны квалифицированной электронной подписью лица, ответственного за оформление первичного документа и (или) лица, ответственного за формирование (передачу) скан-копий.

Похожие положения внесены в Приказ № 52н.

Первоначальная стоимость объектов, полученных по необменным операциям

Пункт 52 СГС «Концептуальные основы» дополнен в части определения стоимости объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств), полученных по необменным операциям.

Если речь идет о поступлении объектов от собственника (учредителя), других организаций бюджетной сферы, то они ставятся на учет по стоимости, указанной передающей стороной. Для нефинансовых активов это ранее было установлено:

    , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н); федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства»); федерального стандарта «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее – СГС «Запасы»).

Если речь идет об иной необменной операции (к примеру, безвозмездное поступление нефинансовых активов от организаций небюджетной сферы), теперь действует следующий порядок определения стоимости объектов.

Объекты ставятся на учет по справедливой стоимости либо по стоимости из документов передающей стороны. Основываясь на положениях п. 22 СГС «Основные средства», п. 22 СГС «Запасы», приоритетной является справедливая стоимость актива.

Если объекты не могут быть оценены по справедливой стоимости и в передаточных документах нет данных о стоимости объектов, то они принимаются к учету по стоимости, по которой они были учтены у передающей стороны.

Организации, которые не относятся к бюджетной сфере, не применяют стандарты бухгалтерского учета госфинансов. Соответственно, они не обязаны сообщать учреждению сведения о стоимости объектов. Поэтому при заключении договоров целесообразно согласовать предоставление необходимых сведений.

Если данные предыдущего правообладателя (балансодержателя) о стоимости поступивших объектов недоступны, они принимаются к учету в условной оценке «один объект, один рубль».

Подобный порядок определения стоимости объектов установлен с 01.01.2020 для материальных запасов (п. 22 СГС «Запасы»).

Стоимость активов при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы

Уточнено положение, которое ранее было установлено для основных средств и материальных запасов в соответствующих стандартах. Если учреждение отчуждает (продает, передает безвозмездно) активы организациям небюджетной сферы, их следует учесть перед передачей по справедливой стоимости. Результат переоценки активов до справедливой стоимости отражается в составе финансового результата. При этом применяется подстатья 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ (п. 9.7.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017).

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Новости

С 2021 года – новые формы «первички»: Приказ № 52н планируется полностью заменить

Минфин России разместил на портале проектов НПА проект нового документа 1 , который должен заменить собой Приказ № 52н об утверждении унифицированных форм первичных учетных документов и бухгалтерских регистров. Такой шаг, по словам разработчиков проекта, обусловлен необходимостью перевода первичных документов и регистров бухгалтерского/ бюджетного учета на электронный документооборот в рамках реализуемой на федеральном уровне централизации функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.

Ведомство намерено ввести 16 новых форм первичных документов:

  • 0504431 «Ведомость группового начисления доходов»
  • 0504432 «Извещение о начислении доходов»
  • 0504433 «Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств»
  • 0504434 «Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование»
  • 0504435 «Акт об утилизации нефинансовых активов»
  • 0504436 «Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет»
  • 0504437 «Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами. «
  • 0504439 «Решение о проведении инвентаризации»
  • 0504440 «Решение комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов о прекращении признания активом объекта нефинансового актива»
  • 0504441 «Решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов»
  • 0504442 «Решение комиссии по поступлению и выбытию активов об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы»
  • 0504445 «Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по платежам в бюджет»
  • 0504446 «Решении о восстановлении кредиторской задолженности»
  • 0504836 «Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств»
  • 0504837 «Ведомость начисления доходов»
  • 0504838 «Ведомость выпадающих доходов»

Заметим, что некоторые из этих форм учреждения сейчас разрабатывают самостоятельно и закрепляют в учетной политике. Это такие документы, как, например, Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств и Акт ликвидации (уничтожении) основного средства.

А перечень форм бухгалтерских регистров планируется дополнить тремя новыми позициями:

  • 0504211 «Карточка капитальных вложений»
  • 0504212 «Журнал операций по забалансовым счетам»
  • 0504213 «Карточка учета прав пользования активом»
  • Минфин планирует начать применять новый документ уже с 2021 года.

Но очевидно, что к 1 января 2021 года документ еще не будет готов к вступлению в силу — до 28 декабря продлится только этап общественного обсуждения проекта. Так что начинать новый год учреждениям предстоит с действующим Приказом № 52н. Напомним, что осенью текущего года в Приказ № 52н были внесены масштабные поправки, применять которые многие учреждения должны начать не позднее 1 января 2021 года.

1 С текстом документа и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/12-20/00111578).

Бюджетный учет в 2021 году

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

С 1 января 2021 в дополнение к указанной инструкции и другим ФСБУ появилось семь новых:

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

Изменения в плане счетов

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Новые электронные формы первичных документов

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

Изменения в КБК

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

Система казначейских платежей

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

Сдавайте отчетность в контролирующие органы в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Обзор изменений в «первичке» и регистрах бухгалтерского учета

Одним из заметных изменений лета 2020 г. стало введение нового порядка применения первичных документов и учетных регистров, закрепленного обновленной редакцией приказа №52н (Приказ МФ РФ №103 от 15.062020) и поправками СГС «Концептуальные основы» (Приказ МФ РФ от 30.06.2020 №130н). Внедряемые законодателем новшества приняты в целях поддержки постепенной централизации учета на всех уровнях бюджетной системы и переходу к электронному документообороту.

Новые формы электронной «первички»

Разработано 7 новых форм электронной «первички»:

  • Решение о командировании на территории РФ (ф. 0504512).
  • Изменение Решения о командировании на территории РФ (ф. 0504513).
  • Решение о командировании не территорию иностранного государства (ф. 0504515).
  • Изменение Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516).
  • Решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и членов их семей (ф. 0504517).
  • Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518).
  • Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520).

Поскольку в том или ином виде вопросы обоснований закупок малого объема, решений о командировках и компенсациях в учреждениях, как правило, формализовано на уровне Учетной политики, кадрового и бухгалтерского документооборота, введенные поправки в части электронного документооборота потребует изменений в Учетной политике.

Отдельного внимания требует «Отчет о расходах подотчетного лица» (ф. 0504520), так как фактически остаётся действующей ранее утвержденная форма «Авансовый отчет» (ф. 0504505). В вопросе применения той или иной формы можно руководствоваться правилом: форма 0504520 применяется, если учреждение перешло на электронный документооборот, в противном случае применяется форма 0504505.

В список электронных регистров включены две новые формы:

  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).
  • Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0504094).

Переход на применение электронного документооборота

Рассмотрим три главных вопроса о порядке перехода на применение электронного документооборота:

  1. Для кого и когда применение обязательно?
  2. Как и когда на электронные документы должны перейти другие учреждения?
  3. Можно ли использовать унифицированные электронные формы для оформления бумажных документов?

Применение электронного документооборота обязательно с 01.01.2021 (или ранее, по мере технической готовности) для тех учреждений, которые передали полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета согласно Решению правительства, регионального или муниципального уровня.

Что касается других учреждений (под «другими» понимаются учреждения, которые имеют свою бухгалтерию или же передали полномочия по ведению бухгалтерского учета добровольно), то жесткие сроки не установлены, у учреждений есть право самостоятельно определить период перехода на применение электронной «первички».

Применение унифицированных форм электронных документов в рамках «бумажного» документооборота допустимо, в таком случае следует закрепить порядок оформления и дату начала применения новых форм в Учетной политике.

Порядок подписания электронной «первички» остается неизменным – с помощью квалифицированной электронной подписи (ЭЦП), однако в обновленном Приказе №52н есть поправки, позволяющие подписывать некоторые электронные документы простой ЭП (подписью исполнителя документа).

Как правило, ЭЦП требуется для документов, составляемых для внешних контрагентов (в рамках электронного документооборота), а также для документов, где предусмотрено несколько подписей (в том числе подписи руководителя, главного бухгалтера, кассира).

Использование скан-копий документов

Еще одним новшеством является возможность принятия к учету скан-копий документов, что существенно облегчит работу централизованных бухгалтерий и учреждений с сетью филиалов. К учету можно принимать даже скан-копии приходных и расходных кассовых ордеров. По сути, применение скан-копий может применятся учреждениями в рамках полного или частичного электронного документооборота.

Ответственность за соответствие скан-копии оригиналу документа может быть возложена на лицо, ответственного за оформление операции и составления документа, либо на лицо, ответственного за создание и передачу скан-копии. Порядок необходимо закрепить в Учетной политике и графике электронного документооборота.

Заверение скан-копий возможно только квалифицированной ЭП.

Порядок заверения «бумажных» копий снятых с электронных документов необходимо закрепить в Учетной политике (например: копии электронных документов формируются на бумажном носителе и заверяются надписью «Копия электронного документа верна» с указанием должности, ФИО ответственного лица и даты заверения).

Изменения в учетных регистрах и первичных документах

Новая редакция Приказа №52н пополнила список журналов операций двумя новыми регистрами – «Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет» и «Журнал операций межотчетного периода». Ранее необходимость обособлять операции по исправлению ошибок прошлых лет была указана в пункте 18 Инструкции 157н, теперь советующая норма напрямую закреплена в Приказе №52н.

Есть уточнение по порядку формирования «Главной книги», а именно формирование должно проводиться в разрезе каждой обслуживаемой ЦБ, для каждого бюджета, доходы которого администрируются. Формирование «Главной книги» по-прежнему проводится ежемесячно, но для централизованных бухгалтерий есть уточнение – при получении полномочий на основании решения НЕ РЕЖЕ 1 раз в месяц (конкретная периодичность устанавливается в Учетной политике). Ранее известное требование — развернутые показатели представляются в положительном значении, развертыванию подлежат счета 205,208,209,210 10,303, 304 04,304 06 – теперь напрямую определено в Приказе №52н.

Еще одно новшество, которое ранее применялось на практике, но теперь становится прописным, это применение унифицированных печатных форм извещения (ф. 0504805) и бухгалтерской справки (ф. 0504833). «Извещение» как бухгалтерский документ может применяться в целях дополнительного подтверждениям сторонами взаимосвязанных операций, по которым оформлены первичные документы, «Бухгалтерская справка» может применяться для отражения проводок на основании первичного документа.

В некоторой степени изменился порядок применения «Расчетной ведомости» (ф. 0504402) и «Платежной ведомости» (ф. 0504403). Теперь «Расчетная ведомость» может применяться для отражения начислений в течение месяца, а также сумм, причитающихся к выплате при окончательном расчете, по наличным и безналичным расчетам. «Платежная ведомость» применяется в случаях начисления с оформлением «Расчетной ведомости» (ф. 0504402). Таким образом, учреждению необходимо установить в Учетной политике один из допустимых вариантов оформления выплаты заработной платы, стипендий, пособий и выплат по договорам, а именно: применение только «Расчетно-платежной ведомости» (ф. 0504401) или же применение «Расчетной ведомости» и «Платежной ведомости».

Следует обратить внимание на изменение порядка применения форм «Требование – накладная» (ф.0504204) и «Приходного ордера» (ф. 0504207). Теперь отражение операции сдачи на склад остатков материальных запасов, образовавшихся в результате разборки, выбытия ОС необходимо оформлять «Приходным ордером» (возможность применения требования-накладной в такой ситуации упразднена).

Читайте также  Профзаболевания: какие выплаты и льготы, индексация

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор: Евгения Красноченко,
старший методист Департамента проектов внедрения и консалтинга компании «ГЭНДАЛЬФ»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector